Быстрый разряд аккумулятора не всегда связан с неисправностью батареи. Часто проблема заключается в перебоях работы электрооборудования, сопровождающихся утечками тока. Разберемся, что такое ток утечки, основные места образования, дадим инструкцию по поиску.
Какая утечка в пределах «нормы»
Утечка тока – непредусмотренные потери электроэнергии в цепи от источника питания до потребителя. В идеальной электрической цепи токовые потери нулевые. Но не каждое повышение показателя более нуля указывает на утечку тока.
Сегодня машины комплектуются разнообразными приборами и устройствами, потребляющими электроэнергию. Например, охранная сигнализация, сплит система, ЭБУ. Отдельные аппараты функционируют в режиме постоянного потребления тока. Охранная сигнализация и некоторые другие системы, включаются в работу после остановки ДВС и закрытия машины. В результате допускается незначительная утечка тока, не превышающая нормативные показатели.
Допустимый уровень утечки выражается постоянной величиной, вычисляемой для каждой модели машины. Вычисление ведется суммированием токовой нагрузки отдельных устройств автомобиля. Магнитола 10, часы 1, сигнализация 20 мА и так далее. Суммарно получается 80 мА или 0.08 А, но конкретное значение зависит от модели машины.
Так при функционировании штатных электроприборов на легковом автомобиле допустима утечка в 40 мА. При монтаже дополнительного оборудования (сигнализация, колонки) значение увеличивается до 80 мА. Эти нормы утечки тока в авто приблизительны.
Простые причины
Нередко проблемы с утечкой тока лежат на поверхности. Необходимо поэтапно проверить простые причины. Не стоит сразу усугублять ситуацию.
Забыли выключить
Частая причина потери электроэнергии АКБ – невнимательность водителя. Утечка обусловлена оставленными включенными приборами. Например, габаритные огни или магнитола.
Некоторые машины с завода оснащены прямой схемой питания отдельных устройств, помимо замка зажигания. Например, обогрев заднего стекла.
Также не стоит забывать о детях. Они любят покрутить, понажимать красивые и манящие клавиши, ручки, сидя на водительском кресле. Оставляя включенными различные электроприборы.
Подключили неправильно
Сегодня популярно доукомплектовывать автомобиль различными системами. Особенно мощными аудиосистемами и противоугонными устройствами. Их подключение лучше доверить профессионалам. Неверно подключенные провода питания разрядят аккумулятор.
Также стоит помнить о прикуривателе или розетке. Данные устройства не всегда обесточиваются при выключении зажигания. Нужно вытаскивать из них электроприборы.
Утечки то и нет
Бывают ситуации, когда батарея разряжается за ночь без какой-либо утечки тока. Причина в неправильной эксплуатации АКБ – отрицательный баланс между зарядом и разрядом. Этому способствует частый пуск силового агрегата при маленьком пробеге. Особенно в холодный период времени. Батарея не успевает заряжаться и со временем отказывает.
Такой же результат наблюдается при установке мощной аудиосистемы с высоким токовым потреблением.
Грязь — это плохо
Обрастание грязью элементов электрической цепи приводит к реальной утечке тока. Она нарастает из-за постоянного воздействия влаги и соли на провода стартера и генератора. Корпус генератора, также не обеспечивает полной защиты от накопления грязи.
Утечки наблюдаются и по грязной поверхности аккумуляторной батареи.
Необходимо периодически контролировать целостность изоляции проводов. Ее повреждение приводит не только к образованию утечек тока, но и к возгоранию.
Как найти утечку тока
Разберемся, как проверить утечку тока на автомобиле мультиметром, с минимальным диапазоном измерения постоянного тока в пять Ампер. Дополнительно потребуется комплект рожковых или накидных ключей.
Современные цифровые измерительные приборы обладают шкалой до 10 А, а аналоговые до 3 А. Проведение замеров мультиметром не вызывает проблем. Но не лишним будет ознакомление с инструкцией по эксплуатации. Для изучения отдельных нюансов.
Подготовка
Предварительно потребуется выполнить стандартные мероприятия, проводимые перед постановкой машины на стоянку. А именно:
- Отключаются потребители электроэнергии (осветительные устройства, печка, кондиционер и так далее).
- Выключается зажигание.
- Открывается капот для получения доступа к АКБ.
- Закрываются двери – для подстраховки рекомендуется оставить опущенным стекло в любой двери. На случай блокирования замков дверей при замерах токов утечки.
- Машина ставится на охранную сигнализацию, если она предусмотрена.
Загрузка ...
Измерение
Для замера токов утечки на мультиметре выбирается режим измерения постоянного тока. Устанавливается наибольший предел измерений. Далее проводятся следующие операции:
- С АКБ снимается контакт минусового провода. К нему подсоединяется плюсовая ножка (красного цвета) измерителя.
- Минусовая ножка (черного цвета) мультиметра прислоняется к клемме «-» аккумулятора. На экране прибора высветится значение тока. При наличии знака «-» перед цифрами, меняются местами щупы измерителя. Была нарушена полярность.
- Допустим, что на дисплее высветилось значение в 0.5 А (50 мА), значительно превышающее норму. Что приведет к быстрой разрядке АКБ при простаивании автомобиля.
- Выдерживается пауза в десять минут, и снимаются показания. Отдельные электрические системы машины снижают потребление энергии постепенно после отключения зажигания. Если цифры по утечке тока не снизились, то необходимо приступать к следующему этапу поиска неисправности.
При измерении утечки тока придерживайтесь простых рекомендаций:
- Используйте специальные зажимы (крокодилы), чтобы фиксировать щупы мультиметра, а не удерживать руками.
- В режиме замера постоянного тока не надо подсоединять одновременно контактные ножки измерителя к «+» и «-» АКБ. Это приведет к короткому замыканию внутри прибора. Автомобилю вреда не принесет.
- В ходе замера не нужно включать дополнительные электроприборы. Превышение тока выше предельного значения мультиметра, приведет к поломке последнего.
- Допускается вести замер токов утечки с плюсового контакта АКБ. Но возрастает опасность замыкания плюсового контакта на массу, из-за падения или соскальзывания. Что негативно отразится на бортовой сети машины.
Отключение потребителей
Дальнейший поиск утечки тока ведется при прежней схеме подключения мультиметра. Для поиска причины утечки поочередно отключаются потребители. Начинать рекомендуется с нештатного оборудования автомобиля. Именно их кустарное подключение, чаще всего приводит к образованию утечек.
Потребители отключаются посредством вынимания предохранителей с монтажного блока. При каждой операции ведется контроль за показаниями мультиметра. Снижение значения тока до нормы, указывает на определение причины утечки. Остается устранить ее.
Если после извлечения всех предохранителей значения не изменились, то проверяется штатное оборудование, изоляция проводников, контактная часть и т.д. Измерения проводятся при заглушенном моторе.
Проверка АКБ на саморазряд
Перед тем, как проверить ток утечки штатного оборудования, контролируется саморазряд аккумуляторной батареи. Для этого понадобится:
- Демонтировать АКБ, и тщательно протереть ветошью. Сначала ветошь пропитывается раствором пищевой соды, затем водой.
- В обслуживаемых модификациях батарей проверяется плотность и уровень электролита в шести банках.
- Восстанавливается заряд аккумулятора специальным устройством, до достижения уровня напряжения (U) в 12.7 В.
- Батарея оставляется в покое на пару дней, и делается повторный замер напряжения. При снижении напряжения свыше 0.2 В, делается вывод о неисправности АКБ. Она меняется или восстанавливается, при наличии возможности.
Проверка генератора
Неисправный генератор не выдает требуемый ток, разряжая АКБ, при работе двигателя. Как правило, в такой ситуации срабатывает индикация на панели приборов об отсутствии заряда аккумулятора. Но при наличии пониженного тока заряда от генератора, индикатор не сработает. В результате АКБ не успевает зарядиться после пуска ДВС, и начинает разряжаться при включении большой нагрузки.
Проверка генератора проводится мультиметров в режиме замера постоянного U (с пределом измерения не менее 20 В). Порядок проверки генератора:
- При выключенном зажигании, измеряется U на клеммах АКБ. Например, зафиксировано значение 12.7 В, то есть батарея заряжена полностью.
- Запускается мотор на холостой ход, без включения какой-либо нагрузки.
- Проводится очередной замер U на клеммах батареи. Результат зависит от первоначальной степени заряда АКБ. Нормальным считается диапазон от 13.8 до 14.5 В.
- Включаются мощные потребители энергии: фары, сплит система, отопительный комплекс, система обогрева и т.д. Уровень U на клеммах АКБ должен составлять 13.5-13.7 В. Меньшее значение указывает на необходимость ремонта генератора.
Не стоит использовать старинный метод проверки генератора – отключение батареи при работающем ДВС. Он не выявит проблему на сто процентов, а также приведет к поломке многочисленного электронного оборудования на автомобиле.
Проверка стартера
Нередко при поисках утечки тока забывают про стартер. А пусковое устройство часто становится источником проблемы. Определение неисправности ведется по ранее описанной схеме, путем отключения потребителей. Понадобится аккуратно, не касаясь массы, отключить от стартера силовой, плюсовой контакт. При фиксации снижения тока на циферблате тестера, следует заменить пусковое устройство.
Расширенная проверка стартера на утечку проводится с помощью токовых клещей. Ими охватывается провод у минусовой клеммы АКБ. Три раза запускается мотор, и фиксируются показания. Они находятся в диапазоне от 143 до 148 А. Максимально при пуске фиксируется значение в 150 А. Фиксация сниженных показателей, свидетельствует об утечке в стартере.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.