Датчик Холла является неотъемлемой частью системы бесконтактного зажигания. Перебои в функционировании контроллера негативно отражаются на работоспособности ДВС. Также датчик применяется в других электронных системах машины. Рассмотрим варианты применения, признаки неисправности и порядок замены датчика Холла.
Датчик Холла — это
Первым делом ответим на вопрос – что такое датчик Холла (сокращенное наименование ДХ)?
Это датчик измерения и преобразования значения магнитного поля. В основе функционирования датчика лежит, так называемый, эффект Холла.
Исходное напряжение сенсора прямо пропорционально напряженности магнитного поля. Открыл рассматриваемое физическое явление в 1879 году физик из Америки Эдвин Холл. Открытие Холла широко применяется для бесконтактного определения, представления, фиксации скорости и измерения величины тока.
Датчик Холла: принцип работы в авто
Работа датчика Холла основана на физическом явлении, получившем одноименное название еще в ХIХ столетии. Активное применение эффекта зафиксировано в 70-80 годах двадцатого века. Что связано с переходом изготовителей моторов с контактного зажигания на электронное.
Схема функционирования ДХ проста. Вращающийся момент двигателя передается на лопасти из металла, расположенные в специальных прорезях корпуса. Магнитное поле формирует и направляет электрический импульс на коммутатор. Открывается транзистор, и напряжение подводится к катушке зажигания. В ней происходит преобразование низковольтного сигнала в высоковольтный. С последующей передачей на свечу зажигания.
Контактная часть ДХ предусматривает соединение с массой автомобиля, подключение питающего плюсового напряжения, величиной 6 В и клеммы для направления импульса на коммутатор.
Датчики Холла в электронной системе зажигания обладают следующими плюсами:
- отсутствие контактной части – отпадает проблема периодического подгорания контактов
- подвод к свече зажигания более высокого напряжения – 30 В взамен пятнадцати.
Помимо задействования в системе зажигания датчики Холла применяются в антиблокировочной, тормозной системе и в организации функционирования тахометра. Что сопровождается выполнением дополнительных, положительных опций для автомобиля. А именно:
- увеличение производительности ДВС
- ускорение работоспособности систем автомобиля.
Все это приводит к повышению комфортности и безопасности эксплуатации машины.
Загрузка ...
Признаки неисправности
Неполадки с ДХ выражаются разнообразно. Определить их достаточно проблематично. Со сложностями сталкиваются даже узкопрофильные специалисты. Наиболее характерные признаки неисправности датчика Холла:
- проблематичный или полный отказ в пуске ДВС
- нестабильное функционирование силовой установки на холостом ходу
- внезапные рывки машины при езде на оборотах выше среднего
- остановка мотора в момент движения.
При наблюдении перечисленных симптомов рекомендуется проверить работоспособность контроллера.
Как проверить датчик Холла
Проверить состояние ДХ можно несколькими способами. Остановимся на самых популярных и эффективных методах.
Имитируем наличие
Быстро проверить и оценить состояние датчика Холла можно имитацией контроллера. Способ актуален при наличии напряжения в системе зажигания, но отсутствим искрообразования. Чтобы проверить ДХ, потребуется:
- Отсоединить питающую колодку (из трех штекеров) от трамблера.
- Конец высоковольтного провода катушки зажигания прислонить к массе (кузову) автомобиля.
- Включить зажигание.
- Используя небольшой проводник, замкнуть контакты под номером 2 (минус) и 3 (сигнал).
- Образование искры в центральном проводнике катушки зажигания свидетельствует о неполадках с ДХ.
Мультиметром
Разберемся, как проверить датчик Холла мультиметром. Это наиболее популярная методика оценки состояния контроллера. Проверка заключается в измерении напряжения на выходе датчика. Нормальным считаются значения в диапазоне от 0.4 до 11 Вольт.
Замена на новый
При желании проверить работоспособность датчика Холла в трамблере можно установкой нового или заведомо исправного сенсора. Его можно одолжить у товарищей, или договориться в магазине с продавцом. Если по факту установки нового контроллера проблемы исчезнут, понадобится приобретать и устанавливать новый ДХ.
Проверка сопротивления
Проверить исправность контроллера в системе зажигания можно определением целостности сопротивления устройства. Понадобится мультиметр и самодельная схема, состоящая из гибких проводников, светодиода и резистора, сопротивлением 1 кОм. Для подготовки схемы потребуется припаять резистор к ножке светодиода. Далее к выходу резистора припаиваются два проводника длиной, удобной для реализации метода.
Чтобы проверить сопротивление ДХ, необходимо:
- Снять крышку распределителя, отсоединить трамблер и штекерную колодку.
- Проводится проверка целостности цепи питания – контактные ножки мультиметра, в режиме замера постоянного напряжения, устанавливаются на 1 и 3 клемму. Включается зажигание. Исправность цепи подтвердят показания прибора в 10-12 В.
- На те же клеммы подключается ранее сформированная схема из светодиода и резистора. Лампочка должна загореться. Если нет, то меняется полярность перестановкой местами проводников.
- Проводник с третьей клеммы перестанавливается на вторую.
- Стартером или руками прокручивается распредвал, наблюдая за светодиодом.
- Периодическое свечение лампочки свидетельствует об исправности ДХ.
Методика проверки контроллера практически идентична для всех марок автомобилей. Разница заключается в расположении отдельных элементов в подкапотном пространстве.
Как проверить датчик Холла на ВАЗах
Рассмотрим, как быстро и эффективно проверить ДХ на определенных моделях отечественных автомобилей.
2109
Проверить датчик Холла на ВАЗ 2109 можно без съема с трамблера. Для работ понадобится вольтметр или другой измеритель постоянного напряжения и две булавки.
Проверка ведется следующим образом:
- Булавками протыкается изоляционный слой зеленого (командный импульс коммутатора) и черно-белого (масса) проводника в колодке контроллера.
- Выводы измерительного прибора соединяются с булавками.
- Включается зажигание машины.
- Медленно проворачивается коленвал ДВС – прокручивание ведется отверткой, цепляясь за шлицы маховика, через лючок на картере сцепления.
- Фиксируются показания измерительного прибора – нормальным считается диапазон от 0.4 до 9-12 В. Значения меняются циклично, по мере прокручивания коленвала и бегунка трамблера соответственно.
При отсутствии измерительного прибора можно использовать заведомо исправный контроллер. Но потребуется потратить время на демонтаж и подключение нового датчика Холла.
2106
Заключение о неисправности ДХ ВАЗ 2106 делается после поэтапной проверки цепи питания, катушек зажигания, проводников и контактной части. Проблемы с контроллером сопровождаются перечисленными признаками:
- резкое повышение уровня потребления топлива
- нехватка тяги ДВС, вплоть до полной остановки
- силовая установка не запускается.
Существуют различные варианты, как проверить датчик Холла на ВАЗ 2106. Остановимся на самом простом, который удобнее выполнять вдвоем. Порядок проведения работ:
- Отключается питающая фишка с контроллера.
- С крышки трамблера снимается центральный проводник, оголяя наконечник сдвигом защитного колпачка.
- Отдельным проводом перемыкаются контакты под номером 2 и 3.
- Конец центрального проводника подводится к массе (силовая установка или кузов) на расстоянии в 3-5 мм.
- Включается зажигание – между проводом и массой наблюдается искрообразование.
При отсутствии искры ДХ меняется на новый.
Замена датчика Холла на ВАЗ 2109
Поменять ДХ на ВАЗ 2109 под силу каждому автолюбителю. Пошаговая инструкция по замене:
- Проводится демонтаж трамблера.
- Снимается крышечка трамблера. Совмещаются метки газораспределительного механизма и коленчатого вала.
- Запоминается расположение трамблера, после чего выкручиваются гаечным ключом крепежные элементы.
- Выводятся из зацепления разнообразные фиксаторы и стопоры.
- Вал извлекается из трамблера.
- Отсоединяется питающая колодка, и откручиваются болты фиксации контактной части.
- ДХ извлекается через получившийся промежуток.
- Производится смена и сборка, соблюдая обратный порядок действий.
Замена датчика Холла на Volkswagen Golf 3
Проблемы с ДХ на Volkswagen Golf 3 выразились в следующем:
- легкие подергивания ДВС при движении
- внезапная остановка мотора
- проблематичный запуск силовой остановки.
Неисправный контроллер выявлен методом с использованием светодиода. Предварительно потребовалось проверить целостность проводки.
Процесс смены датчика Холла на Volkswagen Golf 3:
- Демонтируется распределитель зажигания.
- Выбивается фиксирующий штифт между стаканом с валом и детали из пластика с выступом. Для выколотки используется болт соответствующего диаметра.
- Вынимается старый контроллер и ставится новый в обратной последовательности. Визуально новый контроллер может отличаться. Главное, чтобы совпадало расположение посадочных прорезей. Также стоит обратить внимание на состояние уплотнения. Нередко оно находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.