При зарядке часто наблюдается такое явление, как кипение электролита в батарее. Вообще электролит не кипит, просто называют этот процесс образования пузырьков газа именно так. Это явление ни в коем случае не означает неисправность АКБ. Если процесс происходит в пределах нормы, то причин для беспокойства нет. Однако бывает слишком быстрое по времени или слишком бурное кипение. На это обязательно стоит обратить внимание, потому что таким образом вполне можно вывести аккумулятор из строя.
Должен ли аккумулятор кипеть при зарядке, как и когда
Если аккумулятор начинает бурно выделять газы через 6-8 часов после начала процесса, то это означает, что все в порядке, набор емкости приближается к завершению.
Газообразование говорит о том, что аккумулятор прошел основную часть процедуры и имеет заряд 70-80% от номинала. Еще пару часов и можно будет выключать зарядное устройство.
Но если электролит закипает сразу после начала процесса, то это проблема.
Возможно АКБ неисправна. Попробуем разобраться в причинах, которые наверняка будут следующие:
- замыкание рабочих пластин в одной секции или в двух-трех;
- сульфатация, образование на пластинах сульфата свинца;
- просто убыль электролита, который не покрывает полностью пластины.
Процесс кипения электролита свойственен аккумуляторным кислотным батареям (АКБ). Что касается гелевых аккумуляторов, то они являются необслуживаемыми, процесс кипения мы в любом случае не увидим. К тому же, там происходят совсем другие химические процессы.
Загрузка ...
Почему кипит аккумулятор при зарядке
Во время подачи электрического тока на батарею начинается электрическое воздействие на образовавшийся в процессе разряда аккумулятора сульфат свинца. При помощи электролиза он превращается в первоначальный свинец и диоксид свинца. Далее в процессе производится серная кислота, набирается плотность, емкость и рабочие параметры растут. После постепенного восстановления сульфата в первоначальные химические элементы начнется процесс образования водорода и кислорода.
Бурление пузырьков и создает иллюзию кипения. Газообразование собственно является не кипением, а простым следствием электролиза.
Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С) | Время года | Заливаемого | Полностью заряженная батарея | Батарея разряжена | |
---|---|---|---|---|---|
на 25% | на 50% | ||||
Очень холодный (от -50 до -30) | Зима | 1,28 | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Лето | 1,24 | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
Холодный (от -30 до -15) | Круглый год | 1.26 | 1,27 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (от -15 до -8) | Круглый год | 1,24 | 1,27 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (от 0 до +4) | Круглый год | 1,20 | 1,23 | 1,19 | 1,05 |
Жаркий сухой (от +4 до +15) | Круглый год | 1,22 | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
Зависимость температуры застывания электролита от его плотности
г/см³ | °С | г/см³ | °С |
---|---|---|---|
1,1 | -8 | 1,19 | -25 |
1,11 | -9 | 1,2 | -28 |
1,12 | -10 | 1,21 | -34 |
1,13 | -12 | 1,22 | -40 |
1,14 | -14 | 1,23 | -45 |
1,15 | -16 | 1,24 | -50 |
1,16 | -18 | 1,25 | -54 |
1,17 | -20 | 1,28 | -74 |
1,18 | -22 |
Закипел аккумулятор при зарядке, что делать
Аккумулятор закипел только по прошествии 5-6 часов с момента пуска зарядного устройства, а кипение стабильно одинаково во всех секциях аккумулятора. Тогда достаточно просто держать ситуацию на контроле и остановить зарядку по окончании. Если всю работу производит автоматическое устройство, то в нужное время оно само отреагирует на состояние батареи и отключится. Если аккумулятор заряжается в ручном режиме, то чрезмерное кипение надо снизить уменьшением зарядного тока.
Выделяющиеся газы представляют серьезную опасность взрыва, во избежание их опасной концентрации все работы надо проводить в хорошо вентилируемом месте. Аккумулятор надо расположить вдали от сильно нагретых предметов и огня. Крышки банок необходимо отвинтить, дать свободный выход газам.
Если электролит закипел сразу, процесс проходит бурно и не во всех секциях, то батарея скорее всего неисправна. Вторая возможная причина — неправильно установлены параметры подачи тока.
Как самостоятельно измерить и повысить плотность электролита в АКБ
Заряжайте аккумулятор правильно
Начинаем процедуру с правильной установки аккумулятора, снимаем его с посадочного места и ставим на горизонтальную поверхность. Одно из важнейших условий — помещение должно хорошо проветриваться.
Если водород смешается с кислородом, а оба эти газа выделяются при электролизе, то образуется гремучий газ, который при наличии искры взрывается. Необходимо открутить крышечки на всех банках на обслуживаемой АКБ. Визуально оценить уровень электролита, если его недостаточно, надо добавить дистиллированную воду. После восстановления уровня, можно начинать процесс зарядки.
Соблюдаем полярность: красный провод на плюсовую клемму, черный на минусовую. При емкости аккумулятора 60 Ач, на заряднике ставится ток 6А. Через 10 часов батарея будет полностью заряжена. Если она в начале зарядки начала кипеть, то ток надо снизить и. Это спасет ее от разрушения. Она может кипеть при завершении зарядки, но с низкой интенсивностью.
Зарядка любой батареи производится током в 10% от общей емкости. Например, самый распространенный легковой аккумулятор 12В/60 Ач заряжается током 6 ампер. Но так бывает не всегда. При полном разряде АКБ используется пониженный ток в пределах 2А. Есть еще ускоренный способ, когда используется ток в 60-70% от общей емкости. Для батареи 60 Ач, заряд идет 40-45 А. Если температура электролита возрастет до 45 °С, то нужно останавливать зарядку.
Самый щадящий метод — уравнительный. Он бывает предпочтителен, когда нужно полностью восстановить батарею, при этом подается ток 0,1 ампер. Заряжаться будет долго, но батарея не пострадает.
Ответы на вопросы о кипении электролита при зарядке АКБ
Почему во время зарядки происходит газообразование в электролите, как правильно должна производиться зарядка? Точное знание этих процессов даст вам возможность правильно отреагировать на выявленные неисправности аккумуляторной батареи, поможет подобрать зарядный ток, если его значение не соответствует норме. Отключить зарядку, если батарея достигла своей емкости.
Если в одной из секций кипения не происходит, то в ней сульфат не восстанавливается до первоначальных составляющих. В секции, которая не кипит при зарядке, рабочие параметры не будут номинальными — 2,1В, а значит и общие параметры батареи не будут полными. Использовать ее будет затруднительно, в ней не будет емкости, она будет быстро садиться. Надо выяснить причину неисправности. Если разрушились пластины, то восстанавливать батарею нет смысла, она отправится на утилизацию. Если удастся устранить замыкание пластин, то возможно получится вернуть работоспособность.
Если после длительного процесса зарядки не поднимается до значения нормы плотность рабочего раствора, возможно в этой секции произошла сульфатация АКБ, разрушение пластин и короткое замыкание. При зарядке такая батарея сразу закипит или не будет кипеть совсем.
Необходимо проверить плотность электролита, его уровень внутри секции. Мутное состояние электролита указывает на возможное разрушение пластин. Полную сульфатацию пластин можно наблюдаться визуально. Определить короткое замыкание можно нагрузочной вилкой. Ее подключение покажет падение напряжения ниже 9 В, и сразу произойдет кипение электролита в проблемной банке.
После того как в батарее началось газообразование, продолжать зарядку можно еще два-три часа. Больше не рекомендуется, она наберет необходимые параметры, зарядку можно отключать. Длительное кипение не пойдет на пользу, упадет уровень электролита, из-за перегрева вздуется корпус батареи.
Если при движении автомобиля произошло закипание аккумулятора на штатном месте, сразу можно выдвинуть две версии:
- неисправна батарея — произошло короткое замыкание, выкипел электролит;
- генератор подает на нее слишком большой зарядный ток.
Исправный генератор подает на АКБ максимум 14,8 В. По достижению батареей номинальных значений происходит автоматическое понижение подачи тока, не допускается начало газообразования. Если все-таки длительное время подавалось высокое напряжение, то происходит переразряд и кипение.
Еще один момент, если электролит кипит, а все бортовые источники тока работают корректно, то однозначно неисправна сама АКБ. Необходимо провести ее диагностику и обслуживание. Возможно она уже нерабочая.
Вроде бы АКБ прошла длительную процедуру заряда, но еще не достигла номинального уровня. Газообразования тоже не происходит. Возможно она неисправна, потому что исправная АКБ начинает кипеть при заряде 80% от полного. Это происходит приблизительно через-6 часов зарядки.
Причины уже обозначили, либо разрушение пластин, либо короткое замыкание, либо сильная сульфатация, препятствующая восстановлению свинца и кислоты. Хуже, если процесс газообразования отсутствует в одной секции. Тогда батарея точно идет на замену.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.