Один из важных, но не очевидных параметров диска – вылет. Между тем, пренебрежение этой характеристикой при покупке дисков ускоряет износ ходовой и рулевой систем автомобиля, а также представляет опасность, как для водителя, так и для прочих участников движения.
Подробно разберем, что значит ET на дисках, как его измерить и какое отклонение от заводских параметров допустимо.
Вылет диска — это
Вылет (ET) – конкретный параметр, которой обозначает расстояние между плоскостью, проходящей по оси симметрии колеса и областью, которая непосредственно прилегает к ступице.
ЕТ – параметр индивидуальный, зависящий от размера колеса и конкретной конструкции диска. От вылета зависит нагрузка на амортизатор и ступицу. Следовательно, следует выбирать те диски, которые предназначены для конкретной модели авто. В противном случае неизбежна разбалансировка нагрузок на ходовую, что чревато очень печальными последствиями.
Разновидности вылета
Вылеты делятся на три категории:
- Нулевой. Плоскость, которая крепится к ступице, совпадает с осью симметрии. Диск выглядит немного вогнутым. Маркировка: ЕТ0.
- Положительный. Крепежная плоскость выступает за пределы центральной оси на внешнюю сторону. Обозначение: ЕТ+40.
- Отрицательный. Крепежная плоскость вогнута к внутренней стороне автомобиля относительно оси симметрии. ЕТ-30.
Таким образом, ЕТ является важным параметром, влияющим на распределение нагрузки на конструкцию ступицы и оси. Следовательно, приобретая новые диски, необходимо учесть их совместимость с вашей моделью автомобиля. В противном случае неправильный вылет увеличит износ ходовой.
Влияние вылета
Приобретая диски, автолюбитель обычно ориентируется на следующие параметры:
- диаметр
- количество и размер отверстий под болты
- совпадение центрального отверстия.
Однако такой подход не является исчерпывающим. Необходимо также учитывать ЕТ.
Данный параметр заложен в конструкцию машины и определяется следующими факторами:
- нагрузкой, на которую рассчитана модель
- среднюю и максимальную скорость машины
- конструкцию подвески.
Следовательно, вылет является характеристикой, которую нарушать нельзя. Поэтому ЕТ всегда указан в эксплуатационной инструкции. Таким образом, указания конструктора имеют неоспоримый приоритет перед мнением продавца, который заинтересован в реализации товара, а не в целостности вашего транспортного средства.
При разработке машины диск проектируют так, чтобы вылет располагался в месте приложения векторов различных физических сил. Нарушения этого принципа повлечет за собой:
- преждевременный износ ходовой и подшипников
- ухудшение управляемости и устойчивости
- снижения срока эксплуатации шин.
Загрузка ...
Как измеряется
Можно рассчитать вылет диска, используя следующую формулу:
ET = A — B/2
A — расстояние между внутренней плоскостью диска и плоскостью, на которую он прикрепляется к ступице.
B — общая ширина диска.
Как измерить самостоятельно
Производитель маркирует диски, где указывает его вылет. Необходимость измерить параметр самостоятельно может возникнуть, если в руки попалась старая деталь, надписи на которой неразборчивы. В этом случае следует провести следующую операцию (наглядно показано на фото):
- Лицевой стороной диск укладывается на плоскость.
- На обод помещается ровная планка. Шину предварительно рекомендуется снять.
- Расстояние от планки до (привалочной) крепежной плоскости измеряется и маркируется буквой «А».
- Диск переворачивается на другую сторону.
- Измеряем всю ширину диска. Маркируем буквой «В».
Для дальнейшего расчета используется формула ЕТ= (A+B)/2–B. При вычислении вылета лучше воспользоваться калькулятором, так как важен каждый миллиметр.
Отправляясь в автомаркет за колесными комплектующими, не поленитесь предварительно прочитать эксплуатационную инструкцию к вашей машине. Вылет определялся инженерами, разрабатывавшими модель, поэтому он является наиболее оптимальным. Эксперименты в такой ситуации крайне нежелательны.
Бывают ситуации, когда нет возможности найти диски с нужным вылетом. Как правило, подобная неприятность возникает у владельцев старых, давно снятых с производства или раритетных автомобилей. Выйти из положения помогут проставки. Это специальные кольца из металла, которые помещаются на ось между контактной плоскостью и ступицей.
Если выбор дисков ограничен и нужный ЕТ найти никак не удается, на помощь приходит таблица с допустимыми расхождениями. Подобный метод является компромиссным, а значит прибегать к нему необходимо только в самом безвыходном положении. Таблица будет приведена в конце статьи.
Что делать, когда ни проставок, ни запчастей с минимальным расхождением нет? Очевидно, что придется обойтись теми деталями, которые доступны. В этом случае рекомендуется перед покупкой «примерить» диски на автомобиль. Зачастую они могут просто не подойти.
Как подобрать диски с учетом вылета
Выбирая запчасти, придерживайтесь краткого списка рекомендаций:
- Отдавайте предпочтение тем дискам, вылет которых идентичен рекомендованному.
- Проставки помогут в ситуации, когда нужные детали достать невозможно.
- Если проблему нельзя решить другими способами, используйте те комплектующие, ЕТ которых минимально отличается от заводских значений.
Мнение эксперта
Исчерпывающий ответ по данному вопросу дал директор команды гонщиков «ГАЗРейдСпорт» Субботин Вячеслав.
По его мнению, необходимо устанавливать только те колесные диски, которые рекомендованы производителем, так как это существенно влияет на управляемость транспортного средства. Использование неправильного вылета, особенно при тюнинге автомобиля, может привести к непредсказуемому поведению на дороге и создать опасность для водителя и пассажиров. Например, изменение плеча обкатки при тюнинге джипа чревато вырыванием руля из рук в критических ситуациях.
Правильный вылет устанавливается производителем для обеспечения хорошей управляемости и курсовой устойчивости автомобиля, а также для стабильности при поворотах. Отклонение от рекомендуемых параметров может привести к повреждению ступичных подшипников, так как сильная нагрузка на них приводит к быстрому износу. В результате этого даже небольшие ямы на дороге могут привести к поломке подшипников.
Также следует обратить внимание на поворотные кулаки современных автомобилей, которые могут быть выполнены из материалов низкой прочности. При использовании дисков с нештатным вылетом нагрузка на этот узел увеличивается, что может привести к возможным серьезным последствиям. Опыт подтверждает, что повреждение поворотных кулаков является достаточно распространенной проблемой, которая может быть связана с неправильным выбором колесных дисков.
В заключении подчеркнем, что вылет является важнейшей геометрической характеристикой, изменять которую рекомендуется только в самых безысходных случаях.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Таблицы допустимого вылета
Диаметр шины | Ширина диска, дюйм | Оптимальный⠀вылет, мм⠀ | Допустимые отклонения |
---|---|---|---|
R16 | 6,5 | 45 | от 40 до 55 |
7 | 48 | от 40 до 55 | |
7,5 | 50 | от 42 до 55 | |
R17 | 7 | 52 | от 42 до 55 |
7,5 | 50 | от 42 до 55 | |
8 | 48 | от 48 до 52 | |
R18 | 7 | 48 | от 42 до 55 |
7,5 | 48 | от 42 до 55 | |
8 | 50 | от 45 до 52 | |
R19 | 7,5 | 48 | от 45 до 55 |
8 | 50 | от 48 до 52 | |
R20 | 7,5 | 48 | 45 |
Модель автомобиля | Допустимый вылет диска, мм |
---|---|
Chevrolet | |
Chevrolet Camaro | 38-50 |
Chevrolet Corvette | 38-50 |
Chevrolet Aveo 1,6 | 39 |
Alfa Romeo | |
Alfa Romeo 33 | 30-38 |
Alfa Romeo GTV | 28 |
Alfa Romeo 145 | 38 |
Alfa Romeo 146 | 38 |
Alfa Romeo 166 | 35-40 |
Alfa Romeo 155 | 38 |
Alfa Romeo 156 | 28-30 |
Audi | |
Audi А4 | 35 |
Audi А8 | 35 |
Audi А6 | 35 |
Audi 80 | 35-42 |
Audi 100 | 35-42 |
Audi ТТ | 28-30 |
Audi Quattro | 35-42 |
Audi А3 | 30-40 |
BMW | |
BMW 3 | 15-25 |
BMW 3 (E36) | 35-42 |
BMW М3 | 18-20 |
BMW 5 | 18-20 |
BMW 7 | 18-20 |
BMW 7 (Е32) | 18-20 |
BMW 8 | 18-20 |
Citroen | |
Citroen Berlingo | 15-22 |
Citroen Jumper | 35 |
Citroen Evasion | 28 – 30 |
Citroen Xsara | 15 – 22 |
Citroen Xantia | 15 – 22 |
Daewoo | |
Daewoo Nexia | 38 – 42 |
Daewoo Espero | 38 – 42 |
Daewoo Lanos | 38 – 42 |
Daewoo Matiz | 38 |
Daewoo Leganza | 35 – 42 |
Daewoo Nubira | 38 – 42 |
Dodge | |
Dodge Magnum 2.7 V6 | 24 |
Dodge Avenger 2.0i | 35 – 39 |
Dodge Caliber 2.0 | 35 |
Dodge Caliber SRT4 2.4i | 40 |
Dodge Caravan 2.4i | 35 – 40 |
Dodge Challenger 6.1 V8 | 40 |
Dodge Durango 3.7 V6 | 15 |
Fiat | |
Fiat Qubo 1.3 | 40-44 |
Fiat Bravo 1.4i | 31 – 32 |
Fiat Croma 2.2 | 35 – 41 |
Fiat Doblo 1,9JTD 263 | 32 |
Fiat Doblo 1.9JTD 223 | 32 |
Ford | |
Ford Scorpio | 35 – 38 |
Ford Cougar | 35 – 38 |
Ford Explorer | 0 – 3 |
Ford Escort | 35 – 38 |
Ford Focus | 35 – 38 |
Ford Focus 2 | 35 – 38 |
Ford Fiesta | 35 – 38 |
Ford Granada | 35 – 38 |
Ford Galaxy | 42 – 45 |
Ford Ka | 35 – 38 |
Ford Mondeo 1 | 35 – 42 |
Ford Mondeo 2 | 35 – 42 |
Ford Mustang | 35 – 38 |
Ford Sierra | 35 – 38 |
Ford Scorpio | 35 – 38 |
Ford Orion | 35 – 38 |
Ford Puma | 35 – 38 |
Ford Windstar | 35 – 38 |
Ford Transit | 35 – 38 |
Honda | |
Honda Shuttle | 35 – 38 |
Honda CRX | 35 – 38 |
Honda Accord | 35 – 38 |
Honda Integra | 35 – 38 |
Honda Civic | 35 – 38 |
Honda Civic VTEC | 38 |
Honda Concerto | 35 – 38 |
Honda Jazz | 35 – 38 |
Honda Prelude | 38 |
Honda Legend | 35 – 38 |
Honda CRV 5 | 40 – 45 |
Hyundai | |
Hyundai Pony | 35 – 38 |
Hyundai Accent | 35 – 38 |
Hyundai Coupe | 35 – 38 |
Hyundai Lantra | 35 – 38 |
Hyundai Sonata | 35 – 38 |
Hyundai Excel | 35 – 38 |
Kia | |
Kia Shuma | 35 – 38 |
Kia Ceed | 38 – 42 |
Kia Leo | 35 – 38 |
Kia Clarus | 35 – 38 |
Kia Sephia | 35 – 38 |
Kia Concord | 35 – 38 |
Kia Sportage | 0 – 3 |
Kia Mentor | 35 – 38 |
Mercedes-Benz | |
Mercedes-Benz Sprinter | 45 |
Mercedes-Benz A Class | 45 – 50 |
Mercedes-Benz B-Class | 47 – 52 |
Mercedes-Benz C-Class | 43 – 47 |
Mercedes-Benz E-Class | 48 – 54 |
Mercedes-Benz G-Class | 43, 50, 63 |
Mercedes-Benz M-Class | 46 – 50, 60 |
Mercedes-Benz S-Class | 36 – 43,5 |
Mercedes-Benz SLK | 45 – 50 |
Mercedes-Benz 600SL | 18 – 25 |
Mercedes-Benz 280SL | 18 – 25 |
Mercedes-Benz Vito | 45 – 50 |
Mitsubishi | |
Mitsubishi Lancer | 35 – 42 |