Как самостоятельно измерить и повысить плотность электролита в АКБ

Плотность электролита Аккумулятор

Уровень плотности аккумулятора – важнейший показатель работоспособности АКБ кислотного типа. В материале расскажем, какая должна быть плотность, как ее самостоятельно измерить и скорректировать при необходимости.

Почему важно знать плотность аккумулятора

Регулярно контролируя, показатель плотности АКБ можно  обеспечить нормальную работу батареи, увеличив ее срок службы.

Измерение

Поэтому так важно проверять плотность электролита в аккумуляторной батареи регулярно, а какие способы для этого есть – далее в материале.

Как часто контролируете плотность электролита АКБ?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Какая должна быть

Для того чтобы придерживаться оптимальной плотности электролита в АКБ, стоит изучить представленные значения.

Номинальная или эталонная плотность аккумулятора варьируется зависимо от сезона и климатических поясов в каждом конкретном регионе.

Таблица плотности

Климатический район (среднемесячная температура воздуха в январе, °С)Время годаЗаливаемогоПолностью заряженная батареяБатарея разряжена
на 25%на 50%
Очень холодный (от -50 до -30)Зима1,281,301,261,22
Лето1,241,281,241,20
Холодный (от -30 до -15)Круглый год1.261,271,241,20
Умеренный (от -15 до -8)Круглый год1,241,271,241,20
Теплый влажный (от 0 до +4)Круглый год1,201,231,191,05
Жаркий сухой (от +4 до +15)Круглый год1,221,231,191,15

Усредненные показатели по климатическим зонам составляют:

  • Умеренный климат – 1,25-1,27 г/см3 (эталонный показатель). Допустимое отклонение – 0,01 г/см3.
  • Субарктический, с зимними морозами не превышающими минус 30 градусов – на 0,01 г/см3 больше.
  • Арктический, с морозами до минус 50 – от 1,27 до 1,29 г/см3.
  • Субтропический – на 0,01 г/см3 менее эталонного.

Повышенный уровень плотности АКБ сокращает срок эксплуатации батарее, а низкий – затрудняет пуск двигателя из-за пониженного напряжения.

Таблица

В таблице представлены значения оптимального уровня плотности электролита в аккумуляторе согласно среднемесячному температурному показателю по состоянию на январь.

Климатическая зона (со средней температурой в январе, °С)Плотность электролита при +25°С, г/см
ЗаливаемогоВ полностью заряженной батарее
Крайний Север (от -50 до -30)1,271,29
Северная зона (от -30 до -15)1,261,28
Центральная зона (от -15 до -4)1,241,26
Южная зона (-15- +4)1,221,24
Тропическая зона1,201,22

Для умеренного и холодного климата, с морозами от минус 15, до минус 30, корректировки плотности кислоты не требуются. Необходимо только контролировать, чтобы средний показатель не выходил за пределы допустимых значений.
В арктическом климате, с более суровыми зимами, проводить корректировку необходимо.

Плотность зимой

Номинальная плотность АКБ зимой в умеренном поясе – 1,27 г/см3, а для более суровых условий с морозами более минус 35 градусов по Цельсию – 1,28. Более низкие показатели приводят к понижению напряжения и проблемам с работой стартера.

При уровне в 1,08-1,09 г/см3 – электролит замерзает уже при температуре в минус 7 градусов.

Зависимость температуры застывания электролита от его плотности
г/см³°Сг/см³°С
1,1-81,19-25
1,11-91,2-28
1,12-101,21-34
1,13-121,22-40
1,14-141,23-45
1,15-161,24-50
1,16-181,25-54
1,17-201,28-74
1,18-22

При обнаружении несоответствия плотности нормативным показателям – не рекомендуется сразу же проводить корректировку, предварительно необходимо зарядить аккумулятор и произвести повторные замеры.

Необходимо понимать, что АКБ берет заряд от генератора только после прогревания, на что требуется время. Поэтому ежедневные, но непродолжительные поездки на автомобиле в зимний период, не способны полноценно заряжать батарею, что приводит к постепенному понижению заряда аккумулятора и снижению плотности электролита.

Эксплуатация АКБ с низким зарядом в зимний период может привести к тому, что электролит замерзнет, а свинцовые пластины разрушаться.

Температура застывания электролита

Плотность летом

Основная проблема аккумулятора в летний период – обезвоживание. Эксплуатация АКБ при постоянной повышенной температуре приводит к постепенному испарению воды из электролита, что означает значительное увеличение его кислотности. Именно кислотность пагубно влияет на электроды, что приводит к их быстрому износу и разрушению.

Необходимо понимать, что температура под капотом автомобиля, особенно при запущенном двигателе, находится на предельно высоком уровне. В такой ситуации в АКБ обеспечивается высокая токоотдача, даже при условии, что плотность электролита находится на минимальном уровне в пределах допустимого значения – 1,22 г/см3.

При испарении воды из электролита, повышается и его плотность, поэтому так важно следить и периодически доливать дистиллированную воду в банки аккумулятора.

Постоянная повышенная плотность аккумулятора ведет к коррозии электродов и снижает срок службы батареи.

При необходимости стоит подзарядить аккумулятор при помощи зарядного устройства, также проверить уровень электролита и долить воды.

Определение заряженности АКБ по плотности электролита
ТемператураЗарядка
Разряженный на 70 %на 100 %
выше +251,05 — 1,071,17 — 1,191,21 — 1,23
ниже +251,11 — 1,131,23 — 1,251,27 — 1,29

Измеряли ли плотность электролита в АКБ? Как часто это делаете? Пишите в комментариях.

Перед измерением

Безопасность

Любые манипуляции с кислотной средой АКБ следует проводить с предельной осторожностью и с соблюдением всех правил безопасности. Соблюдение следующих правил позволит избежать ожогов:

  • Проводить все работы с кислотой в специальной одежде и резиновых перчатках, так как кислота разъедает не только ткань, но и способна оставить химический ожог на теле.
  • Разбавлять кислоту водой исключительно в специальных защитных очках.
  • Помнить, что кислота при контакте с водой и электродами способна вызвать моментальную реакцию, при которой возможно разбрызгивание электролита. Стоит кислотой разбавлять дистиллированную воду, а не наоборот.
  • Следить за корректностью подсоединения клемм согласно полюсам АКБ.
  • Все работы проводятся на открытом воздухе или в проветриваемом помещении, так как электролит содержит серную кислоту.
  • Не подвергать АКБ механическим воздействиям. Запрещается курение при работе с кислотной средой.
Процент заряженностиНапряжение аккумулятора**Плотность электролита*
Вг/см³
100%12.71.28
80%12.51.245
60%12.31.21
40%12.11.175
20%11.91.14
0%11.71.1
* разница в банках АКБ не должна быть больше 0,03 г/см³
**напряжение для АКБ находящихся в покое 8 часов

Измерение плотности электролита

Для обеспечения корректной работы аккумуляторной батареи рекомендуется проводить проверку плотности электролита раз 15-20 тысяч километров (или раз в год).Это позволит своевременно скорректировать уровень жидкости в банках, не допустить критического износа.

Перед тем, как приступить к проверке плотности, необходимо обслужить аккумулятор – долить дистиллированной воды и полностью зарядить.

Денсиметр

Для проведения анализа понадобится специальный прибор, под названием денсиметр. По своему устройству это стеклянная колба, с размещенным внутри ареометром, резиновая груша с одной стороны и прорезиненный наконечник – с другой.

Сама процедура измерений не представляет особой сложности и может быть проведена в домашних условиях. Однако, обязательно стоит соблюдать правила индивидуальной защиты при работе с кислотами.

Порядок действий с денсиметром, выглядит так:

  1. Установить аккумулятор на ровной поверхности.
  2. Открыть крышку банки.
  3. Опустить в нее наконечник прибора.
  4. При помощи сжимания груши набрать небольшое количество электролита.
  5. Поднести прибор к уровню глаз, позволив ареометру плавать в электролите не касаясь стенок колбы.
  6. Считать значения на ареометре.

Замеры проводятся поочередно в каждой из банок АКБ, а все показатели фиксируются. Пониженное значения в какой-либо ячейке, может свидетельствовать о коротком замыкании между свинцовыми пластинами. При низком показатели во всех банках, можно сделать вывод о разрежённости АКБ, его устаревании или возможной сульфитации.

Плотность электролита

При фиксировании высоких показателей плотности, делается вывод, что в следствие закипания АКБ прошел процесс электролиза, приводящий к значительному повышению уровня плотности.

Для проверки уровня плотности, чтобы узнать степень заряженности аккумуляторной батареи, ее нет необходимости демонтировать из моторного отсека. Все манипуляции можно произвести на автомобиле, при помощи ареометра, мультиметра и таблицы плотности электролита.

Проверка в необслуживаемой АКБ

АКБ необслуживаемого типа – вид батарей, по своему устройству идентичны обычном, но крышки банок в них запаяны еще на этапе производства. В таких батареях часто встречается специальный датчик, указывающий на степень плотности электролита. Как правило, он меняет цвет – от зеленого (все в порядке), до красного (проблема с электролитом).

Можно воспользоваться и не предусмотренным методом измерения, который упоминаем, но не рекомендуем. Попытаться самостоятельно открыть запаянные крышки банок. Если такое действие увенчалось успехом, то все остальные манипуляции производятся таким же способом, как и при работе с обычным аккумулятором.

После проведения измерений, крышки необходимо установить обратно посредством приклеивания или припаивания.

Паять можно исключительно идентичный пластик.

Как поднять плотность аккумулятора

Таблица для корректировки электролита в АКБ

Основная причина снижения плотности АКБ – неоднократное разбавления кислоты дистиллированной водой для повышения общего уровня жидкости в банках. Многократная длительная перезарядка также приводит к понижению концентрации.

Понять, что электролит нуждается в корректировки уровня плотности, можно по уменьшению интервалов между зарядом и разрядом батареи.

Существует два основных метода для проведения данной процедуры:

  • использование корректирующего, более концентрированного электролита
  • применение серной кислоты.

Самостоятельное проведение разбавления электролита для повышения его плотности возможно при наличии:

  • ареометра
  • мерного стакана
  • стеклянной емкости
  • клизмы груши
  • жидкости для корректировки
  • дистиллированной воды.
 
 
 
 

Основные этапы процедуры включают:

  1. Отбор небольшого количества электролита из открытой банки АКБ.
  2. Добавление точно такого же количества корректирующего раствора.
  3. Постановка аккумулятора на подзарядку в течение получаса для смешивания жидкостей.
  4. После зарядки необходимо оставить аккумулятор на несколько часов для понижения температуры.
  5. Произвести замеры плотности.
  6. Повторить все действия при необходимости еще увеличить плотность.

Номинальный состав электролита включает 4 части серной кислоты на 6 частей дистиллированной воды.

Необходимая плотность, г/см3Необходимая плотность, г/см3Необходимая плотность, г/см3
Плотность1,241,251,26
электролита в АКБ г/см3Отсос электролитаДоливка раствора 1.40 г/см3Доливка водыОтсос электролитаДоливка раствора 1.40 г/ см3Доливка водыОтсос электролитаДоливка раствора 1.40 г/ см3Доливка воды
1.24---6062-120125-
1.2544-45---6570-
1,2685-8839-40---
1.27122-12678-8040-43
1,28156-162117-12080-86
1.29190-200158-162123-127
1.30---------
Необходимая плотность, г/см3Необходимая плотность, г/см3Необходимая плотность, г/см3
Плотность1.271.291.31
электролита в АКБ г/см3Отсос электролитаДоливка раствора 1.40 г/ см3Доливка водыОтсос электролитаДоливка раствора 1.40 г/ см3Доливка водыОтсос электролитаДоливка раствора 1.40 г/ см3Доливка воды
1.24173175-252256---
1.25118120-215220----
1.266566-177180-290294-
1.27---122126-246250-
1.2840-436365-198202-
1.2975-78---143146-
1.30109-11336-387981-

Поднимали плотность электролита в аккумуляторе? Напишите об этом в комментариях.

Как поднять плотность при критическом падении

Критически низкая плотность электролита в аккумуляторе – 1.18 г/см3 и менее.

По своей сути, манипуляции по увеличению плотности не отличаются от стандартной схемы, описанной выше. Принципиальное отличие – необходимость использования концентрированной серной кислоты, вместо обычного корректирующего электролита.

Проводить работы необходимо с соблюдением всех мер предосторожности, а смешивать электролит необходимо путем добавления кислоты в дистиллированную воду, а не наоборот.

До того как приступить к корректировке плотности, стоит проверить старый электролит на цвет. Коричневатый оттенок или черный его цвет – свидетельство разрушения свинцовых пластин. В таком варианте АКБ необходимо заменить, а корректировать показатели нет смысла.

Как понизить плотность

Корректировка в сторону понижения плотности идентична процедуре по ее увеличению. Единственное принципиальное отличие – использование водного дистиллята вместо электролита с концентрированной кислотой.

Перед разбавлением водой, необходимо немного снизить общий уровень жидкости в банках аккумулятора. Делается это для того, чтобы уровень электролита до проведения процедуры и после нее окончания, был на оптимальном значении.

Почему падает плотность электролита в аккумуляторе

Прежде чем поднять плотность аккумулятора самостоятельно или при помощи специалистов, необходимо провести анализ и выявить причину, приведшую к ее понижению. Основные причины изменения качественного состава электролита:

  • Сульфатация – оседание кислоты на пластинах вследствие сильной разрядки.
  • Изменение состава из-за испарения.
  • Неплотно закрытые крышки банок, что приводит к просачиванию электролита.

Причины, почему разряжается аккумулятор за ночь

Если материал был полезен, пишите комментарии. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Антон

    Отличный материал, спасибо

    Ответить