Устройство и принцип работы масляного насоса двигателя

масляный насос двигателя Двигатель

Масляный насос двигателя обеспечивает равномерное перемещение масла и отвечает за поддержание стабильного давления в системе. Рабочий режим двигателя требует обеспечения непрерывной смазки движущихся трущихся частей. В материале подробно расскажем о задачах масляного насоса, видах, редукционном клапане и диагностике узла.

шестеренчатый масляный насос двигателя

Задача масляного насоса

Смазывание движущихся элементов мотора производится маслом, циркуляцию которого обеспечивает система смазки. Подача масла на отдельные узлы, например подшипники коленвала, производится под большим давлением. Обеспечение качественной циркуляции масла — назначение масляного насоса двигателя.

устройство масляного насоса

В системе с так называемым «сухим картером» работа помп помимо подачи моторного масла в двигатель также заключается в перекачке его из картера в масляный бак. Сухой картер используется на спорткарах, которым нужна стабильная смазка при высоких перегрузках. В таком двигателе имеется один маслонасос, создающий давление, расположенный между масляным баком и фильтром, и второй, удаляющий масло из картера.

В системе с «мокрым картером» насос находится между поддоном картера и масляным фильтром. Мокрый картер используется на подавляющем большинстве обычных машин.

Мокрый и сухой
Мокрый и сухой

Устройство масляного насоса и виды

Масляные насосы подразделяются на два типа по техническому устройству и принципу работы:

  • насос шестереночный
  • насос роторный.

Шестереночные насосы тоже делятся:

  • с наружным зацеплением;
  • с внутренним зацеплением.

схема масляных насосов разных видов

Их основная рабочая функция — поддержание стандартного давления масла в системе, значения которого могут иметь разброс от 20 кПа до 160 кПа.

Роторные масляные насосы бывают регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые имеют возможность варьировать скорость и объемы подачи масла в зависимости от увеличения или снижения нагрузки двигателя.

Также есть электрические масляные насосы двигателя, которые напрямую не связаны с коленвалом. Они чаще всего применяются на турбированных моторах, заставляя смазку циркулировать по двигателю после его остановки.

электрический масляный насос

Знаете какой масляный насос стоит на вашем авто?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Шестеренчатые

Масляный насос с наружным зацеплением шестерен (т.е. когда шестерни расположены рядом) — техническое устройство с двумя вращающимися шестернями. Приводной ремень или цепь или шестерня от коленчатого вала передает вращение на шестерню, принудительно вращающую другую шестерню. Моторное масло поступает в область разрежения и сквозь зубья шестерен перемещается далее в масляный фильтр и двигатель. Стабильную работу устройства обеспечивают оптимально установленные зазоры между шестернями и зазоры между шестернями и корпусом.

схема работы

Маслонасос с внутренним зацеплением шестерен (шестерни расположены одна в другой) — техническое устройство, внутри которого происходит движение двух шестерней по механическому принципу, когда одна из них производит вращение другой изнутри. Шестерни установлены каждая на своей оси вращения. Внутри между шестернями располагается серповидная полость с разделительным сектором. Внутри сектора происходит нагнетание: масло поступает между зубцами шестерен и разделительным сектором, и далее перемещается в камеру нагнетания.

Роторные

Роторный насос в принципе повторяет техническую схему шестеренчатого с внутренним сцеплением, но вместо шестерен применяет роторы. Работу выполняют роторы, внутренний и внешний, установленные каждый на своей оси. Внутренний ротор вращает масло между полостями внешнего, образуя при движении участки изменения объема. Расширенная полость всасывает масло. Потом уменьшает объем полости, сжимает масло и под большим давлением отправляет в двигатель.

Масляный насос
Роторный

Роторный регулируемый маслонасос оптимально контролирует давление масла в зависимости от увеличения или снижения режима нагрузки мотора. Регулирование производит статор, охватывающий снаружи внешний ротор. Он имеет возможность передвигаться и изменять объем полостей и давление масла.

По типу привода

Привода подразделяются на два вида по принципу работы: электрические и механические.

  • Электрический масляный насос двигателя не очень распространенное техническое решение. Устанавливается на мощные турбированные агрегаты, работающие в режимах предельной нагрузки. Применяется с целью обеспечить автономное функционирование системы смазки при отключении двигателя для охлаждения разогретой турбины.
  • Механический привод — общераспространенное решение, работает от коленчатого вала. Может работать через шкив от ремня или через шестеренки. Эффективность его работы растет по мере роста рабочих нагрузок двигателя, с увеличением нагрузки ему требуется охлаждение и смазка.

цепной привод

Редукционный клапан

Для защиты от последствий избыточного давления, все маслонасосы оборудованы редукционными клапанами. Они открываются при значительном повышении давления и достижении максимальных критических значений. Такое происходит на высоких оборотах мотора, ведь насос связан с коленвалом напрямую. Избыточное количество масла сбрасывается в зону разрежения или просто в поддон картера. Механика клапана простая пружинного типа.

редукционный клапан двигателя

Где находится масляный насос

Корпус масляного насоса устанавливают в картере, точнее он находится между поддоном и масляным фильтром (речь про систему с одним маслонасосом, мокрый картер). Излишки масла при критическом повышении давления редукционным клапаном сбрасываются в картер.

Устройство масляной системы

У каждой модели мотора расположение и крепление масляного насоса свои. Но если снять поддон картера, то по маслоприемнику легко найти масляный насос.

маслоприемник масляного насоса

Проверка масляного насоса

При работе двигателя неизбежно масло будет загрязняться твердыми микрочастицами, которые могут оказать абразивное воздействие на поверхности рабочих механизмов. Для предотвращения проблем и сложных поломок необходимо вовремя проводить техобслуживание.

загорается лампочка давления масла

Чтобы продлить беспроблемную работу масляного насоса и всей системы, нужно чаще менять смазку. Лучше это делать не по регламенту, а по моточасам.

В случае большого расхода и убыли из системы смазочного материала, постоянного отклонения от оптимальных величин параметров давления необходима срочная диагностика для выявления причин и принятия мер. При обнаружении неисправности масляного насоса проще произвести замену всего механизма в сборе, чем ремонтировать его элементы по отдельности. Так получается выгоднее вследствие его невысокой цены.

сломанный

Не снимая

Единственное, что можно проверить без демонтажа — давление масла. На панели приборов спортивных авто бывает индикатор масла, который информирует о давлении в системе. О критической неисправности также может предупредить аварийный индикатор (масленка) красного цвета, который загорится на щитке приборов в случае возникновения проблемы.

Давление системы дополнительно измеряется при помощи подключения манометра на посадочное место датчика. У каждой модели двигателя свои параметры давления. Но в среднем на холостых оборотах прогретого мотора оно не должно быть ниже 1 атм., а при высоких оборотах не должно быть более 4,5-5 атм.

манометр для измерения давления масла
Набор для измерения давления

Если полученные данные говорят о проблеме, то придется проводить дополнительную диагностику насоса.

Демонтированный механизм подвергается разборке и детальной оценке. Износ может наблюдаться на роторах, шестернях, осях. Может происходить засорение и неисправность редукционного клапана. В случае обнаружения серьезной неисправности, лучше произвести его замену на новый.

проверка износа

Снятого

Проверка производится следующим образом:

  1. Крышка не должна иметь трещин и вмятин. При обнаружении таких признаков необходима замена крышки.
  2. Производим разборку устройства.
  3. Проверяется состояние шестерен, если на них есть выработка, то лучше их заменить.
  4. Проверяется прилегание крышки к шестерням, выявляются повреждения, увеличивающие между ними зазор.
  5. Проверку зазора между зубцами нужно провести щупом, норма — 0,1-0,3 мм.
  6. Так же проверить зазор шестерней и корпуса, норма — 0,1-0,25 мм.
  7. Зазор торцов шестерен и корпуса, норма — 0,14-0,25 мм.
  8. Зазор оси и ведомой шестерни, норма — 0,017-0,057 мм.
  9. Зазор вала насоса и корпуса, норма — 0,016-0,055 мм.

проверка зазоров

Если при диагностике обнаружен износ деталей или увеличенный зазор, то лучше заменить масляный насос целиком. Это будет самый простой и малозатратный способ.

Зазоры между элементами масляного насоса
Место измеренияДопустимые значения*
мм
Между зубцами0,1-0,3
Между шестернями и корпусом0,1-0,25
Между торцами шестерен и корпусом0,14-0,25
Между осью и ведомой0,017-0,057
Между валом и корпусом0,016-0,055
*Приведены средние значения, для каждого насоса нормы свои

Сталкивались с неисправностью масляного насоса на своем авто?

Загрузка ... Загрузка ...

Поломки

Обычно масляный насос двигателя имеет большой ресурс: постоянно находясь в контакте с маслом он практически не подвергается механическому износу. Простота конструкции тоже позволяет избежать частых неисправностей.

Для исправного функционирования ему требуется хорошее качественное масло и фильтр. Износ корпуса и рабочих поверхностей насоса происходит из-за абразивного воздействия твердых металлических частиц. Поэтому для защиты нужен качественный фильтр и частая замена масла.

загорается лампа давления масла 1

Неисправность масляного насоса выявляется следующими проблемами:

  1. Напор в системе постоянно скачет как вверх, так и вниз. Об этом постоянно сообщает датчик давления и лампочки на приборной панели.
  2. Значительно повышается расход масла, вероятно происходит его убыль из системы.

Перечень типичных неисправностей:

  • Износ любых элементов устройства – шестеренок, ротора, внутренних поверхностей корпуса маслонасоса. Изменение толщин деталей и зазоров между ними приводит к падению рабочих характеристик, утрачивается функциональность.
  • Повреждение, неисправность редукционного клапана может серьезно отразиться на состояние давления в системе.
  • Засорение фильтра маслозаборника (металлическая сетка). При сильном загрязнении смазки не хватает насосу. В результате он не способен создать нужное давление и сам изнашивается от недостатка масла.
  • Износ прокладки насоса приводит к течи и расходу масла. Желательно иметь запасные прокладки для быстрой замены неисправных.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий