Когда в электрической системе автомобиля генератор подает на клеммы АКБ ток высокого напряжения 14,8 вольт и больше, то батарея получает перезаряд. Это явление достаточно опасное, потому что помимо разрушения самой батареи может произойти забрызгивание подкапотного пространства агрессивной кислотой, которая в состоянии повредить многие соседние элементы. Попробуем разобраться в причинах этого явления и выясним, как избежать подобной ситуации.
Загрузка ...
- Перезаряд аккумулятора: признаки и проверка
- Причины перезаряда АКБ
- Проверка регулятора напряжения генератора
- Перезаряд аккумулятора: последствия
- Что будет с разными АКБ при перезарядке
- Что делать при перезарядке батареи
- Зарядным устройством
- Перезаряд от генератора
- Как избежать перезаряда АКБ
- Ответы на вопросы
Перезаряд аккумулятора: признаки и проверка
Выявить перезаряд АКБ с высокой достоверностью можно замером напряжения мультиметром на клеммах аккумулятора. Проверяем в следующей последовательности:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры.
- На шкале мультиметра выставляется предел измерения до 20 В.
- Соединяем «крокодильчики» проводов прибора с клеммами батареи.
Общее напряжение в сети при отключенных потребляющих устройствах: световые приборы, печка, кондиционер, должно держатся в пределах 13,8–14,5 В. Допускается небольшое временное превышение до 14,8 В в первое время после запуска двигателя. Если постоянно держится напряжение выше 15 В, то АКБ 100% получит перезаряд.
О перезаряде АКБ говорят следующие косвенные признаки:
- окислились зеленым налетом клеммы
- подсветка в салоне и внешние световые приборы светят ярче чем обычно
- часто выходят из строя предохранители
- приборы на панели показывают повышенное напряжение в бортовой сети
- на батарее явные следы электролита, вздутие корпуса.
При зарядке от электросети зарядным устройством перезаряд определяется визуально. Максимальное напряжение заряда должно не превышать 15–16 В, зарядный ток в пределах 20–30% номинальной емкости аккумулятора. Активное газообразование в электролите сразу после начала зарядки говорит о проблемах параметров зарядки.
Причины перезаряда АКБ
Возможные причины перезаряда следующие:
Причины перезаряда АКБ | |
---|---|
Причина | Пояснение |
Нерабочее реле генератора. | Чем быстрее крутится мотор, тем быстрее вращается шкив генератора. А значит он вырабатывает большее напряжение. Чтобы генератор не перезаряжал аккумулятор, в него встроено реле-регулятор. |
Ослабленные контакты реле-регулятора. | Неплотный контакт подает на реле низкие показатели напряжения, реле работает некорректно, не компенсирует и не выравнивает напряжение. |
Поломка генератора. | Вырабатывает электричество в авто генератор. Генератор состоит из множества элементов, выход их из строя может привести к перезаряду. |
Выход из строя предохранителя или проводки. | Пользователи не редко пишут, что причиной перезаряда является перегорание предохранителя (например сигнала). После замены плавкой вставки, напряжение восстанавливается. |
Тюнинг | Доработка генератора. А именно установка реле занижающего показатели для реле регулятора. Так делали раньше на моделях ВАЗ. |
Проверка регулятора напряжения генератора
Если генератор дает перезарядку на аккумулятор, необходимо проверить работу реле-регулятора замером напряжения мультиметром. Замеры снимаются на контактах аккумуляторной батареи в разных режимах работы двигателя.
Подключается мультиметр и производится три раза замер напряжения: на холостых оборотах, на средних, на высоких. Первое измерение должно иметь значение 13,2-14,0 В, средние обороты дают 13,6-14,2 В, высокие должны подавать напряжение до 14,5 В.
При получении завышенного результата необходимо проверить все контакты, зачистить их и сделать повторные замеры.
Если после чистки показатели не изменились, снимаем реле и делаем проверку на столе. Нужно зарядное устройство для аккумуляторов и лампочка на 12 В.
К корпусу реле-регулятора подключаем «минус» от зарядника, подключаем «плюс» к его клемме. Лампочку подключаем к графитным щеткам реле. Подаем с зарядного устройства 12,7 В, этого достаточно, чтобы лампочка зажглась. Постепенно увеличиваем вольтаж до 14,5 В. По достижении избыточного напряжения реле-регулятор должен прервать подачу тока, лампочка гаснет. Если она не гаснет, значит реле нерабочее и подлежит замене.
Перезаряд аккумулятора: последствия
Если совсем упрощать, то главное последствие перезаряда АКБ — это выход из строя батареи.
Поступление зарядки на полностью заряженную батарею вызывает активное газообразование внутри нее. Из-за чего вода из электролита испаряется. После утери жидкости часть пластин остается сухой, подвергается сильному нагреву, и разрушается. Образовавшийся в банке водород может привести к взрыву и возгоранию от искры короткого замыкания между пластинами.
Последствия перезаряда АКБ | |
---|---|
Последствие | Пояснение |
Поломка аккумулятора. | Поступление зарядки на полностью заряженную батарею вызывает активное газообразование внутри нее. Из-за чего вода из электролита испаряется. После утери жидкости часть пластин остается сухой, подвергается сильному нагреву, и разрушается. Образовавшийся в банке водород может привести к взрыву и возгоранию от искры короткого замыкания между пластинами. |
Выход из строя устройств и проиборов | Плавкие вставки должны защитить электроприборы от высокого напряжения. Но они могут не справится, тогда перегореть могут многие элементы от лампочек до блоков управления. |
Подтекание электролита. | Кипящий электролит выходит за пределы корпуса аккумулятора, содержащаяся в нем кислота агрессивно воздействует на металл, изоляцию проводки, пластиковые детали. |
Окисление клемм | Испарившийся из батареи электролит оседает на других деталях в подкапотном пространстве, вызывая окисление клемм, нарушение изоляции проводов и сбои в работе электрических систем. |
Разбухание АКБ | Давление газов вызывает деформацию корпуса батареи, возможно его взрывное разрушение с разбрызгиванием электролита в месте установки аккумулятора. |
Перегорание генератора. | Очень серьезным последствием неисправности реле-регулятора может стать перегрев и выход из строя генератора. Ремонт или полная замена генератора будут достаточно затратными. |
Что будет с разными АКБ при перезарядке
Самое серьезное последствие перезаряда — выкипание электролита и взрыв батареи с повреждением всех соседних элементов в подкапотном пространстве.
Сурьмянистые (Sb-Sb). У этих аккумуляторов свинец в пластинах легирован сурьмой, кратковременный высокий заряд переносят легко. После перезаряда будет необходимо восстановить уровень электролита. Но высокий ток им противопоказан, недопустима зарядка выше 14,5 вольт.
Гибридные (Ca-Sb, Ca+). Здесь у батареи легированные электроды: плюсовой – сурьмой, минусовой – кальцием. Почти не капризны на перезаряд, хорошо переносят высокое до 15 вольт напряжение, слабо кипящие. При сильном перезаряде происходит деформация корпуса, замыкание пластин и взрыв.
Кальциевые (Ca-Ca). Самые современные аккумуляторы. Совсем не боятся перезаряда, не кипят, выдерживают напряжение до 16–16,5 вольт. Но если все же допустить перезаряд, то и взрываются, и лопаются, ведут себя вполне по логичному сценарию.
С абсорбированным электролитом (AGM). В этих источниках питания между пластинами располагается мелкоячеистый материал, пропитанный электролитом. Это снижает износ пластин, но абсолютно не устойчив к перезаряду. Нельзя устанавливать заряд выше 14,7–15,2 вольт. Выше начинается разрушение пластин. А его необслуживаемость и герметичность обязательно приведут к взрыву.
Гелевые (GEL). Батареи имеют загущенный кремнием электролит. Они прекрасно выдерживают большое количество циклов зарядок, переразряд не любит. Максимальный вольтаж для GEL – 14,5–14,7 вольт, иногда ниже – 13,8–14,1 вольт. Аккумулятор герметичен, если случится перезаряд, то изменяет форму и растрескивается, но гель никуда не вытечет ввиду его вязкости.
Что делать при перезарядке батареи
Если вы столкнулись с такой проблемой, то конечно надо иметь какие-то минимальные знания по существу вопроса. Попробуем кратко разъяснить ситуацию, разложить ее по полочкам.
Зарядным устройством
Перезаряд произошел вследствие неправильного проведения процедуры зарядки или применения неисправного прибора для зарядки.
- На необслуживаемые АКБ подается ток, составляющий 10% от номинала батареи. Регулировка напряжения происходит автоматически, после достижения показателя напряжения 14,4 В ток необходимо уменьшить до 5%. Останавливают процедуру не позднее 15-20 минут с момента начала газообразования в электролите.
- Обслуживаемые заряжают постоянным напряжением. После полного получения заряда ток перестает поступать, и процесс зарядки прекращается. Общее время заряда может составить сутки.
Перезаряд батареи обычно происходит вследствие неисправности зарядного устройства: короткого замыкание между витками обмотки или поломки диодного мостика. В автоматических устройствах чаще ломаются транзисторы контроллера управления.
Перезаряд от генератора
Если во время движения автомобиля обнаруживается проблемы с перезарядом аккумулятора, то необходимо предотвратить его выкипание и взрыв, понизив подаваемое напряжение, или вовсе прекратить его подачу. Несколько вариантов действий при перезарядке АКБ:
- Ослабить натяжение ремня генератора. Будет происходить проскальзывание ремня, он подвергнется износу и потребует скорой замены, но таким способом можно снизить мощность генератора.
- Отсоединить провода генератора и заизолировать их концы. Домой придется ехать на аккумуляторе, отключив все лишние приборы. Его заряда будет достаточно на 1,5–2 часа езды.
- Отсоединить ремень генератора при наличии у него отдельного приводного ремня. Это тоже способ вывести генератор из сети, но он удобнее, чем отсоединение клемм и их изолирование. Но подойдет далеко не для всех авто, ведь приводной ремень чаще всего крутит еще шкивы кондиционера, гидроусилителя, помпы.
Если генератор подает не сильно высокое напряжение, то на короткое расстояние можно его не отключать. Надо неторопливо на малых оборотах доехать до СТО, включив все потребители энергии: освещение, печку, обогрев стекол, магнитолу. Таким образом вы снимете лишний вольтаж напряжения.
Как избежать перезаряда АКБ
Регулярные диагностика и уход за генератором не дадут возникнуть перезарядке АКБ.
Избежать перезаряда легко, за ним следят бортовые электронные системы. При возникновении проблем компьютер об этом сообщит. После длительной стоянки обычно аккумулятор теряет заряд. В таком случае получить полную зарядку от автомобильного генератора он не сможет. Желательно его снять и обслужить.
В старых автомобилях нет таких умных систем, отслеживающих состояние АКБ. Необходимо периодически измерять напряжение, подаваемое на батарею при работе генератора. Если обнаружили, что напряжение больше 14,7 В, то можно проводить диагностику дальше. Явно здесь есть какая-то проблема. И всегда проверяйте плотность электролита ареометром. В зависимости от результата: при высокой плотности доливайте дистиллированную воду, при низкой — кислотный концентрат.
Как самостоятельно измерить и повысить плотность электролита в АКБ
Ответы на вопросы
Перезаряд аккумуляторной батареи вызывает множество вопросов относительно причин, последствий и способов правильных решений этой проблемы. Кроме того необходимо определить свои действия, если подобная неприятность произошла внезапно. Каким образом можно избежать нежелательных осложнений и сохранить свою машину в работоспособном состоянии? Отвечаем на вопросы.
Такая ситуация невозможна, какое бы большое напряжение не выдавал генератор, реле-регулятор будет выпускать в сеть только достаточное и безопасное для батареи напряжение.
Большое сечение проводов никак не влияет на перезаряд аккумулятора. От провода требуется быть исправным и иметь качественные места соединения. Иначе повреждение или некачественная скрутка провода приведут к большому напряжению заряда при работе неисправного генератора.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.