Причины белого нагара на свечах по виду налета

Белые свечи Неисправности

Нагар на свечах зажигания – признак возможной неисправности двигателя. Рассмотрим белый налет на свечках, почему возникает, каким по фактуре может быть, как почистить элементы зажигания.

Общие причины появления белого нагара на свечах

Свечи зажигания функционируют в условиях высоких температур, сгорающее топливо образует на них налет различных цветов. Оттенок отложениям придают топливные добавки и кислород, реагирующий с металлом. Само по себе образование обильного налета сообщает о некорректной работе двигателя.

Отработавшая нормальная, новая и с белая свечи
Отработавшая штатно, новая и с белым налетом

Одной из возможных причин образования налета является некачественное топливо или его несоответствие заявленным требованиям. Поэтому требуется выяснить происхождение свечного нагара и привести все системы в нормальное состояние во избежание критических поломок.

Разнообразные виды нагаров на свечах возникли вследствие различных причин, и требуют отдельного подхода к их определению.

Бедная смесь

Бедная или обедненная смесь — топливовоздушный раствор, в котором содержания горючего меньше задуманного инженерами. А богатая смесь содержит слишком много топлива относительно воздуха.

Неравномерно покрыты налетом

Обедненная либо наоборот переобогащенная смесь вызывают нестабильную работу двигателя (ДВС), в результате на свечах появляется налет. Причину можно обнаружить в негерметичности впускной системы подачи воздуха, забитых фильтрах, воздушном и топливном, бензонасосе, форсунках. Проверяются все датчики, особенно датчик ДМРВ. Также не помешает проверить все форсунки, можно сразу их почистить. Причина может быть в недостаточном давлении, создаваемым топливным насосом в рампе.

Плохое топливо

Причиной появления белого налета может быть использование бензина, не соответствующего стандартам автомобильного топлива. Это значительно ухудшает работу ДВС, вызывает преждевременный износ деталей, выводит из строя датчик кислорода (лямбда-зонда) и каталитический нейтрализатор.

свечка с белесым налетом

Чтобы решить проблему, необходима заливка стандартного качественного бензина, установка новых свечей зажигания. Заправка чем попало может привести к детонации (неконтролируемому взрыву в камерах сгорания). Сильная детонация может разрушить мотор за считанные километры, но об ее появлении скажет Check Engine.

Свечи не подходят

Несоответствующие свечи зажигания еще одна возможная причина белого нагара. Сложные современные моторы требуют тщательного подбора свечей, характеристики которых работают индивидуально для каждого определенного класса ДВС.

Иридиевая тоже с белым нагаром

Некорректно установленные свечи не справляются со своими функциями и впоследствии создают трудности для двигателя автомобиля. Также постепенно некачественные свечи обязательно будут покрываться налетом.

Найти артикулы оригинальных и аналоговых свечек для вашего мотора несложно, поисковик поможет. Лучше сразу купить подходящие, при появлении налета на свечах придется приобрести еще одни.

Виды белого налета и способы устранения причин

Заметили белый налет на свечах зажигания, нужно провести диагностику систем автомобиля на предмет установления причин образования этой проблемы. Белого нагара есть несколько видов, рассмотрим каждый отдельно.

Причина тонкого белого нагараКакое влияние оказываетКак исправить
Свечи отработали ресурс, топливо низкого качестваВозрастает нагрузка на цилиндро-поршневую группу, ресурс мотора снижается кратно.Заменить свечи, заправится хорошим топливом
Бензин разбавленный, контрафактный и пр.Мотор работает нестабильно, повышается риск детонации, разрушения поршней, уменьшается ресурс лямбдо-зонда и катализатораОткачать плохое топливо, залить хорошее, заменить свечи
Бензин с низким октановым числомДетонация почти неизбежна, мотор может сломаться за десятки километров. Ударные нагрузки повреждают клапана и поршни в первую очередьСлить некачественное топливо, залить бензин нужного октанового числа.
Топливовоздушная смесь нестабильнаМотор работает неправильно, детали двигателя подвергаются скачкообразным нагрузкамПроверить работу карбюратора или датчиков инжектора (ДМРВ, ДТВ и ДАД), форсунки, герметичность впуска

Слабо выраженный

Если в качестве топлива используется газ и оборудование настроено плохо, то белые свечи обычное явление. Бензиновые настройки зажигания для газового топлива некорректны. Сгорание происходит позже, вызывая перегрев выпускных элементов и их повышенный износ.

слабый

Сжиженный газ не имеет дополнительных примесей, используемых для бензина в качестве антидетонационных присадок. Температура сгорания газа выше, чем у бензина. Поэтому несгоревших углеродистых остатков нет, а наличие небольшого нагара вполне приемлемо.

Нагар может говорить о нестабильного качества топливной смеси.

Равномерный матовый или «бархатный»

Повод появления толстого бархатного белого нагара на свечах – попадание в мотор (масла, антифриза). Если обнаружили толстый белый налет на свечах нужно принять меры незамедлительно. Отыскать источник попадания в камеры сгорания веществ, которых там быть не должно.

Бархатный

Белый тонкий бархатный нагар говорит о неверном смесеобразовании или несвоевременно появляющейся искре, конкретные причины зависят от типа ДВС.

Совсем незначительный белый бархатный или глянцевый налет не всегда свидетельство неисправности. Он может возникать и при нормальной работе мотора. Если двигатель работает стабильно, расход топлива не вырос, охлаждающая жидкость не утекает, ошибок нет, то и переживать не стоит.

незначительный

Если обнаружили тонкий белый налет на свечках зажигания на карбюраторном ДВС, в первую очередь нужно проверить сам карбюратор. Могли уйти настройки, забился жиклер. Затем проверить трамблер. Из-за него может быть ранняя искра. Также стоит отследить расход масла и уход антифриза.

На инжекторных машинах при обнаружении белого налета сначала следует проверить ЭБУ на наличие ошибок. Затем проверить форсунки, но правильность дозировки топлива контролируется на стенде.

Глянцевый

Глянцевый белый налет некритичен (не влияет на работу свечей), он сообщает о неправильном функционировании какой-то из систем. Первая наиболее вероятная причина — неправильное образование смеси.

Глянцевый

Вероятны следующие проблемы карбюраторных моторов:

  • загрязнение дроссельной заслонки
  • засорен, неправильно подобран жиклер
  • неправильно выставлено зажигание
  • негерметичен коллектор подачи воздуха, имеет место избыточный подсос.

Системы инжекторного впрыска имеют другие неполадки, приводящие к образованию глянцевого белого нагара: инжектор производит некорректную дозировку топлива и неверно устанавливает опережение зажигания. Стоит так же поискать проблемы в подаче воздуха. При неучтенном доступе воздуха в обход ДМРВ электронный блок управления неправильно дозирует топливо. Если несанкционированный подсос не обнаружен, то нужно проверить все датчики. Возможно, обедненная смесь прямое следствие неисправности датчиков.

две штуки из 4

Причина глянцевого белогоКакое влияние оказываетКак исправить
Бедная смесьПерегрев поршней, клапанов, цилиндроы. Ускоренный износ поршней, колец и стенок цилиндров. Быстрая деградация моторного масла, снижение мощности мотора.Отрегулировать угол опережения зажигания, проверить карбюратор или датчики инжектора, продиагностировать впуск на подсос
Подсос на впускеСмесь становится беднойПроверить систему впуска на наличие нештатных отверстий, восстановить герметичность
Форсунки инжектора забитыВ двигатель поступает меньше бензина, чем «думает» блок управления, как результат - бедная смесьПроинспектировать форсунки, прочистить и промыть при необходимости. Если нужно заменить.
Из-за расстроенного зажигания искра образуется невовремяМотор теряет мощность, перегревается, ускоряется его износ, повышается риск прогара клапанов и других элементов выпуска, разрушения катализатора.Проверить датчики коленвала и распредвала, установку привода ГРМ, отрегулировать систему зажигания. Для авто с ГБО желательно установить вариатор УОЗ или двухрежимную прошивку блока управления.
Свечи зажигания не соответствубт требованиям мотораУхудшение искрообразования, перегрев свечей и их ускоренный износ, потеря тягиЗаменить свечи зажигания, подобрав деталь с требуемым калильным числом.
Октановое число топлива ниже или выше необходимогоУхудшение воспламенения, потеря тяги. Детонация и ускоренный износ шатунно-поршневой группы, если ОЧ слишком низкое. Перегрев элементов выпуска, прогар клапанов, выход из строя катализатора, если ОЧ слишком высокоеСлить некачественный бензин и залить нормальный. На старой машине, рассчитанной на низкооктановое топливо, а также при использовании ГБО (особенно метана, ОЧ которого около 110) – отрегулировать зажигание под новое топливо, использовать вариатор УОЗ для коррекции при использовании газа

О чем говорит белый налет у авто на газу

Если речь идет об автомобиле с установленным газобаллонным оборудованием (ГБО), то серо-белый налет на свече ничем неопасен.

Для газа такой нагар вполне рядовое явление, можно сказать норма. Белый налет едва заметен. В газе отсутствуют примеси и присадки, рабочая температура выше, чем у бензина. Если нет признаков других проблем, то все в порядке.Из мотора на газу

Как найти «подсос» воздуха

Так называемый «подсос» — это воздух попадающий в двигатель в обход датчиков, не контролируемый блоком управления. Это частая причина белого налета на свечах зажигания, поэтому разберемся, как его найти.

На карбюраторных моторах часто дополнительный воздух попадал в мотор из-за неисправного вакуумного усилителя тормозов (ВУТ). Если двигатель глохнет или пытается это сделать при нажатии на педаль тормоза, меняем ВУТ и дело с концом. Но вакуумный усилитель не всегда так явное заявляет о поломке. Поэтому приступаем к простой проверке. Глушим мотор, давим на педаль тормоза 3-4 раза до упора, держа педаль нажатой заводим двигатель. Если она немного «провалилась» после запуска, вакуумник исправен.

Места подсоса и поиск дымом

Бывает, что подсос возникает из-за дырок на вакуумных шлангах впускного коллектора. Простой, но не всегда возможный способ — послушать нет ли возле патрубков шипения. Услышать его можно далеко не всегда. Еще один вариант проверки, сняв патрубок с воздушного фильтра вместе с датчиком, перекрыть его, не давая воздуху поступать в мотор. Двигатель должен заглохнуть, если нет, подсос есть.

Если и тут нет источника «постороннего» воздуха, то возможно он поступает через уплотнительные кольца форсунок.

где может быть подсос

Проверить их можно, но способ опасный. Рекомендовать его не могу, ведь «поливать» раскаленный мотор горючей жидкостью небезопасно. Но рассказать о нем нужно для полноты информации.

Значит бензин, WD-40 или карблинкер (любая горючая смесь) нужно нанести на место подсоса. Состав горюч, поэтому при попадании в мотор, обороты двигателя вырастут. Так можно искать подсос в местах, где закрыть патрубок не получиться: прокладка дроссельной заслонки, прокладка коллектора, колечки форсунок, толстый патрубок после ДМРВ.

Если в хозяйстве есть генератор дыма, это значительно упрощает поиск. При желании дымогенератор можно собрать из подручных материалов.

Что будет, если не устранить причины

Если явный белый налет на свече зажигания будет проигнорирован, то в ближайшее время, скорее всего, начнутся проблемы. Может произойти перегрев цилиндров, клапанов, поршней. Простой заменой свеч дело не закончится, возможно, прогорят клапаны и поршни, мощность двигателя значительно упадет, постоянно будет происходить детонация топливной смеси. В конце концов, все может закончиться капитальным ремонтом двигателя.

Последствия детонации
Последствия детонации

Поэтому стоит проводить ревизию свечей зажигания на наличие белого нагара для своевременного выявления неисправностей в работе двигателя.

Для осмотра свечей понадобится следующий инструмент:

  • свечной ключ
  • для осмотра и подсветки фонарик, лампа
  • ветошь для очистки свечных колодцев.

Каталитический нейтрализатор

Снять и провести осмотр свечей очень просто, достаточно десяти минут для визуальной оценки и обнаружения нагара. В одном случае для демонтажа свеч бывает достаточно отсоединить высоковольтные провода, а в других случаях, возможно, придется снимать индивидуальные катушки на каждой свече, для чего дополнительно нужен ключ.

При съеме свечей важно запомнить расположение проводов и катушек, необходимо сделать поочередный осмотр или помечать все съемные детали.

Как часто меняете свечи?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Способы очистки свечей от белого нагара

Если нагар на свече незначительный, то после очистки ее можно установить на место, и она продолжит работать, в замене нет необходимости.

Помимо очистки стоит еще одна задача, выявить изначальную причину образования белого нагара. Очистка свечей полностью проблему не решает, нагар снова появится после небольшого пробега автомобиля. Двигатель по прежнему будет подвергаться износу.

Механический

Для проведения работ необходимо сделать правильный подбор абразивного материала:

  • металлическая щетка
  • мелкозернистая наждачная шкурка.

Механическая щеткой

Свеча выкручивается с посадочного места, проводится первичная чистка щеткой, удаляются поверхностные отложения. Электрод тщательно очищается мелкой наждачной бумагой. Следует делать это максимально осторожно, чтобы не допустить истирания.

Механическая обработка неприемлема для свечей с иридием или платиной. Воздействие абразива разрушит напыление и нарушит подачу искры.

Наждачной бумагой

Химический

Для химической очистки нужно применять различные химические активные вещества:

  • органические растворители
  • преобразователь ржавчины
  • димексид, раствор ацетата аммония
  • сантехнические средства.

Домашняя химия для чистки свечек

Химический процесс мягкий и щадящий, позволяет провести работы без механического повреждения свечных электродов, что идеально подходит для дорогостоящих свечей, напыление которых стирается абразивами.

Удаление нагара химическим способом.

  • Обезжириваем рабочие поверхности свечей в растворителе.
  • Загрязненной частью свечи опускаем в химическое средство.
  • Процесс может идти долго. Контролируем состояние нагара.
  • После очистки еще раз очищаем растворителем.

Чистка подручными средствами

После процесса чистки и просушки свечи устанавливаются на свое рабочее место. Чтобы ускорить химические реакции, рабочее вещество необходимо немного нагреть, не доводя до температуры кипения.

Соблюдайте все меры безопасности при работе с химикатами. Не забывайте про индивидуальные защитные средства.

Пескоструйный

Пескоструйная чистка проводится при помощи специального пескоструйного аппарата. Песок сжатым воздухом распыляется на рабочую часть свечи и сдирает с нее весь образовавшийся налет. Можно вместо пескоструйного аппарата применить дрель и контейнер с мелким песком. Свеча вставляется в патрон дрели и опускается в песок. При вращении патрона дрели свеча проходит обработку песком.

пескоструйная чистка

Газовый

Очистить свечу можно отжигом газовой горелкой. Свеча фиксируется в тисках и прокаливается высокотемпературным пламенем горелки до тех пор, пока не удастся выжечь весь белый нагар.

Предотвращаем белый нагар на свечах

Необходимо производить визуальный контроль свечей зажигания раз в три месяца или чаще. Это позволит вовремя заметить неполадки, которые обычно определить невозможно. Самый важный вопрос — выявить первопричину появления этого нагара.

Нагар на свечах может быть тревожным признаком и потребует полной диагностики:

  • Требуется диагностика топливной системы, проверка настроек карбюратора и инжектора, проверка состояния форсунок.
  • Если образование нагара связано с использованием газового топлива, требуется установка отдельных прошивок ЭБУ для газа и бензина.
  • Чтобы избежать критических температур, необходим контроль объема антифриза в системе охлаждения, периодическая его замена по срокам эксплуатации.
  • Необходимо использование качественных смазочных материалов, чтобы уменьшить отложения.
  • Для улучшения работы топливной системы рекомендуется интервал межсервисного пробега для смены топливного и воздушного фильтров снизить до 5-8 тысяч км.

При обнаружении белой свечи выясняйте вероятную причину образования налета. Это позволит вам избежать материальных потерь и сложных ремонтных работ.

Если обнаружили явный белый налет на свечах зажигания, то следует выяснить причину его появления. Просто заменить свечки не даст результата на долго, со временем и новые детали покроются светлым нагаром.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий