Датчик уровня топлива — элемент автомобиля, позволяющий водителю контролировать уровень горючего в баке. Если на авто не работает указатель уровня топлива, водитель может попасть в неприятную ситуацию, когда топливо кончится в дороге. В данном материале мы рассмотрим основные причины неисправности данного датчика и способы их решения, чтобы помочь вам сохранить безопасность и избежать непредвиденных проблем во время поездки.
- Виды датчиков
- Как работает датчик уровня топлива
- Поплавково-рычажный
- Трубчатый
- Электронный
- Где находится датчик уровня топлива
- Не работает указатель уровня топлива: причины
- Признаки неисправности ДУТ
- Ошибки датчика уровня топлива
- Как проверить датчик уровня топлива
- Универсальный метод
- Проверка рычажного датчика мультиметром
- Самостоятельный ремонт датчика уровня топлива
- Можно ли ездить с неисправным ДУТ
Виды датчиков
В авто применяются несколько видов ДУТ (датчиков уровня топлива). Такие, как:
- рычажный
- трубчатый
- электронный
Важно отметить, что даже у нынешних датчиков надежность работы зависит от хорошего контакта в местах подключения, а также от эксплуатации авто. Поэтому каждый автовладелец может неожиданно заявить, что у него не работает датчик уровня топлива.
Как работает датчик уровня топлива
Разберем подробнее принцип работы датчика уровня топлива во всех его вариациях.
Поплавково-рычажный
Схема работы поплавкового датчика уровня топлива основывается на применении реостата, присоединенного к рычагу. А на краю данного рычажка находится поплавок. Когда поплавок двигается, рычаг также передвигается по контактной дорожке, изменяя сопротивление. Это изменение сопротивления фиксирует компьютер авто, топливная стрелка на приборке перемещается исходя из сопротивления.
Когда поплавок доходит до некоторого положения, сопротивление на реостате изменится до такой степени, что загорится лампочка, находящаяся около указывающей стрелки. Это значит, что авто необходимо дозаправить.
Трубчатый
Датчик подобного вида построен на основе корпуса с направляющей стойкой в форме трубки и контактным проводом, который находится на обратном конце ДУТ. В пустой изнутри трубке располагается поплавок с контактными кольцами. Фланец корпуса с болтами прикрепляется к бензобаку сверху.
Схема его работы такова:
- Внизу трубки датчика имеется одно или несколько отверстий, используя которые горючее заходит в трубу.
- Поплавок, находящийся в трубе, обладает контактными кольцами. И соответственно меняет свое положение в зависимости от уровня топлива.
- Для измерения сопротивления используется один или два контактных провода на стенках трубки. Когда поплавок передвигается по поверхности горючего, происходит изменение электрического сопротивления.
Когда бензобак полностью заполнен, поплавок будет располагаться максимально наверху. При данных обстоятельствах контактный провод имеет небольшую длину, что означает минимальное сопротивление. Когда в бензобаке пусто, поплавок будет расположен в самом низу, что будет означать максимальное сопротивление.
Электронный
Построение бесконтактных ДУТ базируется на неактивном магнитном датчике. Функционирует данный датчик следующим образом:
- Главные элементы такого ДУТ пребывают в герметичном теле. Топлива касается только рычаг магнитного датчика.
- Поплавок с магнитом передвигается по той части, где размещены металлические пластинки. Исходя из местоположения магнита, у отдельной пластинки и образовывается сигнал, отображающий количество топлива.
Где находится датчик уровня топлива
ДУТ можно обнаружить в самом бензобаке. Его исполнение бывает разным, исходя из конструкции. Чаще он интегрирован в топливный модуль, который является единой системой, состоящей из ДУТ, обратного клапана, бензонасоса и фильтра. Также он бывает установлен отдельно.
Не работает указатель уровня топлива: причины
Неполадки, приводящие к неработоспособности ДУТ или некорректным его показаниям, обычно бывают вызваны следующими причинами:
- Негерметичный поплавок. Если он сделан из хрупкой пластмассы и на него оказывается сильное воздействие или его эксплуатация происходит в мороз, он может утратить герметичность.
- Неполадки с рычагом. При поломках рычага, на котором расположен поплавок, последний иногда лишается подвижности или начинает давать неточные данные. Рычаг можно повредить при извлечении топливного модуля во время смены фильтра.
- Проблемы с корпусом ДУТ. Если корпус поврежден, это может привести к изменению показаний резистивных элементов или повреждению рычага, который отвечает за соответствующие показания.
- Износ резистивных частей. Довольно популярным поводом для неработоспособности датчика являются проблемы с резистивными элементами.
- Нет контакта. Также поводом для неработоспособности ДУТ бывает простое отсутствие контакта на какой-либо части цепи.
- Замыкание. Если сигнальный провод ДУТ «коротит» на землю, то это может стать причиной искажения значений его сопротивления.
- Предохранитель перегорел. Для определения номера предохранителя ДУТ следует обратиться к электросхеме вашего авто.
- Проблемы с креплением. Если датчик плохо закреплен на корпусе бензобака, может произойти утечка топлива.
- У трубчатых ДУТ часто обрываются провода. В этой ситуации топливная стрелка будет показывать значение “0” без изменений.
- У трубчатых датчиков часто появляется налет на направляющей стойке, что часто ограничивает передвижение поплавка.
- На бесконтактных ДУТ часто повреждается магнитный датчик, проводка или даже плата управления.
Однако стоит помнить, что виновник неправильных показаний на приборке — не всегда ДУТ. Иногда причиной таких неполадок является стрелка, что говорит о проблемах в приборе, который сам по себе является потенциометром.
Признаки неисправности ДУТ
Дефекты ДУТ обычно проявляются следующими симптомами:
- Неполадка может выявиться в виде постоянного движения стрелки на приборке, ее дерганья или прыжков.
- Стрелка на панели неправильно показывает уровень топлива. К примеру, при полностью заправленном авто стрелка указывает на неполный или даже опустошенный бак.
- Стрелка лежит при активном зажигании, бензин при этом в баке точно есть.
При возникновении аналогичных неполадок можно с уверенностью сказать, что проблема в ДУТ. Однако если лампа малого уровня топлива горит при большом количестве горючего, это может указывать на неполадки с приборки.
Если у авто, управляемого ЭБУ, возникли неполадки с указателем уровня топлива, то это можно обнаружить через специальный сканер, который считывает ошибки, хранящиеся в памяти блока управления двигателем. Такой диагностический инструмент позволяет проверить, как работают датчики разных систем и параметры их функционирования.
Загрузка ...
Ошибки датчика уровня топлива
Ниже приведены частые коды ошибок, которые могут указывать на неполадки с ДУТ:
- P0460 — ошибка электроцепи. Вызывается неполадками с проводами питания или окислением контактов.
- P0461 — выход сигнала за его пределы. Обычно приводит к нарушению подачи горючего и упадку мощности.
- P0462 — слабый сигнал в цепи. Появляется из-за плохого контакта, замыкания/обрыва в цепи или дефекта бензобака.
- P0463 — слишком высокий сигнал в цепи. Причина появления — дефект самого ДУТ или его поплавка, а также ржавчина бензобака.
- P0464 —слабый контакт в цепи. Появляется вследствие окисления контактов, износа изоляции на проводах или неполадок с сигналом.
Как проверить датчик уровня топлива
Основным шагом является проверка наличия питания через предохранитель датчика уровня топлива. Если на вашем авто нет возможности добраться до датчика, то следует использовать электросхему авто для подключения к выводам на колодках, воспользовавшись частями проводов. В том случае, если доступ имеется, следует отключить разъем от датчика и провести диагностику, используя мультиметр.
Техника следующая: один щуп тестера нужно поднести на плюс на фишки, а другой — к минусу или к кузову авто. Если с электропитанием все в норме, и оно подается на ДУТ, то значения мультиметра будут равны +12 Вольт (для обычных легковых авто).
Когда электропитание отсутствует, необходимо начинать диагностику с целостности предохранителя и проводов. Если же электропитание присутствует, но ДУТ все еще выдает неправильные данные, следует проверять дальше и выяснить, что именно вызывает проблему — ДУТ или проводка.
Универсальный метод
Данный способ предусматривает два варианта проведения проверки: когда индикатор всегда указывает на начало шкалы и когда он указывает только на ее конец. Разберем подробнее, как проверить указатель уровня топлива этой технологией.
Первоочередной шаг состоит в обеспечении доступа к контактной группе датчика на бензобаке. Затем требуется активировать зажигание и разорвать цепь сигнального провода, применив еще одни провода. Далее просто пронаблюдайте за тем, как ведет себя указатель на приборке.
Если после выполнения указанной процедуры стрелка упала в конец шкалы, значит ДУТ неработоспособен. Если же указатель не сдвинулся, необходимо удостовериться в том, что сигнальный провод в норме. Для этого следует произвести его диагностику, используя мультиметр или другой спец. инструмент.
В той ситуации, когда указатель всегда показывает на край шкалы, действовать следует по такому алгоритму:
- Требуется предусмотреть доступ к контактной группе ДУТ, расположенной над баком.
- Затем провернуть ключ в состояние зажигания.
- Поочередно замкните конец сигнального провода, идущего к прибору, с контактом ДУТ и с кузовом.
- Если после выполнения данных действий, указатель в двух случаях продолжал лежать на нулевом значении, то, вероятнее всего, это означает, что сигнальный провод, соединяющий ДУТ с прибором, оборван. При таких обстоятельствах следует проверить провода, воспользовавшись техникой прозвона.
- Если стрелка отходит в противоположную часть шкалы после замыкания об корпус, это может означать, что контакт между ДУТ и массой потерян.
- Если указатель начинает обратное движение при обоих замыканиях, то, скорее всего, неисправен сам ДУТ, и следует произвести дополнительную проверку.
Для точнейшей диагностики неполадок рекомендуется проводить ее на демонтированном ДУТ.
Проверка рычажного датчика мультиметром
Рассмотрим пример проверки поплавкового ДУТ в демонтированном виде на таких авто, как: ВАЗ-2108 и 2109. Техника диагностики мультиметром будет такова:
- Переставляем режим устройства на измерение сопротивления.
- Необходимо подсоединить щупы к выводам датчика и перемещать рычаг по дорожке. В зависимости от режима сопротивление будет плавно меняться.
- При данной диагностике также важно убедиться, что поплавок пребывает в самой нижней части под своим весом, то есть бензобак пуст. При данных обстоятельствах важно, чтобы сопротивление не было ниже 238 Ом и не переваливало за 262 Ом (или располагалось в диапазоне 285-335 Ом, исходя из типа датчика). При перемещении поплавка вверх сопротивление должно понижаться до 17-23 Ом (или 7-25). Если значения имеют большие отличия, не изменяются или изменяются скачками, то, вероятнее всего, датчик неработоспособен.
Самостоятельный ремонт датчика уровня топлива
Перед началом следует учесть, что демонтаж ДУТ с места установки является необходимым условием для его ремонта. Так что прежде чем начать ремонт, стоит разузнать, как снять датчик уровня топлива.
- Если резистивные части рычажного ДУТ были слегка изношены, можно скорректировать положение “язычка” который передает значение тока на прибор. Важным шагом также будет очистка контактов прибора. Если резистивные элементы пребывают в полностью нерабочем состоянии, то датчик нельзя исправить и следует поставить другой. Еще если плата с резистивной дорожкой не фиксируется в положенном месте, ее требуется припаять снова.
- Если появились неполадки в электроцепи ДУТ, то обычно причина заключается в контактах. Чтобы исправить эти неполадки, следует произвести очистку контактов и подтянуть их, а также нанести на них смазку. Если провода повреждены, лучше всего заменить их. Когда изоляция была повреждена только слегка, можно применить изоленту или термоусадочные трубки.
- Если трубчатый ДУТ обладает неполадками из-за загрязнения направляющей трубки, то необходимо ее тщательно прочистить и удалить налет с помощью специального спрея. Кроме того, рекомендуется произвести очистку сигнальных проводов.
- Электронный ДУТ имеет большой недостаток — его сложно ремонтировать самостоятельно. Исходя из этого, при неисправности данного датчика рекомендуется обращаться за помощью в сервис или к официальному торговому представителю вашего автомобильного бренда.
Можно ли ездить с неисправным ДУТ
Если датчик бензина неправильно показывает, самый главный риск для автовладельца – это остаться без горючего на дальних участках дороги, где нет автозаправочных станций. Это приведет к долгой задержке на дороге, потере значительного количества времени и даже незначительной потере денег.
Вторая опасность. Если не работает указатель уровня топлива, это приводит к поломке и других компонентов и механизмов авто. Например, при постоянном расположении индикатора на нуле или когда он неправильно показывает, автовладелец не будет способен точно узнать, сколько горючего в бензобаке. Из-за этого может произойти перегрев бензонасоса, который охлаждается топливом. Кроме этого, мусор может попасть в насос забить фильтры, и сломать топливную помпу.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.