Датчик температуры охлаждающей жидкости (сокращенное название ДТОЖ) простой, но важный элемент автомобиля. Функционал датчика сводится к замеру сопротивления электрической цепи при различных уровнях температуры охлаждающей жидкости ДВС. Расскажем, как сказывается поломка на работе мотора, где располагается, как проверить работу сенсора.
- Назначение и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
- Признаки поломки ДТОЖ
- Почему ломается датчик температуры двигателя
- Где находится
- 5 способов проверки датчика ОЖ
- Самый простой, но не самый точный
- Автомобильным сканером
- Мультиметром, не снимая с авто
- В реалистичных условиях, сняв с авто
- Не измеряя температуру
- Расположение, проверка и артикулы ДТОЖ на разных авто
- ВАЗ 2110
- Газель (ЗМЗ 406, 405/409)
- ВАЗ 2114/2115
- LADA Калина
- Renault Logan (и другие авто с моторами K4M и К7М)
- LADA Приора
- Нива
- Дастер 2.0
- Х-Трейл
Назначение и принцип работы датчика температуры охлаждающей жидкости
Первоначально определимся, что такое ДТОЖ с физической точки зрения. Это устройство, в котором главным показателем является внутреннее сопротивление (R). Его значение меняется в прямо пропорциональной зависимости от воздействующей температуры.
При росте температуры наблюдается снижение внутреннего R ДТОЖ и наоборот. Для измерения сопротивления на плюсовую клемму устройства подается постоянное напряжение, величиной 5 В. Далее на основе закона Ома вычисляется значение R, которое прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально току. Обработка информации ведется в ЭБУ автомобиля, после чего выдается результат по температуре охлаждающей жидкости мотора.
Полученный показатель используется для корректировки следующих параметров двигателя:
- подготовка правильного соотношения топливовоздушной смеси;
- выбор требуемого угла открытия дроссельной заслонки;
- включение вентилятора охлаждения радиатора при достижении высокой температуры антифриза.
Существуют и более функциональные ДТОЖ, используемые на сложных модификациях ДВС.
Нередко используется по два датчика температуры охлаждающей жидкости, которые устанавливаются на выходных патрубках радиатора и блока мотора. С их помощью осуществляется открытие и закрытие заслонки термостата с электронным управлением, изменение скорости вращения вентилятора радиатора, контроль работоспособности системы охлаждения.
Неисправности ДТОЖ напрямую отражаются на пуске и работе мотора. Особенно сложным станет запуск ДВС из холодного состояния. Это обусловлено неправильным выбором угла открытия дроссельной заслонки. Что сопровождается недостаточностью оборотов после пуска или избытком после прогрева мотора. Также возможен отказ в запуске вентилятора теплообменника или формирование ошибок, обусловленных неверно подготовленной топливовоздушной смесью.
Не всегда неисправности сопровождаются появлением сигнала Check Engine. Но даже в случае его появления, понадобится проверить работоспособность ДТОЖ. Самый простой и быстрый вариант – это применение автомобильного сканера.
Признаки поломки ДТОЖ
Выявить перебои в функционировании указателя температуры охлаждающей жидкости можно по характерным отклонениям в работе ДВС. Но важно знать, что указанные ниже первичные признаки поломки контроллера температуры ОЖ, вполне могут указывать и на иные неисправности. Поэтому для конкретного выявления поломки, следует провести комплексное диагностирование. А также иметь четкое представление о выполняемых опциях ДТОЖ в работе силового агрегата. Они следующие:
- постоянное отслеживание и передача сведений водителю о действующей температуре ОЖ;
- передача сигнала о повышенном уровне температуры ДВС в ЭБУ для запуска вентилятора радиатора;
- регулировка процентного соотношения топливовоздушной смеси для выдерживания оптимального уровня оборотов холостого хода и в момент движения.
К базовым признакам неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости относятся:
- Загорание индикатора Check Engine – потребуется произвести расшифровку кода ошибки. Индикатор может загораться и при других неисправностях.
- Увеличение потребления топлива – в ЭБУ поступает некорректная информация от датчика температуры. Что нарушает процесс формирования топливовоздушной смеси. Также становится проблематичным поддерживать температуру мотора в допустимых диапазонах.
- Нестабильное функционирование ДВС – отмечается затрудненный запуск силового агрегата из холодного состояния, плавающие обороты на холостом ходе или их повышенный уровень после прогрева мотора, внезапная остановка ДВС на пониженных оборотах.
- Остановка мотора при высоких температурах – силовой агрегат может внезапно заглохнуть по факту достижения предельного значения температуры ОЖ.
- Перебои в работе вентилятора теплообменника – возможен отказ в запуске вентилятора по факту достижения температуры включения или его постоянная работа, независимо от температурного состояния ДВС. В этом случае помимо датчика температуры ОЖ, следует дополнительно продиагностировать термостат.
Материал о системе охлаждения двигателя найдете по ссылке.
Загрузка ...
Почему ломается датчик температуры двигателя
Конструкция датчика охлаждающей жидкости проста, что сопровождается редкими неисправностями. Большинство поломок обусловлено исчерпанием заявленного ресурса или механическими изъянами устройства. Основным фактором, резко снижающим ресурс термодатчика, является применение воды взамен антифриза в охлаждающем контуре. Что способствует формированию коррозии на корпусе и контактной части. Также отмечаются следующие причины:
- Разрушение корпуса – некорректность выдаваемого сигнала с датчика может сопровождаться просачиванием антифриза из-под корпуса или резьбы, повреждением контактной части или терморезистора.
- Образование окисла на контактной части – в результате воздействия испарительных процессов, а также с течением времени на контактах формируется окисление, которое блокирует прохождение электрического тока.
- Разрыв цепи питания – на наружной части ДТОЖ расположена клемма для подключения питающей фишки. Нередко наблюдаются проблемы именно с фишкой питания, на которой повреждаются провода у основания.
- Отсутствие электрического контакта внутри датчика – для решения проблемы понадобится использовать новый резистор. Это обусловлено конструктивными особенностями. Датчик запаян, что препятствует осмотру и замене внутренних элементов.
- Повреждение изоляционного слоя проводов питания – изоляция проводников может разрушиться от температурного или механического воздействия, а также в результате коротких замыканий в бортовой сети. Целостность проводников необходимо проверять от ДТОЖ до ЭБУ.
Некоторые поломки ДТОЖ возможно устранить ревизионными работами (чистка контактов, резьбы, восстановление изоляции проводов). Но в большинстве ситуаций, гораздо эффективнее произвести полную смену устройства.
Где находится
Чтобы разобраться в вопросе, как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости, первоначально следует определиться с его месторасположением. Конкретное расположение датчика охлаждающей жидкости зависит от марки и модификации машины. Рассмотрим характерные моменты, позволяющие самостоятельно определить, где находится термистор.
Для получения достоверных данных о температуре жидкости в контуре охлаждения, требуется обеспечить надежный контакт датчика. Для этого используется резьбовое соединение, которое обеспечивает погружение рабочего элемента датчика через технологическое отверстие непосредственно в антифриз.
Как правило, отверстие для вкручивания измерительного элемента располагается на выпускном патрубке ГБЦ.
На отдельных мощных, сложных в исполнении или дорогих модификациях ДВС, предусмотрено два термистора. Один применяется для отслеживания температурного режима в контуре охлаждения на выходе теплообменника, а другой, также на выходном патрубке ГБЦ. Полученная информация передается в ЭБУ, где ведется анализ специализированным программным обеспечением. Точное месторасположение резистора для конкретных моделей машин можно уточнить по соответствующим мануалам.
5 способов проверки датчика ОЖ
Условно можно выделить две большие группы способов по проверке работоспособности датчика температуры охлаждающей жидкости – с предварительным демонтажем и без снятия элемента с машины.
Первоначально проверяется наличие питания на термодатчике мультиметром. Для этого понадобится вытащить из датчика питающую фишку, установив в ее контакты щупы от мультиметра. Нормальным уровнем постоянного напряжения считается 5 В.
Для дальнейшего демонтажа датчика используется гаечный ключ. При этом проверку снятого устройства можно провести с использованием и без термометра. Во втором случае актуально измерить сопротивление ДТОЖ. Далее подробно рассмотрим доступные варианты проверки термистора.
Самый простой, но не самый точный
Проверить датчик ОЖ не снимая, можно следующим образом:
- Прогреть силовой агрегат до рабочей тепературы (90-95 °C).
- Отключить питающую фишку от ДТОЖ.
- Посмотреть за указателем температуры на панели приборов.
Показания стрелки не поменялись – проблема кроется в измерительном приборе или в цепи питания;
Показания стрелки упали на нулевое значение – проверяется целостность предохранителя, если плавкая вставка не имеет повреждений, то неисправен ДТОЖ. Дополнительным показателем станет скачки стрелки указателя температуры при замыкании контакта на массу.
Автомобильным сканером
Проверить работоспособность термодатчика охлаждающей жидкости непосредственно на автомобиле можно посредством считывания кода ошибки с ЭБУ. Для этого используется автомобильный сканер. Наиболее доступные модели – ELM327 и Scan Tool Pro Black Edition. Связь со сканером можно поддерживать через Bluetooth. Операция проверки состоит из следующих этапов:
- Подключается к диагностическому разъему и запускается сканер.
- Подтверждением неполадок с ДТОЖ станет считывание ошибок: Р0115, Р0117, Р0116 или Р0118.
- Провести визуальный осмотр термодатчика и цепи питания на предмет механических повреждений.
Мультиметром, не снимая с авто
Наиболее простой и доступный вариант проверки работоспособности ДТОЖ без выполнения демонтажных работ – применение мультиметра. Устройство используется для замера сопротивления датчика температуры ОЖ. Полученное значение в дальнейшем сопоставляется со справочными, техническими значениями.
При выполнении работ, следует опасаться прикосновения к нагретыми частями ДВС, чтобы избежать ожогов. Далее представлена пошаговая инструкция по проверке мультиметром термодатчика без съема:
- Отсоединяется фишка питания ДТОЖ.
- Мультиметр устанавливается в режим замера сопротивления.
- Щупы мультиметра устанавливаются на контактные ножки термодатчика;
- Фиксируется полученное значение сопротивления электрической обмотки и сопоставляется с техническими показателями.
Значения сопротивления должны соответствовать определенной температуре. Конкретные параметры для определенной модификации автомобиля опубликованы в соответствующих мануалах. Но на большинстве моделей они очень близки.
Температура (t) °C | Сопротивление (R), Ом |
---|---|
+5 | 7250 |
+10 | 5650 |
+20 | 3500 |
+30 | 2250 |
+40 | 1500 |
+50 | 950 |
+60 | 660 |
+70 | 460 |
+80 | 330 |
+90 | 240 |
+100 | 170 |
В реалистичных условиях, сняв с авто
Рассмотрим эффективный метод проверки датчика температуры охлаждающей жидкости с применением термометра. Предварительно потребуется произвести демонтаж термодатчика, используя гаечный ключ соответствующего размера. Попутно рекомендуется прочистить резьбу в посадочном месте и непосредственно на указателе температуры ОЖ.
Для проведения работ понадобится подготовить: электрический чайник или отдельный сосуд с кипятильником, термометр (лечше спиротовой) и мультиметр. Далее проверяется, как работает датчик ОЖ при различных значениях температуры.
Для этого проделываются следующие операции:
- Исполнительный элемент ДТОЖ и термометр погружаются в воду.
- Щупы мультиметра устанавливаются на контакты термодатчика, выбрав режим замера R.
- Постепенно нагревается вода, и записываются данные R при различных температурах. Рекомендуется фиксировать данные с шагом температуры в 5-10 °C, т.е. 5, 10, 15 и т.д.
- Зафиксированные значения сравниваются с техническими показателями. Можно пользоваться приведенными выше значениями, сильно показатели сопротивления отличаться не должны.
Не измеряя температуру
По представленной в предыдущем пункте методике можно проверить корректность температурного датчика охлаждающей жидкости, но без термометра. При этом понадобится замерить сопротивление (R) ДТОЖ мультиметром в момент закипания воды.
Учитывая, что температура кипения воды составляет 100 °C, полученное сопротивление при исправном датчике должно составлять примерно 177 Ом.
При этом следует учитывать погрешность измерений, обусловленную возможным несоответствием температуры воды в несколько градусов.
Если материал оказался Вам полезен, будет рады комментарию. Если не помог, тем более пишите.
Расположение, проверка и артикулы ДТОЖ на разных авто
Отдельно рассмотрим характерные признаки неисправности ДТОЖ для определенных моделей машин. А также нюансы проверки и места расположения.
ВАЗ 2110
ВАЗ 2110 комплектуется силовыми агрегатами с восьмью или шестнадцатью клапанами. На обеих модификациях используется по два термодатчика. Их проверка и расположение идентично. Определимся, где установлены ДТОЖ на ВАЗ 2110:
- на радиаторе – сигнал направляется к панели приборов;
- около термостата – информация передается в ЭБУ.
Для замены указателя температуры ОЖ подходит Lusar LS 0101.
Газель (ЗМЗ 406, 405/409)
Расположен термистор на Газели ЗМЗ 406, 405/409 на корпусе термостата или около него. Демонтаж осуществляется ключом на 12. Предварительно выполняется частичный слив охлаждающей жидкости, а также отключение питающей колодки термодатчика. Она зафиксирована пружинной планкой.
При подборе нового устройства контроля температуры ОЖ, следует учитывать модификацию мотора и используемый ЭБУ. Допускается использовать следующие запасные части:
- Калуга 193-828, Lusar LS 03 06, Рикор 405-226, Автотрейд 423-828 – 406 мотор и ЭБУ МИКАС 7.1, 5.4, СОАТЭ, VS 5.6;
- Артикулы 234.3828, 40.5215 или 421.3828 – силовой агрегат 405/409 и ЭБУ МИКАС 11/10.3, VS 8, СОАТЭ.
Проверка температурных контроллеров охлаждающей жидкости Газель (ЗМЗ 406, 405/409) ведется способом замера напряжения и R при различных температурах. В первом случае понадобится дополнительно собрать схему подачи тока (величиной 1-15 мА) от постороннего источника. Полученные значения сравниваются с данными в таблице.
ДВС 406 | |
---|---|
Температура воды, °C | Напряжение, В |
-60 | 2,1 |
-40 | 2,3 |
-20 | 2,5 |
0 | 2,7 |
40 | 3,1 |
80 | 3,5 |
105 | 3,8 |
125 | 4 |
ДВС 405/409 | |
Температура воды, °C | Сопротивление, Ом |
-40 | 100700 |
-20 | 28700 |
0 | 9400 |
20 | 3500 |
40 | 1460 |
60 | 670 |
80 | 330 |
100 | 180 |
128 | 80,8 |
ВАЗ 2114/2115
ДТОЖ смонтирован в промежутке между ГБЦ и термостатом. В качестве замены подходит продукция фирмы GM с каталожным номером 211.2385.101001. Проверку работоспособности термодатчика рекомендуется вести после снятия с ДВС, используя методику с термометром, кипятильником и мультиметром. В таблице сведены значения для сопоставления измеренных показателей.
Температура (t) °C | Сопротивление (R) Ом | Напряжение (U) В |
---|---|---|
+30 | 1350-1880 | 8 |
+50 | 585-820 | 7.6 |
+70 | 280-390 | 6.85 |
+90 | 155-196 | 5.6 |
+110 | 87-109 | 4.7 |
LADA Калина
В качестве оригинального термистора для смены используется артикул 2112-3851010. Также доступны следующие аналоговые варианты:
- TSN 2211.207 – Fenox;
- 026 – ERA;
- LS0112 – Lusar.
Термодатчик на LADA Калина расположен вблизи термостата. На моделях первого поколения для получения доступа к устройству потребуется демонтировать воздушный фильтр. При выкручивании ДТОЖ применяется ключ на девятнадцать. При этом нет необходимости в сливе антифриза. Выявление неисправности датчика ведется способом замера сопротивления при конкретных значениях температуры. Исправность или поломка указателя температуры определяется по представленным в таблице значениям.
Температура (t) °C | Сопротивление (R), Ом |
---|---|
-40 | 100700 |
-30 | 52700 |
-20 | 28680 |
-15 | 21450 |
-10 | 16180 |
-5 | 12300 |
0 | 9420 |
+5 | 7280 |
+10 | 5670 |
+15 | 4450 |
+20 | 3520 |
+25 | 2796 |
+30 | 2238 |
+35 | 1802 |
+40 | 1459 |
+45 | 1188 |
+50 | 973 |
+60 | 667 |
+70 | 467 |
+80 | 332 |
+90 | 241 |
+100 | 177 |
Renault Logan (и другие авто с моторами K4M и К7М)
На Renault Logan независимо от установленного двигателя можно использовать идентичные артикулы запасных ДТОЖ. Разница заключается в месте установки и контактной части. Так на моторах K4M, термистор смонтирован в блоке цилиндров, а на К7М в торцевой области ГБЦ. В качестве оригинала на замену предусмотрены следующие запасные части:
- 12RENAULT 7700-1019-68 с расположением контактной части треугольником – используется на ДВС с восьмью клапанами до 2012 г;
- 12RENAULT 2263-0703-4R с рядным исполнением контактной части – применяются после 2012 года.
Проверить исправность ДТОЖ без снятия можно следующим образом:
- Используя мультиметр, проверяется наличие питания от бортовой сети. Это делается путем замера постоянного напряжения между контактом ДТОЖ B1 и массой. Нормальными считаются показания в диапазоне 4.8-5.2 В. Наименование контактов нанесено на корпусе питающей фишки. При отсутствии питания, следует прозвонить проводку в участке от ЭБУ (вывод 13) до клеммы B1 термодатчика. Если цепь исправна, то поломка кроется в ЭБУ.
- Мультиметр переводится в режим измерения R. Показания снимаются между массой ДВС и ДТОЖ. Они должны составлять менее одного Ома. В противном случае понадобится искать обрыв цепи в участке между контактом B2 и выводом 73 ЭБУ.
- На следующем этапе снимаются показания R контроллера температуры охлаждающей жидкости при различной степени прогрева силового агрегата. Измерение ведется между контактами B1 и B2. Нормированные значения указаны в таблице.
Температура (t) °C | Сопротивление (R), Ом |
---|---|
+4 | 7000-8000 |
+20 | 3000-4000 |
+25 | 2050.0 |
+50 | 810.0 |
+80 | 300-370 |
+90 | 210-270 |
+110 | 135.0 |
+120 | 105.0 |
LADA Приора
Priora оснащена двумя датчиками температуры охлаждающей жидкости. Один смонтирован на патрубке термостата, а второй на блоке цилиндров. Для снятия второго измерительного устройства понадобится демонтировать воздушный фильтр. Понадобится головка на 21 и удлинитель. Также нужно слить ОЖ.
На замену в качестве оригинальной запасной части используется ЭСУД 2338-28, а аналог – LUZAR LS 01-18. Для проверки целостности устройства допускается использовать все доступные варианты. Если работоспособность контролируется посредством замера R и t, то требуется ориентироваться на показания таблицы из пункта LADA Калина.
Нива
Нивы оснащены двумя ДТОЖ. Один отправляет сведения в ЭБУ, и напрямую влияет на функционирование силового агрегата. Он размещен на патрубке термостата, который закрыт вспомогательными элементами. Что создает трудности при демонтаже. Проверка этого температурного контроллера охлаждающей жидкости ведется на основании анализа полученных измерений R и t. Их необходимо сопоставить со значениями таблицы из пункта LADA Калина. Неисправный ДТОЖ можно заменить на 2112.38510.10, Калуга (2338-28).
Второй датчик используется для вывода показаний на панель приборов. Он смонтирован в области четвертой свечи зажигания. Проверка ведется аналогично, ориентируясь на показания в таблице.
Температура (t) °C | Сопротивление (R), Ом |
---|---|
+30 | 1350-1880 |
+50 | 585-820 |
+70 | 280-390 |
+90 | 155-196 |
+110 | 87-109 |
Дастер 2.0
На Рено Дастер 2.0 поломка ДТОЖ нередко сопровождается отказом запуска вентилятора. Диагностика показывает ошибку DF001. На замену можно воспользоваться оригинальным изделием Renault с артикулом 8200-5614-49 или аналоговым FAE 33724.
Температурный измеритель ОЖ смонтирован на блоке цилиндров под кожухом воздушного фильтра.
Х-Трейл
Неисправность оригинального датчика температуры охлаждающей жидкости Х-Трейл сопровождается характерным симптомом. А именно, периодически возникающей излишней тряской автомобиля в момент полного сброса газа. Одновременно наблюдается выдача ошибки бортовым компьютером. Для замены неисправного датчика рекомендуется воспользоваться изделием фирмы Bosch с артикулом 0280130129.