Как самостоятельно проверить шаровую опору

Как проверить шаровую Подвеска

Шаровые опоры нужны для подвижного соединения рычага и поворотного кулака. При поломке данного элемента колесо может просто отвалиться, поэтому необходимо понимать, как проверить шаровые опоры. Провести проверку может каждый владелец автомобиля, обладающий минимальным опытом ремонта.

Как проверяете шаровые опоры?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Шаровая опора

конструкция шаровой

Сначала надо разобраться, что такое шаровая опора. Ходовая переднего колеса, как правило, содержит одну опору. На автомобилях ВАЗ, Мерседес-Бенц и еще нескольких моделях на колесе находится две шаровых. Устройство шаровой опоры похоже на строение сустава человека. Шар, размещенный в механизме, обеспечивает перемещение основы в различных направлениях. Шаровая опора расположена там, где рычаг фиксируется к поворотному кулаку.

В ее состав входят:

  • цилиндрический корпус;
  • пыльник;
  • железный стержень;
  • прижимная шайба;
  • подшипник из полимерного материала;
  • завальцовка.

Это устройство является важной частью ходового механизма автомобиля.

Шаровая

Причины неисправности

Шаровая опора может выйти из строя по следующим причинам:

изношенная шаровая 1 изношенная шаровая 1
Изношенная шаровая 4 Изношенная шаровая 4
Изношенная шаровая Изношенная шаровая
Шаровая вылетела Шаровая вылетела
  • Естественный износ. Если при производстве нарушается технология, то износ происходит существенно раньше. Такие запчасти стоят дешевле оригинальных, поэтому часто автолюбители отдают им предпочтение. Дешевые детали изнашиваются уже через 20,000-30,000 километров. При езде по грязи и отсутствии должного ухода за опорой износ наступает еще раньше. Также ресурс быстрее исчерпывается при частых температурных перепадах и езде с максимальными скоростями.
  • Повреждение пыльника. Он защищает внутреннее устройство от проникновения влаги и загрязнения. При нарушении целостности пыльника внутрь проникает песок и другие абразивные частицы, которые вызывают повреждение шарнира. Поэтому надо регулярно проверять состояние пыльника. При обнаружении разрывов следует заменить пыльник и наполнить его специальной смазкой.
  • Высокая нагрузка. При перевозке груза такого веса, на который автомобиль не рассчитан, шаровая может сломаться. Она также испытывает перегрузки при агрессивной езде по дороге с некачественным покрытием. На неровностях дороги на шаровую выпадает большая нагрузка. В результате при попадании колеса в яму она может сломаться.
  • Недостаток смазки. Смазка может постепенно испаряться внутри шаровой и высыхать. Особенно быстро это происходит при поврежденном пыльнике. Надо периодически осматривать опоры и при необходимости добавлять внутрь литол. Это можно сделать шприцем.

старая и новая

Признаки неисправности

Существуют характерные признаки, указывающие на то, что следует проверить состояние механизма. Среди самых частых симптомов можно выделить:

  • Возникновение стука под колесами на неровной дороге с ямами. Появление стука сигнализирует об изношенности стержня или недостаточном количестве литола.
  • Рыскание машины по трассе, которое возрастает при увеличении скорости.
  • Нарушение развала-схождения на колесе. Установить это можно лишь в сервисном центре.
  • Разница в износе шин. При повреждении шаровой у колеса меняется угол по отношению к поверхности дороги. Соответственно шина стирается по-другому.
  • Появление скрипа при выполнении поворота.
  • Потеря прямолинейности перемещения при торможении. В случае сломанной шаровой автомобиль заносит.

При обнаружении любого из приведенных признаков надо проверить шаровые опоры в автосервисе.

Осмотр пыльника и нестандартный способ проверки

Разрыв пыльника шаровой

Проверку шаровой надо начинать с пыльника. Он изготавливается из резины и служит для защиты от проникновения песка и влаги. Из-за температурных колебаний и механических внешних воздействий на его поверхности образуются трещины. Со временем они увеличиваются. Через трещины грязь и влага проникают в шаровую, заменяя собой смазку. В результате металлические детали разрушаются.

Поэтому, проводя осмотр, надо обязательно проверить пыльник. Если на нем существуют повреждения, то его надо поменять. При использовании поврежденного пыльника ресурс шаровой значительно снижается.

порван пыльник шаровой

Можно предложить нестандартный способ, чтобы проверить работу шаровой. Этот способ применим для автомобилей, где палец шаровой расположен вертикально. При таком расположении жидкость, попадающая внутрь, скапливается там.

Если демонтировать опору тяжело, то можно медицинским шприцом проколоть пыльник и впрыснуть несколько кубических сантиметров масла. Затем надо сравнить характер звуков, издаваемых шаровой при движении. Если характер стука изменился, то шаровую следует заменить.

Проверка шаровой без подъемника

Чтобы проверить шаровую надо сперва определить тип опоры, применяемой в автомобиле. Существует два различных типа опор:

Нижняя

  • Нижняя используется на простом типе подвески. Такие шаровые установлены в автомобилях, относящихся к бюджетному ценовому сегменту. Поворотный кулак колеса давит на рычаг, между ними располагается шаровая опора. В интернете чаще всего можно найти описание как проверить шаровую такого типа.
  • Верхняя используется в многорычажной подвеске (нижняя при этом тоже есть). При такой конструкции предусмотрено два рычага (верхний и нижний). К ним прикрепляется поворотный кулак. Каждый рычаг соединен со своим шарниром.

подвеска ВАЗ 2107

Методика проверки обоих типов шаровых отличается незначительно.

Верхней

Чтобы проверить наличие люфта в верхней шаровой надо выполнить следующие действия:

Подвеска ВАЗ 2107
Подвеска ВАЗ 2107
  1. Автомобиль нужно расположить на ровной поверхности и поставить его на ручной тормоз.
  2. Затем надо обеспечить фиксацию педали тормоза. Проще всего воспользоваться помощью второго человека. Он должен сесть за руль и нажать тормозную педаль. В противном случае придется фиксировать педаль в нажатом положении самостоятельно. Можно положить на педаль тяжелый предмет или прижать тормоз монтировкой. Это необходимо сделать для исключения люфта, который может возникнуть в ступичном подшипнике.
  3. После этого надо ухватить колесо за верхнюю часть и попытаться раскачать в направлении перпендикулярном к возможному передвижению автомобиля.

Так можно обнаружить существование люфта в шаровой. Таким способом можно зафиксировать только существенный люфт при значительном износе узла. При большом люфте можно также услышать скрипы в процессе раскачивания.

Чтобы более точно проверить шаровую, надо поднять исследуемое колесо домкратом. В таком положении можно качать колесо вертикально или в поперечном направлении. В первом случае надо взять колесо соответственно сверху и снизу. Затем следует раскачивать в вертикальном направлении. Во втором случае надо взять руками колесо слева и справа. Затем следует раскачивать в поперечном направлении. При обнаружении люфта и возникновении скрипа надо сменить шаровую.

Нижней

как проверить шаровую

Проверить шаровые можно самостоятельно без обращения в автосервис. Для такой проверки надо найти помощника. Он будет раскачивать автомобиль в поперечном направлении. Это позволит точно определить источник появления звуков, указывающих на неисправность шаровой.

Также можно поддомкратить автомобиль. Затем надо попросить помощника выжать тормоз, а самому раскачивать колесо в поперечном направлении. Появившиеся стуки сигнализируют о неисправности. Для выявления неисправности можно использовать монтировку. Ее плоский конец надо разместить между рычагом и осевой цапфой. При повороте помощником руля надо надавить на ломик. Так можно установить существование люфта.

Испытания шаровых

Ютуб-канал Три Корейца провели испытания шаровых опор шести брендов: MOBIS, CTR, LEMFORDER, GMB, PILENGA, AMD.

Шаровые опоры были распилены болгаркой. После распила стало понятно, что шар опоры GMB самый маленький. Это минус для надежности узла. 

Еще была проверена твердость шара твердомером на специально пропиленном участке. Получившиеся данные (твердость по Роквеллу):

  • MOBIS — 37
  • CTR — 37
  • LEMFORDER — 34
  • GMB — 30
  • PILENGA — 33
  • AMD — 23.

Показатель твердости шара изделия AMD очень низкий относительно других изделий. 

PILENGA
CTR
CTR
LIMFORDER
LIMFORDER
MOBIS
MOBIS
GMB
GMB
AMD
AMD

Качество пластика полимерного подшипника, резины пыльника и количество смазки не оценивались.

Диагностика шаровой перед приобретением

В настоящее время на авторынке появилось много дешевых шаровых от неизвестных брендов. Перед покупкой надо визуально оценить состояние детали.

новая шаровая CTR

Первым делом надо перевернуть шаровую так, чтобы шаровой палец смотрел вниз. Если после поворота конец пальца вывалится или сдвинется вниз под действием своего веса, то данную шаровую приобретать не следует.

Целесообразно также подергать шаровой палец в разные стороны. Кроме отсутствия люфта перемещение должно осуществляться с незначительным усилием. На авторынке часто встречаются шаровые, в которых пальцы передвигаются с трудом. В качественной шаровой при сдвиге пальца дальнейшее перемещение должно осуществляться легко. При тугом перемещении пальца от покупки шаровой следует отказаться.

lemforder новая шаровая

Обязательно надо осмотреть пыльник. На нем должны отсутствовать даже маленькие трещины. Кроме того, надо проверить количество смазки внутри. Если смазки недостаточно, перед установкой смазку в пыльник надо добавить самостоятельно.

Китайская шаровая низкого качества, как правило, имеет тавотницу. Так раньше называли пресс-масленки, через которые можно подавать смазку. В современных изделиях хорошего качества такие тавотницы не предусмотрены.

Срок функционирования шаровых опор

Внутри механизма шаровой опоры расположен полимерный вкладыш. Именно из-за его повреждения шаровая перестает функционировать. Высокие нагрузки и попадающая грязь приводят к разрушению вкладыша. В результате железный палец начинает ломать детали, расположенные вокруг него. При попадании в ямы или на кочки возникают стуки или скрип. Грязь попадает внутрь из-за повреждения пыльника, в котором довольно часто возникают разрывы.

Переднеприводные автомобили иностранного происхождения могут пройти без замены шаровой опоры до 180 000 км. Начинать проверять надо после пробега в 100 000 км с периодичностью в 30000 – 40000 километров пробега. На новых автомобилях осмотр осуществляется при прохождении пятого ТО.

Как увеличить

При появлении стука в шаровой опоре нерационально пытаться ее реанимировать. Она относится к расходным материалам, поэтому легче просто заменить. Однако можно увеличить срок годности опоры. Достаточно следовать простым рекомендациям:

  • Регулярный осмотр. Разрыв резинового пыльника приводит к прониканию грязи во внутрь шаровой. Абразивные составляющие будут стирать полимерный вкладыш. В случае обнаружения повреждений пыльник надо заменить.
  • Профилактика. В основном она сводится к обновлению смазки. Можно отвезти машину на станцию техобслуживания, а можно провести профилактику самостоятельно. Заводы-изготовители часто на шаровой опоре предусматривают место, через которое можно ввести смазку внутрь. При отсутствии отверстия его можно сделать самостоятельно и плотно закрыть болтом.
  • Манера езды. Наибольший вред шаровым опорам наносит быстрая езда по неровным дорогам, поэтому аккуратная манера вождения позволит существенно продлить срок эксплуатации опор.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий