Изучаем систему зажигания автомобиля

Искра на свече зажигания Двигатель

Одним из главных элементов любого бензинового двигателя является система зажигания. Об особенностях устройства этого конструкционного элемента и его основных видах расскажем в данном материале.

Система зажигания автомобиля — это

Система зажигания представляет собой совокупность устройств, за счёт которых обеспечивается образование искры, поджигающей топливо внутри мотора в необходимый момент. Она является одним из компонентов всего электрооборудования автомобиля.

схема контактно-транзисторной системы зажигания

Схема системы зажигания автомобиля в самых первых моторах выглядела следующим образом: топливная смесь вместе с воздухом загоралась в конце момента сжатия от калильной головки, нагревавшейся до максимально возможных температур. Перед запуском двигателя эту головку необходимо было прогревать при помощи паяльной лампы, а после этого высокий уровень температуры поддерживался горением топливной смеси в момент работы двигателя. Сегодня такой же принцип работы имеют калильные моторы, устанавливаемые в различный транспорт (автомобили, самолёты и прочие).

Двигатели, работающие на дизельном топливе, в свою очередь, не оснащаются подобным механизмом поджигания топливовоздушной смеси. Топливо в них воспламеняется в конце момента сжатия, но уже от очень горячего воздуха, находящегося в цилиндрах мотора.

Схема двухискровой катушки

Сегодня все автомобили комплектуются одним из трёх видов систем зажигания:

  • с использованием магнето;
  • батарейный тип, основанный на работе аккумуляторной батареи;
  • разновидность зажигания, которая приводится в действие без аккумулятора, а с помощью мотоциклетного генератора.

Устройство системы зажигания: элементы

Все виды систем зажигания, которые устанавливаются в различные типы транспорта, отличаются друг от друга способом образования контролирующего импульса. По остальным же признакам их устройство практически не имеет различий. Поэтому рассмотрим основные приборы, которые встроены в любой тип системы зажигания.

Схема классической системы зажигания

Питание – первым компонентом, конечно же, является аккумулятор (он активируется в момент запуска двигателя), а в процессе работы используется напряжение, производимое генератором.

Выключатель – это конструкционное устройство, которое используется для передачи питания, либо же его полного отключения. В качестве выключателя выступает специальный блок управления, либо же замок зажигания.

Накопитель заряда – компонент, который сосредотачивает энергию в нужном для быстрого воспламенения топлива объёме. Выделяют две разновидности компонентов для наполнения:

  • Индуктивный – представляет собой катушку, внутри которой располагается трансформатор, создающий достаточный импульс для поджога смеси.
  • Ёмкостный – специальный конденсатор, зарядка которого осуществляется за счёт высокого уровня напряжения. В определённый момент времени заряд, сконцентрированный в этом устройстве, передаётся на катушку.

Свечи – изделие, конструкция которого представлена изолятором (является основой устройства), контактным выводом (необходим для присоединения высоковольтного провода), высокопрочной оправой из металла (к ней прикрепляются два электрода, между которыми и возникает искра).

Распределительная система – разновидность подсистемы, которая направляет искру, образовавшуюся в свечах, на тот или иной цилиндр мотора. Её структура включает в себя несколько элементов:

  • Распределитель (трамблёр) – устройство, которое сопоставляет два конструкционных компонента двигателя: цилиндры и кулачковый механизм. Бывает двух видов: механический и электронный. Первый – обеспечивает передачу вращения двигателя и при помощи специального бегунка распределяет всё напряжение, поступающее от накопителя. Второй – не задействует в своём функционировании каких-либо вращающихся элементов, а весь процесс распределения происходит за счёт функционирования управляющего блока.
  • Коммутатор – прибор, который генерирует импульсы для заряда катушки. Данный компонент соединяется с первичной обмоткой и разрывает питание, тем самым образуя напряжение.

Управляющий блок – устройство, состоящее из множества микропроцессоров, который определяют момент подачи электрического тока в катушку.

Провод – специальный проводник, который соединяет сразу несколько компонентов: катушку и распределительный механизм, свечи и контакты коммутатора.

Сталкивались с неисправностями системы зажигания авто?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Виды систем зажигания

Ниже мы представили несколько основных видов систем зажигания, а также рассмотрели принцип их работы.

Магнето

Один из самых первых и «древних» видов систем зажигания – это магнето. Она включает в себя генератор тока, создающий разряд только для дальнейшего появления искры. Компонентами магнето являются: постоянный магнит, приводимый в движение посредством коленчатого вала, и индуктивная катушка. Искра, которая может преодолеть искровой промежуток, создаётся специальным трансформатором. Для того чтобы увеличить показатели напряжения, используется часть обмотки генератора, подсоединяемая к электроду свечи.

Магнето

Контактная

Старая, но весьма распространённая система, обеспечивающая воспламенение топлива. Главной особенностью контактной системы зажигания является то, что она способа создавать максимально высокий уровень напряжения, величина которого может достигаться 30 тысяч Вольт. Подобное напряжение создаётся катушкой, которая подсоединена к механизму, отвечающему за распределение энергии. С помощью подсоединённых проводов на эту катушку передаётся необходимый импульс. В момент же размыкания кулачков возникает разряд и, соответственно, искра.

схема контактной системы зажигания

Бесконтактная

Весь процесс работы бесконтактного типа системы зажигания имеет некоторые особенности. У неё есть трамблёр, который отвечает только за синхронизацию цилиндров двигателя и направление импульса на коммутатор. В свою очередь, специальный транзистор при синхронизации с данными, представленными датчиками, определяет момент зажигания и прочие настройки в автоматическом режиме. Основным преимуществом этой системы является то, что она максимально стабильно формирует искру, а весь этот процесс не зависит от механических настроек и состояния поверхности контактов.

Электронная

И последний, самый современный и, к тому же, распространённый вид – это «классическая», электронная система. В её конструкцию встроены специальные датчики, которые получают необходимую информацию об оборотах коленчатого вала. После этого управляющий блок осуществляет расчёты и направляет импульсы на рабочие элементы. Подобное строение позволяет с максимальной точностью определить время, в которое будет получена искра – из-за этого топливо, попадающее внутрь двигателя, загорается моментально.

схема электронной

Момент зажигания

Одним из главных параметров, который напрямую влияет на функционирование всей системы воспламенения топлива внутри двигателя, является момент зажигания. Это тот момент времени, в который система зажигает топливо при помощи заряда искры. Он определяется как расположение коленчатого вала мотора в момент передачи импульса на свечу, с опережением по отношению к верхней мёртвой точке.

Момент зажигания чрезвычайно важен, он напрямую влияет на эффективность работы силовой установки.

На момент опережения оказывают влияние сразу несколько факторов: интенсивность работы поршня двигателя, показатель обогащения топливной смеси и особенности её состава.

Неисправности системы зажигания

Все ошибки, связанные с работой системы зажигания, можно объединить в несколько групп:

  • Неправильно настроенная регулировка, либо же неисправность в работе центробежного (в некоторых случаях – вакуумного) регулятора, отвечающего за опережение зажигания.
  • Периодическое (полное) отсутствие искры в цилиндре (цилиндрах) мотора.
  • Заливание свечей топливом, которое, как правило, возникает из-за запуска мотора в условиях пониженных температур и при полностью закрытой заслонке.

Свеча в масле

Также перечислим узлы системы зажигания автомобиля, которые чаще всего выходят из строя:

  • Свечи – на деле производители, учитывая условия эксплуатации, регламентируют их замену до того, как они выйдут из строя.
  • Катушки системы зажигания – прежде всего истекает ресурс изоляции в обмотках.
  • Высоковольтные провода – их ресурс у современных машин очень высок, но температура, высокое напряжение и вибрация делают свое дело.
  • Контактная часть механического прерывателя – она есть далеко не во всех системах, и ресурс ее велик, но чистка контактов нужна регулярная.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий