Если вашу машину тянет вправо или влево, то стоит прочесть эту статью. В ней собраны, пожалуй, все причины, по которым авто может уводить в сторону.
- Машину тянет вправо/влево: причины
- Давление в шинах
- Резина
- Развал-схождение
- Диски
- Износ рулевого управления
- Тормозная система
- Ступица/ступичный подшипник
- Кузов
- Тянет при торможении влево или вправо
- Причина в тормозной системе
- Ходовая
- При ускорении машину уводит в сторону
- Трансмиссия
- Рулевое
- Подвеска
- Машину тянет в сторону, как исправить
- Как избежать проблем с управляемостью
Машину тянет вправо/влево: причины
Когда машину тянет влево или вправо, она теряет в управляемости на дороге, снижает шансы на благоприятный исход руления в случае возникновения аварийной ситуации. Управляемость машины складывается из многих аспектов, фактически каждый из них может стать причиной самовольного отклонения машины от курса.
Загрузка ...
Давление в шинах
В большинстве случаев причина того, почему машину тянет вправо или влево, заключается в простой разнице давления в камерах колёс. Она может возникнуть по разным причинам. Так, нередко золотники, чрез которые и шины, плохо вкручены, к тому же, они имеют свойство самовольно раскручиваться. Воздух может стравливаться из-за небольшого пореза, застрявшего в шине гвоздя или осколка стекла.
В шинах бескамерного типа, особенно на старых изделиях, эксплуатирующихся уже несколько лет, возникает проблема стравливания воздуха через стык покрышки и диска.
Для решения проблемы необходимо подкачать все колёса насосом до одинакового значения давления. Норма для легковых авто находится в диапазоне от 2 до 3 атмосфер. Через некоторое время (8-12 часов) манометром нужно проверить все значения.
И если давление в одном из колёс снова упало, необходимо обратиться в шиномонтажный сервис. Где-то в покрышке есть прокол. Езда с «подпускающей» шиной не запрещается, но всё же она может быть небезопасной.
Резина
Ещё часто машину тянет вправо или влево вследствие неравномерного износа покрышек. К примеру, на автомобилях, не оборудованных антиблокировочной системой, при частом экстренном торможении возникает юз, и резина стирается быстро и неравномерно. Неравномерно стертая резина также может выступать дополнительным фактором, снижающим курсовую устойчивость. Так, она может возникать вследствие неправильно настроенного сход-развала, то есть тянуть машину в сторону будет сразу по двум причинам.
Развал-схождение
Еще одна распространённая причина, почему машину тянет влево или вправо, – неправильная настройка или сбой развала-схождения. Вертикальные углы схождения колёс должны быть одинаковыми с обеих сторон на обеих осях, в противном случае при движении руль нельзя будет отпускать даже на несколько секунд – машина сразу устремится в сторону меньшего угла.
Настройки сход-развала обеспечиваются за счёт регулировки нескольких компонентов подвески – рулевых реек, наконечников рулевых тяг, основных стоек и других. Поэтому самостоятельно сделать настройку вряд ли удастся. Необходим визит в сервис. Тем более, что для точной настройки необходимо точное измерительное оборудование.
Диски
При наезде на препятствие или выбоину на скорости около 50-80 км/ч диски колёс могут сильно деформироваться. Чаще все повреждения получает их внешняя часть, обод. Однако при очень сильном ударе помяться может и середина.
Неправильная форма дисков напрямую влияет на управляемость. Машину тенят влево или вправо, в зависимости от того, какое именно колесо получило повреждение. Исправить внешний обод можно только в мастерской на специальном прокатном станке. Если же кривизна затронула среднюю часть, необходима замена диска колеса.
Износ рулевого управления
Система рулевого управления в автомобиле непосредственно связана со ступицами колёс передней оси. Поэтому её «разбалтывание» вследствие постоянного воздействия механических вибраций ведёт к тому, что колёса попросту не стоят прямо. Хотя руль установлен в соответствующее положение.
Особенно часто изнашиваются наконечники рулевых тяг. Это детали системы, которые связывают рулевую рейку и поворотные кулаки, через которые движение передается на ступицы колёс. Их износ приводит к образованию недопустимых люфтов и к тому, что машину тянет в сторону при движении по ровной поверхности.
Тормозная система
Еще одной частой причиной почему машину тянет в сторону является неисправная тормозная система. Если направляющие суппорта подклинивает, искривлен тормозной диск, перетянут ручной тормоз, то машину будет уводить влево или вправо. Смещение всегда будет происходить в сторону, на которой создается дополнительное сопротивление движению.

Ступица/ступичный подшипник
Ещё тянуть машину влево или вправо может из-за износа подшипника одного из колёс. Дело в том, что колёса вместе с закреплёнными ступицами вращаются посредством подшипников. И когда они изнашиваются, в горизонтальной плоскости может появиться люфт. То есть колесо в определённой амплитуде сможет «болтаться» влево и вправо, что снижает устойчивость при движении по курсу.
Подшипник служит долго, но всё-таки это трущаяся деталь, а потому рано или поздно его все равно придётся менять. При этом размеры подшипников передней и задней осей не совпадают. Ускорить износ изделия могут попадание влаги в подшипник, уход смазки, некачественная установка с недостаточной запрессовкой и многое другое.
Признаки неисправного подшипника обычно следующие:
- При скорости от 60 км/ч появляется гул со стороны колеса.
- Колесо «болтается» в горизонтальной плоскости, когда машина вывешены на стенде или стоит на домкрате.
- При прокручивании колеса в вывешенном состоянии появляется характерный «шелест».
- На рулевом колесе ощущается вибрация.
Кузов
Также тянуть машину вправо или влево может из-за изменений геометрии кузова. Долгая эксплуатация автомобиля сопровождается постоянным воздействием на материалы кузова и рамы (если она есть) атмосферных явлений, механических вибраций, коррозии. Всё это может привести к просадке некоторых ключевых элементов кузова (особенно этим страдают бескаркасные автомобили, то есть те, где сам кузов принимает основную нагрузку).
Но любые кузов и рама могут деформироваться, например, в результате ДТП. Например, удар с левой стороны приводит к деформации лонжеронов, и левый может оказаться выше правого. Тогда машину будет вести вправо.
Изменить геометрию кузова можно только в автосервисе, причём хорошо оснащенном. Методы могут применяться как механические (вытягивание), так и термические (нагревание). Иногда достаточно заваривания порогов, устранения коррозии. Конкретный перечень мер определяется мастером индивидуально в каждом случае.
Тянет при торможении влево или вправо
Курсовая устойчивость при движении не единственная проблема, с которой сталкиваются водители при длительной эксплуатации машины. Так, машину иногда уводит в сторону исключительно при торможении. Это опасно, особенно при экстренном торможении. Спрогнозировать траекторию движения такой машины будет трудно.
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Заклинивание направляющих суппорта | Разобрать суппорт, очистить и смазать направляющие |
Заклинивание поршня рабочего цилиндра | Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре |
Закупоривание какого-либо трубопровода вследствие вмятины или засорения | Замените трубопровод |
Загрязнение или замасливание дисков и накладок тормозных колодок | Очистите детали тормозных механизмов |
Не работает один из контуров тормозной системы (со-провождается снижением эффективности торможения) | Замените поврежденные детали и прокачайте систему. Если это не приведет к желаемому результату, обратитесь на сервис для проверки антиблокировочной системы тормозов (АВS) |
Причина в тормозной системе
Суть неисправности тормозной системы всегда заключается в том, что по одной стороне тормозные колодки зажимают диск или барабан более эффективно, чем по другой. Если правая сторона тормозит лучше, то машину тянет вправо, если левая, то машину тянет влево.

Однако причин неисправности может быть несколько. Среди основных можно выделить следующие.
- Старя тормозная жидкость в системе.
- Клин одного или нескольких тормозных цилиндров системы.
- Протечки в одном из тормозных цилиндров.
- Неисправность электронных систем, в том числе ABS, поломки датчиков, сбой прошивки.
- Неисправность распределителя тормозных усилий.
- Неравномерность износа тормозных колодок и некоторые другие.
Ходовая
Разбалансировка элементов подвески негативно проявляет себя не только при движении, но и при торможении. Если в первом случае при езде по ровной дороге подвеска постепенно находит оптимальное положение, и авто «ловит» курс, то при торможении все проблемы, если они есть, вновь обостряются. Зазоры расширяются, люфты увеличиваются, и машину при торможении тянет вправо или влево. Это очень опасно, поскольку при подтормаживании, например, при прохождении поворота, нельзя предсказать, как машина отреагирует на нажатие педали.
Чаще всего разбалансировка вызван износом следующих элементов:
- пружин
- амортизаторов
- рычагов
- шаровых опор
- сайлентблоков.
При ускорении машину уводит в сторону
Ещё один вид потери курса – отклонение при начале движения или при резком ускорении. Ниже приведены основные причины, почему это может происходить.
Трансмиссия
Крутящий момент с двигателя через муфту сцепления передаётся на коробку переключения передач (КПП), а с неё – на колёса через полуоси. Взаимодействие между колёсной группой и КПП осуществляется через так называемые ШРУСы – шарниры, с помощью которых можно передавать крутящий момент под углом. Их настройка обеспечивает равномерное распределение крутящего момента между ведущими колёсами.
Однако если ШРУСы по одной из сторон оказываются разбитыми и изношенными, то крутящий момент распрямляется неравномерно, и машину при ускорении тянет влево или вправо, в зависимости от того, какие шарниры разбиты. Тот же эффект может давать и изношенный дифференциал.
Рулевое
Машину тянет вправо и при разболтанном рулевом управлении. Если рулевая рейка, наконечники сильно изношена, то машину при старте резко кидает вправо – необходимо резко парировать это движение.
Также нередко нестабильность работы руля при резком ускорении вызвана плохой работой гидроусилителя руля – насос по разным причинам работает нестабильно, и в итоге машину уводит с точки ускорения в сторону.
Определить конкретную причину можно только в сервисе – рулевую рейку надо снимать полностью, проводить комплексное обслуживание. Менять пыльники и сальники, менять втулку, проверять проводку электроусилителя и так далее.
Подвеска
Разболтанная подвеска влияет на движение машины по курсу и при ускорении. Пробитые шаровые опоры, порванные сайлентблоки, текущие амортизаторы – всё это вызывает общую непропорциональность системы, её некорректное поведение как при торможении, так и при ускорении.
Машину тянет в сторону, как исправить
Для устранения большинства причин ухода машины с курса нужно обращаться в сервис, но первичную диагностику можно провести и самостоятельно. Например, совершить следующие действия (как минимум, понадобятся манометр и домкрат, а лучше два домкрата).
- Проверить давление шин манометром, подкачать колёса. Через некоторое время замерить ещё раз. Если давление упало, значит, есть пробой.
- Прокрутить вывешенные колёса – они должны вращаться с одинаковой скоростью, никаких посторонних звуков быть не должно. Если же они есть, то проблема может быть в ступице.
- Проверить рулевое управление. Для этого помощник должен зафиксировать руль в прямом положении, а в это время водителю следует изо всех сил покачать вывешенные колёса в стороны – люфта быть не должно.
- Проверить уровень тормозной жидкости в системе.
- Визуально осмотреть стойки амортизаторов на подтеки, пыльники шаровых и ШРУСов.
Как избежать проблем с управляемостью
Профилактика – лучший способ избежать проблем с курсовой устойчивостью. Нужно просто придерживаться следующих обязательных правил.
- Парные детали ходовой и тормозов менять всегда попарно.
- Ставить только оригинальные новые запчасти на основные узлы.
- Поводить комплексную проверку авто после каждого, даже небольшого, ДТП.
- Соблюдать правила затягивания деталей. Например, сайлентблоки и резиновые втулки нужно закручивать только на нагруженном авто.
- Не использовать старые покрышки неравномерно стертые покрышки.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.