8 способов самостоятельной проверки свечей зажигания

Красный и белый Двигатель

Однажды можно столкнуться с ситуацией, когда двигатель начинает «троить», глохнет на малых оборотах, снижается его мощность. Первая причина, которая берется во внимание, неисправность свечи зажигания. Расход бензина повышается, и это тоже косвенно подтверждает проблему со свечами. Как выяснить точную причину поломки и убедиться, что стоит проверить свечи зажигания.

Признаки неисправности свечей

Свечу залило
1 — свечу залило, работать нормально не будет, топливо не будет сгорать. 2 — свеча в масле.

Свеча перестает давать искру для воспламенения топлива. В одном из цилиндров не сгорает бензин. Поршень ходит вхолостую, несгоревшее горючее выбрасывается в выхлопную трубу. Мотор с 6-8 цилиндрами будет работать относительно ровно, неисправность сразу не определяется.

Но проблемы со свечами все равно можно увидеть по некоторым признакам:

  • Повышается расход горючего. Увеличение сразу бросается в глаза, до 20% выше нормы.
  • Затруднен пуск двигателя.
  • На ходу происходит подергивание. Это говорит о том, что свеча работает периодически, то дает искру, то не поджигает смесь. Тогда в некоторые моменты пропадает мощность. Автомобиль не едет, потом встает в нормальный режим, потом опять провал.
  • Падает скорость разгона. Неисправный двигатель не дает нормальной динамики. Если ЭБУ видит неисправность, то он тоже душит обороты, не позволяет совершать разгон.
  • На приборной панели появляется сообщение об ошибке, загорается Check Engine.

Check

Если есть хоть один из перечисленных признаков, свечи стоит проверить.

Как часто менять свечи

В руководстве пользователя каждого авто указан точный интервал замены свечек зажигания. Читайте его внимательно особенно раздел о тяжелых условиях эксплуатации.

Срок работы свечей 30 –50 тысяч километров. Иридиевые ходят до 120 тысяч километров (при идеальных условиях эксплуатации). Через 15 тысяч проверяется зазор между электродами, который постепенно становится больше, необходимо его исправлять.

Если ездите в основном в городе, то лучше сократить интервал замены свечей на 30-50%. Т.е. если руководство пользователя рекомендует менять свечки раз в 40 тыс., меняйте раз в 30. Хуже не будет.

Почему нельзя игнорировать неисправные свечи

Если от свечи нет искры, в системе скачет напряжение, катушка зажигания может сгореть. Когда ставятся отдельные катушки на всех свечах, то поменять их проще. Но если одна общая катушка подает напряжение на все цилиндры, то придется готовиться к очень дорогому ремонту.

Свеча и катушка
Такая свеча хорошо работать не будет; места пробоя на катушке

Из-за неисправности может происходить детонация горючей смеси. Это уже сильный удар по двигателю. Поломаться может все: поршни, кольца, вкладыши. Сильная детонация обязательно приведет к ремонту. Очень дорогостоящему с заменой большого количества деталей.

Последствия детонации

Если на изоляторе свечи обнаружили трещину, то значит, что детонация уже была.

Не стоить ездить с неисправными свечками, тем более, их проверка под силу водителю.

Трещины в изоляторе

Как часто меняете свечи?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Почему свечи выходят из строя

Превышение ресурса, который составляет 30-90 тысяч км. Ранняя выработка ресурса может быть следствием топлива низкого качества или смазочных материалов.

Загрязнена сажей. Причина та же — качество бензина и смазки.

Загрязнена маслом. Перелив масла, износ поршней, блока цилиндров. У турбированных моторов возможно неисправен турбокомпрессор.

Грязная и расплавленная

Шлаковые отложения. Причина их появления — присадки моторного масла.

Расплавление электродов. Происходит от высоких температур в камере сгорании. Может быть следствием неисправности клапанов и использования бензина низкого качества.

Износ посадочного разъема. Основная причина — срок службы свечей подошел к концу.

Как проверить свечи

Неисправность какой-нибудь одной свечи ухудшает работу мотора. Необходимо определить, где находится проблема. Как определить, что они неисправны и пора менять свечи.

Способ проверкиПреимуществаНедостатки
На звук+ Не требует много времени
+ Не требует никаких инструментов
- Нужно обладать опытом
- Неточный
Поочередное отключение+ Не требует много
времени
+ Не требует никаких инструментов
- При соблюдении техники безопасности минусы не обнаружены
На искру+ Не требует много
времени
- Не 100% точность
- Минимальный набор инструментов все же нужен
Пистолетом+ Не требует много
времени
- Не 100% точность
- Минимальный набор инструментов все же нужен
- Нужен пистолет
Самодельным пистолетом+ Можно проверить без авто
+Не требует специального инструмента
- Не 100% точность
- Минимальный набор инструментов все же нужен
- Нужно время для создания "пистолета"
Мультиметром+ Достаточно точный- Минимальный набор инструментов все же нужен
- Нужен мультиметр
Визуальная диагностика+ Достаточно точный- Минимальный набор инструментов все же нужен
- Отсутствие налета, не говорит об исправности свечи
Самостоятельная под давление+ Достаточно точный- Время для создания камеры из шприца

На звук

Простая проверка без инструментов и оборудования производится на слух. Звук позволяет определить проблемы в работе двигателя. Мотор трясется, стрелка тахометра бегает туда-сюда, мы видим проблему. В одном из цилиндров есть неисправность. С чем проблема, с подачей топлива или с зажиганием, обнаружится при дальнейшей диагностике.

Отсоединяем провода от свечей или катушек

Как еще можно определить неисправность. Если есть возможность снимать поочередно высоковольтные провода, то надо их по очереди отсоединять и ставить на место. Если проблема в каком-то цилиндре, то при снятии провода, двигатель продолжит работать в прежнем режиме. Если свеча в цилиндре исправная, то работа двигателя ухудшится. Так мы обнаружим, где находится неисправность.

Наденьте резиновые перчатки, иначе может ударить током. Снимать провода надо берясь за наконечник, если потянуть за провод, то его оторвете.

На искру

Еще одна довольно простая проверка. Выкрутите свечку, подсоедините к ней катушку и положите на крышку головки блока. Ваш помощник должен покрутить стартер. Если она нерабочая, то искры не будет. У хорошо работающей искра мощная, яркая.

Проверка на искру

В этом способе проверки наличие искры не всегда говорит об исправной свече. В моторе создается давление, и элементам зажигания работать сложнее.

Специальным пистолетом

Пистолет

Имея так называемый «пистолет», также свечки можно проверить самостоятельно. Свечу вставляем в него, присоединяем контакт устройства, включаем.

Если искра есть, то это не обязательно означает, что она исправна. Метод не гарантирует полную достоверность результата, не будучи под давлением она легче дает искру. Этим способом определяется только совсем «мертвая» свеча.

«Пистолетом», сделанным своими руками

Принцип проверки такой же, как и в предыдущем методе. Прибор изготавливаем самостоятельно, используем старую пьезо-зажигалку. Провод пьезоэлектрики удлиняется и соединяется с наконечником электрода. Пьезоэлектрический блок прижимается к фарфоровому корпусу, щелкаем кнопкой. При отсутствии искры нужно менять свечу, если неисправны несколько из них, то соответственно все неисправные свечи.

Мультиметром

Точная проверка работоспособности свечей производится мультиметром. Проверяем значения сопротивления, ставим на 20 кОм, подключаем мультиметр к контактной гайке и центральному электроду. Показатель нормальной свечи от 3 до 8 кОм.

Визуальная оценка

Еще один способ, которым можно легко проверить свечи. Необходимо сделать осмотр изолятора и кромки электродов. О большом износе говорит коричневый нагар на изоляторе и скругленная кромка центрального и бокового электродов. Она дает искру, но все равно ее необходимо заменить. Ее ресурс почти выработан.

Красный и белый

Изношенная свеча создает трудности для пуска двигателя, повышает расхода бензина и создает детонацию.

Электроды не должны плавиться. Скорее всего это происходит вследствие неисправности топливной системы. Надо сделать настройку форсунок, отрегулировать клапана и опережение зажигания.разный цвета нагара

Цвет нагара сообщает о виде неисправности. О чем нам говорит нагар на свече:

  • Черный налет говорит о топливной смеси обогащенной сверх допустимого. Причиной может быть предельно забитый воздушный фильтр, переливающие форсунки.
  • Белый налет на свечах последствие обедненной смеси. Причина может быть в подсосе воздуха, который не учитывает блок управления. Еще источником могут быть неисправности топливной системы: забитый фильтр, недостаточное давление в рампе, форсунки.
  • Черная смолянистая жижа. Проблема в низкой компрессии, или искра создается через 2 раза на 3.
  • Налет масла с металлическими примесями. Возможно разрушение поршней.Цвет нагара на свечах
  • Маслянистое отложение с блеском. В камере сгорания присутствует масло, его много, и оно не сгорает. Проблему заметить легко, если регулярно проверяете уровень масла. Двигатель начинает потреблять литр смазки на 1000 километров. Проблема в кольцах, задубевших маслосъемных колпачках или неисправных направляющих клапанов.
  • Желтый, коричнево-красный нагар. Образуется от лишних нежелательных присадок в бензине. Свечка может работать после тщательного удаления нагара.
  • Черный толстый нагар. Бензина в камеру сгорания поступает уж очень много.
  • Черная бархатистая копоть. Свечка имеет несоответствующее калильное число, не прогревается до требуемой температуры. Или автомобиль часто стоит, работая на минимальных оборотах, в пробках и ездит, не прогреваясь, на небольшие расстояния. Проблема решается заменой свечей на соответствующие характеристикам, с правильным калильным числом.

Поверхность любой свечи абсолютно чистой не бывает даже на новом двигателе. Легкий налет, светло‐серый или светло‐коричневый, постепенно образуется. Но свеча будет самостоятельно очищаться в процессе работы.

Самостоятельная проверка под давлением

Проверка под давлением

Проверка под давлением производится с помощью самодельного приспособления из 20-кубового медицинского шприца. Вставляем свечу в шприц, подсоединяем провода, давим поршнем и смотрим искру.

Имея минимальный набор инструментов, проверить свечу зажигания самостоятельно несложно, поэтому при первых симптомах не поленитесь сделать это.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий