Система охлаждения двигателя со временем засоряется. Подробно разберем, как и чем ее промыть, какие средства для промывки можно использовать, дадим инструкцию по самостоятельной очистке.
- Почему радиаторы загрязняются
- Когда промывать систему охлаждения двигателя
- Важно знать перед очисткой
- Пошаговая инструкция по промывке системы охлаждения
- Подручные или спецсредства для промывки
- Подручные
- Дистиллированная вода
- Лимонная кислота
- Уксусная кислота
- Fanta
- Молочная кислота или сыворотка
- Каустическая сода
- Чем нельзя пользоваться
- Спецсредства
- Radiator Flush Classic от LAVR
- Radiator Flush от Hi-Gear
- Radiator Flush 2 в 1 от LAVR
- Cooling Flush W 45944 от WYNN’S
- AB-505 от ABRO
- RW3030 от RunWay
- FELIX
- Radiator Clean+ от Bizol
- Clean Radiator от CRC
- Какое средство выбрать
Почему радиаторы загрязняются
В радиаторах машин используются специальные растворы высокой концентрации – различные тосолы и антифризы. Данные жидкости эффективно отводят тепло, но подвержены постепенному выкипанию. Данный процесс сопровождается образованием налета из минеральных солей.
Еще один фактор образования отложений из солей на стенках радиатора – использование проточной воды, а не дистиллированной для доливки. Различные примеси, содержащиеся в проточной воде ведут к образованию засоров.
Можно выделить основные причины появления налета:
- минеральный осадок вследствие выкипания основных жидкостей охлаждения
- загрязнение внешней поверхности радиатора
- потеря герметичности системы;
- загрязнение жидкости маслом.
Регулярная промывка системы охлаждения двигателя – эффективный способ минимизации возможных поломок.
Когда промывать систему охлаждения двигателя
Некоторые машины оснащены специальным датчиком на панели приборов, мигающий индикатор, который предупреждает о необходимости проверки уровня жидкости в радиаторе или о неисправности всей системы охлаждения двигателя.
Кроме этого, существует целый ряд косвенных признаков, свидетельствующих о возникновении проблем в системе охлаждения:
- показания на панели приборов о постоянном перегреве жидкости
- неисправности отопительного оборудования салона
- постоянные высокие обороты вентилятора охлаждения
- оранжево-ржавый цвет охлаждающей жидкости в бачке или радиаторе
- периодический перегрев двигателя
- неполадки насоса.
Рекомендуется промывать систему охлаждения при смене антифриза каждые 60-100 тыс. км. Это способствует избавлению от отложений накипи и минеральных солей, что обеспечить корректную работу авто.
Для профилактики системы охлаждения авто, которым более 10 лет, промывку можно делать раз в 2 года.
При выявлении неисправностей, возникновении «симптомов», указывающих на наличие проблем, стоит незамедлительно произвести очистку.
Загрузка ...
Важно знать перед очисткой
До проведения очистки системы охлаждения двигателя автомобиля, стоит учесть несколько важных моментов:
- Влияние выбранного средства на элементы системы охлаждения. Отведение тепла от двигателя обеспечивается различными компонентами из разнообразных материалов: сталь, чугун, пластик, резина. Некоторые химические соединения, содержащиеся в средствах для очистки, могут оказывать негативное влияние на определенные виды материалов. Например, хлористые соединения и каустическая сода пагубно воздействуют на алюминиевые элементы.
- Возможность закупорки каналов. Проводя очистку, следует учитывать, что большие скопления минеральной соли, накипи и органики могут привести к закупорке отдельных каналов.
Пошаговая инструкция по промывке системы охлаждения
Чтобы избежать неожиданных сложностей при промывке системы охлаждения, следуйте инструкции:
- Подготовить жидкость для очистки системы охлаждения.
- Промывка осуществляется исключительно при остывшем моторе, так как манипуляции по замене жидкости могут привести к термическим перепадам и деформациям.
- Слить старую жидкость из системы охлаждения. Стандартно это производится так: откручивается пробка радиатора, которая находится в нижней его части. После открывается крышка бачка расширения, и в конце отвинчивается сливная пробка в картере. Во время сливания жидкости рекомендуется проверить ее цвет и прозрачность, если жидкость не прозрачная и мутная – может потребоваться неоднократная промывка.
- Залить очищающее средство. До заливки раствора, следует закрыть все крышки и установить на место все съемные части контура охлаждения.
- Залить чистящий раствор в радиатор и бачок, следует завести автомобиль и прогреть мотор до рабочей температуры. Это даст возможность жидкости циркулировать.
- Заглушить мотор и дать ему остыть. После остановки мотора, через 30-40 минут, необходимо слить чистящий раствор.
- Оценить цвет и прозрачность слитой жидкости, если в ней есть видимые загрязнения – повторно произвести очистку.
Подручные или спецсредства для промывки
Раствор для промывки системы охлаждения можно сделать самостоятельно из подручных материалов. Или купить специальную химию.
Готовые жидкости от известных брендов – наиболее рациональный вариант, они эффективны и безопасны для систем охлаждения.
Подручные
Существует несколько основных «дедовских» растворов из подручных бытовых средств, применение которых может принести результаты и не навредить системе охлаждения.
Предлагаем список самых популярных жидкостей, доступных для самостоятельного изготовления.
Дистиллированная вода
Вода, очищенная от всяких примесей – не идеальный, но все же способ, как избавится от не очень стойких загрязнений.
Дистиллированную воду заливают в контур отвода тепла и дают автомобилю прогреться в течение получаса. После – жидкость необходимо слить. Стоит взять во внимание, что такую процедуру нужно проводить неоднократно, пока вода на выходе будет без примесей и прозрачной.
Лимонная кислота
При помощи столовой лимонной кислоты можно приготовить раствор, позволяющий очистить радиатор от накипи и ржавчины.
Она растворяется в пропорции 40 гр. на 1 один литр воды. Ели система охлаждения очень грязная, то можно повысить концентрацию до 100 гр. на литр.
Раствор лимонной кислоты не может очистить сильные загрязнения, в том числе он неэффективен против значительных отложений минеральных солей и синтетических масел.
Уксусная кислота
Уксусный раствор не имеет принципиальных различий по своим свойствам от описанного выше метода. Он эффективен для профилактики от образования ржавчины.
Для того чтоб приготовить смесь, необходимо развести пол литра уксусной кислоты на 10-11 литров воды.
Далее сливается отработанный антифриз, заливается приготовленный раствор и прогревается мотор до стандартных температур работы. При надобности промывка повторяется до полной очистки системы.
Fanta
«Фанта» содержит не ортофосфорную кислоту, как Coca-Cola, а лимонную, поэтому принцип действия не особо отличается от раствора, описанного немного выше.
Как вариант для промывки, использовать напиток все-таки можно. Если загрязнение не сильное, то достаточно запустить и прогреть двигатель около получаса. Если же стоит задача более глубокой очистки, то можно поездить несколько дней, не сливая напиток из системы.
Молочная кислота или сыворотка
Использование молочной кислоты – оптимальный по эффективности метод промывки дома самостоятельно. Но, приобрести данный ингредиент достаточно проблематично. Если, все же удалось достать такую жидкость, то необходимо наполнить ею систему и прогреть двигатель. Это позволит эффективно справиться со ржавчиной и масляными загрязнениями.
При отсутствии молочной кислоты, можно использовать немного менее действенный вариант – сыворотку из молока. Для этого нужно:
- приобрести 10-11 литров сыворотки, лучше домашнего изготовления
- произвести слив отработанного антифриза
- залить молочнокислый продукт
- в течение часа-двух проехать 55-65 километров
- слить сыворотку.
Сливать сыворотку необходимо горячей, так как остывая, она высвобождает загрязнения, которые снова оседают на стенках системы.
Каустическая сода
Сода каустическая или «едкая щелочь» – сильнодействующее химическое вещество, характеризующиеся высокой эффективностью и очищающими возможностями.
Промывка системы данным видом соды рекомендуется исключительно для очистки медных трубок и радиаторов, так как материал оказывает разрушающее воздействие на алюминиевые, пластиковые и резиновые элементы.
Алгоритм работы с содой:
- Демонтировать медный радиатор с транспортного средства.
- Промывать его внутреннюю часть проточной водой, чередуя с продувом струей сжатого воздуха до момента, когда будет вытекать вода без видимого загрязнения.
- Изготовить 10 процентный раствор каустической соды.
- Нагреть полученную жидкость до 85-90 градусов.
- Осторожно залить жидкость в радиатор.
- Подождать около получаса.
- Слить жидкость.
- Промыть радиатор водой и просушить в течение 30-40 минут.
Каустическая сода является достаточно опасным веществом, способным привести к химическим ожогам. Работать с данным материалом необходимо в хорошо проветриваемом помещении, при соблюдении всех правил защиты.
Чем еще можно промыть систему охлаждения двигателя? Напишите в комментариях.
Чем нельзя пользоваться
Некоторые распространенные бытовые средства, используемые для промывки радиаторов дома, применять строго не рекомендуется. Они не помогут избавиться от загрязнений, но могут навредить отдельным элементам или всей системе охлаждения.
Список наиболее распространенных средств, применение которых строго не рекомендуется:
- Coca-Cola – в напитке содержится ортофосфорная кислота, способная разъедать резиновые и пластиковые элементы системы. Кислота также негативно влияет на алюминиевые части. Теоретически, использовать «Колу» возможно, но стоит строго ограничить время контакта напитка с системой – не более 10 минут.
- Fairy – бытовой жирорастворитель, не способен эффективно очищать от ржавчины, моторного масла или минеральных отложений. Применение такого средства малоэффективно.
- Calgon – состав, предназначенный для борьбы с известковым налетом. Такое средство не способно очистить систему охлаждения автомобиля.
- Белизна – раствор гипохлорита натрия, негативно воздействующего на алюминиевые и резиновые элементы системы.
- Крот – вещество, в основе которого – каустическая сода, разъедающая алюминий.
Спецсредства
Народные методы промывки способны дать некоторый позитивный результат. Но они не идут ни в какое сравнение с профессиональной автохимией, разработанной для очистки.
Промывочные жидкости подразделяются на:
- Нейтральные – составы, не содержащие сильнодействующих агрессивных и абразивных компонентов. В них отсутствуют щелочи, синтетические или органические кислоты. Такие свойства не дают возможность очистить системы с достаточно сильным загрязнением. Данный вариант – идеальное средство для промывки контура охлаждения в профилактических целях.
- Кислотосодержащие – имеющие в составе кислоты различного вида. Средства станут отличным выбором для удаления соединений неорганического типа и минеральных отложений.
- Щелочесодержащие – оптимальный способ очистить поверхности от органических загрязнений.
- Двухкомпонентные – в составе присутствуют и щелочи, и кислоты. Это – универсальные жидкости, способные эффективно очищать любые возможные загрязнения.
Не стоит применять одновременно разные типы очистителей, это может привести к возникновению нежелательной химической реакции.
Название средства | Цена | Объем (мл) |
---|---|---|
Radiator Flush Classic от LAVR | 400 | 430 |
Radiator Flush от Hi-Gear | 750 | 325 |
Radiator Flush 2 в 1 от LAVR | 800 | - |
Cooling Flush W 45944 от WYNN'S | 3000 | 325 |
AB-505 от ABRO | 350 | 354 |
RW3030 от RunWay | 220 | 300 |
FELIX | 350 | 500 |
Radiator Clean+ от Bizol | 1500 | 250 |
MOTUL 108125 | 1100 | 300 |
Цена указана на февраль 2023 для Москвы |
Radiator Flush Classic от LAVR
Специальный состав для проведения промывки LAVR «Классик» производится на территории РФ. Он рассчитан для использования в охладительных контурах объемом не более 10 литров.
Производитель рекомендует производить промывку перед каждой сменой антифриза. Это может обеспечить значительное увеличение срока эксплуатации всей системы.
Radiator Flush от Hi-Gear
Американский бренд Hi-Gear рекомендует промывать своим средством системы при сильном загрязнении ржавчиной, накипью, жировыми и масляными отложениями, а также минеральными солями.
Использование средства допустимо как в легковом автотранспорте, так и в грузовиках. При этом среди основных компонентов в составе нет кислотных соединений, благодаря этому – нет необходимости в проведении дополнительной промывки радиатора.
Американское средство – концентрат, его необходимо разводить в 4-5 литрах дистиллированной воды, а открытую упаковку хранить запрещается, так как средство теряет свои основные свойства.
Radiator Flush 2 в 1 от LAVR
Двухкомпонентное средство для промывки, использование которого подразумевает проведение процедуры в два этапа:
- Растворение накипи и ржавчины, благодаря содержащейся в первом флаконе смеси органических и неорганических кислот.
- Удаление эмульсий, остатков масла и минеральных солей, благодаря фосфатным комплексообразователям и неионогенным поверхностно-активными веществам.
LAVR 2 в 1– высокоэффективное средство. Использовать его стоит при значительных загрязнениях.
Cooling Flush W 45944 от WYNN’S
Бельгийская промывка фирмы WYNN`S – концентрат, номинальным объемом в 325 миллилитров. Средство для разведения дистиллированной водой, оно эффективно для удаления всех видов загрязнений. Препарат универсален и может использоваться в любых типах охлаждающих систем и при любом антифризе.
AB-505 от ABRO
Концентрат из Соединенных Штатов Америки, позволяет эффективно справляться со всеми типами возможных загрязнений. Использование такого средства значительно продлевает ресурс всех деталей и элементов системы охлаждения. Он не оказывает негативных воздействий на резиновые, пластиковые или алюминиевые элементы.
RW3030 от RunWay
Российская промывочная жидкость RunWay, производимая в КНР – оптимальный выбор для простой сезонной очистки охлаждающего контура в легковых автомобилях. Раствор позволяет удалить грязь, соли, ржавчину и минеральные отложения.
FELIX
Средство «Феликс» изготавливается в России и характеризуется нейтральным и безопасным химическим составом.
Данная жидкость используется для профилактической чистки охладительного контура и не разрушает пластик, алюминий и резину. Регулярное использование «Феликс» поможет избавиться от образования отложений минеральных солей, ржавчины.
Radiator Clean+ от Bizol
Концентрат родом из Германии, среди компонентов его состава есть активные присадки, способные очистить накипь, масляные эмульсии и остатки отработанного старого тосола. В препарате нет кислот или щелочи, что делает его безопасным, но не столь действенным и эффективным.
Clean Radiator от CRC
Бельгийское вещество для проведения промывки охлаждающих контуров любых автотранспортных средств. Radiator Clean от компании CRC отличается высокой эффективностью и скоростью реакции. Поверхностно-активные присадки и щелочи, достаточно быстро избавляют от солевых отложений, жира и ржавчины.
Какое средство выбрать
Для подбора оптимального варианта жидкости для промывки, важно пройти простой алгоритм.
- Проанализировать контур охлаждения на предмет преобладающих загрязнений, условно подразделяющихся на две группы: органические и неорганические. О присутствии органики говорит помутневший антифриз, а неорганические отложения выдаст ржавый налет на стенках бачка расширения.
- Если много ржавчины или накипи, стоит выбрать промывку с кислотами в составе. А при необходимости очистить контур охлаждения от продуктов испарения антифриза щелочными средствами. При этом можно поочередно применять промывки разного типа, одновременно их заливать – категорически запрещается.
- Проверить состав промывки на наличие активных добавок и ингибиторов коррозии. Такие элементы помогут не только более эффективно промыть радиатор, но и обеспечат защиту от появления ржавчины.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.