Изучаем датчик Холла: от определения до самостоятельно проверки и замены

Датчик Холла ВАЗ 2109 Электрика и электроника

Датчик Холла является неотъемлемой частью системы бесконтактного зажигания. Перебои в функционировании контроллера негативно отражаются на работоспособности ДВС. Также датчик применяется в других электронных системах машины. Рассмотрим варианты применения, признаки неисправности и порядок замены датчика Холла.

Датчик Холла — это

Первым делом ответим на вопрос – что такое датчик Холла (сокращенное наименование ДХ)?

Датчик Холла ВАЗ 2115

Это датчик измерения и преобразования значения магнитного поля. В основе функционирования датчика лежит, так называемый, эффект Холла.

Исходное напряжение сенсора прямо пропорционально напряженности магнитного поля. Открыл рассматриваемое физическое явление в 1879 году физик из Америки Эдвин Холл. Открытие Холла широко применяется для бесконтактного определения, представления, фиксации скорости и измерения величины тока.

Датчик Холла: принцип работы в авто

Работа датчика Холла основана на физическом явлении, получившем одноименное название еще в ХIХ столетии. Активное применение эффекта зафиксировано в 70-80 годах двадцатого века. Что связано с переходом изготовителей моторов с контактного зажигания на электронное.

Как работает датчик Холла

Схема функционирования ДХ проста. Вращающийся момент двигателя передается на лопасти из металла, расположенные в специальных прорезях корпуса. Магнитное поле формирует и направляет электрический импульс на коммутатор. Открывается транзистор, и напряжение подводится к катушке зажигания. В ней происходит преобразование низковольтного сигнала в высоковольтный. С последующей передачей на свечу зажигания.

Контактная часть ДХ предусматривает соединение с массой автомобиля, подключение питающего плюсового напряжения, величиной 6 В и клеммы для направления импульса на коммутатор.

Схема работы датчика Холла

Датчики Холла в электронной системе зажигания обладают следующими плюсами:

  • отсутствие контактной части – отпадает проблема периодического подгорания контактов
  • подвод к свече зажигания более высокого напряжения – 30 В взамен пятнадцати.

Помимо задействования в системе зажигания датчики Холла применяются в антиблокировочной, тормозной системе и в организации функционирования тахометра. Что сопровождается выполнением дополнительных, положительных опций для автомобиля. А именно:

  • увеличение производительности ДВС
  • ускорение работоспособности систем автомобиля.

Все это приводит к повышению комфортности и безопасности эксплуатации машины.

Сталкивались с неисправностью датчика Холла?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Признаки неисправности

Неполадки с ДХ выражаются разнообразно. Определить их достаточно проблематично. Со сложностями сталкиваются даже узкопрофильные специалисты. Наиболее характерные признаки неисправности датчика Холла:

Датчик Холла в трамблере

  • проблематичный или полный отказ в пуске ДВС
  • нестабильное функционирование силовой установки на холостом ходу
  • внезапные рывки машины при езде на оборотах выше среднего
  • остановка мотора в момент движения.

При наблюдении перечисленных симптомов рекомендуется проверить работоспособность контроллера.

Как проверить датчик Холла

Проверить состояние ДХ можно несколькими способами. Остановимся на самых популярных и эффективных методах.

Имитируем наличие

Быстро проверить и оценить состояние датчика Холла можно имитацией контроллера. Способ актуален при наличии напряжения в системе зажигания, но отсутствим искрообразования. Чтобы проверить ДХ, потребуется:

  1. Отсоединить питающую колодку (из трех штекеров) от трамблера.
  2. Конец высоковольтного провода катушки зажигания прислонить к массе (кузову) автомобиля.
  3. Включить зажигание.
  4. Используя небольшой проводник, замкнуть контакты под номером 2 (минус) и 3 (сигнал).
  5. Образование искры в центральном проводнике катушки зажигания свидетельствует о неполадках с ДХ.

Мультиметром

Разберемся, как проверить датчик Холла мультиметром. Это наиболее популярная методика оценки состояния контроллера. Проверка заключается в измерении напряжения на выходе датчика. Нормальным считаются значения в диапазоне от 0.4 до 11 Вольт.

Замена на новый

При желании проверить работоспособность датчика Холла в трамблере можно установкой нового или заведомо исправного сенсора. Его можно одолжить у товарищей, или договориться в магазине с продавцом. Если по факту установки нового контроллера проблемы исчезнут, понадобится приобретать и устанавливать новый ДХ.

Проверка сопротивления

Проверить исправность контроллера в системе зажигания можно определением целостности сопротивления устройства. Понадобится мультиметр и самодельная схема, состоящая из гибких проводников, светодиода и резистора, сопротивлением 1 кОм. Для подготовки схемы потребуется припаять резистор к ножке светодиода. Далее к выходу резистора припаиваются два проводника длиной, удобной для реализации метода.

Схема проверка датчика холла

Чтобы проверить сопротивление ДХ, необходимо:

  1. Снять крышку распределителя, отсоединить трамблер и штекерную колодку.
  2. Проводится проверка целостности цепи питания – контактные ножки мультиметра, в режиме замера постоянного напряжения, устанавливаются на 1 и 3 клемму. Включается зажигание. Исправность цепи подтвердят показания прибора в 10-12 В.
  3. На те же клеммы подключается ранее сформированная схема из светодиода и резистора. Лампочка должна загореться. Если нет, то меняется полярность перестановкой местами проводников.
  4. Проводник с третьей клеммы перестанавливается на вторую.
  5. Стартером или руками прокручивается распредвал, наблюдая за светодиодом.
  6. Периодическое свечение лампочки свидетельствует об исправности ДХ.

Методика проверки контроллера практически идентична для всех марок автомобилей. Разница заключается в расположении отдельных элементов в подкапотном пространстве.

Как проверить датчик Холла на ВАЗах

Рассмотрим, как быстро и эффективно проверить ДХ на определенных моделях отечественных автомобилей.

2109

Проверить датчик Холла на ВАЗ 2109 можно без съема с трамблера. Для работ понадобится вольтметр или другой измеритель постоянного напряжения и две булавки.

ДХ 2109

Проверка ведется следующим образом:

  1. Булавками протыкается изоляционный слой зеленого (командный импульс коммутатора) и черно-белого (масса) проводника в колодке контроллера.
  2. Выводы измерительного прибора соединяются с булавками.
  3. Включается зажигание машины.
  4. Медленно проворачивается коленвал ДВС – прокручивание ведется отверткой, цепляясь за шлицы маховика, через лючок на картере сцепления.
  5. Фиксируются показания измерительного прибора – нормальным считается диапазон от 0.4 до 9-12 В. Значения меняются циклично, по мере прокручивания коленвала и бегунка трамблера соответственно.

При отсутствии измерительного прибора можно использовать заведомо исправный контроллер. Но потребуется потратить время на демонтаж и подключение нового датчика Холла.

2106

Заключение о неисправности ДХ ВАЗ 2106 делается после поэтапной проверки цепи питания, катушек зажигания, проводников и контактной части. Проблемы с контроллером сопровождаются перечисленными признаками:

  • резкое повышение уровня потребления топлива
  • нехватка тяги ДВС, вплоть до полной остановки
  • силовая установка не запускается.

датчик холла ВАЗ 2106

Существуют различные варианты, как проверить датчик Холла на ВАЗ 2106. Остановимся на самом простом, который удобнее выполнять вдвоем. Порядок проведения работ:

  1. Отключается питающая фишка с контроллера.
  2. С крышки трамблера снимается центральный проводник, оголяя наконечник сдвигом защитного колпачка.
  3. Отдельным проводом перемыкаются контакты под номером 2 и 3.
  4. Конец центрального проводника подводится к массе (силовая установка или кузов) на расстоянии в 3-5 мм.
  5. Включается зажигание – между проводом и массой наблюдается искрообразование.

При отсутствии искры ДХ меняется на новый.

Замена датчика Холла на ВАЗ 2109

Поменять ДХ на ВАЗ 2109 под силу каждому автолюбителю. Пошаговая инструкция по замене:

ДХ 2109 ДХ 2109
  1. Проводится демонтаж трамблера.
  2. Снимается крышечка трамблера. Совмещаются метки газораспределительного механизма и коленчатого вала.
  3. Запоминается расположение трамблера, после чего выкручиваются гаечным ключом крепежные элементы.
  4. Выводятся из зацепления разнообразные фиксаторы и стопоры.
  5. Вал извлекается из трамблера.
  6. Отсоединяется питающая колодка, и откручиваются болты фиксации контактной части.
  7. ДХ извлекается через получившийся промежуток.
  8. Производится смена и сборка, соблюдая обратный порядок действий.

Замена датчика Холла на Volkswagen Golf 3

Проблемы с ДХ на Volkswagen Golf 3 выразились в следующем:

  • легкие подергивания ДВС при движении
  • внезапная остановка мотора
  • проблематичный запуск силовой остановки.

Неисправный контроллер выявлен методом с использованием светодиода. Предварительно потребовалось проверить целостность проводки.

Процесс смены датчика Холла на Volkswagen Golf 3:

  1. Демонтируется распределитель зажигания.
  2. Выбивается фиксирующий штифт между стаканом с валом и детали из пластика с выступом. Для выколотки используется болт соответствующего диаметра.
  3. Вынимается старый контроллер и ставится новый в обратной последовательности. Визуально новый контроллер может отличаться. Главное, чтобы совпадало расположение посадочных прорезей. Также стоит обратить внимание на состояние уплотнения. Нередко оно находится в неудовлетворительном состоянии и требует замены.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий