Все о датчике распредвала (фаз) от определения до замены и ошибок

датчик фаз ДПКВ Электрика и электроника

Датчик фаз (он же датчик распредвала), посылая данные в блок управления, регулирует впрыск топливной смеси. Таким образом обеспечивая наиболее оптимальную работу двигателя в зависимости от условий. При поломке ДПРВ двигатель начинает работать со сбоями, утрачивая возможность динамичного разгона, что негативно сказывается и на расходе.

Датчик фаз, он же положения распредвала — это

Датчик распредвала используется в большинстве бензиновых двигателей, также может встречаться и в дизельных. Он используется для отслеживания положения поршней. Датчик определяет начало работы ДВС по первому цилиндру в системе, таким образом регулируется фазированный впрыск.

ДПРВ

Важно понимать, что ДПРВ связан с датчиком коленчатого вала, они оба отправляют данные в ЭБУ ДВС. Блок управления применяя данные с этих датчиков, определяет время для впрыска топливной смеси в каждый из цилиндров отдельно. Это позволяет обеспечить наиболее оптимальную работу двигателя в любых условиях.

Устройство датчика фаз

ДПРВ в современных автомобилях используют пластину полупроводникового типа, по ней протекает постоянный ток, благодаря нахождению устройства в магнитном поле создается разница в потенциалах, благодаря чему и работает устройство.

Конструктивно сенсор очень прост, оно представляет собой микросхему из полупроводника, она может быть в виде прямоугольника или квадрата, к ней подключают 4 контакта: 2 на ввод постоянного тока, 2 на вывод.

ДПРВ устройство
Конструкция ДПКВ и ДПРВ идентична

ДПРВ делятся на торцевые и щелевые:

  • Торцевые модели представляют собой особенную конструкцию. В ней элемент чувствительности располагается в торцевой части устройства, над ним уложены магнитные провода и постоянный магнит, благодаря которым и появляется магнитное поле. Распределительный вал в этом типе конструкции двигается перед торцевой частью датчика.
  • Щелевые модели имеют отличающуюся конструкцию. Благодаря форме в виде буквы “П” элемент распредвала двигается между сторонами сенсора. Особенность этой модели в том, что в одной части размещается элемент чувствительности, а в другой вмонтированы магнитопроводы, благодаря которым появляется магнитное поле.

Где находится датчик фаз

Датчик фаз может располагаться в разных местах, конкретное расположение полностью зависит от типа ДВС, на котором он установлен. Например, на 8 клапанных моделях ДПРВ размещаются в торцевой части ГБЦ.

Расположение ДПКВ Киа Спектра
Киа Спектра
Датчик фаз ВАЗ 2114 и 2115
ВАЗ 2114 8 клапанов
расположение ДПКВ Меган
Рено Меган 1,6

Однако всегда размещается как можно ближе именно к 1 цилиндру.

Монтаж датчиков на двигатели отечественных машин осуществляются схожим образом. Стоит помнить, что на ДВС с 8 клапанами он будет находиться слева (по ходу движения авто), а в ДВС с 16 клапанами — справа.

У ВАЗ 2114 размещение устройства интересное, при внешнем осмотре его не видно. Важно знать, что ДПРС располагается рядом с воздушным фильтром.

Как работает ДПРВ

Датчик распредвала функционирует с диском, закрепленным на самом распредвале. На нем присутствует метки, которые улавливает датчик, вместе с тем они указывают на расположение 1 поршня мотора.

Во время вращения метка проходит сквозь деталь, либо перед ней, таким образом изменяя показатели магнитного поля. Это позволяет сформировать электроимпульс, который увеличивается или изменяется и передается на электронный блок управления ДВС.

Диаграмма работы датчиков фаз

У разных моделей применяются разные вариации диска. Торцевые модели работают в паре с дисками с короткими реперами или с зубцами. Импульс в такой конструкции создается при прохождении короткого репера.

Датчики щелевого типа комплектуются дисками с воздушным зазором, импульс создается в момент прохождения этого зазора.

В бензиновых ДВС датчик отслеживает первый поршень в системе, в то время как в двигателях дизельного типа система отслеживает положение каждого поршня отдельно. Это возможно благодаря дополнительным меткам на рабочей для сенсора поверхности распредвала.

как работает датчик распредвала

Оптимальная работа двигателя напрямую связана с нормальным функционированием ДПРВ. Если он ломается — это негативно сказывается на работе силового агрегата. В условиях отсутствия показателей с датчика ЭБУ начинает использовать показатели только сенсора коленвала.

Без ДПРВ у электронной системы нет возможности отслеживать начало цикла работы мотора, поэтому форсунки начинают впрыскивать 50% от дозы топливной смеси дважды за один цикл. Благодаря этому каждый цилиндр будет гарантированно заполнен топливом, однако это приводит к повышению его расхода, а также к неравномерной работе ДВС.

Датчик распредвала: признаки неисправности

При поломке ДПРВ появляются проблемы в работе ДВС. Это объясняется тем, что ЭБУ будет руководствоваться только показателями датчика коленвала, что приводит к перерасходу топлива и падению уровня мощности.

новый и старый датчик фаз

Есть несколько основных показателей, которые свидетельствуют о поломке устройства:

  • На приборной панели авто загорается значок “check engine” — это основной показатель, что один из датчиков или комплектующих сломался. Но это признак недостаточно однозначен.
  • Снижение динамики машины.
  • Появление сбоев и рывков в работе двигателя, неравномерный разгон.
  • Увеличение расхода топлива.
  • Увеличивается частота холостых оборотов в начале запуска двигателя.

Каждый из этих признаков являются косвенными, однако при их обнаружении необходимо проверить целостность и правильную работу датчиков.

Сталкивались с неисправностью датчика распредвала?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

У авто на газу

Однако если на автомобиле установлено газобаллонное оборудование 4 поколения и выше, то последствия от поломки датчика будут немного серьезнее и заметнее. Это обусловлено тем, что такие автомобили имеют собственную умную систему электроники, без показателей с ДПРВ исчезает согласованность в работе ЭБУ и блока управления газобаллонного оборудования. Это приводит к неправильному расходу топлива, снижению мощности ДВС. Кроме того поступающая топливная смесь может быть обедненной или наоборот обогащенной, без привязки к конкретным условиям работы двигателя.

Если долго не обращать внимание на поломку, это может привести к серьезным последствиям не только для силового агрегата, но и для всей системы газобаллонного оборудования.

Ошибки датчика фаз

Диагностика датчика распредвала выполняется по конкретным ошибкам. Однако если они появляются впервые, то сначала нужно попробовать сбросить их, используя специальное диагностическое оборудование. Либо снять клемму “минус” с АКБ на несколько секунд, ошибки также сбросятся.

После сброса нужно провести повторную диагностику, если ошибки отображаются снова, то нужно работать по конкретным кодам, которые появляются. Рассмотрим какие могут возникать неполадки, и что они означают:

  • Р0339 — прерывистый сигнал
  • Р0343 — поступающий сигнал выше нормы
  • Р0342 — низкий уровень поступающего сигнала
  • Р0341 — газораспределительные фазы рассинхронизированы с тактами впуска
  • Р0340 — не определяется положение распредвала

Причины неисправности ДПРВ

Помимо признаков неисправности датчика фаз, важно знать и возможные причины, чтобы избежать подобного на новом оборудовании.

Естественный износ детали — одна из главных причин, это происходит из-за постоянного воздействия высоких температур от двигателя и вибрации в корпусе самого датчика. Из-за этого могут оборваться контакты, оборваться крепление или повредиться магнит.

Вторая возможная причина — неисправность в подаче питания на деталь или в считывании сигналов. Это может быть связано с механическими повреждениями контактов. Реже встречается поломка предохранителя, который также ответственен и за подачу питания на датчик.

Как проверить

Проверку ДПРВ нужно начинать с внешнего осмотра корпуса и колеса, с которым он работает в паре. На корпусе не должно быть сколов и трещин. Задающее колесо должно быть целое, вокруг не должно быть металлической стружки.

Обратите внимание, сам датчик располагается внутри корпуса с резиновым уплотнительным кольцом, которое обеспечивает его надежную фиксацию, его также необходимо проверить.

схема проверки ДПКВ

Если внешне корпус и диск целые, необходимо приступать к диагностике с помощью приборов. Можно использовать мультиметр и осциллограф. Мультиметр проще в использовании, однако осциллограф позволяет получить более точную информацию.

Важно знать, что неработающее устройство может обладать магнитными свойствами или нет, поэтому диагностика при помощи маленького магнита, как советуют в интернете, не поможет в диагностике проблем.

проверка датчика фаз мультиметром

Большинство датчиков 3-х контактные, поэтому подробно разберем диагностику такого датчика.

  1. 2 контакта разъема отвечают за + и — от ЭБУ, их нужно проверить мультиметром. Распиновку датчика своего авто можно найти, также нужно уточнить с каким напряжением он работает 5 или 12 В.
  2. Проверка сигнала должна проводиться осциллографом, но можно заменить его контролькой. Подсоединяем ее к сигнальному контаку и массе. Лампочки на контрольке должны моргать, частота морганий с увеличением оборотов должна возрастать.
  3. Также нужно проверить на обрыв сигнальный провод от разъёма датчика до ЭБУ.
  4. Если уверенны что датчик распредвала исправен, а ошибка есть, следует проверить механическую часть. Ведь сигнал ДПРВ формируется от движения шпенька распредвала в зоне действия сенсора. Также может быть увеличено расстояние между взаимодействующими элементами.

ВАЗ 2114 с 8-и клапанным мотором

Чтобы диагностировать ДПРВ на ДВС ВАЗ 2114 с 8 клапанами, нужно подключить его к АКБ и к мультиметру, используя специальную схему подключения, после чего следовать алгоритму:

где находится ДПКВ на ваз 2114

  1. Сначала выставить напряжение на контакт питания на уровне 13.5 +/- 0.5 вольт
  2. При таком подключении напряжение между контактом “масса” и сигнальным контактом будет не менее 0.9 вольт. Если уровень напряжения будет ниже или отсутствовать, это будет говорить о том, что оборудование вышло из строя.

ВАЗ 2114 с 16-и клапанным двигателем

Датчик распредвала на 16-клапанном двигателе 21120370604000 диагностируется путем подключения к АКБ и мультиметру по определенной схеме.

  • Сначала выставляется уровень напряжение в 13.5 вольт +/- 0.5 вольт
  • При таком уровне исправное оборудование будет показывать напряжение между контактом “сигнал” и “массой” в 0.4 вольт
  • В щель устройства предназначенную для репера распредвала необходимо поместить любую стальную деталь, подходящую по размерам
  • Оптимально работающий датчик подаст напряжение на контакт “сигнал” не менее 9 вольт, после чего убрать металлическую деталь — напряжение снова должно снизиться до 0.4 вольт.

датчик фаз ваз 2114 16 клапанов

Проводить диагностику можно и без снятия устройства, однако для детального осмотра его удобнее демонтировать, это позволит полностью осмотреть поверхности на предмет механических повреждений. Также стоит внимательно осматривать целостность контактов и подведенных к ним проводов. Лучше “прозвонить” при помощи мультиметра провода идущие от электронного блока управления к проводу питания.

Киа Спектра

В начале проверки датчика положения распредвала на Киа Спектра нужно убедиться в отсутствии обрыва в проводке от ЭБУ до разъема сенсора.

Расположение датчика фаз Киа Спектра

  1. Отсоединяем разъем, датчик 3-х контактный.
  2. Проверяем мультиметром наличие плюса, минуса и напряжения на сигнальном контакте. На нем должно быть около 11 вольт.
  3. Если сигналы есть, то обрыва цепи от ЭБУ нет.

Теперь можно переходить к проверке сопротивления самого датчика фаз Киа Спектра. Между 3 и 2 контактом должно быть около 600 Ом. Если сопротивления нет, сенсор сломан. На новом датчике сопротивление 660 Ом.

Рено Меган 1.6

Датчик ДПРВ Mobiletron cse054 имеет 3 контакта: 1 “масса”, 2 сигнальный, 3 питание (+12 вольт).

проверка датчика распредвала меган 2

Показатели исправного датчика при использовании мультиметра для диагностики:

  • Контакты “масса” и питание должны быть 3.81 мОм (мультиметр в положении 20 мОм)
  • Контакты “масса” и “сигнал” должны быть 5.18 мОм при тех же условиях мультиметра
  • Контакт “сигнал” и напряжение должны быть на нуле, при положении мультиметра 20 мОм

Проверка ДПРВ осциллографом

Осциллограф позволяет проводить диагностику более качественно. Наиболее часто используются электронные версии, которые имитируют условия работы датчика. Для этого применяется ноутбук с соответствующим программным обеспечением.

Показания должны представлять собой равномерные “волны”: 1 волна, пробел, 1 волна. Это будет свидетельствовать о нормальной работе устройства. Если снятые показатели другие, значит есть проблема и необходимо проводить более глубокую проверку.

проверка ДПКВ осциллографом

Также важно знать, что на некоторых автомобилях, например на Ниссанах, нормальные показатели другие: 3 “волны”, пробел, 4 “волны”, пробел, 2 “волны”, пробел, 1 “волна”. Это особенность двигателей Ниссанов. Отклонение от этой модели импульсов в осциллограмме будет свидетельствовать о проблеме.

Замена датчика распредвала

Если диагностика выявила, что ДПРВ сломался, его необходимо просто заменить на новый. Ремонтировать старое оборудование нет смысла, потому как корпус запаян и не предусматривает возможность открытия. К тому же стоимость нового датчика не высокая, а процесс замены достаточно простой.

Расположение ДПКВ Киа Спектра Расположение ДПКВ Киа Спектра

Рассмотрим как правильно менять датчик:

  1. Двигатель должен быть заглушен, от АКБ нужно отсоединить “минус” клемму.
  2. От датчика нужно отсоединить “фишку”, точно также как при диагностике этого оборудования.
  3. Обратите внимание на элементы препятствующие съему датчика — их также нужно демонтировать.
  4. Используя инструменты снять крепежные болты, фиксирующие корпус оборудования и снять сенсор.
  5. Далее нужно установить новое. Повторим весь алгоритм с конца: установить датчик и закрутить болты, установить назад элементы препятствующие снятию датчика, подсоединить “фишку”, подсоединить “минус” клемму к АКБ.

При замене особое внимание рекомендуется уделять резиновому кольцу, оно постепенно приходит в негодность и может продаваться отдельно от датчика. Приобретая новый датчик, следует купить также и новое кольцо, это даст уверенность в надежности нового оборудования.

Старое уплотнительное кольцо можно использовать только в том случае, если нового нет, а датчик заменить необходимо. При этом долго ездить со старым уплотнителем нельзя, его нужно заменить как можно скорее.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

CarPetr

Меня зовут Михаил Петрович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий