Опорный подшипник амортизаторной стойки важный элемент подвески. Его состояние на прямую влияет на управляемость автомобилем. Рассмотрим, где размещен «опорник», какие виды используются, и как проверить.
- Где установлен, зачем нужен опорный подшипник
- Разновидности «опорников»
- Признаки неисправности
- Диагностика подшипника стойки
- На площадке
- Во время движения
- На яме
- Причины выхода из строя
- Увеличение ресурса опорного подшипника — смазка
- Какой фирмы подшипник стойки купить
- Замена
- Опасность езды с неисправным опорным подшипником
- Таблицы обозначения
Где установлен, зачем нужен опорный подшипник
Разберемся, что такое опорный подшипник (ОП), где установлен и откуда берется такое название. ОП используются в передних подвесках типа MacPherson. Он установлен в верхней части амортизационной стойки. В него упирается шток, чем и обусловлено название. Шток проходит через внутреннюю полость подшипника. На конце штока нанесена резьба, используемая для его фиксации во внутренней полости ОП. Фиксация осуществляется гайкой. Обойма подшипника присоединяется к чашке амортизатора, образуя соединение между стойкой и кузовом машины.
Применение подшипника, а не иного более жесткого элемента, обусловлено необходимостью проворачивания стойки вокруг собственной оси. Что дает передним колесам возможность поворачивать.
Конструктивно ОП могут отличаться. Это проявляется в следующих моментах:
- разборные и неразборные
- встраиваемые или отделяемые внутренние и наружные кольца
- тип подшипника – качения или скольжения (используются крайне редко, например, на Ниссан Примера P12 и Ока).
Опорные подшипники неремонтопригодные, при неисправности понадобится смена.
Конструктивно ОП представляет собой верхний и нижний элемент, между которыми размещен опорный подшипник. Верхний элемент фиксируется, как правило, тремя гайками к чашке кузова, а нижний – стягивается с подшипником и штоком амортизаторной стойки гайкой.
Разновидности «опорников»
Опорные подшипники классифицируются по конструктивным особенностям:
- С встроенным внешним/внутренним кольцом. Установка ведется с помощью предусмотренных технологических отверстий. Не требуется использовать специальные прижимные фланцы.
- С отделяемым внутренним кольцом. Внешнее кольцо соединено с корпусом узла. Конструкция позволяет обеспечить высокую точность вращения внешних колец.
- С отделяемым внешним кольцом. Соответственно, конструкцией предусмотрена фиксация внутреннего кольца с корпусом для обеспечения высокой точности вращения.
- Одиночно-раздельный. Для повышения жесткости и точности вращения внешнего кольца ОП предусмотрено его разделение в одной точке.
Ресурс опорного подшипника — 80-130 тыс. километров пробега. Значительно снижают его влага и частицы грязи, проникающие во внутреннюю полость подшипника, а также сильные удары по подвеске.
Признаки неисправности
Основные признаки неисправности опорного подшипника передней стойки:
- стуки со стороны колесных арок спереди в момент поворота (иногда отражается на руле)
- снижение управляемости автомобилем.
Стук со стороны стоек проявляется не всегда, что обусловлено конструктивными особенностями.
Так на ВАЗ 2110 в качестве внутренней обоймы ОП используется втулка. Изношенность опорного приводит к люфту между втулкой и штоком амортизатора. В результате отклонения штока сбиваются настройки развал-схождения. Для выявления неисправности используется методика раскачки машины.
Еще один признак неисправности ОП – постоянное стягивание автомобиля в сторону при ровном положении рулевого колеса. Нарушение настроек развал-схождения сопровождается повышенным износом ОП. Ресурс уменьшается примерно в 5 раз. Отмечается износ шин и деталей рулевого управления (тяги, наконечники).
Если опорники обеспечивают исключительно вращение стойки (большая часть современных автомобилей), то их выход из строя не приводит к нарушению развал-схождения. В данном случае амортизаторный шток будет удерживаться втулкой, запрессованной в демпфер из резины. Неисправный ОП начнет постукивать, незначительно снизится управляемость автомобилем. Для диагностики поломки использовать методику раскачки не получится.
Диагностика подшипника стойки
Износ ОП чаще всего можно услышать: громкий хруст, стук и щелканье при повороте рулевого колеса. Нередко можно услышать скрип и тихие щелчки, что также характерно для вышедшей из строя шаровой опоры.
Первоначально понадобится проверить состояние шаровой, используя смотровую яму или подъемник. Проверяется целостность пыльника. Если он порван, то попробовать шприцем смазать внутреннюю полость моторным маслом. При устранении скрипов, делается вывод об исправности опорников, и необходимости смены шаровых. Если по шаровым замечаний нет, то понадобится дополнительная диагностика опорных подшипников.
Загрузка ...
На площадке
Проверить опорный подшипник амортизаторной стойки на площадке можно следующим образом:
- Машина ставится на ровную поверхность.
- Натягивается ручной тормоз, а под колеса подкладываются упорные башмаки.
- Поднимается капот.
- Вверху стакана снимается защитный колпачок.
- Рукой надавить на верхний элемент опорника.
- Помощник раскачивает кузов машины – наличие стук и скрипа свидетельствуют о необходимости смены.
Во время движения
Данная методика предполагает выявление неисправности опорного подшипника стойки при движении автомобиля. Алгоритм проверки предполагает преодоление разнообразных неровностей дорожного полотна на различных скоростях, «лежачего полицейского», выполняя резкие повороты рулевым колесом. При выполнении операций, следует внимательно слушать, как отрабатывает подвеска.
Изношенность опорного подшипника фиксируется по характерным поскрипываниям и стукам. Их слышимость значительно увеличивается при преодолении преград на дорожном полотне. Также отмечается стягивание машины в какую-либо сторону при ровном положении руля.
На яме
Рассмотрим, как определить неисправность ОП на яме. Работы производятся по аналогии с определением изношенности на площадке. Но вместо площадки, машина загоняется на яму. Полностью повторяются действия по пятый пункт включительно. Затем помощнику понадобится покрутить руль в разные стороны.
Если в руку через пружину отдается металлический щелчок, слышен хруст и щелканье при вращении стойки, то вышел из строя опорник.
Причины выхода из строя
При эксплуатации на опорный подшипник стойки воздействуют повышенные нагрузки. Они возрастают при преодолении неровностей на дорожном полотне, вхождении в поворот на высокой скорости и движении на высоких скоростях.
Конструктивно, большая часть ОП, не оснащена защитой от проникновения влаги и частиц грязи. Что еще больше усугубляет ситуацию. Постепенно скапливающаяся влага и грязь снижает ресурс.
Если опорные подшипники оснащены защитными элементами, то рекомендуется следить за их состоянием. При их повреждении или утере, следует произвести установку запасной части, предварительно добавив в ОП смазку.
Контрольную проверку состояния опорного подшипника рекомендовано проводить раз в год или раз в 20 тыс. км пробега.
К основным причинам, ведущим к поломке ОП относятся:
- Износ заявленного ресурса. Средний ресурс ОП составляет 100 000 км пробега.
- Агрессивное вождение. К преждевременной изношенности опорника, а также других элементов машины, ведет высокоскоростной режим вождения, в том числе при проезде ям, «лежачих полицейских» и при вхождении в поворот.
- Низкое качество. Не стоит использовать на смену детали низкого качества. Они не отходят заявленного ресурса.
- Эксплуатационные условия. Нередко скоротечность поломки опорных подшипников обусловлена жесткими условиями эксплуатации: плохие дороги, запыленность, влажность.
Для поддержания заводского ресурса и продления срока службы опорного подшипника, рекомендуется периодически добавлять в него смазку. Это можно делать раз в год при проверке состояния.
Увеличение ресурса опорного подшипника — смазка
Чаще всего в качестве опорника используется подшипник качения. Для снижения негативного влияния эксплуатационных нагрузок на ОП и для продления ресурса, применяются разнообразные смазки. В большинстве случаев используют пластичные.
Применение смазочных материалов для опорных подшипников позволяет:
- продлить ресурс
- понизить немного нагрузку на рулевое управление (тяги, наконечники, рейку)
- чуть повысить уровень управляемости машиной.
Конкретный вид смазочного материала обладает определенными свойствами, достоинствами и недостатками. Соответственно, выбор смазки рекомендуется вести с учетом следующих нюансов:
- степень удельных нагрузок, воздействующих на ОП (масса машины и эксплуатационные условия)
- вероятность проникновения в узел влаги и частиц грязи
- допустимый температурный режим эксплуатации опорника (нормированный и максимально допустимый);
- материалы, используемые для производства сопряженных элементов (например, металл с резиной, пластиком, металлом или пластик с пластиком).
Автовладельцы применяют для смазывания опорников следующие вещества:
- Литол 24 – доступная по цене и проверенная временем смазка, которая применяется для закладки в различные модификации подшипников.
- Смазочный материал для ШРУСов – допускается использовать смазки от различных производителей.
- Смазки с дисульфидом молибдена в составе на основе литиевого мыла – доступно множество вариаций смазочного материала. Пользуется спросом продукция марки LiquiMoly LM47. Необходимо учитывать, что представленный тип смазочного вещества теряет свойства при попадании влаги. Их применение актуально для ОП, укомплектованных защитными колпаками.
- Многоцелевые смазочные материалы фирмы Chevron – доступны смазки черного и синего цвета, Black Pearl Grease EP 2 и Delo Grease EP NLGI 2 соответственно.
Периодически рекомендуется контролировать наличие смазочного материла в ОП. А при появлении признаков неисправности, набить опорник свежей смазкой. Это позволит сдвинуть сроки замены подшипника.
Какой фирмы подшипник стойки купить
В настоящее время на рынке представлен широкий ассортимент опорных подшипников различных фирм. Естественно, что самым верным решением станет приобретение оригинального ОП, рекомендованного производителем. Но аналоговые варианты значительно дешевле, что привлекает многих. При этом многие производители подшипников, в т.ч. китайские, выпускают продукцию хорошего качества. Она способна конкурировать с оригинальными изделиями.
Далее представлен список фирм, изготавливающих опорные подшипники высокого качества:
- Koyo – популярный бренд в Японии, занимающийся производством подшипников качения роликового и шарикового типа, манжетных уплотнений и иных элементов.
- SNR – французская фирма, выпускающая различные модификации подшипников, в том числе опорных. Часть заводов расположено на территории Китая. Продукция обладает высоким качеством, что подтверждается использованием в виде оригинала для машин Volkswagen, Audi, Opelи, Mercedes.
- FAG – фирма изготовитель подшипниковых узлов и иных деталей для автомобилей. Изделия надежны в эксплуатации, но не дешевы.
- SKF – крупнейший в мире брендовый производитель высококачественных подшипников, относящийся к высокому ценовому сегменту. Компания располагается в Швеции.
- INA – немецкий производитель подшипников, обладающий богатой историей. Первый выпуск продукции датируется 1946 годом. С 2002 года компания является второй в мире по выпуску подшипников, в результате приобретения активов фирмы FAG.
Замена
При неисправности ОП можно попробовать его смазать, но лучше установить новый.
Нередко стук со стороны опорного подшипника вызван износом демпферной резинки. В таких случаях некоторые умельцы разбирают корпус и меняют только уплотнитель.
ОП используются на машинах с передней подвеской типа MacPherson. В результате замена опорного подшипника передней стойки выполняется аналогично на всех автомобилях, за исключением отдельных, незначительных нюансов. Смена ведется двумя способами:
- с предварительным снятием стойки с автомобиля
- путем разборки верхней части стойки.
Второй способ быстрее, достаточно демонтировать верхнюю чашечку с ОП и установить новый. Но в большинстве случаев, понадобится полностью снять стойку. Это обусловлено конструктивными особенностями и размещением опорника. Для проведения работ потребуются стяжки для пружин, домкрат, комплект гаечных ключей и слесарных инструментов.
Детально рассмотрим, как заменить ОП с предварительным снятием стойки с автомобиля:
- Ослабить гайки крепления колеса, когда машина еще стоит, установить упоры под колеса.
- Ослабить крепежные гайки опоры к стакану. Как правило, в количестве трех штук. Или удерживая шток от поворота одним ключом, вторым ослабить гайку крепления штока амортизатора к опорной шайбе.
- Установить машину на надежные опоры и снять колесо.
- Открутить от амортизатора крепления проводов, шлангов и пр.
- Если к амортизационной стойке прикручена стойка стабилизатора, отсоединить и ее.
- Удерживая от проворачивания, открутить болты крепления стойки к поворотному кулаку.
- Вынув болты крепления амортизатора к кулаку, извлечь амортизационную стойку.
- Используя специализированные стяжки, стянуть пружину.
- Отвернуть гайку штока амортизатора, удерживая шток от проворачивания.
- Снять опорный подшипник.
- Произвести смену опорника стойки.
- Соблюдая обратный порядок действий, выполнить операции по сборке.
Опасность езды с неисправным опорным подшипником
Рекомендуется выполнить проверку и по мере необходимости смену опорного подшипника при обнаружении признаков неисправности. Это позволит избежать многих проблем.
Даже при рассыпавшемся опорном подшипнике допускается продолжать движение. Но необходимо оценить существующие риски. Эксплуатация автомобиля с изношенным или вышедшим из строя ОП негативно отражается на всех деталях подвески. Что приводит к увеличению нагрузки на них и преждевременному износу. Также нарушается развал-схождение. В результате быстро изнашиваются покрышки, ухудшается управляемость автомобилем и увеличиваются риски попадания в аварийную ситуацию.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Таблицы обозначения
Таблица обозначения ОП по ГОСТу
Обозначения | По ГОСТу | Размеры, мм | Масса, кг | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Полное | Основное | Иностранный аналог | Внутренний, d | Внешний, D | Ширина, В | ||
3217 | 8217 | 51217 | ГОСТ 520-89 | 85 | 125 | 31 | 1.24 |
5-8218 | 8218 | 51218Р5 | ТУ 37.006 153-87 | 90 | 135 | 35 | 1.7 |
3305 К | 8305 | 51305 | ТУ 37.006.087-79 | 25 | 52 | 13 | 0.173 |
6-8313 | 8313 | 51313 Р6 | ТУ 37.006.153-87 | 65 | 115 | 36 | 1.57 |
8315 | 8315 | 51315 | ТУ 1002-90 | 75 | 135 | 44 | 2.66 |
6-3322 | 3322 | 51322Р6 | ГОСТ 520-39 | 110 | 190 | 63 | 7.33 |
808903 | 808903 | ГОСТ 520-89 | 13 | 35 | 12 | 9 | |
8112 К | 8112 | ГОСТ 520-89 | 60 | 85 | 17 | 0.291 | |
6-8322 Л | 3322 | ГОСТ 520-89 | 110 | 190 | 63 | 7.33 | |
2-8126 Л | 8126 | 51126МР2 | ГОСТ 520-89 | 130 | 170 | 30 | 192 |
5-8320 Л | 3320 | 51320МР5 | ГОСТ 520-39 | 100 | 170 | 55 | 5.63 |
5В0-3330 Л | 8330 | 51330М | ГОСТ 520-89 | 150 | 250 | 80 | 17.1 |
8232 НЛ | 3232 | 51232М | ГОСТ 520-89 | 160 | 225 | 51 | 6.24 |
4-8122 | 8122 | 51122 | ТУ 37.006.107-80 | 110 | 145 | 25 | 01.06 |
3122 | 8122 | 51122 | ТУ 1002-90 | ПО | 145 | 25 | 01.06 |
6-8124 Л | 8124 | 51124МР6 | ГОСТ 520-89 | 120 | 155 | 25 | 1.25 |
8126 Л | 3126 | 51126М | ГОСТ 520-89 | 130 | 170 | 30 | 1.73 |
3138 НЛ | 8133 | 51133М | ГОСТ 520-39 | 190 | 240 | 37 | 3.92 |
8136 Л | 3136 | 51136М | ГОСТ 520-89 | 130 | 225 | 34 | 3.24 |
6-3140 Л | 8140 | 51140 Р6 | ГОСТ 520-89 | 200 | 250 | 37 | 4.41 |
3413 Л | 8413 | 51413М | ТУ 37.006.037-79 | 65 | 140 | 56 | 4.36 |
Обозначения | По ГОСТу | Размеры, мм | Масса, кг | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Полное | Основное | Иностранный аналог | Внутренний, d | Внешний, D | Ширина, В | ||
4-1008096 | 1008096 | ГОСТ 520-89 | 6 | 16 | 7 | 0.0079 | |
1008906 Ю | 1008906 | ТУ* 3901 | 30 | 42 | 8 | 0.0335 | |
808320 Л | 808320 | ГОСТ 520-89 | 100 | 172 | 57 | 06.04 | |
1681 670 X | 1681 670 | 511 670Р | ГОСТ 520-89 | 670 | 800 | 105 | 101 |
1681 670 X | 1681 670 | ТУ 37.006.029-85 | 670 | 800 | 105 | 101 | |
82 630 | 82 630 | 512 630МР | ГОСТ 520-89 | 630 | 850 | 175 | 251.8 |
18204 | 18204 | 53204+U204 | ГОСТ 520-89 | 20 | 40 42 | 17 | 818 |
18213 | 18213 | 53213+U213 | ГОСТ 520-89 | 65 | 100 105 | 32 | 0.957 |
18226 | 18226 | 53226+U226 | ГОСТ 520-89 | 130 | 190/195 | 53 | 498 |
98206 | 98206 | 614 | ТУ 37.006 087-79 | 30.1 | 53 | 16 | 0.138 |
5-88209 ЮТ | 88209 | 51209 Р5НWS | ТУ 4300-75 | 45 | 73 | 20 | 0.293 |
6-168140 | 168140 | 751140(FAG) | ГОСТ 520-89 | 200 | 250 | 37 | 4.2 |
19752 ХУ | 19752 | 235372АГ | ГОСТ 520-89 | 260 | 580 | 145 | 217.9 |
19760 ХУ | 19760 | 351195 | ГОСТ 520-89 | 300 | 670 | 170 | 342 |
29908 К | 29908 | Т151W | ГОСТ 520-89 | 38.4 | 72.9 | 21.34 | 0.393 |
29903 К | 29903 | Т63W | ЕТУ 100 | 16.129 | 41.3 | 12.7 | 0.0868 |
2-9117 | 9117 | 81117МР2 | ГОСТ 520-89 | 85 | 110 | 19 | 0.481 |
4-9114 | 9114 | 81114X1Р4 | ГОСТ 520-89 | 70 | 95 | 18 | 0 389 |
4-9214 | 9214 | 81214МР4 | ГОСТ 520-89 | 70 | 105 | 27 | 921 |
4-9260 | 9260 | 81260МР4 | ГОСТ 520-89 | 300 | 420 | 95 | 45 |
9889468 | 9889468 | 89468(РАС) | ГОСТ 520-89 | 340 | 620 | 170 | 246.0 |
9889436 | 9889436 | 351554В | ГОСТ 520-89 | 180 | 360 | 109 | 656 |
219700 | 219700 | АХК1024-АS102472 | ГОСТ 520-89 | 10 | 24 | 4 | 0.009 |
219824 Л | 219824 | АХК120155-АS120155+L | ГОСТ 520-89 | 120 | 155 | 12 | 0.6582 |
999803 | 999803 | АХК 1730 | ГОСТ 520-89 | 17 | 30 | 2 | 0.0055 |
999801 | 999801 | ХТА-815 | ГОСТ 520-89 | 12.7 | 23.8 | 1.8 | 0.004 |
9039280 | 9039280 | 29280ЕМВ | ГОСТ 520-89 | 400 | 540 | 85 | 56.5 |
9039388 | 9039388 | 29388Е | ТУ 37.006029-85 | 440 | 680 | 145 | 196.0 |
6-9039388 | 9039388 | 29388Е Р6 | ГОСТ 520-89 | 440 | 680 | 145 | 196.0 |
9039416 | 9039416 | 29416ЕМ | ГОСТ 520-89 | 80 | 170 | 54 | 5.77 |
4-514203 К | 514203 | РАХ2520(ХОА) | ГОСТ 26290-90 | 17 | 3055.7 | 28 | 0.086 |