Почему аккумулятор не заряжается, выясним

АКБ не заряжается Аккумулятор

Если аккумулятор автомобиля не заряжается, это свидетельствует о проблемах в нем самом, генераторе или проводке. Это приводит к невозможности быстро и правильно запустить ДВС и использовать электроприборы, поэтому источник неполадки нужно оперативно диагностировать и устранить.

Не идет зарядка на аккумулятор, проверим

Горящий красный индикатор АКБ на панели приборов будет сигнализировать о том, что аккумуляторная батарея действительно не заряжается ввиду конкретных неисправностей. Чтобы выяснить, почему аккумулятор не подзаряжается, необходимо выполнить проверку.

Цепь зарядки АКБ на примере ВАЗ 2107

Если есть подозрения, что АКБ не заряжается, сначала нужно внимательно осмотреть его внешне. Если корпус батареи поврежден, то меняем ее сразу. Если есть следы кислоты на корпусе, то был перезаряд и электролит выкипел.

Сначала необходимо проверить уровень напряжение на клеммах самой батареи при заглушенном двигателе. В таком положении уровень напряжения должен быть в среднем 12,6-12,7 вольт. При запущенном ДВС уровень напряжения повышается почти на 2 вольт, до 13.5-14.5 В соответственно.

аккумулятор не держит заряд, за ночь разряжается

При запущенном ДВС и используемых электроприборах в автомобиле напряжение будет варьироваться от 13 до 14 вольт в среднем. Если напряжение не входит в диапозон, значит есть неполадка в генераторе автомобиля.

Проверка АКБ и генератора
Условия замераВыдаваемое напряжение
Двигатель заглушен12,5-12,8
Двигатель заведен: 1500-2000 об/мин13,8-14,6
Двигатель заведен: включены потребители (свет, подогревы)13,6-13,8

Если проверка генератора не выявила поломку и он функционирует в штатном режиме, а батарея не заряжается, значит дефект скрыт в самой АКБ. Наиболее распространенный недостаток — в батарее нет заряда, напряжение в этом случае упадет до 11 вольт и ниже при диагностике при помощи вольтметра.

Как работает схема

Однако отсутствие заряда далеко не единственный источник неполадки. Засульфатированность пластин также частая причина выхода из строя, если сульфатация маленькая, ее следует попробовать устранить самостоятельно, очистив пластины, после чего попробовать зарядить батарею от пуско-зарядного устройства.

При подключении батареи к зарядному устройству также нужно выполнить проверку. При нормальном цикле зарядки на клеммах будет варьироваться напряжение, если есть циферблат — на нем будут отображаться меняющиеся показатели. Если батарея не заряжается, то напряжение варьироваться не будет. При использовании зарядки типа “Орион”, характерными признаками проблемы с циклом заряда является шум (гудение) и мигание индикатора.

Как часто заряжаете АКБ автомобиля?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Аккумулятор не заряжается: причины

Есть несколько основных источников неполадки, из-за которых батарея перестает заряжаться. Наиболее часто они свидетельствуют о поломке генератора в авто.

От генератора

Если генератор не заряжает аккумулятор, это свидетельствует о серьезном дефекте либо в самой конструкции генератора, либо в батарее. Рассмотрим вероятные причины:

Он самый

  • растянутый или оборванный ремень генератора
  • окислились клеммы на батарее
  • окислились или пришли в негодность провода
  • пластины сульфатировались
  • сломался регулятор напряжения
  • неисправный диодный мост

Это лишь основные причины, которые встречаются чаще всего. Перед глубокой диагностикой необходимо провести внешний осмотр на предмет механических повреждений.

От зарядки

Если аккумулятор не заряжается от зарядного устройства, источники проблемы нужно искать первоначально в самой батарее:

как зарядить аккумулятор

  • замкнутая банка
  • аккумулятор сильно переохлажден
  • АКБ полностью разряжен
  • Несоответствующая плотность рабочей жидкости (электролита)
  • Присутствуют посторонние примеси в рабочей жидкости

Не идет заряд на аккумулятор от генератора, что делать

Если нет заряда аккумулятора и он не заряжается, необходимо определить конкретную причину. Нужно провести сначала внешний осмотр на предмет механических повреждений. Также нужно проверить клеммы и пластины на предмет окисления, проверить плотность и уровень электролита, его цвет.

Когда причина будет выявлена, необходимо будет предпринять определенный алгоритм действий для ее нейтрализации.

Окислы

При окислении клемм и обрыве ремня

Окислившиеся клеммы не позволяют обеспечить хороший контакт, что приводит к утечке тока. А также нестабильному циклу заряда или вовсе его невозможности. Нужно внимательно проверить провода на АКБ и генераторе, клеммы, а также провода “массы” авто.

Убрать окисление с клемм можно при помощи специализированной смазки, предварительно тщательно зачистив контакты.

Ремешок разной степени изношенности
Новый, изношенный и порванный ремень

Оборванный ремень генератора сразу становится заметным. Однако его ослабление может долго оставаться без внимания. Ослабленный ремень начинает проскальзывать, то же происходит, если на него попало масло. Если включить мощные электропотребители в авто, на приборной панели загорится индикатор. Также стоит брать во внимание звуки при работе еще не нагретого двигателя. При проскальзывании ремня будет слышен свист.

Решается эта проблема при помощи простой подтяжки ремня, если он ослаблен, или полной его замены.

При неисправности генератора

Если не заряжается аккумулятор автомобиля это может говорить о поломке диодов в системе. Полностью исправные диоды будут проводить ток только в одном направлении. Если диод неисправен, он может быть источником неполадки — невозможности полностью зарядить АКБ, или наоборот вызывать перезаряд. Выявить поврежденный можно используя мультиметр, однако менять диоды по одному не имеет смысла, поэтому, как правило, меняют весь диодный мост сразу.

Мультиметром

Стоит учитывать и температуру диодов, если они функционируют штатно но при этом сильно нагреваются, это сигнализирует о перезаряде АКБ, из-за поломки регулятора. Этот элемент рекомендуется сразу заменить, чтобы предотвратить поломку других деталей.

О поломке регулятора скажет высокое напряжение на клеммах батареи при работающем на 2,5-3 тас. моторе. Напряжение будет более 15 В.

Регулятор напряжения

Если диоды работают нормально и не нагреваются слишком сильно, однако батарея полностью не заряжается, нужно осмотреть щетки генератора. Они изнашиваются в процессе эксплуатации и не позволяют обеспечить полную зарядку аккумулятора. Для этого источник тока нужно разобрать.

Неисправности автомобильного генератора, их причины и способы устранения
Причины неисправностиСпособы устранения
При включении зажигания не горит сигнализатор разряда аккумуляторной батареи (АКБ)
Обрыв провода между генератором, выключателем (замком) зажигания и сигнализаторомУстраните обрыв
Сигнализатор разряда АКБ не гаснет послу запуска мотора
Слабое натяжение ремня, неисправен автоматический натяжительПодтяните / замените ремень, замените автоматический натяжитель
Неисправен генератор (изношены или неплотно прилегают к контактным кольцам щетки, сгорела обмотка возбуждения, неисправен выпрямитель или регулятор напряжения)Замените или отремонтируйте генератор
Замыкание на "массу" провода между генератором и сигнализаторомИзолируйте провод
Генератор не обеспечивает заряд АКБ
Окисление клемм батареиЗачистите, закрепите и смажьте специальной смазкой наконечники проводов и клеммы
Неисправна АКБЗамените АКБ
Слабое натяжение ремняНатяните / замените ремень или натяжитель
Неисправен регулятор или выпрямительный блокЗамените регулятор напряжения или выпрямительный блок
АКБ перезаряжается
Неисправен регулятор напряжения или выпрямительный блокЗамените регулятор напряжения или выпрямительный блок
Повышенное падение напряжения в цепи генератор-аккумуляторная батареяПроверьте, зачистите, подтяните или замените контактные соединения в выключателе (замке) зажигания, монтажных блоках предохранителей и реле, разъемах, проверьте соединение корпуса генератора с массой

Проверка генератора за 5 минут мультиметром. Выясним, что неисправно

При глубоком разряде

Если аккумуляторная батарея разряжена и от генератора не заряжается, а использование штатного зарядного устройства не дает результатов можно направить высокое напряжение, чтобы батарея “поймала” заряд, или произвести процедуру смены полюсов.

Зарядка постоянным током — график

как зарядить аккумулятор постоянным током

Смена полярности, как правило, осуществляется на AVG-батареях, на выводах которых напряжение менее 10 вольт. Благодаря смене полярности клемм появляется возможность запустить абсолютно разряженный АКБ.

Зависимость напряжения на клеммах АКБ и уровня разрядки
Напряжение (U) на клеммах, ВСтепень разряда, %
12,70
12,610
12,430
12,250
1270
11,990

как зарядить аккумулятор постоянным напряжением

Важно учитывать, что процедура поможет только в том случае, если полярность поменялась. Если этого не произошло, это может окончательно вывести аккумулятор из строя.

Процедура смены полярности клемм на батарее производится одинаково для свинцово-кислотных и кальциевых моделей.

Обратите внимание, переполюсовку можно проводить только при сульфатации пластин (образовании белого налета на их поверхности).

сульфатация аккумулятора

Также важно знать при каких условиях процедура не даст положительного результата:

  • Замкнута одна из банок в АКБ
  • Недостаточная плотность электролита
  • Электролит помутнел, а пластины осыпались

При помощи смены полюсов очень эффективно счищается налет сульфата, однако важно помнить, что таким способом можно восстановить не более 3/4 емкости от общего объема. Эффективность способа обеспечивается толстыми пластинами батареи, в то время как тонкие окончательно разрушаются.

При неверной плотности электролита

Если аккумулятор автомобиля не заряжается, возможно неполадка скрыта в неверной плотности рабочей жидкости. Проверить уровень плотности можно при помощи специализированного оборудования — ареометра, при температуре +25 градусов по Цельсию плотность будет 1.27 г/см3. Плотность пропорциональна концентрации рабочего раствора, и при этом она также зависит от температуры.

Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С)Время годаЗаливаемогоПолностью заряженная батареяБатарея разряжена
на 25%на 50%
Очень холодный (от -50 до -30)Зима1,281,301,261,22
Лето1,241,281,241,20
Холодный (от -30 до -15)Круглый год1.261,271,241,20
Умеренный (от -15 до -8)Круглый год1,241,271,241,20
Теплый влажный (от 0 до +4)Круглый год1,201,231,191,05
Жаркий сухой (от +4 до +15)Круглый год1,221,231,191,15

Обратите внимание, если использовать АКБ, разряженный более чем наполовину в холодное время года, свинцовые пластины разрушатся, и батарея окончательно выйдет из строя.

Плотность электролита

Важно помнить: плотность рабочей жидкости должна быть одинаковой во всех секторах батареи. Если в каком-то секторе она отличается, это сигнализирует о дефекте: короткое замыкание, полный разряд. Низкий уровень плотности во всех секторах может говорить о глубокой разряженности батареи, сульфатации пластин.

Плотность электролита выше нормы тоже не является положительным фактором. Это свидетельствует о поломке в генераторе, из-за чего произошел перезаряд АКБ. Чтобы устранить проблемы с неравномерной плотностью рабочей жидкости в разных секторах, необходимо провести тщательное обслуживание аккумуляторной батареи.

Как самостоятельно измерить и повысить плотность электролита в АКБ

При сульфатации

При сульфатации пластин также не идет зарядка на аккумулятор. Это обусловлено плохим контактом пластин с рабочей жидкостью, или его полным отсутствием. Сульфатация блокирует доступ к электролиту, что в свою очередь снижает емкость АКБ. В этом случае напряжение будет расти медленно, либо не будет расти вовсе. На начальном этапе процесс сульфатации можно обратить при помощи нескольких циклов заряда аккумулятора малым током, а затем разрядкой при помощи электропотребителей минимального напряжения, например обычных лампочек.

десульфатация аккумулятора простым зарядным

Более простой способ использовать раствор соды, он хорошо справляется с налетом сульфатов на пластинах.

Сульфатация и десульфатация АКБ: от определения до способов восстановления

При замыкании

Разрушающиеся пластины приводят к замыканию банки. В результате в процессе заряжания будет сильно бурлить и шуметь рабочая жидкость, будто батарея заряжена на 100%. Однако пораженная секция уже не способна заряжаться и удерживать заряд, исправить это никак нельзя. Средний срок службы аккумуляторных батарей современного типа составляет от 3-4 до 5-7 лет эксплуатации.

Причины сокращения ресурса АКБ

Помимо механических повреждений, ресурс аккумуляторной батареи также может существенно сокращаться вследствие неправильной эксплуатации и допущения ряда грубых ошибок. При разряженной батарее на 25% ее ресурс сильно сокращается в следующих случаях:

Грязная батарея
Грязь на АКБ проводит ток
  • окисление клемм на силовых проводах.
  • вышедший из строя стартер, из-за этого повышается количество попыток запуска ДВС
  • вышедший из строя генератор.
  • неисправный регулятор напряжения.
  • частое использование требовательных электропотребителей во время простоя с выключенным двигателем (например, во время ожидания)
  • проворачивание стартером коленвала многократно во время коротких поездок.

Важно также учитывать уровень рабочей жидкости в батарее, пониженный уровень зачастую становится источником неисправностей и поломки аккумулятора. Чтобы этого избежать нужно:

  • Регулярно проверять уровень электролитов, в 2 раза чаще летом, потому как высокая температура окружающей среды обеспечивает повышенное испарение влаги.
  • Если автомобиль используется часто, то процедура проверки жидкости должна осуществляться каждые 3-4 тысячи километров пробега.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий