Реальные цифры температуры кипения антифриза, как избежать закипания авто

график зависимости температуры кипения антифриза и содержания этиленгликоля Система охлаждения

Одна из главных характеристик антифриза — температура кипения. При этом ключевой параметр, относительно которого следует принимать решение об использовании той или иной ОЖ на конкретной модели двигателя – это рекомендации производителя, в которых указано антифриз на какой основе можно применять. В тексте подробно разобран вопрос о температуре кипения охлаждающей жидкости.

От чего зависит температура кипения антифриза

Большая часть антифризов, присутствующих на рынке, состоит из двух фракций – воды и гликоля разных типов. Первая нужна для придания «тосолу» необходимой жидкой консистенции, вторая – для обеспечения нужных температур кипения и замерзания.

Антифриз давит через бачок
Антифриз выдавливает через бачок, одна из возможных причин — кипение

Вода – неплохое охлаждающее средство сама по себе, и исторически она использовалась как на автомобильных, так и на авиационных двигателях. Однако её применению в этом качестве мешают две особенности – замерзание при отрицательных температурах, а также кипение при достижении температуры в 100 градусов по Цельсию. Потому на современных машинах используются разные смеси воды с гликолем.

Температура кипения антифриза напрямую зависит от процентного соотношения воды и гликоля в смеси. Чем больше доля последнего, тем выше точка кипения. Однако при этом возрастает показатель вязкости охлаждающей жидкости, что вредно для охлаждающей системы в целом.

график зависимости температуры кипения антифриза и содержания этиленгликоля

Охлаждающие жидкости выпускаются в разных пропорциях воды и гликоля в зависимости от конкретных климатических условий. При пересечении нескольких климатических зон желательно «тосол» менять. Применяются следующие пропорции:

  • Для южных регионов – 40% воды и 60% гликоля.
  • Для умеренных зон – 50/50.
  • Для северных районов – 60/40.

В России, в северных зонах континентального сухого климата, например, в Якутии, соотношение и вовсе может составлять 65/35. Это обеспечивает оптимальную температуру закипания тосола, точнее застывания.

Зависимость температуры кипения антифриза от содержания этиленгликоля
Содержание этиленгликоля,
%
Температура кипения при атмосферном давлении
ºC
Температура кипения при 103,4 кПа (1,02 атм)
ºC
0100120
40105126
50108129
60110132

Примерная температура кипения разных антифризов

В современной отечественной автомобильной практике существует два термина, обозначающих охлаждающие жидкости – тосол и антифриз. Вокруг различий между ними ходит много споров, однако в настоящем разницы между ними практически нет. Просто тосол – это жидкость, которую некогда начали производить в СССР как альтернативу воде в системах охлаждения двигателей, а антифриз – западный термин, пришедший в 1990-е гг.

То есть можно считать, что тосол – это конкретная марка антифриза, которую отличает применение неорганических присадок к воде и гликолю (хотя и это правило уже не всегда соблюдается производителями, для производства ряда тосолов используются и неорганические присадки).

цвета антифриза

Выделяют три основных класса антифризов и тосолов, разница между которыми заключатся в температуре кипения.

  • G13 – фиолетовые и розовые жидкости, температура кипения в диапазоне от 108 до 114 градусов;
  • G12 – красные (или оттенков красного), температурный диапазон от 105 до 115 градусов при атмосферном давлении. «Закипятить» такую жидкость почти нереально;
  • G11синие и зелёные цвета, диапазон кипения в интервале от 109 до 115 градусов. При этом синие имеют температуру замерзания до -50 градусов, а зелёные – только до -25. (Т.е. температура кипения почти на зависит от цвета ОЖ.)

Справедливости ради стоит отметить, что общепринятой классификации антифризов нет ни по температуре кипения, ни по цвету. Приведенное разделение было введено компанией Volkswagen, которое активно подхватили производители охлаждающих жидкостей. А цвет – всего лишь краситель. Смесь воды и этиленгликоля прозрачна.

Таблица температур кипения антифризов разных производителей

Температура кипения разных антифризов
Антифриз/тосолТемпература начала кипения
ºC
Температура кипения
ºC
Горит или не горит
Аntifreeze Maxim7084горит
Antifreeze G11 Pilot7084горит
Unix Antifreeze7988горит
Nord Antifreeze106109не горит
Sintec Euro G1199105не горит
ТCL Anti-Freeze100105не горит
CoolStream Standard105109не горит
Тосол –40 Felix99105не горит
Тосол Айсберг103106не горит
Тосол Аляsка9193горит
Тосол Дзержинский Maxim7089гоирт
Тосол-север 40103106не горит
Измерения проводились в лаборатории по инициативе журнала За рулем

Объясним очень высокие заявляемые температуры кипения

Температура закипания антифриза одинакова почти на всех марках охлаждающих жидкостей, если говорить о смесях схожей консистенции, то есть с примерно одинаковым содержанием гликоля. В то же время, на одних упаковках нередко можно встретить показатели, сильно отличающиеся от таковых у других производителей. Так, иногда можно увидеть температуру кипения около 150 ºC.

Секрет прост – производители часто хитрят и указывают температуру кипения при повышенном давлении.

Из школьного курса по термодинамике известно, что точка кипения жидкости увеличивать при увлечении давления. Так, скажем, обыкновенная вода закипает при 100 градусах только при атмосферном давлении, но если на нее оказать давление в 103,4 кПа, то температура возрастет до 120 градусов.

Давление в охлаждающей системе двигателя зависит от конкретной его модели, но в целом оно заметно выше атмосферного, находясь в интервале от 101,3 до 102,6 кПа. Потому в ней температура кипения антифриза возрастает примерно на 20 градусов.

Таим образом, если производитель тосола указывает точку кипения близкую к 150 ºC, он хитрит, так как указывает показатель для жидкости, находящейся в системе двигателя. Многие компании-производители указывают на упаковке две температуры – при рабочем и при атмосферном давлении.

Указана температура кипения антифриза при разном давлении

Признаки закипания охлаждающей жидкости

Существуют несколько основных и очевидных признаков, по которым можно определить закипание антифриза или тосола. Как правило, они возникают все вместе, но не всегда.

  • Резко возрастает расход топлива.
  • Резко падает мощность двигателя.
  • Показания датчика температуры двигателя находятся на отметке, близкой к «красной зоне» или уже находятся в ней.
  • Из-под капота обильно валит белый пар.

При подозрении на закипание антифриза необходимо как можно быстрее остановить автомобиль. Езда на «перегретом» моторе может не только закончиться его критической поломкой, но также стать причиной пожара.

Система охлаждения

Чем опасен поддельный антифриз

На рынке существует огромное количество поддельных антифризов, которые стоят дешевле, однако в их химической основе лежит метанол. Он активно испаряется уже при 64 градусах при атмосферном давлении, что делает его применение для охлаждения даже менее эффективным, чем использование проточной воды. Смесь метанола с водой и глицерином даёт температуру закипания всего в 80 градусов.

Подделка в большинстве случаев будет быстро испаряться, что приведёт к перепадам давления в системе охлаждения. Это негативно сказывается на гильзах, насосах и других деталях охлаждающей системы двигателя.

Также быстрое испарение тосола в системе приводит к образованию паровых пробок и постоянным перегревам мотора. А еще метанол пожароопасен, а пары от его испарения плохо влияют на дыхательную систему человека.

К чему приводит кипение

При достижении температуры кипения антифриза необходимо немедленно остановить автомобиль. Если сделать это сразу, то ничего страшного с системами двигателя не произойдёт, однако если «крутить» такой двигатель больше 15 минут, то вероятными станут следующие последствия.

  • Утечки в системе охлаждения, в том числе в основном радиаторе.
  • Повреждение патрубков системы охлаждения.
  • Снижение ресурса поршневых колец двигателя.
Трещина в головке блока
Трещина в ГБЦ — возможный результат перегрева

Если же ездить на перегретом двигателе длительное время, то поломки будут серьезнее.

  • Повреждения головки блока цилиндров (ГБЦ).
  • Повреждения клапанных механизмов.
  • Повреждение прокладки ГБЦ.
  • Повреждение поршневых колец.
  • Задиры на стенках цилиндров.
  • Деформация гнёзд клапанов и другие критические неисправности двигателя.

Что делать, если антифриз закипел

При обнаружении на ходу признаков закипания тосола необходимо выполнить следующую последовательность действий.

  1. Переключиться на нейтральную передачу (по возможности), то есть снять с мотора нагрузку.
  2. Включить «печку».
  3. Остановить машину на обочине.
  4. Заглушить двигатель, но «печку» не отключать.
  5. Открыть капот для лучшего охлаждения.

Далее возможны три варианта развития событий.

  • Первый – найти и устранить неисправность на месте своими силами, если это возможно.
  • Второй – вызвать эвакуатор, который отвезёт машину в сервис.
  • Третий – дать двигателю остыть и своим ходом ехать в сервис. Придётся постоянно останавливаться по дороге, чтобы не давать мотору перегреваться.

На вашем авто закипал антифриз?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Причины закипания

Система охлаждения достаточно сложна конструкционно, потому причин достижения жидкостью температуры кипения может быть несколько. Ниже перечислены основные. Большинство из них можно устранить собственными силами.

Мало охлаждающей жидкости

Чаще всего точка кипения антифриза достигается из-за недостаточного уровня охлаждающей жидкости в системе. Проверить его можно на холодном моторе по шкале на расширительном баке под капотом – если уровень жидкости находится ниже минимальной планки, необходимо её просто долить.

Низкий уровень антифриза

Важно учитывать при этом два момента:

  • Необходимо дождаться остывания мотора перед заливкой.
  • Если же жидкость заливалась недавно, и теперь её уровень ниже минимума, значит необходимо проверить целостность системы охлаждения, устранить течи, и только после этого производить доливку.

Пробка

Иногда из-за разницы давления в системе охлаждения может образоваться воздушная пробка, нередко это происходит при полной замене антифриза. Устранить её можно самостоятельно по следующему алгоритму действий (проще это сделать с помощником).

  1. Установить автомобиль на наклонной поверхности, чтобы передняя часть была выше.
  2. Снять пробку радиатора.
  3. Второму человеку необходимо запустить мотор и периодически нажимать на педаль газа на холостом ходу.
  4. Первый же должен «выгнать» пузыри из системы, сдавливая патрубки системы до тех пор, пока в горловине радиатора не перестанут появляться пузыри воздуха.
  5. Довести уровень охлаждающей жидкости до нормы.

Охлаждающая жидкость низкого качества

Поддельный антифриз создаёт в системе охлаждения агрессивную среду, которая способствует быстрому износу механизмов. Сильнее других страдает помпа, а именно вращающая крыльчатка, идущая от вала, благодаря которой обеспечивается циркуляция жидкости.

Из-за некачественного тосола деталь покрывается коррозией и со временем может полностью остановиться.

Если ОЖ в системе не движется, то она очень быстро закипает, причём наблюдаться кипение будет также и в расширительном бачке под капотом моторного отсека.

Антифриз исчерпал ресурс

Температура кипения любого тосола со временем снижается, так как его химический состав меняется из-за взаимодействия с металлами, резиной и другими веществами, из которых изготавливаются детали охлаждающей системы. То есть со временем антифриз будет закипать всё быстрее и при меньшей рабочей температуре. Если это так, его необходимо срочно поменять.

как долить охлаждающую жидкость

Характерный признак отработавшего хладагента – изменение цвета жидкости, появление коричневатого оттенка, свидетельствующего о коррозии в системе.

Термостат неисправен

Термостатом называют клапан, задачей которого является открытие и закрытие шлангов системы охлаждения. Как правило, при неисправном термостате движение тосола идёт только по внутреннему, «малому», кругу. Чтобы проверить систему на неисправность термостата, нужно просто после запуска холодного мотора проверить рукой температуру патрубков «внешнего» контура. Если они холодные, значит, устройство работает некорректно.

Термостат

Поломка вентилятора

Вентилятор – важная часть охлаждающей системы, и его выход из строя также может привести к критическому повышению температуры антифриза. Увы, но на месте с его поломкой разобраться, скорее всего, не получится – причины могут крыться в нарушении проводки, неисправности электромотора, датчиков и других составных модулей. Вентилятор должен включаться, когда для охлаждения радиатора не хватает набегающего воздуха.

Радиатор неисправен

Радиатор ответственен за теплообмен. Он может быть нарушен, если «соты» устройства забились. Произойти это может по двум причинам:

  • Снаружи попала грязь и забила отверстия.
  • В системе применялся хладагент (тосол) низкого качества, использование которого привело к обильному образованию накипи.

Течь антифриза

Как избежать кипения

Лучшее средство борьбы с неисправностями охлаждающей системы – профилактика. Чтобы система работала долго и качественно, нужно просто придерживаться следующих правил её эксплуатации.

  • Не доводить систему до высшей температурной точки, заранее устраняя возможные неисправности (протечки, пробои и так далее).
  • Для разбавления тосола использовать только мягкую воду, а лучше дистиллированную.
  • Использовать только качественный тосол, рекомендуемый автопроизводителем.
  • Менять антифриз согласно регламенту производителя, учитывая сложные условия эксплуатации.

Антифриз в масле: признаки, причины, решения

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий