Как проверить, работает ли помпа

новая и старая помпа Система охлаждения

Если есть сомнения в корректности работы насоса системы охлаждения мотора, расскажем, как проверить помпу, не снимая. Перечислим причины и признаки неисправности помпы.

Приходилось менять помпу на авто?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Что такое помпа в авто, и ее назначение

помпа автомобиля

Жидкость в охлаждающей двигатель системе сама не движется. По этой причине в систему охлаждающую мотор включена помпа. Она позволяет охладителю циркулировать по ДВС. Благодаря этому забирается и отводится тепловая энергия.

Больше насос ничего не делает. Однако от его работоспособности зависит, нормально ли будет функционировать двигатель. Без насоса движок подвергнется быстрому перегреву, так как тепловая энергия не будет отводиться.

помпа в системе охлаждения расположение

В авто применяется центробежная водная помпа. Она имеет простую конструкцию, и выполняет свою задачу довольно долго. Для привода необходимо усилие, которое поступает от коленвала. Передача усилия обеспечивается ременной передачей.

Ресурс водяного насоса

Помпа является расходником, но может прослужить довольно долго. Какого-то определенного интервала замены помпы нет. Но в среднем насосы служат 80-120 тыс. км.

устройство помпы

На период эксплуатации насоса влияет качество охладителя (антифриза). Также имеет значение своевременность замены. Если начал протекать сальник или возникли иные неисправности помпы, нужно проводить замену, не откладывая.

Признаки неисправности помпы

Есть 6 признаков того, что в насосе возникли неполадки. Основные признаки неисправности помпы таковы:

Помпа место установки и старая и новая
Поменять насос хлопотно
Признаки неисправности помпы
помпа автомобиля
Признак
Пояснение
Странные звуки Часто частично сломанный водный насос охлаждающей системы при функционировании издает странные шумы, «подвывает». Это может быть обусловлено сильной изношенностью подшипникового элемента, прикосновением крыльчатки к корпусной части при кручении.
Люфт шкива помпыЛюфт появляется из-за деформирования либо естественного изнашивания подшипника кручения. Проверку выполнить несложно. Нужно расшатать помповый вал в разные стороны пальцами. Если люфт есть, он будет нормально чувствоваться тактильно. Появление люфта приближает разгерметизацию помпового сальника, протечки охладителя.
Возникновение протечекОхладитель может течь как из уплотнительного элемента, так и из иных частей, к примеру, из крыльчатки. Антифриз в такой ситуации возможно заметить на корпусной части насоса, области его фиксации или под ним. У помп есть специальное отверстие, через которое вытекает немного антифриза при потере герметичности первого сальника.
Запах охладителяЕго возможно почувствовать как в пространстве под капотом, так и в салоне. Испаряющийся антифриз проникает внутрь машины через вентиляционный комплекс салона. Тосол обладает немного сладким запахом.
Несоосное креплениеПроблему возможно заметить визуально. Также можно приложить ровный объект, к примеру, линейку, в одну плоскость с роликовыми элементами и насосом. В такой ситуации может наблюдаться подъедание ремня.
Существенное увеличение температурных показателей мотораМожет повыситься температура антифриза. Об этом скажет сигнальный индикатор на панели приборов. В критичных ситуациях тосол банально закипает, из радиатора выходит пар. Использовать авто в подобной ситуации нельзя.
течь помпы
Если помпа течет, то ее нужно менять. Но шум при этом может исходит не от нее.

Причины поломки помпы

Перед изложением алгоритма, как проверить помпу, назовем причины неисправности насоса:

новая и старая помпа

  • Неисправность подшипникового элемента. Данный узел подвергается естественному износу при использовании авто. Также он может ускоренно изнашиваться из-за дополнительных отрицательных факторов. К примеру, износ может ускориться из-за слишком сильно натянутого ремня. Усиленное натяжение вызывает увеличение нагрузки на подшипниковый элемент. Также изнашивание может ускориться из-за попадания охладителя на соприкасающиеся детали при разгерметизации накладки, потеков тосола.
  • Нарушенное уплотнение. Помпа предусматривает 2 уплотнительных элемента: сальник, манжету из резины. Именно накладка обычно выходит из строя. Это обусловлено «дубением» резинового материала, применением низкокачественного тосола без щадящих присадочных компонентов. В долгосрочной перспективе подобные жидкости «съедают» сальник. Появляются подтеки. Это снижает количество тосола в авто, ОЖ попадает в подшипник. Из него вымывается смазочная жидкость, что и вызывает проблемы.подтекает помпа
  • Несоосное крепление. Проблема может возникнуть при неверном монтаже, заводском браке. Неверный монтаж – нечастое явление. На корпусной части есть подготовленные пазы для крепежа, мимо которых сложно промахнуться. Еще одна причина – неравномерность прилегания к блоку мотора. Что касается заводского брака, то это более частое явление, особенно если говорить о дешевых помпах. Нарушенная соосность вызывает перекошенное вращение шкива. Из-за этого ускоренно изнашивается ремешок. Также быстро изнашивается подшипниковый элемент.

Как проверить помпу

Простейший способ как проверить помпу, не снимая ее с двигателя, – проверить вручную, имеется ли на насосном валу люфт. Нужно ухватиться пальцами за помповый вал, подергать его из стороны в сторону (поперечно). Если с подшипниковым элементом проблем нет, люфта быть не должно. При наличии люфта необходимо заменять помпу.

течь помпы

Более тщательно проверить насос без демонтажа можно, прогрев мотор до рабочих температурных показателей. При функционирующем моторе нужно сжать толстый патрубок с тосолом, идущий от радиатора. Если насосное устройство в порядке, в нем должно чувствоваться давление. Если давление отсутствует либо патрубок пульсирует, это указывает на частичную/полную поломку насоса. Скорее всего, произошел проворот помповой крыльчатки. Учитывайте, что температурные показатели антифриза, а значит, и патрубка довольно большие. Проводите работы аккуратно. Используйте перчатки или ветошь.

помпа под капотом
Шкив снят

Для проверки устройства нужно выполнить осмотр места посадки. Для этого выполните демонтаж защитного кожуха ГРМ (если помпа приводится в движение ремнем газораспределения). Это позволит получить доступ к помпе. После этого проведите внимательный осмотр корпусной части устройства, уплотнительных элементов, места посадки.

конструкция помпы

В обязательном порядке обратите внимание на присутствие потеков тосола из-под уплотняющей накладки. Она необязательно должна быть влажной. Если место посадки и уплотнитель сухие, однако в области крепления есть подсохшие следы потеков, это значит, что при большом давлении уплотнение все-таки пропускает тосол.

Перед демонтажем насоса нужно удостовериться, что термостат охладительного комплекса функционирует правильно. В системе не должно быть пробки воздуха. При обнаружении проблем избавьтесь от соответствующих неполадок.

новая помпа установлена

Замена или ремонт

Если внешних признаков поломки помпы нет, но при этом вы давно не проводили замену либо применяли низкокачественный тосол, осмотрите насос изнутри. Насосные лопасти могут быть металлическими. В таком случае они подвергаются коррозийному воздействию. Пластиковые лопасти могут просто поломаться.

Сначала нужно снять ремень
Снятие ремня
Ремень почти снят
Также нужно слить антифриз
Теперь черед снять шкив помпы
У Пежо нужно снять прижимной ролик
Прижимной демонтирован
Теперь можно откручивать помпу

Ремонтировать помпу при наличии признаков неполадок можно, но бессмысленно. Нежелательно проводить ремонт помпы в авто, где насос приводится в действие ремнем ГРМ. После ремонта помпа может быть не такой надежной, как новый агрегат.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий