Для правильной и долгосрочной эксплуатации мотора, необходима соответствующая температура. Системы охлаждения двигателя (СО) предусмотрены именно для ее достижения и удержания. В материале рассмотрим устройство, части, частые поломки.
Разновидности систем охлаждения двигателя
Есть 2 основных способа регулирования нагревания мотора: благодаря охлаждающей жидкости (антифризу/тосолу) и за счет принудительного движения воздуха. Соответственно выделяют 3 разновидности охлаждающих систем:
- Воздушная. Фактически – это обдув с целью вытеснения горячего воздуха в атмосферу. Самостоятельно воздушное охлаждение не пользуется популярностью из-за низкой производительности. Еще один минус такой системы высокий шум.
- Жидкостная. Устройство, в которой работу по отводу тепла выполняет жидкость. Бывает принудительная, термосифонная и комбинированная. Более эффективна и менее шумная по сравнению с предыдущей, но имеет свои особенности. Дополнительно делятся на 2 подвида: открытые и закрытые. Открытые оборудованы пароотводной трубкой, а вторые изолированы от внешней среды.
- Комбинированные системы охлаждения объединяют обдув воздухом и жидкостные контуры.
Как работает жидкостная
Устройство системы охлаждения двигателя несложное. После активации двигателя за счет функционирования насоса антифриз начинает перемещаться по системе, двигаясь от горячих элементов двигателя. После чего возвращается по обходным шлангам в насос. Большинство моделей также предусматривают постоянную циркуляцию антифриза в отопителе печки.
При достижении уровня температуры 81-90 °С, клапан термостата открывается, охлаждающая жидкость (ОЖ) начинает движение по большому кругу. В него входит основной радиатор охлаждения, расположенный за радиаторной решеткой. Дополнительно может использоваться вентилятор радиатора, если машина стоит, не обдувается набегающим воздухом. Перемещение ОЖ в узлах всей системы при этом не останавливается.
Кардинального отличия в устройстве систем охлаждения в зависимости от марки производителя авто нет, но есть основные 2 особенности: расположение термостата по направлению движения антифриза и наличие расширительного бачка с функцией циркуляции под давлением или без.
Элементы современной системы охлаждения двигателя
Главная функция жидкостной системы охлаждения, как и любой другой, – это обеспечить двигателю задуманную инженерами температуру функционирования. Конструкция практически у всех моделей одинаковая. Приборы системы охлаждения следующие:
Рубашка охлаждения. Это каналы в моторе с уплотнителями на месте соединения блока и головки цилиндров (ГБЦ).
Насос (помпа) для антифриза. Предназначен для движения ОЖ. Запускается от коленчатого вала мотора или распредвала. Некоторые современные моторы используют электрические модели, работающие по необходимости, обеспечивающие быстрое прогревание и уменьшающие топливный расход.
Термостат. Это автоматический клапан, который открывает доступ ОЖ к основному радиатору. В новых моделях при необходимости используется ТЕН для подогрева жидкости и своевременного открытия термостата.
Соединительные шланги или же патрубки. Они связывают элементы воедино.
Радиатор. Это теплообменник с двумя отверстиями на вход и выход, соединенными между собой алюминиевыми или медными трубками для нагретого антифриза. Для лучшего теплообмена к ним присоединены пластины, а встроенный вентилятор улучшает обдув воздухом.
Радиатор отопителя. Предназначен для нагрева воздуха в салоне авто. Материал о самостоятельной промывке радиатора отопителя найдете по ссылке.
Расширительный бачок. Используется для хранения антифриза. Бывает циркуляционный (под давлением) или тупиковый (без давления). Изготавливается как правило из полупрозрачной пластмассы с отметками заполненности.
Пробка расширительного бачка. Закрывает горловину для заливки антифриза. Используется для создания избыточного давления и отсрочки срока закипания. Имеет встроенный клапан, позволяющий уменьшить лишнее давление. Когда мотор выключен, клапан открывается, чтобы не образовалось лишнее разрежение. В некоторых моделях устанавливаются выпускной и впускной клапаны. Также есть модели с обычной пробкой, но клапаны устанавливаются на пробке радиатора и регулируют давление в системе.
Датчик температуры. Контролирует уровень температуры ОЖ и передает данные на комбинацию приборов. Есть системы в которых несколько датчиков. Материал, посвященный проверке датчика температуры охлаждающей жидкости ДТОЖ, найдете по ссылке.
Вентилятор. Используется для принудительного охлаждения в случае отсутствия достаточного обдува. Современные модели оснащены электрическими вентиляторами. Они включатся по требованию и экономят мощность двигателя.
Самое главное, от чего зависит вся работа системы – это охлаждающая жидкость. Она должна быть высокого качества от проверенного производителя. Состав включает воду и этилен или пропиленгликоль, а также присадки от коррозии и пенообразования. Температура замерзания должна быть ниже -40°С, а кипения больше 105°С.
Загрузка ...
Поломки жидкостной
Все элементы системы охлаждения, как и любой другой прибор, имеют свой срок годности, особенно учитывая постоянное воздействие повышенных температур и других внешних факторов. Наиболее часто возникают следующие проблемы:
Самая частая неисправность — потеря свойств антифриза. Что приводит к коррозии элементов, образованию осадка, грязи.
Протечки патрубков и соединений. Для укрепления соединений берут хомуты (бывают винтовые и проволочные). Рекомендуют брать проволочные или же пружинные хомуты. Их отличительная черта – равномерное давление по поверхности обжима и долговечность.
Протечки в радиаторе. Радиатор системы охлаждения двигателя всегда подвергается наибольшему влиянию реагентов и ударам камней. Из-за этого появляются микротрещины. Для их устранения рекомендуется использовать специальные герметизирующие средства. Иногда для закупорки микротрещин в антифриз добавляют сухую горчицу. Если использовать этот метод, рекомендуется тщательно промывать всю систему для исключения образования пробок. В любом случае это временное решение проблемы.
Течь сальника помпы. Приводит к снижению уровня антифриза, а со временем к поломке подшипника насоса. Заметить такую поломку легко по подтекам.
Зависание клапана термостата. Закрытый клапан приводит перегреву и последующей поломке двигателя. Открытый – приводит к быстрому износу постоянно недогретого мотора, большому расходу горючего и неработающей печке.
Заедание клапана крышки расширительного бачка или радиатора. Открытый клапан препятствует созданию избыточного давления, антифриз начинает закипать уже на малых температурах. Из-за закрытого клапана возрастает давление при работающем двигателе выше расчетного, что может привести к протечкам и разрывам патрубков, и даже бачка. Когда двигатель остывает из-за разрежения, возникает подсос воздуха и, как следствие, нарушается циркуляция жидкости. Избежать проблемы поможет осмотр на загрязнения, накипь и ржавчину, еще и проверка правильной работы клапана. Если при сжатии клапана присутствует свист, а при отпускании – шипящий звук, значит все хорошо.
Как обслуживать систему охлаждения автомобиля
Система охлаждения дигателя требуют ухода. Для этого нужно следовать нескольким правилам:
- Периодически менять антифриз. Замену следует проводить как минимум раз в несколько лет (периодичность также зависит от качества используемого материала). Обычно производитель рекомендует жидкость залитую на заводе поменять через 100-120 тыс. км пробега, затем каждая следующая смена проводится раз в 60 тыс. км.
- Проверять на наличие протечек.
- Следить за состоянием расширительного бачка. Если в рабочая жидкость изменила цвет, появились примеси, меняйте с промывкой.
- Проверять состояние регулирующей давление крышки.
- Менять антифриз в случае замены насоса (помпы).
- Перед заменой антифриза делать промывку (хотя бы дистиллированной водой). Также в случае перегрева двигателя и неправильной работы отопителя. Промывку следует также проводить после использования некачественного антифриза и герметика. Материал подробно рассказывающий о промывке системы охлаждения по ссылке.
Эти простые правила позволят избежать большинства распространенных проблем с СО.
Воздушная система охлаждения
Система охлаждения, в которой действующим веществом является воздух, содержит такие элементы:
- Вентилятор. Состоит из диффузора, который имеет неподвижные лопатки и направляют воздух, и ротор. Запускается через ремень и работает от шкива коленчатого вала.
- Съемный кожух.
- Дефлекторы и контрольные приборы.
Воздушная система охлаждения работает по следующей схеме. Для начала создается поток воздуха вентилятором. Благодаря этому термонагруженные блок цилиндров и головка омываются постоянным потоком воздуха снаружи и одновременно с этим охлаждаются. Излишки тепла при этом уходят в окружающую среду.
Понятно, что поток воздуха направляется на элементы, которые нагреваются больше всего, а именно цилиндры и головку. Интенсивность охлаждения этих деталей зависит непосредственно от качества вентиляторов и правильности направления потока. Для лучшего отвода тепла на картере двигателя отливаются специальные пластины. Между ними двигается воздух, отводя тепло.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.