Все способы притирки клапанов своими руками

Клапан после и до притирки Двигатель

Притирка клапанов нужна для обеспечения нормального функционирования двигателя. Клапаны регулируют поступление и отведение газов из цилиндров, а их неправильная работа ухудшает производительность мотора и приводит к его повреждению. В этом материале мы рассмотрим, что представляет собой притирка и как правильно притереть данные детали.

Перед началом важно знать, что в квалифицированных сервисах клапана не притираются с помощью абразивных паст. Эта технология не рекомендуется производителями, поскольку может привести к повреждению двигателя. После ремонта головки блока на заводском оборудовании притирка клапанов может навредить отлично сделанным плоскостям. Если же ГБЦ ремонтировалась в гаражных условиях с помощью ручного инструмента, то притирка скорее необходимость.

Притирка клапанов – это

Операция по обточке клапанов позволяет достичь идеальной посадки впускных и выпускных клапанов в их гнезда, обеспечивая безупречную герметичность.

Притирка клапанов ручным инструментом

Обычно такую процедуру выполняют при замене клапанов или после полного ремонта двигателя. С помощью данного процесса люди добиваются полной герметичности, что будет гарантировать хорошую компрессию, хороший КПД мотора и его адекватную работу.

Если деталь не притереть, то энергия, выделяемая после сгорания смеси, будет частично потеряна и ее не хватит для того, чтобы обеспечить мотору нужную мощность. Из-за этого отдача авто может упасть, а его расход увеличиться.

Когда стоит задуматься о притирке клапанов

Если ремонт головки блока цилиндров делается в гаражных условиях без использования заводского оборудования, то притирать клапана нужно. Если ремонтные работы проводятся на профессиональном фабричном оборудовании (станках), то в притирке нет никакой необходимости. В таких вводных она пойдет во вред.

Имеются различные методы диагностики, которые могут помочь определить потребность притирки клапанов. Они позволяют оценить уровень герметичности системы клапанов.

Для проверки требуется снять ГБЦ. Если она ремонтировалась, то уже снята. Далее головку важно почистить от загрязнений. Затем ГБЦ и подшипники обследуются на наличие деформаций и каких-либо неполадок. Также проводится контроль опор распредвалов на наличие заусенцев или повреждений.

Проверка герметичности

Для оценки герметичности ГБЦ устанавливается на ровную поверхность вверх ногами, а в камеры сгорания наливается небольшое количество горючего. Если жидкость будет уходить, значит, имеется утечка и герметичность нарушена.

Если возникает утечка в клапанной системе, то мотор начинает функционировать нестабильно. Дабы это исправить, требуется притереть клапана.

Приходилось притирать клапана?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Инструменты для притирки

Дабы произвести притирку можно воспользоваться следующими инструментами:

  • Ручной держатель клапана. Обычно данный агрегат продается в автомагазинах. Если же возможности приобрести это приспособление не имеется, то его можно сделать самому, что подробно будет описано позднее.
  • Притирочная паста. На данный момент рынок автомобильных товаров представляет множество готовых составов различных ценовых категорий. Однако ее можно сделать самому, используя абразивную стружку.
  • Дрель или шуруповерт с функцией реверса. Так как процесс будет происходить в две стороны вращения, важно, чтобы инструмент мог прокручиваться как вперед, так и назад.
  • Шланг и пружинка. Эти детали потребуются для того, чтобы удерживать ножку клапана в требуемом положении.
  • Керосин. Может использоваться как средство для очистки и последующей диагностики качества выполнения работы.
  • «Шарошка». Это приспособление, которое позволяет снять деформированный металл в месте усадки клапана. Продаются в автомагазинах, имеются для большинства типов двигателей.
  • Тряпка. Для того чтобы протирать руки и поверхности.
  • Растворитель. Для того чтобы очищать детали и поверхности.
  • Скотч. Он может использоваться при механизированной очистке как один из компонентов.

Приспособление для притирки клапанов своими руками

Если хозяин авто по какой-то причине не приобретает готовый агрегат для притирки, то ниже будет подробно описано, как притереть головку блока без него, в домашних условиях. Придется самостоятельно изготовить устройство, используя имеющиеся материалы. Вам пригодится:

Приспособление для притирки клапанов

  • Пустая внутри трубка из металла. Длина должна быть от 10 до 20 см, а ее внутренний диаметр на 2-3 мм больше, чем диаметр ножки клапана.
  • Электродрель (можно шуруповерт) и сверло на 8,5 мм к нему.
  • Какая-либо сварка.
  • 8-ми миллиметровый болт с гайкой.

Приспособление для притирки клапанов своими руками сделанное

Для изготовления притирочного инструмента нужно изучить следующий алгоритм:

  1. Используя сверло, сделайте отверстие на 2-3 мм больше, чем стержень клапана по диаметру, на дистанции 7-10 мм от края трубки из металла.
  2. Приварите гайку точно над просверленной дырой, но не заденьте резьбу.
  3. Ввинтите болт в гайку так, чтобы конец болта достигал внутренней части, находящейся противоположно от дыры на стене трубки.
  4. Чтобы сделать рукоятку, следует загнуть оставшийся кусок трубы или присоединить иную деталь из металла, похожую формой с помощью сварки.
  5. Выкрутите болт, засуньте ножку клапана в трубу и хорошо зажмите его снова применив болт.

Как притереть клапана

Притереть клапана представляется возможным несколькими методами. Разберем все по очереди.

Напомню, что конкретный клапан притирается к конкретному клапанному отверстию.

Вручную

Для осуществления притирки клапанов нужно руководствоваться следующим алгоритмом:

Притираем

  1. После снятия клапана нужно тщательно вычистить его. Для данной процедуры лучше использовать подходящие средства для чисти и абразивную поверхность.
  2. Затем требуется нанести малый слой притирочной пасты на фаску клапана. Начинать рекомендуется с пасты крупной зернистости, а затем переходить на меньшую зернистость.
  3. Если применяется приспособление собственной работы, то необходимо засунуть клапан в специальное для него место, перевернуть ГБЦ и насадить держатель на стоящий в клапанной втулке и обработанный пастой клапан. Потом требуется хорошо закрутить болт для закрепления детали.
  4. Далее, необходимо плавно прокручивать устройство с клапаном поочередно в две стороны на пол оборота.
  5. Спустя небольшое время, нужно повернуть клапан на четверть оборота и повторить циклические притирающие движения.
  6. Так нужно продолжать до того момента, пока вы не увидите на фаске матовую ровную полосу серого оттенка. Ее ширина должна быть приблизительно 1,75-2,3 мм для клапанов, отвечающих за впуск и 1,44-1,54 мм для клапанов на выпуск. По окончанию процесса, на седле клапана также должна образоваться такая же полоска.

Притирка клапанов вручную

Иным показателем, который поможет определить, когда процедуру можно завершить, является смена звука притирки. В самом начале звук будет чисто «металлическим» и достаточно звонким. А под конец он изменится на более приглушенный, так как трение будет происходить между металлом и матом. Обычно притирочная процедура проходит за 5-10 минут, исходя из состояния детали и ситуации в целом.

Для данной процедуры в основном пользуются пастами различной зернистости, начиная с крупнозернистой. Алгоритм никогда не отличается, однако пастой с малой зернистостью лучше пользоваться только тогда, когда первая паста будет достаточно зашлифована и слой ее затвердеет.

Притирка клапанов ручным

Помимо этого, важно проверить, насколько хорошо был выполнен данный процесс. Для того чтобы это сделать, нужно нанести тонкую графитную полосу на фаску головки клапана и после этого засунуть данный клапан в направляющую втулку, придавить и повернуть его. Так можно проверить концентричность расположения детали, основываясь на следах графита. Если все было выполнено правильно, то все нанесенные полоски должны стереться после первого проворота клапана. Важно продолжать притирку до того момента, пока указанное условие не будет выполнено.

После притирки все детали следует промыть керосином для очистки от пасты. Помимо этого, на ножку клапана и втулку можно нанести моторное масло.

Дрелью

Притирка клапанов дрелью является более эффективным способом, позволяющим уменьшить время процесса и затрачиваемое усилие. Его принцип работы достаточно схож с прошлым. Инструкция следующая:

Притирка дрелью

  1. Возьмите стержень из металла и натяните на него резиновый шланчик. Если необходимо, используйте хомут для фиксации.
  2. Зафиксируйте стержень со шлангом в патроне дрели.
  3. Возьмите клапан и насадите на его ножку пружинку, затем верните его на место.
  4. Слегка выдвиньте клапан из ГБЦ и нанесите немного пасты на его фаску вокруг тарелки.
  5. Засуньте ножку клапана в шланг. Если необходимо, используйте хомут для фиксации.
  6. На слабых оборотах дрели начните притирать клапан в его гнезде.
  7. Деталь также стоит двигать туда-сюда, с чем вам поможет пружина.
  8. Спустя небольшое время вращения, переключите дрель, и начните процесс в обратном направлении.
  9. Продолжать процесс стоит до того момента, как на корпусе детали не выявится матовая полоска.

Притирка клапанов дрелью

После притирки хорошо очистите клапан от пасты, лучше всего воспользоваться растворителем.

Пневмоинструментом

При помощи пневмоинструмента тоже можно притереть деталь:

Способ вращения, с помощью пневмоинструмента

Он позволяет выполнить процедуру быстро, легко и практически без усилий. Устройство состоит из моторчика, присоединенного к штифту, на который прикрепляется присоска для фиксации клапана. Для того чтобы инструмент функционировал, потребуется сжатый воздух.

Притирка клапанов пневмоинструментом

Одним из преимуществ этого способа является минимизация риска ошибок в процессе. Инструмент контролирует всю работу сам, включая угол вращения, интенсивность и обороты. Наряду с этим сам процесс протекает в ускоренном формате, относительно других способов.

Метод пристукивания, применяя пневмомашинку

Отличительной особенностью пневмомашинки является технология притирки, которая копирует настоящую работу клапанов, относительно вращательного способа. Применение пневмомашинки для притирки клапанов – это легкий метод, который позволяет достичь большой точности и отличного качества обработки.

Пневматическая машинка для притирки клапанов

Однако следует помнить, что после всего процесса требуется хорошо отмыть деталь, чтобы избежать возможных повреждений цилиндров и компонентов мотора, если абразивный материал попадет внутрь.

Проверка притирки клапанов

После окончания процесса очень важно провести проверку качества притирки. Для этого существует пара методов. Также этими способами можно воспользоваться, чтобы понять нужна ли притирка вообще.

Керосином

Хотя описанный далее метод является довольно популярным, он не дает полной гарантии точного результата. Также при помощи него не получится осуществить проверку качества притирки моторов с EGR.

  1. Для начала требуется расположить ГБЦ на боку, дабы отверстия одного из коллекторов, направлялись вверх. Клапаны будут расположены горизонтально, а их крышки – в вертикальном положении. До того как начать проверку требуется хорошо высушить выходы клапанов, для обеспечения видимость потенциального вытекания топлива.
  2. Далее следует залить бензин (или предпочтительнее керосин из-за его лучшей текучести) в колодцы. При обеспечении клапанами герметичности залитая жидкость не будет просачиваться под ними.
  3. Если же она все таки проходит даже в малых объемах, следует снова притереть клапана или провести иной ремонт, исходя из ситуации.

Данный метод хорош тем, что его легко выполнить. Однако у него есть и недостатки. Например, он не позволяет проверить качество притирки в момент, когда мотор работает с нагрузкой.

Компрессором

Следующий способ диагностики является более точным и универсальным, так как, воспользовавшись им, получится проверить, как проходят газы через клапан, когда двигатель находится в нагрузке.

Проверка герметичности

  1. Для осуществления данной проверки требуется перевернуть ГБЦ «вниз головой», то есть так, чтобы выходные отверстия клапанов располагались сверху, а колодцы коллекторов сбоку.
  2. Затем требуется залить немного топлива в полость выхода клапанов, создав некую «тарелку».
  3. Затем необходимо использовать воздушный компрессор, которым нужно подать воздух в колодцы на обоих коллекторах.
  4. Если детали герметичны и притирка прошла хорошо, то из-под них не будет просачиваться воздух. Если же пузырьки появляются, то герметичности нет, и притирка была осуществлена плохо.

Данный метод подходит для всех типов двигателей.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Цены на инструмент

Цены на инструмент для притирки клапанов
Название и фотоЦена
руб. РФ
Ручной инструмент с присосками
Ручной инструмент с присосками
400
Ручное приспособление
Ручной инструмент
400
Насадка на дрель с присосками
Насадка на дрель для притирки клапанов
2,000
Пневматическая машинка
Пневматическая машинка для притирки клапанов
11,000
Цены указаны на август 2023 для Москвы
Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий