9 признаков неисправности катушки зажигания, как проверить и отремонтировать

Катушка зажигания Электрика и электроника

Работа бензинового силового агрегата автомобиля основана на воспламенении топлива при помощи свечи зажигания. Воспроизводство в двигателе искры происходит от электрического разряда 15 000 В. За обеспечение высокого электрического напряжения отвечает катушка зажигания.

Катушка зажигания — это

Катушка зажигания — это электрический прибор для повышения высоковольтного напряжения в системе зажигания, участвующей в искрообразовании и воспламенении топлива в двигателе.

Функциональное назначение катушки – повышение электрического напряжения с 12 В (заряд аккумулятора) до напряжения более 15 тысяч В, подаваемого на свечи в рабочей зоне силового агрегата.

катушка зажигания

Принцип работы

Катушка зажигания это устройство в системе зажигания, представляющее собой повышающий трансформатор. В ней производится высокое напряжение 25-35 тысяч вольт, которое подается на прерыватель-распределитель и далее по проводам попадает на свечи, воспламеняющие топливо в цилиндрах двигателя. Первоначально катушки были с незамкнутым магнитопроводом, сейчас они выпускаются с замкнутым магнитопроводом.

Устройство

Виды катушек

По назначению:

  • бесконтактные
  • контактные.

Если не установлен прерыватель-распределитель, то катушка должна быть бесконтактной. При данных условиях возможна установка только такой катушки. Но если прерыватель-распределитель присутствует, то катушка бывает контактной.

виды

По изоляции тоже есть различия:

  • маслонаполненные;
  • сухие.

По рабочим схемам также делят их на:

  • одиночные
  • сдвоенные, строенные, четырехблочные
  • индивидуальные.

Причины неисправности катушки зажигания

Предельная продолжительность эффективной работоспособности этого элемента системы зажигания обычно составляет до 10 лет корректной работы или пройденный стандартный пробег 150 – 200 тыс. км.

Вследствие износа и неисправности свечей и высоковольтных проводов возможно возникновение электрического пробоя. Катушка подвергается перегреву из-за высокого тока нагрузки.

Если происходит неисправность реле напряжения генератора, то возрастает напряжение электросети автомобиля и поломка электронного коммутатора.

Свеча и катушка
Такая свеча хорошо работать не будет; места пробоя на катушке

Когда в процессе стоянки автомобиля в катушке возникает напряжение 12 Вольт, то при нештатном замыкании контактов замка происходит ее перегрев, и она выходит из строя. Подобная проблема возникает при выходе из строя коммутатора.

Симптомы неисправности катушки зажигания

Поломка катушки зажигания влечет за собой серьезные проблемы для эксплуатации двигателя. Желательно держать под контролем состояние элементов системы зажигания. Чтобы обнаружить неисправность на ранней стадии, или заменить детали превентивно.

В прежние времена на автомобили устанавливали единый блок, который подавал ток на каждую свечу. Теперь устанавливают на каждую свечу индивидуальную катушку.

Сложный запуск мотора

При исправно работающих свечах зажигания произвести запуск двигателя несложно. Но если катушка зажигания начинает работать некорректно и не отправляет нормативный ток в свечу, пуск двигателя превращается в очень большую проблему.

Работа стартера длится значительно больший промежуток времени, работа двигателя нестабильна после того, как удается его запустить. Компьютер автомобиля пытается адаптировать все системы под некорректную работу катушки зажигания, меняет подачу топлива и воздуха, пытается создать стабильную топливную смесь. Но при неисправности катушки это может позволить мотору только не глохнуть. Его работа все равно будет нестабильной.

Неисправные

Check Engine

Загоревшийся значок на панели Check Engine сообщает о неисправности системы зажигания. Хотя также лампочка вполне может информировать о какой-нибудь другой неисправности. Также при неработающей правильно катушке лямбда-зонд может оповещать о слишком токсичных выбросах выхлопной системы. Или ЭБУ сообщит о неисправности в работе одного из цилиндров.

Пропуск зажигания

Неисправная катушка зажигания не производит высоковольтного тока, нужного для обеспечения искрообразования. Таким образом в двигателе не происходит сгорания топлива. Происходят пропуски зажигания, иногда редкие, иногда через раз. В двигателе появляются вибрации, мотор начинает терять обороты и глохнуть.

Нормальная и неисправные

Нестабильный холостой ход

Если свеча в одном из цилиндров не работает, двигатель начинает работать несбалансировано. На холостых оборотах происходит неупорядоченная работа с резкими провалами и периодическим ростом оборотов. Возможно такая неисправность возникает из-за проблем с катушкой зажигания.

Но нестабильный холостой ход может происходить и по какой-нибудь другой причине. До того как начать ремонт надо все выяснить.

Мотор глохнет

Двигатель время от времени глохнет. Вполне возможно, что катушки настолько изношены, что работают практически на последнем ресурсе. Если они все сразу начнут ломаться, то двигатель окончательно заглохнет и больше запускаться не будет. Но все таки нельзя упускать из виду, что причины могут быть другие.

Сталкивались с поломкой катушек зажигания?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Снижение отдачи

В целом на мощность двигателя неисправность катушки может особо и не влиять. Но когда один из цилиндров не работает, то разумеется остальные исправные цилиндры не могут компенсировать его работы. Потеря мощности также происходит из-за несогласованности работы всех остальных систем. Допустим, резко нарастить скорость не получится, двигателя на такой выброс мощности может не хватить.

Так как происходит падение скорости не моментально, то в первый момент ощутить эту разницу сложно. Но в дальнейшем проблема станет явной и проигнорировать ее не сможете. Если проблема в катушках, то после их замены все встанет на свои места. Двигатель опять будет работать стабильно, мощность вернется в пределы своих изначальных значений.

Сломанная

Увеличение расхода

Из-за снижения отдачи мотора часто возрастает расход топлива. Ведь для поддержания привычной динамики мотор приходится раскручивать сильнее. Чем больше оборотов, тем больше подача топлива.

При это система питания не получает информацию от двигателя об отсутствии искры в камере сгорания. Топливо поступает в нерабочий цилиндр, чтобы в несгоревшем состоянии опуститься в поддон картера и смешаться там с маслом. Часть топлива просто выбрасывается через выхлопную трубу в атмосферу.

Достигнутый результат — высокий расход бензина и испорченное моторное масло при пройденном небольшом пробеге.

Запах бензина из выхлопа

Несгоревшее топливо создает новую проблему, оно отправляется в выхлопную систему современного автомобиля, где должно дополнительно сжигаться в каталитическом нейтрализаторе. Где окончательно перерабатываются несгоревшие газы, чтобы обеспечить их экологичный выброс в окружающую среду. Однако бензин невозможно нейтрализовать как отработанные газы. Когда он выбрасывается в чистом виде, частично сгорая в выхлопной системе. Все это ведет к перегреву выхлопной магистрали и на панели загорается индикатор о неисправности катализатора. Соответственно сам катализатор при этом тоже повреждается.

Неисправная

Из выхлопной трубы идет запах бензина, это выход несгоревшего топлива. Он не так уж безобиден, потому что может возгораться. Бывает так, что из выхлопа вырывается пламя. Эта возникшая проблема не совсем безопасна, автомобиль может воспламениться. Так что решать эти сложности лучше до того момента, пока не случился серьезный пожар.

Бензин в масле

Если топливо не сгорает в двигателе, то оно уходит в выхлоп. Но в большинстве двигателей бензин начинает просачиваться в масляный поддон, смешивается с маслом. Ничего хорошего в этом нет. Обнаруживается это легко, просто нужно понюхать масляный щуп. Если в масле присутствует резкий запах бензина, то не работает катушка или свеча, несгоревшее топливо поступает в поддон.

Как понять, какая катушка зажигания неисправна

Неисправность заявляет о себе нестабильной работой двигателя, «троением». Потом наступает перегрев, трещины и сколы на катушках. Если установлены не отдельно на каждый цилиндр, а одна общая катушка, то двигатель просто глохнет. На современных автомобилях двигатель работает с перебоями, хотя ничем хорошим это не закончится.

Если двигатель работает с нагрузкой, нестабильно и проблема назрела, то нужно срочно вмешиваться. На таком автомобиле ездить нельзя. В первую очередь необходима диагностика и установление точной причины неисправности. Нужно точно знать, что проблема именно в катушке, а не в свечах, потому что признаки в обоих случаях совпадают.

Признаки неисправности катушки при осмотре

После снятия и осмотра нерабочей катушки обнаруживаются следующие внешние изъяны:

  • Наличие пробоев корпуса, которые выглядят как темные полосы со следами «прошивок».
  • Значительное потемнение или какое-нибудь другое изменение состояния диэлектрика катушки.
  • Подгоревшие контакты и разъемы, приведшие к визуальному потемнению.
  • Следы подтеков, измененная форма корпуса из-за перегрева.
  • Высокий уровень загрязнений катушки в районе контактов.

Конструкция

По очереди отключая

Простой способ проверки катушки производят при помощи поочередного отключения контактов в процессе работы двигателя. Метод очень эффективный, очень быстро выявляет неработающую катушку. Но подойдет но только для двигателей с индивидуальными катушками на каждый цилиндр.

При появлении симптомов неисправности на прогретом моторе по очереди отключают катушки зажигания. Если при отсоединении разъема работа двигателя изменилась в худшую сторону, значит катушка этого цилиндра исправна. Если же не изменилась, то элемент зажигания неисправен.

Проверка катушки мультиметром

Необходимо снять все катушки и провести замеры сопротивления мультиметром. Щупы прибора для измерительных работ на первичной обмотке подключаются к обоим контактам. На шкале прибора выставляется сопротивление 20 Ом.

Так как на различных моделях автомобилей устанавливаются не однотипные катушки, величина измерений устанавливается 0,4-2 Ом. Значение на всех катушках двигателя должно быть примерно одинаковое или близкое.

проверка
Проверка внутренней

Вторичная обмотка отличается по процедурам измерения значений, предусматривается другой алгоритм подключения щупов: один к контакту, второй к пружине, выходящей из катушки. Значения измерений 6-10 кОм, мультиметр устанавливается на 20 кОм.

Здесь так же все значения измерений находятся в зависимости от типа катушки и модели транспорта. Сопротивление на уровне 0,4-2 Ом должно для всех катушек находиться на одном уровне.

диагностика
Диагностика внешней обмотки

Диагностика сканером

Работу зажигания нужно обязательно продиагностировать автомобильным сканером на предмет обнаружения ошибок в блоке управления ЭБУ. Если сканер покажет коды P0300 и P0351 — P0354, то неисправность в системе зажигания. Ошибки p3051, p3052, p3053, p3054 указывают на поломку свечи или катушки в конкретном цилиндре (1-4).

Чтобы на 100% убедиться в неисправности катушек, можно переместить потенциально неисправный элементы в другой цилиндр и повторить диагностику. Если с переменой элемента изменился и номер ошибки, то катушка точно сломана.

ошибки

Проверка работы

Для проверки понадобится контрольная рабочая свеча и плоскогубцы с изоляцией на ручках, может также потребоваться свечной ключ.

Проверка производится минимум через 15-20 минут после отключения мотора, чтобы его температура снизилась до безопасного уровня.

Со свечи снимается высоковольтный провод, присоединяется контрольная свеча, которая фиксируется при помощи пассатижей. Резьбовая часть свечи прижимается к металлу двигателя. В случае полной исправности катушки между электродом свечи и корпусом двигателя пробивается яркая искра синего цвета. Чтобы избежать случайного сильного электрического поражения током, для минимального риска можно не производить запуск мотора, достаточно слегка покрутить стартер.

О неисправности катушки сообщает слабая искра желтоватого цвета. Если искры нет совсем, то это признак полного отказа катушки вследствие отсутствия контакта.

Как починить катушку

Ремонт проявившейся неисправности можно проводить двумя способами. Есть быстрый способ «в поле» и неторопливый «гаражный» способ. Во втором случае самый оптимальный вариант замена катушки, так как устранение неисправности слишком сложно, если имеет место очень значительный пробой. При быстром ремонте на месте для изоляции пробоя нужно воспользоваться изолентой, любым клеящим составом.

Если на корпус пробивает слабая искра, а это достаточно частый случай, то установленное проблемное место надо заизолировать изолентой, термоусадкой, эпоксидкой, иными средствами. Универсального способа нет, выбираются варианты по ситуации.

Перед началом работ по ремонту нужно сделать очистку проблемного места, а также обезжирить его поверхность для покрытия защитной изоляцией. Таким образом можно добиться повышения сопротивления нанесенной изоляции. Во избежание присутствия в поврежденной изоляции жидкости стоит нанести диэлектрическую смазку.

в термоусадке

Мойка двигателя также допускается, когда есть уверенность в нормальном состоянии уплотнителей свечных колодцев, которые не допустят попадания внутрь них воды. При игнорировании этих требований, может возникнуть необходимость ремонта системы зажигания.

При совсем критичном состоянии катушки необходимо ее заменить. Желательно подобрать качественную новую деталь.

Как увеличить ресурс

В заключение немного о мерах, позволяющих избежать неприятностей и обеспечивающих долгую беспроблемную работу катушек зажигания. Необходимая мера в данной ситуации — установка термоусадочной изоляции подходящего диаметра, которой необходимо покрыть наконечник катушки. Сделать это достаточно просто, нужен правильный подбор термоусадочной изоляции и использование промышленного фена или небольшой газовой горелки. Перед установкой термоусадки необходимо произвести очистку и обезжиривание самого наконечника.

Кроме того желательно в профилактических целях держать корпус катушки в незагрязненном виде для того, чтобы грязь не создавала прошивки.

Регулярная, своевременная замена свечей всегда должна производиться с нанесением диэлектрической защиты.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий