Как самостоятельно найти причину хруста при повороте руля в движении

ШРУС Неисправности

Хруст при повороте руля в передней подвеске, чаще всего вызван неисправностью ШРУСа/гранаты. Одновременное вращение передних колес с возможностью поворота в автомобилях обеспечивается за счет так называемых шарниров равных угловых скоростей (или ШРУСов). Если ШРУС хрустит – это указывает на неисправность узла и необходимость его ремонта/замены. Поврежденный агрегат, который многие автомобилисты просто именуют «гранатой», может привести к самым плачевным последствиям.

Хруст при повороте руля в движении

Хруст при повороте руля в движении считается главным признаком проблем с гранатой. По мере набора скорости транспортным средством, звук часто переходит в вой. Менее распространенными звуковыми проявлениями неполадок со ШРУСом считаются стук во время поворота руля, вибрации и подергивания транспортного средства во время движения по неровностям.

Схема, где стоят шрусы

Виды ШРУСов по конструкции

В автомобилях с передним приводом чаще всего применяют трипоидные или шариковые ШРУСы. Первый вариант применяют в качестве внутренних шарниров, второй – внешних. На некоторых моделях авто используются только шариковые гранаты (тот же ШРУС).

Устройство

  • Трипоидные виды конструкций имеют форму крестовины, состоящей из внутреннего и внешнего шлицевых валов, а также шарнирного элемента, который их соединяет.
  • Шариковые ШРУСы состоят из двух шарикоподобных элементов, называемых обоймами. Между указанными частями располагаются шарики в сепараторе. Внутренняя часть соединяется с приводным валом, внешняя – с колесом. Передача крутящего усилия осуществляется через шарики.

Трипоидный

Трипоидные гранаты имеют более простую конструкцию, что делает их более долговечными. Но эксплуатационные характеристики детали – достаточные продольные смещения и ограниченный угол поворота концевика – позволяют использовать его только с внутренней стороны привода. Для обеспечения большего угла поворота с внешней стороны применяют шариковые ШРУСы. Последний вид гранат ломается чаще, поскольку имеет более сложное строение, а также из-за того, что находится возле колеса, где часто подвергается воздействию внешних факторов.

Шариковый

Как трипоидные, так и шариковые ШРУСы производятся таким образом, что в конструкции отсутствуют люфты. Во время эксплуатации транспортного средства и постепенного износа элементов детали, между механизмами возникает свободное пространство, которое и становится главной причиной неисправности гранаты. Еще одним фактором проблем считается попадание внутрь узла грязи и влаги.

Сталкивались с хрустом при повороте руля в движении?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Признаки неисправности внутренних и наружных

Повреждение внешних и внутренних ШРУСов проявляются неодинаково. Первому виду проблемных гранат характерен хруст во время поворота. Особенно такой признак проявляется во время старта движения с вывернутыми до упора в какую-либо сторону колесами. После выравнивания руля звук исчезает. На неисправность может указывать и вибрация руля.

шрус в масле

Неисправность внутренней гранаты диагностировать тяжелее, поскольку их эксплуатация не предусматривает работы с большими углами, во время которой возникает хруст. Проблемы чаще всего проявляются во время движения транспортного средства в виде стука или вибраций. Проявления неисправности внутренних деталей могут возникать и на ровном участке трассы на большой скорости ТС (свыше 100 км/ч).

Как определить, какая граната хрустит

Перед тем, как определить, какой ШРУС хрустит, проводят визуальный осмотр шарниров на предмет целостности пыльника. Ситуация, когда стучит граната, может возникнуть из-за попадания в детали пыли или грязи, что случается при порыве резинотехнической части конструкции. При этом, на ШРУСе могут присутствовать следы смазки, вытекающей из детали, что является признаком неисправности.

Старый и новый

Кроме того, при осмотре можно попробовать сместить приводной вал в поперечном или продольном направлении. При наличии проблем в агрегате будет ощущаться возникновение люфта.

Универсальный способ

Определить, какой ШРУС хрустит, можно универсальным способом, который дает возможность провести диагностику и внутренних, и внешних гранат:

Проверка ШРУСа

  1. Одну из сторон у ведущего колеса авто поддомкрачивают и устанавливают под транспортное средство опору, машину ставят на «ручник».
  2. После запуска двигателя, для имитации движения, на первой передаче медленно отпуская сцепление.
  3. После набора оборотов колесо притормаживают тормозами, не задействуя педаль сцепления. Благодаря таким действиям на внутреннюю гранату создается нагрузка, она начинает стучать и хрустеть, если неисправна.
  4. Для проверки наружных ШРУСов, после набора оборотов, колеса выворачивают в сторону и задействуют тормоза. Нагрузка на деталь в сочетании с большим углом поворота заставят сломанную гранату хрустеть.

Операцию повторяют для проверки пригодности гранат с противоположной стороны ведущего привода.

Диагностика внутренних

Если граната хрустит при повороте руля в движении, следует проверить как внешние, так и внутренние ШРУСы. Для испытания последних потребуется прямая трасса с небольшими неровностями. На средней скорости движения транспортного средства одним из колес въезжают в яму. Люфт в детали проявит себя в виде стука или хруста, вызванных ударной нагрузкой.

Конструкция внутреннего шруса

Аналогичную операцию повторяют для проверки внутренних гранат другого колеса.

Проверка внешних ШРУСов

Исправность внешних ШРУСов также проверяется через передачу нагрузки на деталь. Руль выворачивают в одну из сторон до упора и пытаются тронуться с места на высоких скоростях. Следует помнить, что, в большинстве случаев, вывернутая в левую сторону колесная пара создает нагрузку на правую гранату, отчего та начинает хрустеть или стучать. И наоборот – вывернутым вправо рулем проверяются левые гранаты.

Конструкция полуоси, привода

В ряде случаев свидетельствующий о поломке звук могут издавать ШРУСы, расположенные с той стороны, куда вывернут руль. Поэтому такую диагностику лучше проводить вдвоем. Второй человек, расположившись возле колесной пары, определяет, где проявляется хруст, на слух.

Последствия езды с хрустом ШРУСа

Хруст в ШРУСе при повороте указывает на то, что ресурс детали заканчивается. Это чревато, в лучшем случае, потерей способности транспортного средства к движению. Поломка может быть смертельно опасной, если произойдет заклинивание узла, особенно на большой скорости.

Хруст при повороте руля в движении только при сильном морозе

Характерный звук может появляться в деталях при сильных морозах. По мнению опытных автолюбителей это происходит из-за плохого качества смазки или самой конструкции гранаты. Для некоторых ШРУСов смазочные материалы не подходят, тогда как в других проблемы отсутствуют даже при работе в -20°С.

Смазка

Чтобы устранить нежелательные эффекты, не стоит резко поворачивать и набирать высокую скорость в первые 3-5 км пути. За время движения внутренние узлы хорошо прогреются, и смазка не будет сковывать элементы гранаты, попав во все труднодоступные места. Внешние ШРУСы не всегда прогреваются при сильных морозах.

Часть автовладельцев считает, что причиной хруста могут быть полиуретановые пыльники, которые, в отличие от резиновых, якобы затвердевают при минусовых значениях окружающей среды. Но достоверно назвать это причиной появления звука пока невозможно.

Чистый без смазки

Если хруст гранаты вызван некачественной смазкой – ее необходимо заменить. При этом вещество недостаточно поместить под пыльник – узел необходимо полностью разобрать, удалить старую смазку. После этого можно добавить новую смазку.

Как избавится от хруста

Установление причины, почему хрустит ШРУС, не влияет на возможность его дальнейшего использования. Зачастую деталь не подлежит ремонту и требует полной замены. Впрочем, в самом начале процесса износа агрегата этот этап ремонта автомобиля можно отсрочить. Алгоритм ремонтных работ заключается в следующем:

Снятая полуось

  1. Снять привод и разобрать гранату.
  2. Промыть все детали конструкции растворителем, бензином или прочими жидкостями.
  3. Заложить новую смазку и собрать ШРУС.
  4. Сменить старый пыльник на новый.
  5. Поставить деталь на транспортное средство.

Снятие пыльника

Некоторые автолюбители умудряются ненадолго продлить «срок жизни» детали, закладывая в нее вместе с новой смазкой стружку из легкой пластмассы. В качестве последней используют материал из капроновых крышек, пробки шампанского и т.д. Рабочие элементы гранаты легко раздавливают пластмассу, заполняя ею выработанное пространство, где образовался люфт. Но такой способ не устранит дефект полностью и лишь возможно ненадолго отсрочит замену шарнира.

Очистка и промывка

Лучшим средством предотвращения появления стуков и хрустов в ШРУСе специалисты считают регулярный осмотр узлов на предмет целостности пыльников. При выявлении повреждений элемент детали следует сразу же заменить, а сам узел – промыть одним из растворов. Это позволяет использовать гранату максимально долго до тех пор, пока она не выйдет из строя из-за естественного износа.

Трипоидный внутренний

Средний срок эксплуатации ШРУСа составляет 80-120 тыс. км пробега, но его можно значительно продлить, избегая езды в экстремальных условиях, по грунтовым дорогам и т.д.

Новая смазка

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий