Почему постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя

вентилятор радиатора Неисправности

Ситуация, при которой постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя, должна насторожить автовладельца. Зачастую это свидетельствует о том, что мотор работает в неоптимальном температурном режиме. Этот процесс может привести к перегреву двигателя, что сулит необходимость ремонта и часто – дорогостоящего. Поэтому устранение такой неисправности позволяет предотвратить пагубные последствия и лишние траты.

Как должен работать вентилятор охлаждения двигателя

Система охлаждения

Принцип работы вентилятора радиатора довольно прост. Когда антифриз нагревается до определенной температуры, вентилятор включается, прогоняя через радиатор большее количество воздуха, и охлаждая антифриз. В работе этой системы принимают участие датчик температуры охлаждающей жидкости (ОЖ) и блок управления. Термоэлемент проводит замер температуры ОЖ и посылает сигнал блоку управления. А ЭБУ включает вентилятор. Когда температура антифриза опускается ниже порогового значения, ЭБУ выключает вентилятор.

Сталкивались с некорректной работой вентилятора охлаждения радиатора?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Постоянно работает вентилятор охлаждения двигателя: причины

К появлению подобной неисправности, грозящей поломкой двигателя, могут привести следующие причины:

  • Неправильная работа датчика температуры или повреждение проводки. Электронный блок управления может переводить режим работы мотора в аварийное состояние, если от сенсора поступают ошибочные сигналы о температуре антифриза или такие данные отсутствуют вовсе. При переходе на такой режим вентилятор начинает работать на постоянной основе, чтобы исключить перегрев мотора. Одним из признаков подобной неполадки является плохой запуск двигателя в период, когда он еще не прогрелся. Как за 15 минут проверить датчик температуры охлаждающей жидкости Где стоит датчик температуры ОЖ
  • Перетирание «минусового» провода вентилятора. Так называемое замыкание проводов на «массу» может возникнуть в разных местах. В транспортных средствах с двумя датчиками температуры антифриза при повреждении изоляции первого из них вентилятор запускается при включении зажигания, второго – при начале работы мотора.
  • Поломка реле включения вентилятора. Устройство включается в работу при подаче минусового заряда после команды блока управления (плюсовой подается постоянно). Нарушение данной последовательности ведет к непрерывной работе вентилятора.

    Реле вентилятора радиатора
    За работу вентилятора могут отвечать несколько плавких вставок в блоке предохранителей под капотом. Солярис 1 поколения
  • Выход из строя термостата. Система охлаждения мотора состоит из двух контуров: малого и большого. Отделяет один от другого клапан — термостат. Пока двигатель холодный антифриз движется по малому кругу, чтоб быстрее довести мотор до рабочей температуры. Охлаждающая жидкость постепенно нагревается и открывает термостат. Антифриз начинает поступать в контур большого круга, и охлаждаться радиатором. Если термостат заклинило в закрытом состоянии, то антифриз не будет поступать к радиатору. Вентилятор радиатора будет включаться, пытаясь охладить мотор.Термостат
  • Загрязнение радиатора. В передней части большинства машин установлено несколько радиаторов (кондиционера, двигателя, АКПП) один за другим. Между ними скапливается много мусора. Образовавшийся «ковер» не дает теплообменниками работать нормально. Грязный радиатора - причина постоянной работы вентилятора охлаждения
  • Неполадки в работе электронного блока управления. Программное обеспечение блока может сбоить при загрязнении блока. Часто это случается в результате попадания влаги в устройство.
  • Показания датчика давления фреона в кондиционере. Неправильная работа сенсора или утечка охлаждающего газа приводят к подаче сигнала о перегреве радиатора кондиционера. Система пытается охладить деталь, запуская вращение лопастей.
  • Снижение эффективности функционирования охлаждающей системы. Частое включение вентилятора может быть следствием плохой работы системы охлаждения двигателя (СОД). Чаще всего к такому приводят снижение уровня жидкости охлаждения, ее утечка, поломка помпы или радиатора.

Срабатывает вентилятор на холодном двигателе, что делать

При возникновении ситуации, когда вентилятор радиатора часто включается или работает постоянно, прежде всего необходимо установить причину неисправности. Провести диагностику и устранить источники неполадки можно несколькими способами:

  1. Проверить память электронного блока управления на наличие ошибок. В частности, в нем можно найти данные об отсутствии минусового заряда на питании датчика или других неполадках электрической цепи.
  2. Конструкционные особенности моторов ряда моделей транспортных средств часто приводят к перетиранию проводов, которые связаны с приводом вентилятора, что приводит к возникновению короткого замыкания. Проверить наличие такой неполадки можно при визуальном осмотре или с использованием специального инструмента – мультиметра.
  3. Если после первых двух этапов проблемы не были выявлены, проводят проверку датчика температуры антифриза. Вместе с этим исследуют контакты на фишке и качество ее крепления. Если возникает необходимость, выполняется зачистка элемента от окисей. Проверка ДТОЖ мультиметром
  4. При помощи мультиметра проверяют наличие питания от реле до вентилятора.
  5. В случае загрязнения радиаторов с наружной стороны проводят механическую очистку. При засорении частей агрегатов придется использовать специальные средства. Нередко приходится снимать деталь с транспортного средства и промывать ее отдельно от него.
  6. Анализируют эффективность работы системы охлаждения. При обнаружении неисправности какой-либо детали проводят ремонт или ее замену.
  7. Исправность датчика хладагента и уровень фреона лучше всего проверять в специализированных автосервисах.
  8. Если все вышеперечисленные способы не помогли устранить неполадку, проводят диагностику работы электронного блока управления. Для этого его демонтируют, разбирают корпус и проверяют состояние внутренней платы.

Не последнюю роль в установлении источника возникновения неполадки играют данные электронного блока управления, на которые следует обратить внимание прежде всего.

Чаще всего причиной постоянно включающегося вентилятора охлаждения двигателя являются проблемы с проводкой в электроцепи и пусковом реле. Поэтому, именно с них следует начинать диагностику причин появления неисправности.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий