Все что надо знать о ступице колеса: от чертежа до самостоятельной проверки

ступица Подвеска

Ступицы автомобиля являются одними из основных узлов, благодаря которым и происходит движение машины. Они имеют свои особенности и нюансы, правила эксплуатации, которые необходимо знать, чтобы избежать преждевременного износа. Также стоит знать, как самостоятельно диагностировать поломку подшипника.

Немного теории о ступице колеса

Конструкция ступицы

Рассматривая вопрос, что такое ступица, необходимо понимать, что это вращающаяся деталь, с отверстием посередине. Зачастую отверстие шпоночного типа, либо со шлицами, это позволяет передавать крутящий момент на колеса. Ступица есть на каждом колесе, весь вес машины распределяется на ступицы. При этом им еще нужно быстро вращаться, чтоб автомобиль мог двигаться.

К ступице с одной стороны крепится привод, дающий крутящий момент от коробки, а с другой — диск колеса, которому передается момент.

Ступица в поворотном кулаке

В авто ступица это специальная деталь, которая необходима для установки колес на ось. Ступичные подшипники в этом случае являются ключевыми деталями всей ходовой части. Это обусловлено тем, что именно они отвечают за передачу крутящего момента на колеса во время движения.

Ступица соединяет собой привода, соединенные с коробкой или раздаткой, и колеса, передавая таким образом крутящий момент. К ступице также крепится тормозной диск. Колесо имеет возможность вращаться вперед или назад именно благодаря подшипникам.

Расположение и назначение

Где находится ступица

Чтобы найти ступицу, достаточно только поднять автомобиль при помощи домкрата, чтобы вывесить колесо. Затем снять его и тормозной диск, и деталь будет открыта.

В середине детали расположено отверстие, в котором располагается подшипник. Он в обязательном порядке используется высококачественный, чтобы выдерживать высокие нагрузки. Именно это позволяет обеспечивать надежную и устойчивую опору для колес при езде по любым дорожным покрытиям.

Где располагается

Устройство ступицы очень простое, она также применяется для размещения и надежной фиксации тормозной системы. Благодаря ей крутящий момент передается на колесо с минимальным трением.

Конструкция

Конструкция максимально простая, обод выступает основным элементом. Он включает в себя специальные отверстия для крепежных болтов. Посередине в отверстии расположен подшипник ступицы — деталь обеспечивающая минимальное трение при вращении, именно она передает крутящий момент от привода на колесо. Отверстие расположенное посередине также предназначено для полуоси.

Подробный чертеж

Современные модели ступичных подшипников предусматривают установку ABS-датчика. В авто с электронными системами управления ступицы с ABS изготавливаются закрытыми. Они являются неразборными, а также не подлежат ремонту, но при этом должны иметь колоссальный эксплуатационный срок.

Виды ступиц

Существует несколько разновидностей ступиц:

  1. Ведомые управляемые — для автомобилей с задним приводом, устанавливаются на передние колеса.
  2. Ведущие управляемые — используются в машинах с передним или полным приводом.
  3. Ведомые неуправляемые — как правило представляют собой модели ступиц неразборного типа, устанавливаются на машины с передним приводом на заднюю ось.
  4. Ведущие неуправляемые — используются в автомобилях с полным или задним приводом, устанавливаются на заднем мосту машины.

Много

Выбирая новые ступицы, необходимо учитывать, что они подразделяются на левые и правые, а также могут быть универсальными. Конструктивно у моделей есть несколько отличий:

  1. Модели поколения HUB-1 самые простые ступицы, в которых предусмотрена возможность замены подшипников отдельно.
  2. Поколение HUB-2 представляет более сложные модели, в них система подшипников надежно зафиксирована при помощи фланца с отверстиями крепежного типа.
  3. HUB-3 представляет изделия неразборного типа, они эргономичные и легкие, обладают отличными эксплуатационными характеристиками.
  4. HUB-4 пошел существенно дальше, изделия этого поколения объединяют ступичный подшипник и ШРУС.
  5. HUB-5 последнее поколение, которое представляет ступицы объединенные с тормозными дисками.
Разборная и подшипник
Разборная и отдельно ступичный подшипник

Стоит отметить, что поколения 4 и 5 не применяются широко, находятся только на этапе опытного тестирования.

Особое внимание стоит обратить на систему ABS, ее можно интегрировать далеко не в каждый тип ступицы. Для этого необходимо, чтобы конструкция имела зубчатое кольцо, либо специализированный узел, оснащенный магнитным сенсорным кольцом.

Неразборные
Неразборная с тормозным диском; неразборная с датчиком АБС

Виды подшипников в ступицах

Ступичные подшипники делятся на несколько основных видов:

  1. Упорные
  2. Радиальные
  3. Радиально-упорные
  4. Упорно-радиальные
Подшипники
Упорный и радиально-упорный

На данный момент большое распространение имеют радиально-упорные подшипники, потому как они обладают хорошими эксплуатационными характеристиками.

Признаки выхода из строя ступицы

Ступица, как и любая другая деталь, может выйти из строя. Рассмотрим наиболее распространенные признаки, которые будут указывать на поломку.

Ступичный подшипник пора менять

  1. Колесо начинает клинить. Если отпустить руль машину начинает уводить в сторону без участия водителя. Это происходит потому, что подшипник в ступице работает неправильно. Если вовремя не предпринять мер, то это может привести к поломке ШРУСа.
  2. Во время движения слышен гул. Он слышится при движении на скорости выше 60 км/ч, усиливается при поворотах. Когда вес машины смешается на ту сторону, где установлена неисправная деталь.
  3. Тормозной диск перегревается. Перегрев тормозного диска, и как следствие закипание тормозной жидкости происходит из-за повреждения подшипника ступицы.
  4. В руле и кузове ощущается биение. Вибрация чувствуется постоянно во время движения.
  5. Люфтят колеса. Люфт в колесах появляется, когда подшипник уже изнашиваются и не могут обеспечивать должные эксплуатационные характеристики.

Как часто приходится менять ступицы?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Диагностика

Ощутимые признаки износа или повреждения ступичных подшипников требуют дополнительной диагностики. Это позволит определить конкретную поврежденную ступицу.

На ходу

Рассмотрим способ, при помощи которого можно будет определить неисправный подшипник ступицы.

  1. Проверку на ходу рекомендуется проводить на свободном участке дороги, достаточно ровном, чтобы исключить погрешности. Разогнаться до 60 км/ч и начать поворачивать руль из стороны в сторону.
  2. На поворотах нужно обращать особое внимание на гул, который будут издавать поврежденные подшипники. Если звук усиливается при повороте налево — правый подшипник неисправен, при повороте направо — левый.
  3. Если шумы присутствуют только при поворотах, значит проблема точно в подшипнике.

На домкрате или подъемнике

Провести диагностику можно и в гараже, либо в удобном месте, где нет посторонних шумов и можно использовать подъемник или домкрат.

  1. Сначала нужно поднять одно колесо, под другие колеса нужно поставить упоры, если используется домкрат.
  2. Далее нужно завести двигатель и переключиться на 4 скорость.
  3. Нужно разогнать колеса до скорости 50-60 км/ч, если используется подъемник. Если применяется домкрат — нужно раскрутить колесо руками.
  4. Затем нужно выжать сцепление и выключить скорость, включив нейтральную передачу.
  5. Если слышится гул, значит подшипник поврежден.

Проверка на люфт и биение

Проверить подшипники ступицы на люфт и биение можно следующими способами.

  1. Сначала нужно поочередно поднять каждое из колес при помощи домкрата, колеса нужно качать вверх-вниз, вправо-влево.
  2. Если наблюдается люфт и слышатся удары, значит подшипник точно поврежден.

Для контрольной проверки нужно повторить действия с нажатой педалью тормоза. Это позволит исключить вариант с повреждением рулевой системы.

Чтобы проверить колеса на биение, нужно сделать следующее:

  1. Поставить автомобиль на ровную поверхность, колеса нужно качать от себя и к себе.
  2. Если в процессе качания слышатся щелчки, это говорит о неисправности.

Диагностика ступицы

Стетоскопом

Провести диагностику также можно при помощи стетоскопа механика.

  1. Для этого нужно вывесить колесо, завести ДВС и переключиться на 4 передачу.
  2. Стетоскоп нужно приложить к стойке и слушать звук.
  3. Если слышится небольшой шум — это значит что задевает тормозные колодки. Однако если слышен сильный гул — это говорит о неисправности.

Проверка стетоскопом

Причины поломки, или как продлить ресурс ступиц

Подшипники ступицы могут выйти из строя по нескольким причинам:

  • выработался ресурс
  • неправильная эксплуатация автомобиля, неосторожная езда
  • плохая герметичность корпуса
  • превышен момент затяжки ступичной гайки
  • регулярное воздействие воды из-за езды через водные преграды
  • неправильная установка
  • регулярная весовая перегрузка машины
  • сломанные амортизаторы
  • брак при производстве
  • неправильно выставленный развал-схождение
  • сломанная тормозная система
  • неправильный вылет дисков
  • слишком большой диаметр колес
Старая и новая ступицы
Старая и новая ступицы

Производители хороших ступиц

Выбирая подходящие ступицы, рекомендуется обратить внимание на лучших производителей, гарантирующих отличные эксплуатационные характеристики деталей.

Пример цен на ступицы разных производителей, для примера взята задняя ступица Киа Рио 3 поколения
ПроизводительЦена в $Артикул
Оригинал80527500u000
ILJIN44IJ113043
FAG58713 6267 70
SKF78VKBA 7642
Цена указана на февраль 2023 для Москвы

ILJIN

ILJIN

Компания из Южной Кореи прославилась своими изделиями, обладающими хорошими характеристиками и доступной стоимостью. Показателем надежности является штатное комплектование ступицами этой компании автомобилей KIA и HUYNDAI. При этом компания изготавливает и другие запчасти для автомобилей.

FAG

FAG

Немецкая компания имеет более чем столетний опыт работы в сфере изготовления ступичных подшипников. Изделиями этого бренда комплектуются многие автомобильные марки.

Компания старается сохранять баланс между качеством продукции и ее стоимостью, чтобы она оставалась доступной для большинства. Большие усилия тратятся на контроль качества производственного процесса, чтобы максимально снизить вероятность попадания в продажу бракованных деталей.

Стоит отметить, что компания прошла сертификацию на соответствие международным стандартам ISO/TS 16949 и 9001.

SKF

SKF

Шведская компания, которая также имеет более чем столетний опыт в проектировании и производстве ступичных подшипников для автомобилей. Производственные площадки располагаются в более чем 30 странах мира. Это одна из самых популярных компаний в России, ее продукция пользуется большим спросом.

Стоит отметить, что ее продукция полностью соответствует международным стандартам.

Однако важно учитывать, что на рынке присутствует большое количество подделок, с которыми компания старается бороться.

Koyo

Koyo

Японская компания, специализирующаяся на четырех основных направлениях: трансмиссии, ступичные подшипники, системы управления и станки. Из последних новинок компания разработала и презентовала гибридные детали керамического типа.

В каталоге можно найти широкий ассортимент под большое количество автомобилей, что делает бренд весьма востребованным. При этом стоимость продукции остается доступной для каждого при хороших характеристиках.

Если материал был полезен, оставьте комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

CarPetr

Меня зовут Михаил Петрович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий