Величина напряжения в бортовой сети автомобиля важный критерий для всего электрооборудования. За корректировку его значения отвечает реле-регулятор генератора. Разберемся в конструктивных особенностях, разновидностях и как проверить устройство.
- Реле-регулятор напряжения — это
- Виды реле-регуляторов
- Причины неисправности
- Признаки неисправности регулятора напряжения
- Как проверить реле-регулятор генератора
- Быстрый, но не очень точный способ
- Диагностика совмещенного
- Как проверить реле регулятор только мультиметром
- Проверка отдельного
- Схема проверки регулятора старого образца
- Замена реле-регулятора на ВАЗ 2107
- Цены на реле регуляторы
Реле-регулятор напряжения — это
Устройство электрической сети автомобиля электромеханического, механического или электронного типа, поддерживающее напряжение в заданных пределах.
Реле-регулятор напряжения среди автолюбителей получил название шоколадка (он же регулятор напряжения – РН).
Электросхема автомобиля построена следующим образом:
- При остановленном моторе питание к потребителям поступает от аккумуляторной батареи.
- После завода ДВС генератор преобразует механическую энергию в электрическую.
Выдаваемое генератором напряжение зависит от следующих факторов:
- частота вращения коленвала
- величина тока, потребляемого электроприборами
- температура окружающей среды.
Для сглаживания влияния перечисленных факторов на генератор предусмотрен РН.
Шоколадка выполняет следующие функции:
- Стабилизация напряжения – регуляторы удерживают напряжение в электроцепи машины в диапазоне от 12 до 14 или от 24 до 28 В. Устанавливаются допустимые отклонения, обусловленные погрешностью и другими факторами.
- Блокировка разряда батареи по генераторным цепям после остановки ДВС.
- Дополнительные опции, предусмотренные на отдельных РН:
- Автоматизированная система остановки стартера по факту удачного запуска мотора.
- Автоматика отключения и подключения генератора к АКБ для обеспечения заряда.
- Зимний и летний эксплуатационный режим, учитывающий изменение температуры на улице при регулировке напряжения.
Шоколадками комплектуются легковые, грузовые и сельскохозяйственные автомобили. Неполадки с реле-регулятором негативно отражаются на функционировании бортовой сети автомобиля. Вплоть до выхода из строя отдельного оборудования и воспламенения проводки.
Не стоит откладывать смену неисправного РН. Далее разберёмся, как проверить устройство, в разновидностях, причинах и признаках неполадок.
Виды реле-регуляторов
Разберемся, где находится и какие разновидности реле зарядки АКБ существуют. Доступно несколько типов РН. Но все они функционируют на идентичном принципе. Регулятор напряжения основан на трех элементах:
- измерительный (чувствительный);
- сравнивающий (управляющий);
- регулирующий.
Реле-регулятор напрямую соединен с обмоткой возбуждения генератора. Стабилизация напряжения осуществляется за счет замера и корректировки силы тока в обмотке возбуждения. Схема работы выглядит следующим образом:
- Измерительный орган, построенный на делителе напряжения, в непрерывном режиме фиксирует величину тока в обмотке возбуждения. Полученная информация преобразуется в сигнал, направляемый на управляющий элемент.
- Управляющий элемент сравнивает полученное значение с нормированным напряжением для бортовой сети конкретного автомобиля. Основа управляющего элемента – вибрационные реле и стабилитроны.
- При фиксации сравнивающим элементом сигнала, соответствующего нормированному значению напряжения бортовой сети автомобиля, регулирующий орган не отрабатывает. При фиксации отклонений, сравнивающий элемент формирует и передает импульсную команду на регулирующий орган.
- В составе регулирующего элемента задействованы реле, транзисторы и т.д. Регулирующий орган изменяет величину силы тока в обмотке возбуждения электромашины. Подгоняя напряжение на выводах генератора к требуемым значениям.
Классификация регуляторов напряжения:
- вибрационные
- контактно-транзисторные
- электронные транзисторные (бесконтактные)
- интегральные (на базе транзисторов, построенных с использованием интегральной технологии).
Вибрационные РН первыми вышли в производство. В них совмещены три базовых элемента. Конструкция включает в себя электромагнитное реле с нормально замкнутой контактной частью или делителем напряжения и возвратную пружину. Ее сила натяжения приравнивается к эталонной величине напряжения. Принцип действия вибрационного РН:
- При низких значениях тока возбуждения или напряжения на выводах генератора контакты реле замкнуты. Ток протекает по ним, что сопровождается повышением напряжения.
- При увеличении сверх номинального напряжения на выводах генератора, контакты реле размыкаются. Что приводит к остановке роста напряжения и его дальнейшему снижению.
- Циклы повторяются по кругу, переводя реле в колебательный режим. Стабилизация напряжения обеспечивается изменением частоты колебаний реле.
Вибрационные регуляторы напряжения обладали низким уровнем надежности и маленькой эффективностью. Что привело к созданию контактно-транзисторных, и отказу от использования вибрационных РН.
Функционирование контактно-транзисторного регулятора идентично вибрационному. Но взамен контактной части используется транзистор. В настоящее время такие реле-регуляторы практически не используются. Им на смену пришли бесконтактные шоколадки.
Взамен релейной части в бесконтактных РН используется стабилитрон (полупроводниковый элемент). За эталонную величину берется напряжение стабилизации стабилитрона. База регулирующего элемента выстроена на транзисторах. При пониженном напряжении стабилитрон и транзисторы переходят в режим выдачи повышенного тока на обмотку возбуждения электромашины. Обеспечивая увеличение напряжения. По факту нормализации напряжения, полупроводниковые элементы переходят в колебательный режим, стабилизируя напряжение.
Новейшие электронные РН сконструированы на основе транзисторов и нередко доукомплектовываются широтно-импульсным модулятором. Устройство задает частоту переключения схемы, позволяя беспроблемно влиться в управляющую систему автомобиля.
Бесконтактные транзисторные шоколадки подразделяются по технологии изготовления:
- дискретная – в основе РН используется резисторы, транзисторы, стабилитроны;
- интегральная – регулятор выстроен на микросхеме или компактном блочке с залитыми компаундом микроскопическими радиодеталями.
Выше представлены конструктивные особенности простых РН. На практике используются усложненные конструкции, позволяющие выполнить следующие опции:
- управление стартером
- блокировка разряда аккумулятора через обмотку возбуждения генератора
- корректировка функционирования, учитывая температуру окружающей среды
- защита электрической схемы
- самодиагностика
- ручная корректировка напряжения (Она используется на грузовых и сельскохозяйственных автомобилях. Регулировка ведется выносным рычагом, передающим импульс на резистор переменного типа или пружинку на вибрационных РН.)
Регулятор напряжения выполнен небольшим блочком, который монтируется на генератор. Также устройство устанавливается в другие места, предусмотренные производителем. Регулятор подключается отдельно или одновременно к обмотке возбуждения и выводам генератора. Либо к участку электроцепи автомобиля, где необходима стабилизация напряжения. В обязательном порядке один из выводов обмотки возбуждения генератора соединяется с плюсовым или минусовым контактом бортовой сети.
Причины неисправности
К неполадкам в работе РН приводят следующие факторы:
- Короткие замыкания в электросети, включая замыкания между витками обмотки возбуждения.
- Повреждение выпрямительного моста (пробитие диодов).
- Нарушение полярности при подключении к АКБ.
- Попадание воды непосредственно в регулятор или генератор – при передвижении по лужам или в процессе мойки автомобиля.
- Физическое разрушение устройства.
- Постепенная выработка заявленного ресурса – уменьшение длины щёток.
- Низкий уровень качества.
Признаки неисправности регулятора напряжения
Главные признаками неисправности реле регулятора – пониженное и повышенное напряжение в бортовой сети машины. Нехватка напряжения сопровождается недостатком заряда для аккумулятора. В один момент автомобиль просто не запустится.
Первые признаки можно заметить по ходу движения — тусклый световой поток фар, замедленное функционирование дворников, потускнение подсветки приборов.
Повышенное напряжение сопровождается перезарядом АКБ. Наблюдается постепенное снижение электролита, вплоть до полного выкипания и формирование белого налёта на поверхности батареи.
Также выделяются следующие признаки неисправности РН:
- Отсутствие свечения индикации АКБ на панели приборов – косвенный признак, нередко проблема заключается в плохом контакте или перегорании лампочки.
- Не тухнет индикация аккумулятора на панели приборов после завода автомобиля – явные неполадки в схеме заряда батареи.
- Изменение уровня светового потока оптики в зависимости от оборотов ДВС. Чтобы проверить, достаточно подогнать машину к стене, включить свет и погазовать, наблюдая за изменением потока света.
- Проблематичный запуск двигателя с первой попытки.
- Периодически разряжается аккумулятор в кратчайшие сроки.
- Пропадание индикации приборной панели при оборотах ДВС свыше двух тысяч в минуту.
- Ухудшение динамики автомобиля.
- Закипание электролита в банках АКБ.
Как проверить реле-регулятор генератора
Рассмотрим особенности быстрой проверки работоспособности регуляторов напряжения. Детально разберем, как проверить интегралку и отдельный РН.
Быстрый, но не очень точный способ
Наиболее доступный вариант проверки регулятора напряжения — измерение напряжения на выводах АКБ, используя мультиметр. Метод не позволяет со стопроцентной уверенностью подтвердить поломку регулятора. Не исключено, что причиной неисправности будет генератор. Положительные моменты методики: простота и отсутствие необходимости в съёме устройства с автомобиля.
Чтобы проверить регулятор, необходимо:
- Установить на мультиметре режим замера постоянного напряжения с диапазоном до двадцати Вольт.
- Завести ДВС.
- Измерить напряжение на выводных контактах АКБ при холостом ходе силового агрегата. Для исправного оборудования цепи заряда нормальным считается значение от 13.2 до 14 В.
- Поднять и удерживать обороты ДВС в пределах от 2000 до 2500 в минуту. В таком режиме нормальным считается напряжение 13.6-14 В.
- Установить режим силового агрегата с оборотами не менее 3.5 тысяч в минуту. Показания напряжения не должны превышать 14.8 В.
Если при проверке регулятора зафиксированы значительные отклонения напряжения от представленных значений, то с большой долей вероятности он неисправен. Важно, чтобы при всех режимах работы мотора, напряжение не снижалось менее 12 В и не повышалось сверх 14.8 В.
Загрузка ...
Диагностика совмещенного
Чтобы проверить РН совмещённого типа, понадобится подготовить: источник постоянного тока с возможностью регулировки напряжения (блок питания, зарядное устройство), проводники для замыкания цепи, желательно с контактными крокодильчиками, лампочку на 12 В и мультиметр.
Чтобы собрать схему и проверить регулятор необходимо:
- Минусовой контакт источника тока подключается к массе регулятора.
- Лампочка подсоединяется к графитовым щеткам.
- Плюс от источника тока подводится к контакту «Б» и «В» шоколадки.
- При подаче питания в 12 В лампочка должна загореться. Далее напряжение увеличивается до 14-14.5 В — при исправном регуляторе лампочка потухнет. Если лампа продолжает гореть даже при подаче 15 В, регулятор неисправен.
- Обратное понижение напряжение должно сопровождаться загоранием лампы.
Если в ходе проверки лампочка гаснет до достижения 14 В, следует сменить регулятор. При работе ДВС на холостом ходу, генератор не будет нормально заряжать батарею.
Как проверить реле регулятор только мультиметром
Проверка отдельного
Модификации отдельных РН в основном использовались на старых моделях машин. В их число входят и отечественные ВАЗ классического ряда. Но определенные модели машин комплектуются отдельным регулятором и в наше время.
Чтобы проверить их работоспособность, используется аналогичный алгоритм, расписанный в предыдущем пункте. Единственное отличие в сборке электросхемы. Лампочка подключается не к щеткам, а к контактам «В» и «Ш» регулятора.
Схема проверки регулятора старого образца
Замена реле-регулятора на ВАЗ 2107
К необходимости замены РН приводят следующие симптомы:
- пониженное напряжение в бортовой сети после включения электроприборов (свет, отопительная система, магнитола);
- нахождение стрелки вольтметра в зоне между белой и зелёной;
- прекращение хода дворников при включении указателя поворота.
Для смены используется регулятор украинского производства ВТН с каталожным номером 1702.3702-01.
Порядок замены без демонтажа генератора:
- С регулятора снимается фишка питания.
- Откручиваются крепежные элементы – винт и болт, используя крестовую отвёртку и ключ на шесть.
- Регулятор извлекается из посадочного места и устанавливает новый в обратном порядке.
Цены на реле регуляторы
Артикулы и цены регулятора напряжения Киа Рио 3 | ||
---|---|---|
Бренд | Артикул | Цена* руб. РФ |
Hyundai/Kia | 373702A400 | 5,000 |
Krauf | ARV3530BS | 2,500 |
Startvolt | VRR 08L5 | 2,600 |
Utm | RV3530A | 2,400 |
Brave | BR.VR.1.10 | 1,750 |
*Цена указана на июль 2023 для Москвы |
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.