Как проверить катушку зажигания: 6 способов, мультиметром, симптомы неисправности

Нормальная и неисправные Электрика и электроника

В материале речь пойдет о том, как проверить катушки зажигания. В системе зажигания автомобиля роль катушки зажигания — подача тока высокого напряжения на свечу зажигания для искрообразования и воспламенения топлива. Поэтому без нормальной работы такого устройства автомобиль далеко не уедет. Поломки этого элемента системы зажигания имеют обычные причины: обрыв проводов, короткое замыкание, повреждение изоляции, механические поломки корпуса. Как выявить причины неисправностей и устранить их.

Сталкивались с поломкой катушек зажигания?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Принцип действия катушки зажигания

Устройство

Технически катушка зажигания является устройством для повышения тока 12-вольтового аккумулятора до высокого напряжения 15-25 тысяч вольт. Состоит из обмоток низкого и высокого напряжения. В катушках разных типов их расположение внутри нее относительно друг друга различается.

На старых моделях автомобилей устанавливалась для зажигания одна центральная катушка. Ее первичная обмотка была намотана из 120-200 витков медного провода. Вторичная выглядит иначе, в ней 25-50 тысяч витков, провод имеет значительно меньшее сечение. Отрицательный контакт вторичной обмотки присоединен к отрицательному контакту первичной. «Плюс» выведен на крышку. Высокое напряжение отводится подобным образом.

Центральная катушка зажигания

Для увеличения электромагнитного поля, обе обмотки намотаны на металлический сердечник. Есть варианты, в которых во избежание перегрева сердечник и обмотки заливаются маслом. Масло помимо охлаждения играет роль изолятора. Это также продлевает срок службы детали.

Рассмотрим второй тип устройств — индивидуальную катушку зажигания, которая устанавливается отдельно на каждый цилиндр. Так же имеются две обмотки, но расположены они по другому. Первичная содержит внутренний сердечник, вторичная снаружи.

Конструкция
Индивидуальная

Отдельно на каждый цилиндр они ставятся вместе с электронным зажиганием, вследствие чего имеют очень сложную конструкцию. Например, во вторичной обмотке присутствует диод, отсекающий избыточный ток. Высокое напряжение от нее поступает не через прерыватель-распределитель, а напрямую на свечу. Соответственно для этих целей была разработана система с изолированным корпусом, стержнем и пружиной.

Имеется еще третий вид катушки зажигания — двухвыводная. В ее функционале есть возможность выдачи импульса одновременно на пару цилиндров. А вообще двухвыводные бывают собраны в единый блок, образуя четырехвыводную катушку зажигания.

Схема двухискровой катушки
Схема двухискровой катушки

Общим для всех типов техническим параметром являются значения сопротивления. В первичной обмотке оно обычно бывают 0,5-3,5 Ом, во вторичной 6-15 кОм. На эти значения можно опираться при замерах, серьезные расхождения с этими данными говорят о неисправности катушки зажигания.

Только нужно учесть один момент. Они не имеют единых нормативных значений по параметрам:

  • сопротивления обеих обмоток
  • по времени прохождения искры
  • насыщенности энергией искры
  • по току искры
  • индуктивности первичной обмотки.

Чтобы определить соответствие норме надо иметь представление о характеристиках той катушки, что установлена на автомобиле. В случае отсутствия искры первые вопросы будут относительно ее исправности.

Нормальная и неисправные

Неисправность катушки зажигания: симптомы

Рассмотрим несколько наиболее частых признаков неисправной катушки зажигания:

  • В первую очередь это «троение» двигателя, которое постепенно становится все более явной проблемой.
  • При холодном пуске «троит», пока не наберет рабочую температуру.
  • В сырую облачную погоду работа двигателя становится все более неустойчивой.
  • При резком увеличении подачи топлива происходит потеря мощности.

Неисправная

Также на выход из строя катушки зажигания указывает загоревшийся символ Check Engine на панели приборов. Но этот сигнал сопутствуют многим неисправностям.

Например, неполадкам со свечами зажигания или повреждению высоковольтного провода. Но чтобы это выяснить, нужно провести тщательную проверку системы зажигания. Если диагностика автосканером покажет P0363, то это однозначно неисправность катушки зажигания.

Неисправные

Причины неисправности катушки зажигания

Причин, из-за которых происходит серьезная неисправность катушки зажигания, достаточно много. Вот некоторые из них:

пятна на катушках

  • Чисто механические повреждения из-за длительной эксплуатации. От воздействия времени разрушается изоляция. Могут быть протечки масла на ее корпус, которые тоже вызывают проблемы. Обычно поврежденную катушку заменяют, так как ремонт невозможен.
  • Контакты могут закисать и окислиться, что вызывает перегрев и замыкание. Обычно происходит от избыточной влажности. Это последствия проезда по лужам или слишком обильных осадков. Зимой такую проблему создают антиобледенительные реагенты, которые попадают под капот вместе с дорожной грязью.
  • Перегреву часто подвергаются отдельные катушки на цилиндрах. Перегрев существенно снижает их работоспособность и срок жизни. Нужно оградить их от воздействия высоких температур и следить за исправным охлаждением подкапотного пространства.
  • Вибрационное воздействие тоже наносит сильный вред индивидуальным катушкам. Постоянная вибрация поступает от мотора. Желательно обеспечить стабильность в работе двигателя, тогда вибрации будут оптимальными без скачков и перепадов.
  • Неисправные свечи. Не удивительно, что у водителей, которые меняют свечи зажигания чаще, катушки ходят много дольше.

катушка с пробоем

Катушки зажигания качественные и исключительно живучие элементы системы. Чаще всего причиной их поломок служит возраст или потеря изоляции. Как диагностировать эти устройства, если возникла такая необходимость.

Как проверить катушку зажигания

Есть несколько простых и несколько более сложных способов, которые могут нам дать достоверную информацию о состоянии катушки зажигания. Некоторые из них можно провести самостоятельно при помощи самодельных приспособлений, для некоторых понадобятся сложные измерительные приборы и программное обеспечение.

Проверка катушки

Осмотрев ее

Неисправную катушку можно проверить при визуальном контроле путем сравнения ее с другой нормальной рабочей катушкой. Определяем проблемные признаки: механические повреждения, оплавленности, признаки гари, пятна на корпусе. В случае неисправности она должна быть заменена, ремонт слишком сложное и затратное мероприятие.

визуальные признаки поломки катушки зажигания

Отключением или перемещением

Перестановка местами катушек зажигания с одного цилиндра на другой позволяет убедиться в ее неисправности. Если вам кажется, что катушка на одном из цилиндров не работает, то можно ее проверить, просто переставив на другой цилиндр. Снятую с того цилиндра катушку ставите на бывшее место посадочное место проверяемой.

замена катушек местами

При ее неисправности вы сразу поймете, что проблема переместилась на другой цилиндр. Если неисправность осталась в прежнем цилиндре, то ее причина не катушка, а что-то другое. Это могут быть проблемы со свечей, форсунками, проводами и разъемами.

замена катушек местами солярис для проверки

На искру

Можно проверить исправность катушки «на искру» следующим образом:

Проверка на искру

  1. Снимите катушку или, если катушка одна общая, наконечник со свечи и соедините его с отдельной нормально работающей свечой. Если такой лишней рабочей свечи нет, то позаимствуйте ее у соседнего цилиндра двигателя при помощи свечного ключа.
  2. На свечу наденьте снятую катушку или наконечник
  3. Свечу пассатижами с изолированными ручками прижмите основанием к массе, любой металлической части кузова или двигателя.
  4. После этого надо немного покрутить стартер.
  5. Рабочая катушка даст ток и искру на свече. Искра должна быть фиолетового цвета, если цвет искры желтый или она вообще не появилась, то система неисправна. Виновата в неполадках катушка зажигания.

Этот вариант проверки катушек не оптимальный. При работе в камере сгорания создается давление, свече тяжелее дать искру. При такой проверке система работает при более простых условиях.

Тестером из шприца

Делается самодельный тестер из медицинского шприца 10 куб.см. Вместо иглы в сосок изнутри вставляется винт диаметром 4 мм. Он плотно фиксируется, на него снаружи прикручивается свечной наконечник. К поршню шприца крепится медный провод, конец которого выводится из шприца на массу. К наконечнику подключается высоковольтный провод, включается зажигание.

Проверка свечей под давлением шприцем

Внутри шприца между подключенным наконечником и проводом на поршне должна установиться искра. Поршень медленно отводим от наконечника. Если длина искры 40 мм, то состояние катушки нормальное. Если после 2,5 мм искра пропадает и имеет тусклый свет, то в ней есть проблема.

Как проверить катушку зажигания мультиметром

Мультиметр поочередно замеряет показатели первичной и затем вторичной обмотки. Катушку нужно проверять автономно и производить замеры на столе. Нужно точно определить расположение выводов обеих обмоток, чтобы знать точки подключения измерительного прибора.

пины катушки солярис рио

Сначала измеряются показания первичной обмотки. Подключение производят к выводам, полярность соблюдать необязательно. Полученные значения для исправной катушки должны быть 0,5-3,5 Ом.

Сопротивление вторичной обмотки катушки измеряется мультиметром, установленным на 200 кОм. При этом мультиметр подключают ко вторичной обмотке. Нельзя нарушать полюсность, черный провод к выводу 2, красный к выводу на свечу. Получаемый результат должен быть 3-19 кОм или 300-400 кОм.

проверка катушек мультиметром

Ее температура тоже имеет значение, нагретая катушка имеет низкое сопротивление, остывшая более высокое.

Минимальное сопротивление или совсем низкое, значительно ниже нормы, говорят о нарушении изоляции или межвитковом замыкании. Высокое сопротивление сигнализирует о нарушении контакта и обрыве в витках обмотки. Проверяются все катушки в системе и выявляется неисправная, у которой показания сопротивления серьезно отличается от всех других.

Внутреннее сопротивление мультиметра
Сопротивление вторичной обмотки
Сопротивление первичной обмотки

Осциллографом

Осциллограф дает самые точные данные о работоспособности катушки зажигания. Кроме самого осциллографа потребуется ПО, которое расшифрует показания прибора. Замыкание между витками на вторичной обмотке обнаруживается именно этим способом. Это очень сложный случай, который проверить каким-либо другим образом невозможно.

Проверка катушек зажигания осциллографом

Диагностика проводится с помощью расшифровки осциллограммы. По представленному осциллографом графику можно будет определить, что неисправна точно катушка зажигания. При появлении замыкания внутри нее нарушается искрообразование и воспламенение топлива в двигателе. Что будет сразу замечено по падению мощности, особенно при увеличении подачи смеси в цилиндры.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Елена

    Немного оффтоп: кто-то может подсказать, какой осциллограф лучше брать? Я случайно мужу сломала его аппаратуру, он мне ничего не сказал, но вижу, что очень огорчен. Хочу хоть как-то вину загладить, решила купить ему новый, чтобы лучше прежнего, но вообще ничего не понимаю в этом, если честно. У него был Gratten ga1102cal, какой лучше взять ему на замену? Магазин уже выбрала, elm327rus. ru/category/diagnosticheskoe-oborudovanie/ostsillografy-i-motor-testery/, но нужна помощь именно в подборе у знающих людей.

    Ответить