Датчик положения дроссельной заслонки (ДЗ) – это важная часть электронного блока современного автомобиля, которая помогает системе понять, сколько воздушной смеси поступает в двигатель в данный момент. Датчики ДЗ бывают разных видов, когда-тр их не было вообще, и дроссельная заслонка соединялась с педалью газа тросиком, то есть заслонка было чисто механической.
Загрузка ...
- ДПДЗ что это: определение и за что отвечает
- Виды датчиков дроссельной заслонки
- ДПДЗ: признаки неисправности
- Причины неисправности датчика дроссельной заслонки
- ДПДЗ: как проверить сканером
- Способ 1
- Способ 2
- Как проверить датчик положения дроссельной заслонки мультиметром
- Напряжение на сигнальном проводе
- Опорное напряжение
- Сопротивление
- Ремонт неисправностей ДПДЗ
ДПДЗ что это: определение и за что отвечает
ДПДЗ называют датчик (микроконтроллер), который по измерительным данным может определить угол отклонения дроссельной заслонки двигателя и выдать соответствующий встроенной программной измерительной шкале логический сигнал (постоянное напряжение или последовательность), который будет интерпретирован центральным компьютером (электронным блоком управления системой впрыска топлива).
Принцип работы ДПДЗ может быть как аналоговым, так и цифровым.
ДПДЗ – важная часть любого современного автомобиля, так как все они за редким исключением комплектуются электронной системой впрыска. Отличительная особенность такой схемы от традиционной карбюраторной – возможность дополнительного, то есть, принудительного, впрыска смеси напрямую в цилиндры через форсунки при соответствующем сигнале с датчика положения дроссельной заслонки.
В целом, функций у ДПДЗ (как части электронного блока) всего две:
- Обеспечить дозирование топливной смеси в зависимости от положения педали газа.
- Обеспечить подачу смеси в обход дросселя при отклонении заслонки от стартового положения более чем на 75%.
Виды датчиков дроссельной заслонки
Датчиков ДПДЗ существует много, каждый производитель автомобилей и двигателей выпускает свои, однако всех их можно разделить на две большие группы – контактные и бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки. Также эти датчики называют потенциометрами.
В первую группу входят резистивные устройства. В основе их конструкции лежит смещаемый ползунок и резистивные дорожки. Такой датчик плотно крепится к патрубку воздушного потока, а ползунок соприкасается с дроссельной заслонкой. Когда ось заслонки при нажатии на педаль газа смещается, ползунок также движется, и данные об этом поступают через датчик по цифровому или аналоговому соединению на электронный блок, который решает, как на эти данные реагировать.
Есть и бесконтактные датчики положения дроссельной заслонки, стоят они дороже, да и устанавливаются не во все двигатели. Принцип работы – измерения изменения магнитного поля (электромагнитной индукции), данные о котором также передаются на центральный компьютер. Ресурс намного больше, чем контактных датчиков.
ДПДЗ: признаки неисправности
Итак, фактически у ДПДЗ одна задача – измерять угол наклона дроссельной заслонки, однако вся последующая работа двигателя строится на этих показаниях. Таким образом, почти все характеристики машины, имеющие отношение к работе ДВС, зависят от работы датчика – динамика разгона, расход топливной смеси, опережение зажигания (момент зажигания, то есть воспламенение смеси до достижения поршнем цилиндра верхней мёртвой точки), мощность и другие.
Соответственно, нетипичное поведение автомобиля (двигателя) в контексте этих характеристик может свидетельствовать о неисправности ДПДЗ. Чаще других встречаются следующие признаки:
- Двигатель работает неровно на холостом ходу.
- Наблюдается повышенный расход топлива.
- Двигатель работает нестабильно, с рывками, при ускорении. Также наблюдаются провалы оборотов на стабильном ходу.
- Двигатель глохнет при переключении передачи.
- Падает динамика разгоны, снижается мощность.
- Загорается и не исчезает лампочка «Проверьте двигатель» на приборной доске. При проверке сканером компьютер выдаёт ошибку P01120.
- Двигатель «схватывает» искру, но глохнет сразу после запуска.
Причины неисправности датчика дроссельной заслонки
Чаще выходят из строя контактные датчики, поскольку их работа связана с постоянным трением, и они постепенно изнашиваются физически.
Причинами выхода из строя контактного датчика (ползунка, перемещающегося по резистивным дорожкам с напылением) могут быть:
- Износ магнитного напыления резистивных дорожек. Вследствие этого механическое движение ползунка больше не может быть преобразовано в логический сигнал.
- Потеря выходного напряжения датчика вследствие полного износа напыления в стартовом положении ползунка.
- Физический износ шестерёнок ползунка.
- Сам ползунок износился или обломался, и теперь соприкасается с осью заслонки не так, как должен по настройкам компьютера, что искажает реальные данные наклона заслонки.
- Оборвались провода в электросети.
- Произошло короткое замыкание сети.
Бесконтактные датчики выходят из строя намного реже, однако и они не могут служить вечно. Их поломки часто связаны с короткими замыканиями или обрывами проводов, потерей электрического контакта.
Ремонтировать ДПДЗ бессмысленно – дешевле и проще просто поменять его на новое устройство аналогичного типа. В зарубежных магазинах такие детали продаются в разделе Throttle position sensor.
ДПДЗ: как проверить сканером
Проверить ДПДЗ (throttle position sensor в международной терминологии) можно с помощью двух недорогих и простых устройств – автосканера и мультиметра. В данном разделе речь пойдет о диагностике неисправности датчика дроссельной заслонки с помощью сканера.
Способ 1
Необходимо заранее скачать на смартфон какое-либо диагностическое приложение для автомобилей, например, OpenDiag. Есть как бесплатные, так и платные варианты таких программ. Интерфейс в них отличается, но в целом набор параметров для оценки состояния машины сопоставим.
Чтобы проверить работу датчика заслонки, нужно совершить следующие действия.
- Подсоединить сканер к разъёму диагностики (обычно находится под рулевой колонкой).
- Зайти в раздел приложения «Выбор параметра», установить галочку напротив «Положения дроссельной заслонки».
- Запустить двигатель.
При отсутствии давления на педаль газа программа должна показывать 0%. Если же этого нет, то датчик можно смело утилизировать.
Далее нужно плавно нажимать педаль газа. Соответственно должен возрастать показатель «открывания». Если он растёт постепенно, без провалов и скачков, значит, всё в порядке. Если нет – датчик нужно менять.
Способ 2
С помощь сканера также можно проверить напряжение на логическом пине контроллера датчика в разделе «Каналы АЦП». Базовое значение – 0,5 Вольт. Программа подаст на него напряжение в диапазоне от 0,45 до 0,5 Вольт – показатель должен измениться. Если этого не происходит, и напряжение на пине не меняется, значит, где-то есть обрыв цепи или датчик не работает.
Если же контакт есть, нужно плавно начать нажимать на педаль газа при запущенном двигателе. Напряжение на датчике должно расти постепенно, без рывков. Если они есть – датчик неисправен.
Как проверить датчик положения дроссельной заслонки мультиметром
Неисправность ДПДЗ можно проверить с помощью мультиметра. Но для этого нужно лезть под капот автомобиля. Основа способа – измерение напряжения на всех контактах датчика.
Любой проводной датчик соединён с сетью тремя контактами. Два из них идут на источник питания (опорный провод и ноль), ещё один идет на основную плату и переназначен для передачи логического сигнала, аналогового или цифрового. По нему и предаются данные с датчика в компьютер.
Если хотя бы на одном из проводов нет достаточного постоянного напряжения, то датчик либо неисправен, либо по каким-то причинам не включён в логическую или электрическую сеть.
Напряжение на сигнальном проводе
Для проверки напряжения нужно следовать следующему алгоритму:
- Плюсовой зажим мультиметра зацепить за логический выход, минус зацепить за минус аккумулятора.
- Запустить двигатель, а мультиметр перевести в режим измерений постоянного тока. Стартовое значение – 0,5 Вольт.
- Плавно руками начать отодвигать дроссельную заслонку. Напряжение на логическом сигнале должно возрастать постепенно, без рывков.
Опорное напряжение
Датчику для работы нужно основное напряжение от цепи аккумулятора, это напряжение равно 5 Вольтам. Чтобы измерить его, нужно подключить щупы мультиметра к выходам. ДПДЗ нужно предварительно отключить от цепи.
Если напряжение в 5 Вольт есть – всё в порядке. Чтобы проверить это, нужно включить двигатель.
Важно помнить, что отключать датчик можно только при выключенном моторе.
Если напряжения нет – где-то есть обрыв. Можно понять, где он есть, с помощью того же мультиметра. Для этого нужно снять минусовую клемму мультиметра и переставить её на минусовую клемму аккумулятора. Если цепь замкнулась, и всё работает – значит, плюсовое соединение датчика исправно, и проблема в минусе. Если же напряжения всё равно нет, то проблема – в плюсовом проводе.
Сопротивление
Ещё нужно проверить сам датчик. В силу разных причин сопротивление (например, если он сгорел) на нем может быть бесконечным, то есть он просто не пропускает ток основной цепи и потому не работает. Сделать это можно с помощью мультиметра.
- Снимаем датчик положения дроссельной заслонки.
Подключаем его плюс к плюсу, минус к минусу, к мультиметру, а сам мультиметр переводим в режим измерения сопротивления. - Дальше нужно плавно перемещать ползунок и следить за изменением показателя.
Сопротивление должно изменяться плавно в интервале от 1 до 10 кОм. Если этого не происходит, датчик неисправен.
Ремонт неисправностей ДПДЗ
Проблема неисправного ДПДЗ решается его заменой на новый. Однако если проблема заключается не в нём, то можно самостоятельно сделать следующие действия, которые могут помочь устранению проблемы.
- Зачистить места соединений датчика с логической и основной сетью. Контакты имеют свойство окисляться, давая дополнительное сопротивление.
- Подогнуть контакты сети для лучшего прохождения тока.
- Заменить в сети реле и предохранители. Возможно, они сгорели при скачке напряжения, защитив от такой судьбы сам датчик.
- Иногда проблема может быть не в датчике, а в самом дросселе, и тогда узел нужно менять целиком, но ДПДЗ можно будет переставить.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Мой личный опыт: новый авто Ховер Н5 2011 года. ДПДЗ работал до 2023 года, этой осенью в автосервисе стали проверять его ( обороты холостые велики), после этого он перестал работать( причина в блоке управления была). В продаже по каталожному номеру в Московских магазинах поимел : 3 датчика просто вернул…, 2 работают плохо как не регулируй( рывки через месяц, обороты выше), если ставил от другого Ховера- всё прекрасно, так что в продаже в основном дрянь по каталожному номеру этой марки.