Неправильное обращение с АКБ часто приводит к их скорому износу и неисправности, из-за чего возникают дополнительные затраты на их замену. В данной статье мы рассмотрим, как зарядить аккумулятор правильно и основные советы по уходу за ним.
- Почему кислотный АКБ нужно заряжать
- Как понять, что пора зарядить аккумулятор
- Подручным средствами
- С помощью мультиметра
- При помощи нагрузочной вилки
- По плотности электролита
- Готовимся к зарядке аккумуляторной батареи правильно
- Что понадобится
- Способы зарядки АКБ
- Постоянным током
- Постоянным напряжением
- Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
- Как заряжать от другого автомобиля
- Ответы на вопросы
Почему кислотный АКБ нужно заряжать
Существует множество различных видов батарей для авто, однако наиболее распространенной является аккумуляторная кислотная батарея. Обычно такой тип батарей служит до 5 лет, однако, если изучить ее механизм, и научиться правильно использовать, можно значительно увеличить этот период.
Рекомендуется заряжать автомобильную батарею не менее двух раз в год: перед наступлением морозов и после них.
Однако, для лучшей работы батареи, следует заряжать ее сразу после того, как заряд упадет до 50-70%. Если игнорировать этот совет, АКБ всегда может быть слегка разряжена, даже при исправном генераторе. Многие думают что это несущественно, но при более детальном рассмотрении проблема становится серьезной.
По наименованию ясно, что аккумуляторная кислотная батарея использует кислотный раствор для своей работы. Внутри устройства постоянно происходят активные химические процессы, и это вызывает появление сульфата свинца на пластинах незаряженной батареи, что называется сульфатацией. Данное образование существенно снижает параметры батареи.
Когда АКБ функционирует при не полном заряде, ее пластины покрываются «наростами», из-за чего ее емкость существенно снижается. В морозы это может привести к нехватке пускового тока для работы стартера, и автомобиль не заведется. По этой причине зимой увеличивается спрос на аккумуляторные батареи, поскольку водители думают, что устройство вышло из строя, и вместо того, чтобы зарядить аккумулятор, приобретают новый.
Как известно, сульфатация пластин аккумулятора понижает его емкость и пусковой ток. Однако этот процесс является обратимым и устраняется при правильном заряжании АКБ. Кроме того, с помощью хорошей зарядки можно будет определять запас энергии батареи и предотвращать перезарядку. Поэтому, для долгой жизни аккумулятора, важно понимать принципы его зарядки.
Загрузка ...
Как понять, что пора зарядить аккумулятор
Если при запуске двигателя электроприборы слабо функционируют или стартер автомобиля вообще не запускается, вероятно, причина в разрядке АКБ. Существует множество способов удостовериться в этом, и большинство из них связаны с замерами напряжения АКБ или плотности электролита — раствора, находящегося внутри батареи.
Важно регулярно следить за уровнем заряда, чтобы в случае чего, вовремя произвести зарядку аккумулятора. Существует несколько способов выявить, когда необходима зарядка АКБ, и защитить ее от быстрого износа.
Подручным средствами
В случае отсутствия приборов для измерения напряжения или плотности, можно воспользоваться альтернативными методами:
- Для проверки заряда АКБ в домашних условиях можно использовать индикатор. Некоторые батареи оснащены специальными «глазками», изменение цвета которых позволяет определить уровень заряда аккумулятора. Зеленый цвет означает полный заряд, белый — низкий заряд, а черный — разряд или неисправность устройства. Однако следует помнить, что такой метод замеров не слишком точен, и зеленый цвет может оставаться даже при 70% заряда — когда АКБ уже следует заряжать.
- Проверка посредством зарядного устройства также является несложной. Некоторые зарядки оснащены особой кнопкой, которая позволяет провести проверку. Нужно всего лишь подключить зарядку к клеммам и нажать на кнопку, после чего зафиксировать результаты измерения.
- Проверка с использованием кнопки на пульте сигнализации. Иногда пульты для сигнализации имеют специальную кнопку, которая позволяет быстро проверить уровень заряда АКБ. При нажатии на эту кнопку информация о напряжении высвечивается на дисплее. Если сигнализация работает с использованием GSM-модуля и не имеет брелока, данные об АКБ можно найти в соответствующем приложении.
- Индикатор напряжения электросети авто. Данная система работает через прикуриватель и позволяет просматривать текущее напряжение.
С помощью мультиметра
Определить заряд АКБ также возможно по напряжению. Однако если АКБ недавно заряжалась или использовалась в автомобиле, то ее напряжение увеличится и настоящий уровень заряда не будет отражаться. Следовательно, для верного измерения необходимо дать аккумулятору «отдохнуть» пару часов.
Существует два метода измерения напряжения АКБ. Первый метод предполагает измерение без нагрузки, для него потребуется мультиметр или вольтметр. Мультиметр является универсальным прибором для измерения различных характеристик электроцепей, обладая и функциями вольтметра. Поскольку последовательность действий для обоих приборов одинакова, в данном случае их следует воспринимать как один прибор.
- Для начала необходимо заглушить автомобиль и выключить все электроприборы, в том числе освещение, иначе измерение будет неточным.
- На вольтметре необходимо ограничить диапазон напряжения до тех величин, которые превышают напряжение обычной батареи на 12 В во всех ее состояниях.
- Далее следует соединить щупы с клеммами АКБ. Очень важно не ошибиться полярностями: красный провод следует подключать к клемме «плюс», а черный — к минусовой.
После выполнения предыдущих шагов прибор выдаст актуальное значение напряжения. Чтобы считать батарею абсолютно заряженной, ее напряжение должно соответствовать 12,7 В. Каждое понижение напряжения на 0,1 В означает потерю 10% энергии. Следовательно, если прибор выдает вам 12,4 В или еще меньше, нужно заряжать батарею.
Зависимость напряжения на клеммах АКБ и уровня разрядки | |
---|---|
Напряжение (U) на клеммах, В | Степень разряда, % |
12,7 | 0 |
12,6 | 10 |
12,4 | 30 |
12,2 | 50 |
12 | 70 |
11,9 | 90 |
При помощи нагрузочной вилки
Для получения более достоверного значения можно использовать нагрузочную вилку, которая содержит в себе резистор и объединяет функции вольтметра. Благодаря этому устройству на короткий период времени образуется нагрузка на АКБ, после чего производится измерение напряжения.
Идеальным результатом таких замеров является 10,2 В, что будет свидетельствовать о хорошем состоянии и полном заряде батареи. Если значение напряжения около 9 В, то есть необходимость дозарядки, так как запас энергии в АКБ находится на среднем уровне. Если результат ниже 8 В, то скорее всего, батарея полностью разряжена или вышла из строя.
Данный метод измерения напряжения содержит несколько важных особенностей:
- Не следует использовать нагрузочную вилку при низких температурах. Температура воздуха должна находиться на уровне не меньше чем 20 градусов Цельсия.
- Сила тока в момент нагрузки должна составлять 100-200 А.
- Нагрузку на батарею необходимо поддерживать в течение 5 секунд, и проводить замер напряжения по окончанию 5-ой секунды, чтобы получить самый точный результат.
- После нагрузки значения должны вернуться в норму. Иначе говоря, если изначальное напряжение составляло 10,2 В, то после нагрузки оно должно измениться на 12,6+ В.
Если вы не имеете нагрузочной вилки, то можно использовать фары автомобиля для создания временной нагрузки. Но при использовании этого метода необходимо учитывать следующие значения напряжения: если заряд автомобильного аккумулятора составляет 11,8 В, значит он сильно заряжен, а показания 10 В и менее свидетельствуют о том, что АКБ напрочь или почти напрочь разряжена. Стоит учитывать, что данный метод является неточным.
По плотности электролита
Нужно отметить, что данный метод измерения является очень точным. Однако он не относится к необслуживаемым батареям, у которых не имеется доступа к электролиту. Данный способ основывается на простой связи: заряд зависит от плотности.
Для проведения замеров необходимо использовать ареометр или рефрактометр. Их использование поможет определить достоверную плотность электролита. По результатам можно сделать такие выводы:
- Если плотность составляет 1,28 г/см3, то заряд является полным.
- Если плотность составляет 1,19 г/см3, то АКБ заряжен на 50% и требует подзарядки.
- Если плотность составляет 1,10 г/см3, то батарея абсолютно разряжена.
Учитывайте, что плотность зависима от температуры. На морозе плотность электролита повышена, что также необходимо учитывать. Приведенные выше значения плотности актуальны при температуре 25 градусов Цельсия. Если климат теплее или холоднее, то значения, соответствующие полному заряду, могут варьироваться от 1,24 г/см3 до 1,31 г/см3.
Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С) | Время года | Заливаемого | Полностью заряженная батарея | Батарея разряжена | |
---|---|---|---|---|---|
на 25% | на 50% | ||||
Очень холодный (от -50 до -30) | Зима | 1,28 | 1,30 | 1,26 | 1,22 |
Лето | 1,24 | 1,28 | 1,24 | 1,20 | |
Холодный (от -30 до -15) | Круглый год | 1.26 | 1,27 | 1,24 | 1,20 |
Умеренный (от -15 до -8) | Круглый год | 1,24 | 1,27 | 1,24 | 1,20 |
Теплый влажный (от 0 до +4) | Круглый год | 1,20 | 1,23 | 1,19 | 1,05 |
Жаркий сухой (от +4 до +15) | Круглый год | 1,22 | 1,23 | 1,19 | 1,15 |
г/см³ | °С | г/см³ | °С |
---|---|---|---|
1,1 | -8 | 1,19 | -25 |
1,11 | -9 | 1,2 | -28 |
1,12 | -10 | 1,21 | -34 |
1,13 | -12 | 1,22 | -40 |
1,14 | -14 | 1,23 | -45 |
1,15 | -16 | 1,24 | -50 |
1,16 | -18 | 1,25 | -54 |
1,17 | -20 | 1,28 | -74 |
1,18 | -22 |
Готовимся к зарядке аккумуляторной батареи правильно
Зарядка автомобильного АКБ — это процесс, который следует воспринимать с ответственностью и серьезностью. Внутри аккумулятора находится кислота, взаимодействие с которой крайне нежелательно для человека. Помимо этого, в момент заряжания электролит образует газы, среди которых есть и взрывоопасный водород.
Правила безопасности – не простой пустяк. От их знания может зависеть здоровье и жизнь людей вокруг вас. Поэтому, во время процесса заряжания аккумулятора, следование данным правилам безопасности является чрезвычайно важным:
- Перед началом взаимодействия с аккумулятором важно надеть специальную защитную одежду или одежду, которая полностью покрывает тело. Хлопковое одеяние не подойдет, так как кислота легко проникает сквозь нее. Особенно важно надеть какие-либо очки, а также перчатки из резины.
- После этого следует осмотреть крышку аккумулятора на присутствие повреждений и подтеков электролита. Однако если обнаружится кислота, не нужно удалять ее стирая или смывая водой. Для этой цели следует применять соду. Если ничего такого не было обнаружено, батарею можно безопасно извлекать.
- Для безопасного заряжания необходимо выбрать хорошо вентилируемое место, желательно гараж. Опасные газы, выделяющиеся в момент зарядки, могут причинять вред здоровью, поэтому лучше не заряжать АКБ в доме, особенно если там есть дети.
- Также не рекомендуется курить в момент заряжания, так как даже небольшая искра может спровоцировать резкое воспламенение.
- Если аккумулятор длительное время находился на морозе, то перед зарядкой ему следует дать прогреться до комнатной температуры. До присоединения зарядки нужно произвести очистку корпуса АКБ от грязи и убрать окисление с контактов.
- Нужно заряжать аккумулятор вдали от остальных электрических устройств. Рекомендуется снять с себя все металлические аксессуары и переместить электронные гаджеты на некоторое расстояние.
- Если в АКБ имеется заливное отверстие, то его нельзя трясти или переворачивать, потому что иногда это приводит к проливу опасного раствора кислоты. Работая с такими батареями, необходимо проявлять осторожность.
- Также нужно снять крышку батареи. Для необслуживаемых АКБ необходимо удалить заглушку с газоотводного отверстия. Это предотвратит накопление испарений внутри устройства.
- Во время взаимодействий с аккумулятором рекомендуется иметь под рукой раствор соды (10%), который поможет нейтрализовать кислоту в случае необходимости. Если жидкость из батареи угодила вам на кожу, а рядом нет соды, то место попадания следует промыть водой из крана. После того как взаимодействие с аккумулятором закончено, обязательно следует тщательно вымыть руки.
Что понадобится
Зарядное устройство (ЗУ). Это небольшое устройство, которое необходимо подключать к стандартной розетке 220 В, а после этого, с использованием проводов «крокодилов», соединять с батареей для заряжания. Существует два основных типа таких зарядок:
- Устройства обладающие непрерывным напряжением. Они применяются для зарядки АКБ и позволяют восстановить до 80% тока за примерно 24 часа.
- Устройства обладающие непрерывным током. Они используются для максимального заряжания аккумуляторов и способны зарядить батарею до 100% за время до 10 часов.
В нынешнее время большее количество таких зарядок имеют автоматический режим работы. Это значит, что они способны самостоятельно контролировать процесс зарядки и избежать перезаряда или недозаряда аккумулятора. Для использования такого устройства нужно всего лишь подключить его к АКБ и установить желаемые значения.
Если вы пользуетесь старым прибором без автоматической системы, то придется вручную контролировать процесс зарядки и посматривать за тем, сколько вольт уже зарядилось в аккумуляторе. Данная задача, будет сложной для людей без определенных знаний, поэтому мы рекомендуем не использовать устаревшие устройства и приобрести новое ЗУ. В противном случае вы можете совсем испортить батарею.
Ключи. Дабы извлечь батарею из автомобиля, вам потребуется набор гаечных ключей. Для разных типов крепления батареи понадобятся инструменты от 10 мм до 17 мм.
Если у вас необслуживаемый аккумулятор, то для работы с ним достаточно гаечных ключей и зарядного устройства. Признаком необслуживаемой батареи является полностью герметичный и цельный корпус, отсутствие пробок, которые можно было бы открутить.
У обслуживаемого аккумулятора в верхней части присутствуют пробки в виде круглых элементов с крестовидными выступами. Такие АКБ требуют дополнительных инструментов.
Отвертка. Для выкручивания пробок батареи необходима широкая плоская отвёртка или можно воспользоваться монетой.
Ареометр. Для замеров плотности электролита используется ареометр, однако визуальный контроль уровня жидкости в батарее тоже может быть применен.
Способы зарядки АКБ
Аккумулятор можно зарядить двумя методами, однако важно контролировать одно из двух главных электрических значений. Исходя из этого, лучше всего приобрести ЗУ, позволяющее осуществлять контроль как над силой тока, так и над напряжением. Это даст вам возможность выбрать предпочитаемый подход к заряжанию.
Оба способа имеют свои плюсы и минусы, которые мы рассмотрим далее. Однако более предпочтительным является способ зарядки через напряжение.
Постоянным током
Чтобы правильно заряжать АКБ постоянным током важно постоянно изменять значение тока в процессе, не допуская постоянного увеличения. Важно знать, каким током заряжается аккумулятор. Для этого требуется регулярно проверять и контролировать зарядный ток с помощью зарядного устройства (ЗУ), и уменьшать силу по мере необходимости. Для этого следуйте следующей последовательности действий:
- Для начал необходимо установить определенную величину силы тока на ЗУ. Данное значение нужно выставить так, чтобы оно было примерно в 10 раз меньше емкости аккумулятора, указанной на корпусе.
- После того, как ЗУ начнет заряжать батарею, ее напряжение будет медленно расти. Когда оно дойдет до 14,4 В, ток понижается в 2 раза.
- Когда напряжение дойдет до 15 В, ток понижается еще в 2 раза. Постепенное снижение силы тока помогает избежать будущих неисправностей.
Если все значения остаются неизменными в течение 1-2 часов, это свидетельствует о том, что аккумулятор заряжен.
Данный метод имеет несколько минусов, хотя выполняется достаточно быстро — около 10 часов:
- Происходит быстрый износ АКБ.
- Выделяется большое количество газов.
- Необходимо регулярно контролировать процесс зарядки, менять силу тока и следить за температурой аккумулятора. Если она превышает 40 градусов, зарядку нужно прервать и продолжить потом.
Данный метод лучше не применять постоянно. Он подходит для ситуаций, когда нет времени на зарядку с использованием постоянного напряжения.
Постоянным напряжением
Этот метод зарядки отличается от прошлого. Здесь выбирается пункт постоянное напряжение на ЗУ, а ток будет изменяться в процессе. В самом начале ток будет высоким, тем более если аккумулятору нужна полная зарядка. Поэтому важно убедиться, что на ЗУ можно ограничить ток (по стандарту до 20 А). После этого ток будет плавно уменьшаться потому, что чем ближе аккумулятор к полной зарядке, тем меньше ему нужно тока.
Приступим, для начала нужно установить на ЗУ неизменяемое напряжение в 14,5 В и включить зарядку. Напряжение должно быть постоянным, а сила тока будет плавно падать. Момент, когда ток почти достигает нуля, считается концом зарядки. К примеру, для аккумулятора вместимостью 70 А*ч зарядка считается завершенной, когда сила тока в процессе заряжания падает до 0,7 А.
Для этого метода хорошо будет использовать ЗУ имеющие дисплей, поскольку актуальное значение силы тока может быть труднее различить на старых стрелочных экранах. После заряжания батарея должна «отдохнуть», а затем следует сверить напряжение. Если оно равно значению 14,5 В или выше, то АКБ готов к использованию.
Данный способ считается более предпочтительным, потому что он способствует очень слабому износу батареи, относительно первого. Тем не менее он имеет свои недостатки:
- Батарея заряжается только на 80-85% от своей максимальной емкости. Если установить напряжение зарядки на 15 В вместо 14,5 В, то зарядка будет составлять уже 90%.
- Этот способ зарядки занимает много времени — иногда до суток.
- В холодные периоды кислотные батареи не могут быть заряжены постоянным напряжением, потому что внутреннее сопротивление батареи повышается.
Но все же, данным метод является более правильным вариантом. Если вам не нужна срочная зарядка, рекомендуется использовать его.
Как зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством
Для понимания того, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля, нужно изучить простой порядок действий:
- Присоедините клеммы от ЗУ к АКБ, не забудьте что «красный» провод идет к плюсу, а «черный» — к минусу.
- Только после подключения нужно воткнуть ЗУ в сеть.
- Задайте параметры зарядки, используя кнопки на ЗУ, в зависимости от предпочтительного способа заряжания.
- Запустите процесс зарядки, если устройство не автоматическое.
- Когда аккумулятор зарядится, следует действовать в данном порядке: сначала отключить само ЗУ, затем выключить его из розетки, и только теперь снять клеммы ЗУ с контактов аккумулятора.
Соблюдая все указания инструкции, можно избежать возникновения проблем. Особенно важно помнить, что рядом с аккумулятором не должно быть даже малейших искр. Поэтому, подключение клемм к АКБ осуществляется до подключения ЗУ к розетке.
Как определить, сколько заряжать аккумулятор? Это зависит от выбранного способа заряжания. На современных ЗУ есть индикатор, который позволяет определить, когда батарея заряжена. Обычно, процесс зарядки занимает примерно сутки.
Как заряжать от другого автомобиля
Если у машины сел аккумулятор, и он не может запустить стартер, его можно подзарядить от генератора любого другого автомобиля. Такой метод называется «прикуривание». Для этого вам потребуется только другой автомобиль и предназначенные для этого провода с крупными зажимами, называемыми «крокодилами».
Важно знать, что для прикуривания 12-вольтового обычного аккумулятора также нужен 12-вольтовый аккумулятор. Напряжение АКБ грузовой или тяжелой техники составляет от 24 В и выше, поэтому они не подойдут для подзарядки легкового авто.
Иногда неправильное прикуривание может навредить автомобилю. Неверные действия могут привести к поломке всего электрооборудования автомобиля или его аккумулятора. Поэтому важно знать, как заряжать АКБ таким способом.
- Перед началом процедуры следует убедиться, что автомобили расположены на расстоянии, достаточном для того, чтобы провода достигали обеих батарей.
- На исправно работающей машине следует выключить всё электрооборудование и зажигание. Затем подключить красный провод с плюсовыми клеммами АКБ на обоих автомобилях.
- Необходимо проявлять осторожность в обращении с отрицательными проводами. Один зажим черного провода нужно прикрепить к минусовой клемме АКБ на исправном автомобиле, а второй зажим нужно прикрепить на голый металл второго автомобиля. Это позволит избежать разрядки аккумулятора на исправной машине.
- Важно проверить, чтобы провода прикуривания нигде не застревали и не находились рядом с двигателями. Затем необходимо запустить мотор на рабочем автомобиле и держать его работающим в течение не менее 5 минут, не выключая его. В морозы этот процесс может занять больше времени.
- Затем мотор нужно заглушить, а зажигание выключить. В данный момент можно попробовать завести разряженный автомобиль. Если все прошло успешно, необходимо аккуратно отсоединить провода, ничего не затрагивая.
Хотя этот метод может помочь, это лишь временная мера, и необходимо обеспечить адекватную зарядку аккумулятора, чтобы не уменьшить его емкость и иные характеристики.
Ответы на вопросы
Сколько заряжается АКБ – это один из важных вопросов для автовладельцев, которые сталкиваются с проблемой разрядки батареи. В данном пункте мы рассмотрим ответ на него, и на другие вопросы про АКБ автомобиля.
Образование пузырьков газа в электролите, известное как кипение, само по себе не представляет опасности. Это явление указывает на начало хим. реакции электролиза, которая говорит о том, что заряд АКБ почти достиг максимума. Однако, не все случаи кипения безопасны.
Если пузырьки образуются после порядка 5-8 часов заряжания, АКБ в норме. Можно заряжать батарею еще 2-3 часа, после чего автоматическое ЗУ самостоятельно отключится. Если вы заряжаете АКБ в ручном режиме и кипение слишком бурное, то ток следует уменьшить. Когда кипение продолжается после выключения ЗУ, это может говорить о том, что АКБ перезарядилось.
Если все или некоторые банки в батарее начинают кипеть почти моментально после подключения ЗУ, то скорее всего АКБ нужно заменить.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.