Внедренная несколько десятилетий назад, одна из самых простых и нужных систем в авто – круиз-контроль. Он помогает сделать вождение автомобилем в долгой дороге комфортнее и легче. В материале расскажем, как работает круиз (отдельно рассмотрим авто с механической коробкой), как пользоваться и проверить систему. Еще приведем отрывки инструкций разных производителей о работе cruise control в их авто.
- Круиз-контроль что это
- Как работает круиз
- С АКПП
- С МКПП
- Виды круиз-контроля
- Пассивный
- Адаптивный
- Как пользоваться
- Проверка круиза
- Когда запрещено использовать
- Преимущества и недостатки
- Мануалы разных производителей о круиз-контроле
- Лада Веста
- Рено Дастер
- Geely Atlas
- Тойота Камри 70
- Киа Спортейдж 4
- Ниссан Х-Трейл Т32
- Мазда СХ-5
- Фольксваген Тигуан
- Шкода Октавия
- БМВ 5 F10
- Мерседес C 205
Круиз-контроль что это
Итак, что такое круиз-контроль в автомобиле? Круиз осуществляет постоянную поддержку заданной скорости автомобиля. Причем, не имеет значения, едет авто в гору или спускается с нее, скорость остается неизменной.
Круиз сам, автоматически добавляет газ, там, где это необходимо. И, точно так же, снижает газ, если есть в этом потребность для поддержания стабильной скорости. Водитель в это время не вмешивается в регулировку скорости. Круиз все делает сам.
В городе круиз-контроль почти бесполезен. А вот при долгом движении по трассе, значительно увеличивает комфорт для водителя. Ногу в одном положении можно не держать, контролируя газ.
Автолюбители, которые часто ездят на дальние расстояния, хорошо представляют как это утомительно – постоянно контролировать педаль акселератора. С помощью умной системы круиз-контроль, это утомление отсутствует.
Словосочетание cruise control пришло в автомир из английского языка.
Данный комплекс может быть установлен на любую коробку передач. Главная функция – это постоянная поддержка заданной скорости. Но, у системы, есть и дополнительные плюсы.
Экономия топлива. Водитель, контролируя скорость, невольно то добавляет газ, то убавляет. Это увеличивает расход топлива. Из различных исследований, мы видим, что включенный круиз-контроль экономит от 4 до 7% горючего. Есть даже данные, указывающие цифру в 12%. А это, согласитесь вполне прилично.
Кроме этого, доказано, что в режиме езды с включенным круизом, снижается износ деталей, что в целом, поможет сэкономить автовладельцу около 1% на запчастях.
Как работает круиз
Принцип работы системы круиз-контроля очень прост. Это сервопривод («следящий привод») механизма подачи воздуха в мотор, соединенный с блоком управления (ЭБУ) двигателя и несколькими датчиками.
Упрощенно работает это так. При движении авто водитель, выбрав нужный темп движения, включает круиз-контроль. В этот момент ЭБУ фиксирует в памяти скорость движения и расположение педали.
Если темп движения, допустим, на подъеме в крутую высокую гору падает, то электроника сигнализирует об этом сервоприводу. Затем сервопривод увеличивает подачу топливно-воздушной смеси в мотор, скорость возрастает. Когда скорость достигает заданной, ЭБУ фиксирует привод.
При увеличении скорости выше заданной блок управления через регулятор уменьшает подачу горючего в мотор.
В городе часто пользуетесь круиз-контролем? Напишите в комментариях.
С АКПП
Рассмотрим принцип работы круиз-контроля на автомобилях с автоматической коробкой. АКПП передачи переключают сами. Водитель не принимает никакого участия в этом процессе. Это упрощает работу круиз-контроля. Получается, что круиз работает вообще без какого-либо вмешательства водителя.
Даже при подъеме в крутую гору, водителю нет необходимости включать пониженную передачу. Круиз сам, вовремя, ее переключит.
С МКПП
С механической коробкой функционирование круиз-контроля, несколько, ограничено. Просто управлять направлением движения авто у водителя не получится.
Например, авто едет на повышенной передаче и начинается крутой подъем. Здесь существует риск того, что мотор не справиться, заглохнет. Нужно переключать передачи.
Если машина начинает спуск с горы, то скорость увеличивается. В таких случаях круиз, подает сигнал закрыть полностью дроссельную заслонку. Но если авто замедляется недостаточно быстро, водитель должен использовать тормоз, или понизить передачу.
При этом ЭБУ видит, что водитель использует педали тормоза или сцепления, он отключает круиз-контроль.
Виды круиз-контроля
Первый, более простой и менее функциональный – пассивный тип. Второй – его противоположность, то есть активный или адаптивный. Разберем, как они функционируют, и в чем их отличие.
Пассивный
Система пассивного круиз-контроля была придумана более 50 лет назад. Его работа строится на простом фиксировании педали газа и добавлении или снижении подачи топлива в мотор для поддержания скорости. Поэтому, пассивный круиз-контроль предназначен только для поддержания скорости.
Адаптивный
Адаптивный или по-другому, активный круиз-контроль, уже более функционален. Этот круиз умнее, на его работу влияют другие системы машины.
Он не только поддерживает одну скорость постоянно, но и самостоятельно регулирует ее, подстраиваясь под движение других автомобилей. То есть, он постоянно следит за помехами, возникающими впереди в виде автомобилей, измеряя до них расстояние.
Есть два варианта измерения: лазерный и радарный. Первый дешевле, но у него есть существенные недостатки. В туман, пасмурную погоду лазер плохо работает. К тому же и грязные машины не очень хорошо различает. У радаров эти минусы отсутствуют, но система с радаром дороже.
Как правило, датчик радиолокации монтируется сразу за радиаторной решеткой. Он работает, постоянно отправляя сигналы вперед. Эти радиосигналы сканируют пространство, оценивая расстояние до объекта.
Если, впереди едущая машина замедляет ход, датчик это фиксирует. Затем происходит мгновенная передача сигнала блоку управления. ЭБУ оценивает ситуацию, если необходимо притормозить, в работу вступают тормоза. Если автомобиль впереди набирает скорость, датчик это видит. Блок управления отпускает тормоза, добавляет газ, скорость возрастает до заданного водителем значения.
Загрузка ...
Как пользоваться
Сейчас разберемся, как пользоваться круиз-контролем в автомобиле. Чтобы это понять, нужно узнать, где расположен включатель.
У большинства автомобилей, оснащенных этой системой, кнопка включения находится на руле. Иногда, кнопки управления круизом располагаются на подрулевых переключателях.
Зачастую автовладельцы задаются вопросом о том, как включить круиз-контроль правильно? На самом деле вопрос не сложный. И включается он довольно просто. Принцип включения у всех автомобилей схож, но могут быть нюансы.
Алгоритм действий следующий:
- Набираете необходимую скорость. На многих авто есть минимальное ограничение скорости, при которой можно включить круиз. Как правило, это 30-40 км/ч.
- Нажимаете кнопку «круиз». Точнее, кнопку, на которой изображен тахометр и стрелка с надписью «ON». У вас загорится зеленая лампочка на панели приборов с аналогичным изображением – тахометром.
- Нажимаете рычажок или кнопку, где написано «Set».
- Все, круиз-контроль работает.
- Для регулировки скорости воспользуйтесь кнопками. Если хотите ускориться, нажмите +. Для уменьшения нажмите -. Если кнопки + или – зажать, то скорость будет возрастать на десятки км.
Для того чтобы понять, как работает управление круиз-контролем именно на вашем авто, обратитесь к инструкции. У некоторых производителей очень гибкое управление этой системой.
Для отключения круиза есть разные способы. Это зависит от вашего авто и какой круиз-контроль установлен. Самый простой способ – нажать кнопку выключения. Второй — это нажатие на педаль тормоза, система переходит в режим ожидания.
Если нажать на газ, продавив сопротивление сервопривода, машина ускорится. Но если потом убрать ногу с акселератора, круиз сам активизируется, сохраняя заданную до ускорения скорость.
Кликните на название модели, чтобы перейти в фрагменту мануала о круиз-контроле.Точно посмотреть, как отключается круиз-контроль можно в руководстве пользователя.
Производитель авто | Инструкция к модели |
---|---|
Лада | Веста |
Рено | Дастер |
Geely | Atlas |
Тойота | Камри 70 |
Киа | Спортейдж 4 |
Ниссан | Х-Трейл Т32 |
Мазда | СХ-5 |
Фольксваген | Тигуан |
Шкода | Октавия А8 |
БМВ | 5 F10 |
Мерседес | С 205 |
Проверка круиза
Если система круиз-контроля не включается? Или включается, но не работает? Что делать? Как проверить её работоспособность? Есть несколько методов.
Самый надежный и верный – это компьютерная диагностика. Программа проверки покажет вам ошибки, выдаст их коды, и вы уже сможете понять, в чем именно проблема.
Механический способ проверки включает в себя несколько действий:
- Проверьте предохранитель. Он находится либо в общем, блоке предохранителей, либо в специальной коробочке FUSE BOX, что есть под капотом вашей машины.
- Проинспектировать датчик скорости. Обычно при его поломке, на приборной панели появляется Check Engine.
- Проинспектируйте работу вакуумного усилителя тормозов.
- Проверьте проводку, которая идет к рулю и кнопкам управления круизом. Обрыв проводов в шлейфе нередко бывает у машин Рено.
- На педали тормоза находится концевой выключатель. Его тоже надо проверить.
На многих моделях авто, реализована возможность самодиагностики. Обратитесь к мануалу для проведения такой проверки.
Когда запрещено использовать
Несмотря на то, что cruise control позволяет водителю меньше следить за управлением авто, все же не стоит расслабляться. Дорожную ситуацию, в любом случае, нужно постоянно контролировать.
Существует ряд запретов на использование круиз-контроля, установленных заводом-изготовителем. Когда нельзя использовать круиз:
- в плотном дорожном потоке
- на аварийных участках дороги
- на обледеневших и заснеженных дорогах
- в сложных дорожных условиях
- при недостаточной видимости
- на извилистых дорогах
- на дорожных развязках.
Преимущества и недостатки
Можно сказать, что недостатков у данной системы практически нет. Даже самый простой, выполняет свою функцию. Главное условие работы – это не снимать руки с руля, т.к. в этом случае, круиз отключается.
Самый большой минус – это полная бесполезность в городе, в потоке машин. При езде в городских условиях, вам часто приходится притормаживать или ехать менее 40 км/ч. В обоих этих случаях, cruise control отключается. А постоянно включать его не удобно.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Мануалы разных производителей о круиз-контроле
В руководстве пользователя каждого автомобиля подробно описано, как пользоваться круизов. Приведем фрагменты мануалов разных производителей.
Лада Веста
Вот что на писано в руководстве пользователя Лада Веста о круиз-контроле.