При ежедневной эксплуатации автомобиля иногда водители сталкиваются с такой проблемой: при трогании с места в подкапотном пространстве слышен стук. Потом любые посторонние стуки пропадают, но в момент остановки и начала движения присутствуют постоянно. В чем дело, является ли это какой-нибудь серьезной проблемой?
Загрузка ...
Почему стук возникает только при трогании с места
В момент трогания с места в механических системах автомобиля происходит значительное повышение нагрузки на двигатель, сцепление, коробку передач, приводные элементы, подвеску, опоры и шарнирные соединения. Так как в процессе эксплуатации они постепенно подвергаются износу, то происходит изменение степеней свободы всех движущихся частей. В начале степень износа невелика. Поэтому стуки происходят только в момент начала движения, а потом прекращаются. С этим же эффектом можно столкнуться во время резкого торможения и остановки. Точно также системы испытывают нагрузки, но только в обратном порядке.
Необходимо выяснить точную причину стука. Иначе, вовремя не исправленная, она потом превратиться в большую проблему. Если стуки связаны с рулевым управлением или тормозами, то однажды это приведет к ДТП.
Отчего возникают стуки при трогании с места, каковы причины их появления, как диагностировать и провести ремонт.
Причины стука, щелчка при трогании
Проблемы подвески можно обнаружить в самом начале трогания автомобиля. Неисправные рабочие узлы получают максимальную нагрузку именно при трогании с места. Это стук или даже легкий щелчок, причиной которого могут быть также и не до конца затянутые крепежи и резьбовые соединения.
При трогании с места слышен стук спереди
Стук при трогании с места спереди указывает на то, что проблемные неполадки находятся в рулевом механизме, стойках, рычагах и шарнирах передней подвески, резиновых сайлентблоках и подушках двигателя и коробке.
- Стуки в руле в момент трогания требуют осмотра рулевого механизма. Причин для них много. Это и неисправности рулевых наконечников, и ослабленные крепежные элементы, приводящие к удару. Проверка проводится вывешиванием передней оси и осмотром элементов рулевого механизма.
- Шаровые опоры при образовании люфта тоже стучат в подвеску.
- Если при вращении вывешенного колеса раздаются скрежет и гул, то нужно менять ступичный подшипник.
- Резинометаллические сайлентблоки начинают ходить более свободно и размашисто при износе и повреждении. Втулки стучат по металлу, издавая тот самый слышимый звук.
- Верхние опоры стоек изнашиваются и утрачивают подвижность. Опорные подшипники начинают ударяться об опору в стакане. Это повод заменить их на новые.
- Изношенные опорные подушки двигателя перестают гасить вибрации мотора, в движении они не могут нормально удерживать агрегат. Поэтому происходят удары и стуки.
- Защита картера от ударов может деформироваться и касаться двигателя и коробки передач. Поэтому и возникает стучание во время начала движения. Необходимо выпрямить защиту и затянуть крепления, чтобы не было ее свободного хода.
Источниками стучащих звуков могут также являться стабилизаторы поперечной устойчивости, амортизаторы, пружины. Неисправности этих элементов не производят одиночных стуков при трогании и выявляются по другим признакам.
Стук или щелчок при трогании с места спереди или сзади
Стук при трогании и торможении происходит вследствие неисправности трансмиссии и ходовой части. Он появляется и сзади, и спереди, с любой стороны, где находится дефектная деталь.
- Неисправность тормозной колодки происходит по причине отслоения накладки и приводит к появлению стуков в районе колеса при движении. Необходимо провести осмотр тормозных накладок и устранение неисправности. В большинстве случаев такое случается с барабанными тормозами, так что посторонние звуки слышатся с задней колесной оси автомобиля.
- Если ослабнет затяжка гайки ступичного подшипника, то появится стучание в ступице автомобиля. Такие же стуки бывают в случае, если подшипник сильно изношен. Проверка ступичного подшипника обычно проводится вывешиванием колеса и покачиванием его в боковых плоскостях.
- Крепления резонатора глушителя выхлопной трубы могут ломаться, тогда вибрация системы приводит к ударам о другие металлические детали днища. Автомобиль ставится на яму, труба качается вручную для обнаружения неисправности.
- При ежедневных поездках по дорожным неровностям винтовые соединения откручиваются. Вследствие чего в ослабленных креплениях возникает стук. Нужно поставить автомобиль на яму и затянуть все крепежи.
Стук при трогании с места в трансмиссии
В момент трогания с места и во время смены скоростей стук бывает вследствие неполадок в трансмиссии:
- Неисправность демпферных пружин наиболее вероятный виновник стука в сцеплении. Эти пружины в идеале сжимаются и амортизируют удары. Если они неисправны, то передача усилия происходит слишком резко. Раздается стук при отпускании сцепления. Для осмотра и ремонта необходимо снять коробку.
- При переключении передач КПП испытывает повышенную нагрузку. Если резиновые опоры коробки повреждены, то удары идут на кузов, обозначая стук в коробке при движении. В такой ситуации возможны рывки ручки механической КПП.
- В карданном вале износ деталей также приводит к люфту. Поэтому возникает передача крутящего момента рывком, что обозначается стучащим звуком. Для проверки нужно вывесить колеса и на нейтральной передаче покрутить их, прислушиваясь к карданному валу на предмет обнаружения люфта. Если есть отчетливый гул и вибрации, крестовину карданного вала надо поменять.
- Муфта кардана плавно передает крутящий момент. Из-за повреждения резиновых частей перестает принимать удары, шпильки соприкасаются, появляется стук. Нужно провести осмотр резиновой части муфты на предмет разрывов и отслоения. Если повреждения есть, то нужно ее менять.
- При трогании с места стучат обычно ШРУСы приводов из-за выработки подвижных частей шарнира. Стуки появляются и при переключении передач и при разгоне. При осмотре надо контролировать целостность пыльников и присутствие смазки внутри них.
- Стуки в дифференциале. Причина — износ и люфт дифференциала. В начале движения на переднеприводном автомобиле стук слышен в коробке, на заднеприводном — в заднем мосту. Простую проверку производится следующим образом: вывешивается одно колесо, прокручивается вручную. Вращение должно быть равномерным без скрежета дифференциала. Потом вывешивается вся ось и колеса крутятся вручную сначала в одну, потом в другую сторону. Стуки из дифференциала обозначат неисправность.
- Стуки вариатора при начале движения говорят об износе любого элемента коробки: шкивов, ремня, цепи. Точно найти причину можно только при подробном осмотре и разборке механизма.
Стук при начале движения на автомобиле с автоматической коробкой передач говорит о перегреве коробки, недостаточном уровне масла в ней, плохом качестве трансмиссионного масла. Работа фрикционов нестабильна, переключение передач происходит рывками. Если замена технической жидкости не изменила ситуацию, то проблема может быть гораздо серьезнее.
Иногда стук происходит с «пинком» автомата во время движения задним ходом. Это может быть износ подушек двигателя или подушек АКПП. Если вы точно не можете определить, откуда идет стук, то надо подробно осмотреть всю ходовку и трансмиссию.
При начале движения стук, можно ли ездить
Просто однократный стук в момент трогания возникает по множеству разных причин. Дальнейшие проблемы тоже разные.
Звук появляется во время трогания рывком, а при плавном отсутствует — проблемы несущественные и безотлагательного решения не требуют. Если же он присутствует стабильно, то с проблемой лучше разобраться как можно скорее.
Если причиной стука являются неисправности рулевой или тормозной системы, то передвижение на таком автомобиле нужно прекратить. Он неисправен и становится опасен для водителя и для других участников движения.
Какие неисправности опасны и требуют срочного устранения, смотрим:
- поломка кронштейна опоры двигателя
- износ подушек коробки передач или двигателя
- оторвана защита днища картера
- поломка рулевых тяг
- неисправность муфты, крестовины карданной передачи
- стучат штанги приводов
- поломка шаровых опор
- звуки в КПП или в редукторе
- неисправность тормозных колодок
- звуки исходят от ШРУС, подшипников
- недостаточная затяжка колес, неправильная затяжка ступиц.
Вопросы о стуке при трогании
Появление стуков в начале движения автомобиля не является нормальной ситуацией. Разумеется возникает много вопросов: какова причина, насколько критична неисправность, как ее устранить? Рассмотрим наиболее частые случаи.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.