Водителю необходимо постоянно иметь точную информацию о скорости автомобиля, об имеющемся запасе топлива, о состоянии автомобиля во время движения. Получает он эти данные от панели приборов. От приборного щитка зависит безопасность движения, поэтому он должен быть удобным, информативным, простым и функциональным.
Функции приборной панели
Приборная панель является основным элементом информирования водителя о состоянии авто. Функциональное назначение панели — передача в полном объеме достоверной информации о движении автомобиля: температуре охлаждающей жидкости, заряде аккумуляторной батареи, среднем расхода топлива, оборотах двигателя, неисправностях.

В салоне панель размещена напротив водителя в зоне его обзора, чтобы при вождении он мог контролировать одновременно дорожную обстановку и приборы.
Приборная панель состоит из установленных в определенном порядке контрольно-измерительных приборов (КИП), сигнальных и контрольных индикаторов, электронного управления. Устанавливается обычно не больше десяти различных КИП и индикаторов. Если их будет меньше, то ухудшается информативность, если их много, то рассеивается внимание.

Устройство щитка приборов в автомобиле
Панель приборов обязательно имеет в наличии:
- контрольно-измерительные автомобильные приборы;
- сигнальные контрольные индикаторы.
КИП контролируют изменения скорости передвижения, частоты вращения коленвала и пройденного пути — это тахометр, спидометр и одометр.
Индикаторы на приборной панели контролируют работающие узлы автомобиля: зарядку аккумулятора, работу систем безопасности (ABS), приборов освещения и световой сигнализации.

Панель состоит из:
- спидометра (демонстрирует скорость машины);
- тахометра (отображает частоту вращения коленвала двигателя);
- одометра (ведет контроль пройденного расстояния);
- индикатора уровня топлива (контролирует топливный запас в баке);
- индикатора температуры (следит за температурой антифриза);
- некоторого количества дополнительных вспомогательных приборов.

Общий контроль параметров работы двигателя осуществляет компьютер, который информирует о проблемах, выводя сообщения на экран.
Спидометр
Классический щиток приборов в своей правой части размещает главный прибор — спидометр, показывающий скорость передвижения автомобиля, выраженную в километрах в час (км/ч). В отдельных странах, Великобритании, США показания могут выдаваться в милях в час (mph). На некоторых спидометрах присутствуют ограничительные красные или оранжевые метки на 30 и 50 км/ч. Это установленные ограничения для европейских водителей. Допустимая скорость в черте города — 50 км/ч, в пешеходных зонах и возле школ — 30 км/ч.
Тахометр
В левой части щитка приборов установлен второй по значимости прибор — тахометр. На него выводятся текущие показатели оборотов коленчатого вала. Кроме того он оказывает помощь при ручном переключении передач механической КПП и позволяет постоянно держать под контролем обороты двигателя.
Нахождение стрелки тахометра в красной зоне означает, что работа двигателя происходит на предельно допустимых оборотах. Длительная работа двигателя в таком режиме скорее всего вызовет его быстрый износ и поломку.
Маршрутный (бортовой) компьютер
Компьютер высчитывает или отображает статистику о поездке:
- общее время поездки, скорость движения;
- режим топливной экономии;
- расстояние, на которое хватит остатков топлива;
- температура внешней среды.

При наличии АКПП приборная доска дает информацию о режиме, установленном на селекторе коробки: P-R-N-D-3-2-1.
На автомобилях с МКПП компьютер может рекомендовать переключение на более экономичную передачу, а щиток приборов выводит их в виде подсказок. Например:
- >3, переключиться с I или II передачи на III.
- <3, переключиться с V или IV передачи на III.
Сигнальные лампы
Световые иконки выводят на приборный щиток информацию о возникших проблемах, могут сообщать о стабильном состоянии всех систем. Кроме того они сигнализируют о подключении разных устройств (включение и работа осветительных приборов, указателей поворотов). Изображения на иконках стандартные и понятные. Помимо световых индикаций иногда дополнительно подаются звуковые сигналы.
Сигнальные лампы имеют различные цвета:
- красный;
- желтый;
- зеленый;
- синий.
Цвет сообщает об уровне опасности обнаруженных неполадок или об отсутствии проблем и нормальной текущей работе систем.
Красный цвет индикатора на щитке приборов сразу настраивает на серьезность возникшей проблемы. Желтый цвет говорит о вероятной проблеме. Это может быть снижение давления в шинах, изношенные тормозные накладки, открытая пробка топливного бака и прочее.
Оставлять сигналы красных и желтых ламп без внимания нельзя, надо устранять проблему на месте, если это возможно, или сразу ехать на диагностику в сервис.
Проблема не всегда бывает очевидна. Для установления точной причины неисправности необходим автомобильный электронный сканер. Универсальным сканером является Rokodil ScanX, ELM327. Он совместим с бортовыми устройствами многих отечественных и иностранных автомобилей, выпущенных с 1996 года до наших дней. Для начала работы нужно вставить штекер устройства в OBD-II разъем и сделать запуск диагностики через приложение на iOS, Android или Windows. После сканирования вы получите информацию об обнаруженных ошибках с их расшифровкой на русском языке.
Разновидности приборных панелей
Приборная панель имеет два основных вида: аналоговая и электронная.

Аналоговая панель оснащена механическими составляющими. Тахометр, спидометр и прочие приборы механические, показывают параметры значений стрелками, в индикаторах горят светодиоды.
Для электронной цифровой используют программу, которая выводит данные на экран дисплея в графическом виде. Это более современная система.

Оптитронная
Оптитронная панель представляет собой щиток приборов аналоговой панели с доработкой, которая имеет дополнительный функционал. Название панели взято от «Optitron», что не относится к технической терминологии, а является брендом Тойоты. Когда питание сети отключено, стрелки на панели не видны. Приборы появляются после включения зажигания. По очереди на панели появляются стрелки, спидометр, тахометр, и остальные индикаторы.
Оптитронная панель затемнена. Подсветка освещает основные приборы, вспомогательные почти не видны. Они включаются в процессе. Выглядит эффектно и современно.
Виртуальная или электронная

Электронная приборная панель внедрялась по мере появления компьютерных программных инноваций. В процессе расширения новых направлений микроэлектроники между аналоговыми приборами устанавливали жидкокристаллические дисплеи компьютерной системы, потом аналоговые устройства постепенно заменялись электронными, в конце концов панель стала полностью цифровой. На дисплее устанавливается картинка с полной имитацией привычных приборов.
Преимущества панели:
- высокий уровень информации;
- яркий эффектный дизайн;
- возможность личных настроек, выбор и расположение приборов, цвет подсветки.

Электронные приборные панели разрабатывают все ведущие мировые автопроизводители: Ауди, Лексус, Фольксваген, БМВ, Мерседес. Одной из лучших среди них считают Audi Virtual Cockpit. Большой дисплей отображает всю необходимую информацию, также есть управление мультимедиа и навигатором. Все системы управляются и настраиваются с руля.
Каждый автолюбитель имеет собственные предпочтения в отношении приборных панелей. Кому-то больше нравятся современные жидкокристаллические многофункциональные экраны с красивыми эстетичными приборами. Кто-то считает их слишком сложными и предпочитает старые надежные аналоговые циферблаты и светодиоды. При всем многообразии таких систем главное требование к ним — обеспечение водителя достоверной информацией о состоянии автомобиля и обеспечение безопасности движения.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.