Срок службы аккумулятора автомобиля во многом зависит от условий эксплуатации. Поэтому в этом вопросе ориентироваться исключительно на дату изготовления нельзя. В статье рассказано об основных признаках неисправности АКБ, а также приведены рекомендации по продлению срока эксплуатации аккумулятора.
- Средний срок службы аккумулятора автомобиля
- Как узнать, что аккумулятор пора менять
- Срок службы АКБ — образ жизни
- 8 признаков окончания срока службы аккумулятора
- Повреждение корпуса
- Батарею раздуло
- Двигатель тяжело запускается
- Горит значок АКБ на панели приборов
- Темный электролит
- Запах гнили
- Плотность электролита низкая
- Нестабильная работа оборудования
- Как продлить срок службы АКБ
- Утилизируем правильно
Средний срок службы аккумулятора автомобиля
Износ аккумулятора в основном зависит от погодных условий, качества дорог, возраста автомобиля и средней продолжительности поездок.
Для современных автомобильных аккумуляторов средний срок службы составляет от 4 до 5 лет. Именно на этот срок должны ориентироваться владельцы автомобилей при приобретении новых АКБ. Другим показателем может служить пробег автомобиля. Менять устройство можно после 100 000 – 140 000 км, пройденных автомобилем.
Замену лучше проводить перед наступлением зимы.
Загрузка ...
Как узнать, что аккумулятор пора менять
Можно попробовать определить состояние аккумулятора с помощью визуального осмотра. Для этого во многих моделях предусмотрен глазок, через который возможно оценить плотность электролита и его уровень. Правда делать однозначный вывод сложно, потому что через глазок видно состояние электролита в одной банке, а их всего 6.
Зимой полезно проверить отсутствие подтеков и трещин. Замерзший электролит может повредить корпус и пластины АКБ. Механические повреждения могут также возникнуть в результате ДТП. В этом случае необходимо произвести замену аккумуляторной батареи.
Срок службы АКБ может различаться в широких пределах, поэтому периодически надо проверять работоспособность аккумуляторной батареи.
Проверка АКБ и генератора | |
---|---|
Условия замера | Выдаваемое напряжение |
Двигатель заглушен | 12,5-12,8 |
Двигатель заведен: 1500-2000 об/мин | 13,8-14,6 |
Двигатель заведен: включены потребители (свет, подогревы) | 13,6-13,8 |
Для продолжения проверки состояния АКБ потребуется тестер (мультиметр). Сначала измеряем напряжение на клеммах аккумулятора при работающем моторе. Если напряжение оказывается меньше 14 В, то причина связана с проводкой или генератором.
При выключенном моторе при полном заряде АКБ тестер покажет 12,6-12,7 В. Замер следует производить через пару часов после остановки мотора. Сразу после выключения двигателя результаты могут быть завышены.
Если напряжение окажется ниже 12,3 В, то надо попробовать подзарядить АКБ. Когда зарядить не удастся, то надо менять АКБ.
Зависимость напряжения на клеммах АКБ и уровня разрядки | |
---|---|
Напряжение (U) на клеммах, В | Степень разряда, % |
12,7 | 0 |
12,6 | 10 |
12,4 | 30 |
12,2 | 50 |
12 | 70 |
11,9 | 90 |
Как самостоятельно измерить и повысить плотность электролита в АКБ
Срок службы АКБ — образ жизни
Срок службы аккумулятора может существенно уменьшиться из-за особенностей эксплуатации АКБ зимой в условиях больших городов. Утром запуск холодного двигателя связан с большими затратами энергии. Затем медленная езда по пробкам с большим количеством остановок и большой электрической нагрузкой. Включены фары, вентиляция, подогрев сидений и стекол. При работе в таком режиме аккумулятор постепенно разряжается. Вечером все повторяется при поездке с работы домой. Если аккумулятор расположен снаружи, то он охлаждается и плохо заряжается.
При таких условиях эксплуатации надо периодически снимать аккумулятор и подзаряжать. Если подзарядка позволяет восстановить работоспособность аккумулятора, то этим надо воспользоваться.
8 признаков окончания срока службы аккумулятора
Чтобы не оказаться в критической ситуации, следует знать основные признаки, указывающие на плохую работу АКБ. Аккумулятор должен выполнять следующие функции:
- запуск стартера, чтобы завести мотор
- снабжение электричеством бортовой электроники при неработающем двигателе
- помощь генератору во время движения при большой нагрузке.
Для выполнения перечисленных задач аккумулятор должен находиться в оптимальном состоянии. Ниже рассмотрены основные неисправности АКБ, которые подскажут, что срок службы аккумуляторной батареи подходить к концу.
Повреждение корпуса
Основу аккумуляторных батарей составляет набор свинцовых пластин, имеющих решетчатую структуру. Пластины покрываются особым активным веществом и помещаются в электролит. При сильной тряске и ненадежной фиксации АКБ может подвергаться механическим воздействиям. В результате батарея деформируется, а на корпусе образуются трещины и сколы. Внутри происходит осыпание, пластины постепенно разрушаются. В результате возникают локальные замыкания, а также возможна утечка электролита. При обнаружении деформаций АКБ необходимо срочно заменить поврежденный агрегат.
Батарею раздуло
Иногда повреждения аккумуляторной батареи можно обнаружить с помощью визуального осмотра. Вздутие батареи сигнализирует о проблемах. Химические реакции, происходящие в батарее, чувствительны к окружающим условиям.
В первую очередь на протекание реакции влияет изменение температуры. Сильные морозы и высокие положительные температуры оказывают на электролит негативное влияние. При сильном повышении температуры происходит испарение электролита, приводящее к раздуванию корпуса.
При длительном нахождении на улице в мороз жидкость в АКБ замерзает. В результате электролит расширяется, и батарея вздувается.
Раздутый корпус аккумулятора указывает на то, что АКБ необходимо обязательно менять.
Двигатель тяжело запускается
Одним из признаков умирающего аккумулятора служит затрудненный запуск автомобиля. Запуск двигателя осуществляется с помощью стартера, который обеспечивает вращение коленчатого вала. Электрическая энергия для рабобты стартера поступает от аккумулятора. При нормальном состоянии аккумулятора автомобиль заводится при включении стартера за несколько секунд. В случае проблем с АКБ могут возникнуть следующие проблемы:
- запуск двигателя занимает значительно больше времени при любой погоде (более 2-3 сек)
- наблюдается более медленное вращение коленчатого вала
- при включении стартера возникают щелчки, которые издает реле стартера.
Сложности с запуском двигателя указывают на то, что батарея разряжена или присутствуют какие-то неисправности в работе АКБ. Рекомендуется проверить заряд аккумулятора, а в случае неисправности заменить аккумулятор.
Причиной вялой работы стартера также могут быть понижение температуры, неисправность самого запускающего узла.
Горит значок АКБ на панели приборов
В современных автомобилях состояние АКБ можно узнать по специальному индикатору, который расположен на панели. Значок имеет вид аккумулятора, расположенного на черном фоне. Если лампочка непрерывно горит, то это указывает на проблемы с АКБ или генератором.
Причиной внезапного зажигания на панели надписи Check Engine, сигнализирующей о проблемах с двигателем, также может служить неисправность аккумулятора. В этом случае надо срочно провести диагностику работы автомобиля.
Проявление неисправности | Узел - причина неисправности | Возможные причины поломки |
---|---|---|
При включении зажигания горит лампа аккумулятора | Во время включения зажигания, сигнальная лампа аккумулятора должна светиться 1-2 секунды и гаснуть. Если она продолжает светиться, нужна диагностика. | |
Лампа АКБ не гаснет | Генератор | слабая натяжка ремня генератора; |
критичный износ или обрыв ремня; | ||
износ щеток генератора; | ||
неисправен регулятор напряжения; | ||
неисправен диодный мост; | ||
износ, подклинивание или люфт подшипников шкива; | ||
плохой выводной контакт генератора; | ||
плохой контакт на “массе” генератора; | ||
обрыв обмотки генератора. | ||
Аккумулятор | выход АКБ из строя; | |
низкий уровень электролита в батарее; | ||
окисление клемм; | ||
проблемы с проводкой аккумулятора. | ||
Лампа аккумулятора загорается периодически | Генератор | плохой контакт на выводе генератора; |
плохой контакт на “массе” генератора; | ||
ослабленный ремень. | ||
Лампа АКБ горит тускло | Генератор | поврежден провод, идущий от генератора до аккумулятора; |
плохой контакт на регуляторе напряжения. | ||
Генератор | обрыв или плохой выводной контакт на одной из фаз генератора; | |
выход из строя одного или нескольких диодов; | ||
нарушение пайки в диодном выпрямительном мосте. | ||
Лампа АКБ мигает | Генератор | повреждение выводного контакта генератора; |
повреждение контакта “массы” генератора; | ||
повреждение выводного провода до аккумулятора. | ||
На холостых (малых оборотах) горит лампа АКБ | Генератор | слабая натяжка ремня генератора; |
значительный износ либо полный обрыв ремня генератора; | ||
износ щеточного узла, износ щеток генератора; | ||
проблемы с регулятором напряжения; | ||
полностью или частично вышел из строя диодный мост; | ||
износ подшипников шкива; | ||
плохой выводной контакт генератора; | ||
плохой контакт на “массе” генератора; | ||
обрыв обмотки генератора. | ||
Аккумулятор | полный или частичный выход АКБ из строя; | |
низкий уровень электролита в батарее; | ||
окисление клемм АКБ; | ||
проблемы с проводкой аккумулятора. | ||
Горит лампа АКБ, а после перегазовки тухнет | Генератор | обрыв одной из фаз генератора или повреждение выводного контакта; |
выход из строя одного или нескольких диодов; | ||
повреждение пайки диодов. | ||
проскальзывание ремня. | ||
Сигнальная лампа | Использование светодиодных ламп вместо ламп накаливания в автомобилях, где предусмотрено использование именно ламп накаливания. | |
Лампочка АКБ загорается в движении | Генератор | износ щеток; |
люфт и вибрация подшипников шкива генератора и/или натяжного ролика; | ||
обрыв выводного контакта или контакта на “массе”; | ||
повреждение провода от генератора до аккумулятора; | ||
критическое повреждение или обрыв ремня генератора. | ||
Аккумулятор | Частичный или полный выход аккумуляторной батареи из строя, ее критический разряд. | |
На холодную горит лампочка АКБ | Генератор | обрыв одной из фаз генератора или повреждение выводного контакта; |
выход из строя одного или нескольких диодов; | ||
повреждение пайки диодов. | ||
плохая натяжка ремня. | ||
Лампочка АКБ горит, и зарядка идет | Генератор | проблемы с регулятором напряжения. |
Сигнальная лампа | повреждение проводки сигнальной лампы (ее изоляции); | |
нарушение контакта в разъеме монтажного блока. | ||
Аккумулятор | полный или частичный выход АКБ из строя; | |
низкий уровень электролита в батарее; | ||
окисление клемм АКБ; | ||
проблемы с проводкой аккумулятора. |
Темный электролит
Покрытие со свинцовых пластин может со временем попадать в электролит. Этому способствуют температурные перепады и механические повреждения. В результате электролит будет постепенно загрязняться. Это негативно сказывается на качестве электролита. Цвет его постепенно темнеет. При обнаружении изменения цвета следует сменить электролит или приобрести новый аккумулятор.
Езда с потемневшим электролитом можно закончиться взрывом аккумулятора во время движения автомобиля.
Запах гнили
Некоторые неисправности аккумулятора сопровождаются выделением из аккумулятора газа с резким неприятным запахом протухших яиц. Сначала такой запах появляется под капотом. Постепенно он распространяется и на салон автомобиля.
Причинами возникновения такого гнилостного запаха могут послужить следующие процессы:
- перезарядка аккумулятора
- замыкание между пластин АКБ
- чрезмерные перегрев или охлаждение электролита.
Плотность электролита низкая
Чтобы полностью зарядить АКБ надо потратить от 6 до 10 часов. После полной зарядки батареи следует измерить плотность электролита. В каждой секции плотность должно превышать 1,25 грамма на кубический сантиметр. При плотности ниже этого значения даже в одной банке надо срочно принимать меры потому, что использовать такой аккумулятор нельзя.
Процент заряженности | Напряжение аккумулятора** | Плотность электролита* |
---|---|---|
В | г/см³ | |
100% | 12.7 | 1.28 |
80% | 12.5 | 1.245 |
60% | 12.3 | 1.21 |
40% | 12.1 | 1.175 |
20% | 11.9 | 1.14 |
0% | 11.7 | 1.1 |
* разница в банках АКБ не должна быть больше 0,03 г/см³ | ||
**напряжение для АКБ находящихся в покое 8 часов |
Как самостоятельно измерить и повысить плотность электролита в АКБ
Нестабильная работа оборудования
При неработающем двигателе именно АКБ снабжает электроэнергией вспомогательные узлы автомобиля. В современной машине таких узлов много. Кроме фар и стеклоочистителей к ним относится кондиционер, музыкальная система и блок сигнализации. При разряженном аккумуляторе эти узлы начинают работать нестабильно. Можно выделить следующие признаки севшего аккумулятора:
- мерцающий свет фар
- отключающийся периодически кондиционер
- замедленное движение стеклоподъемников
- сбои в работе музыкального центра
- слабый отклик на включение сигнализации.
Появление таких причин может быть связано с неустойчивым контактом на клеммах АКБ. Если контакт в норме, то причина в неисправности аккумулятора.
Как продлить срок службы АКБ
Существует несколько правил, выполнение которых позволит продлить срок службы аккумулятора:
- Надо регулярно контролировать уровень электролита в батарее. В необслуживаемых аккумуляторах крышки закрыты герметично. Процесс выкипания электролита благодаря этому замедляется, но все-таки идет. С другой стороны, у владельца автомобиля нет возможности компенсировать выкипание. В обслуживаемых аккумуляторах возможен контроль за уровнем и плотностью электролита, а также периодическое пополнение его количества. В противном случае электролит не будет покрывать пластины, которые станут перегреваться. Это приведет к сульфатации.
Если зимой автомобиль на долгое время остается в гараже, то клеммы надо отсоединить. Нельзя также длительное время держать машину на сильном морозе. В этом случае электролит замерзнет, расширится, и пластины будут разрушены. - Срок службы аккумулятора можно продлить по минимум на год, если каждые 6 месяцев ставить аккумулятор на подзарядку с током в 1-2 ампера. Эту процедуру полезно осуществлять даже при полной зарядке аккумулятора. При отсутствии нагрузки напряжение АКБ должно быть около 12,7 В. При напряжении 12,4 В и ниже необходимо снять аккумулятор с машины и зарядить от внешнего прибора.
- Надо отладить автомобиль так, чтобы он заводился с первого раза. Каждая безуспешная попытка увеличивает нагрузку на батарею и сокращает срок службы устройства. Если после третьей попытки мотор не заводится, то надо задуматься о смене аккумулятора. Следите за состоянием свечей, катушек, проводов и стартера.
- Не надо переворачивать и трясти АКБ. Это может привести к неисправности аккумулятора автомобиля. Существуют модели, которые предназначены для передвижения по бездорожью. Они более устойчивы к тряске.
Утилизируем правильно
При замене аккумулятора встает вопрос об утилизации старого устройства.
Внутри АКБ находится серная кислота и свинец, которые являются опасными отходами. Нельзя просто выбросить аккумулятор на свалку.
Каждый автолюбитель должен ответственно отнестись к утилизации старого аккумулятора. В городах организованы места, где можно их сдать, и даже получить за это небольшую денежную сумму. Часто в автомагазинах принимают старые батареи, предоставляя на новый скидку.
Переработка свинца хорошо налажена. В европейских странах свыше 50% новой продукции производится из переработанного свинца. В России доля такой продукции едва превышает 20%.
Замена АКБ должна рассматриваться как запланированная процедура. Она должна производиться регулярно аналогично замене масла или покрышек. Кстати, к утилизации моторного масла и старой резины надо также относиться ответственно, чтобы не наносить вред окружающей среде.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.