Масляный насос двигателя обеспечивает равномерное перемещение масла и отвечает за поддержание стабильного давления в системе. Рабочий режим двигателя требует обеспечения непрерывной смазки движущихся трущихся частей. В материале подробно расскажем о задачах масляного насоса, видах, редукционном клапане и диагностике узла.
Задача масляного насоса
Смазывание движущихся элементов мотора производится маслом, циркуляцию которого обеспечивает система смазки. Подача масла на отдельные узлы, например подшипники коленвала, производится под большим давлением. Обеспечение качественной циркуляции масла — назначение масляного насоса двигателя.
В системе с так называемым «сухим картером» работа помп помимо подачи моторного масла в двигатель также заключается в перекачке его из картера в масляный бак. Сухой картер используется на спорткарах, которым нужна стабильная смазка при высоких перегрузках. В таком двигателе имеется один маслонасос, создающий давление, расположенный между масляным баком и фильтром, и второй, удаляющий масло из картера.
В системе с «мокрым картером» насос находится между поддоном картера и масляным фильтром. Мокрый картер используется на подавляющем большинстве обычных машин.
Устройство масляного насоса и виды
Масляные насосы подразделяются на два типа по техническому устройству и принципу работы:
- насос шестереночный
- насос роторный.
Шестереночные насосы тоже делятся:
- с наружным зацеплением;
- с внутренним зацеплением.
Их основная рабочая функция — поддержание стандартного давления масла в системе, значения которого могут иметь разброс от 20 кПа до 160 кПа.
Роторные масляные насосы бывают регулируемые и нерегулируемые. Регулируемые имеют возможность варьировать скорость и объемы подачи масла в зависимости от увеличения или снижения нагрузки двигателя.
Также есть электрические масляные насосы двигателя, которые напрямую не связаны с коленвалом. Они чаще всего применяются на турбированных моторах, заставляя смазку циркулировать по двигателю после его остановки.
Загрузка ...
Шестеренчатые
Масляный насос с наружным зацеплением шестерен (т.е. когда шестерни расположены рядом) — техническое устройство с двумя вращающимися шестернями. Приводной ремень или цепь или шестерня от коленчатого вала передает вращение на шестерню, принудительно вращающую другую шестерню. Моторное масло поступает в область разрежения и сквозь зубья шестерен перемещается далее в масляный фильтр и двигатель. Стабильную работу устройства обеспечивают оптимально установленные зазоры между шестернями и зазоры между шестернями и корпусом.
Маслонасос с внутренним зацеплением шестерен (шестерни расположены одна в другой) — техническое устройство, внутри которого происходит движение двух шестерней по механическому принципу, когда одна из них производит вращение другой изнутри. Шестерни установлены каждая на своей оси вращения. Внутри между шестернями располагается серповидная полость с разделительным сектором. Внутри сектора происходит нагнетание: масло поступает между зубцами шестерен и разделительным сектором, и далее перемещается в камеру нагнетания.
Роторные
Роторный насос в принципе повторяет техническую схему шестеренчатого с внутренним сцеплением, но вместо шестерен применяет роторы. Работу выполняют роторы, внутренний и внешний, установленные каждый на своей оси. Внутренний ротор вращает масло между полостями внешнего, образуя при движении участки изменения объема. Расширенная полость всасывает масло. Потом уменьшает объем полости, сжимает масло и под большим давлением отправляет в двигатель.
Роторный регулируемый маслонасос оптимально контролирует давление масла в зависимости от увеличения или снижения режима нагрузки мотора. Регулирование производит статор, охватывающий снаружи внешний ротор. Он имеет возможность передвигаться и изменять объем полостей и давление масла.
По типу привода
Привода подразделяются на два вида по принципу работы: электрические и механические.
- Электрический масляный насос двигателя не очень распространенное техническое решение. Устанавливается на мощные турбированные агрегаты, работающие в режимах предельной нагрузки. Применяется с целью обеспечить автономное функционирование системы смазки при отключении двигателя для охлаждения разогретой турбины.
- Механический привод — общераспространенное решение, работает от коленчатого вала. Может работать через шкив от ремня или через шестеренки. Эффективность его работы растет по мере роста рабочих нагрузок двигателя, с увеличением нагрузки ему требуется охлаждение и смазка.
Редукционный клапан
Для защиты от последствий избыточного давления, все маслонасосы оборудованы редукционными клапанами. Они открываются при значительном повышении давления и достижении максимальных критических значений. Такое происходит на высоких оборотах мотора, ведь насос связан с коленвалом напрямую. Избыточное количество масла сбрасывается в зону разрежения или просто в поддон картера. Механика клапана простая пружинного типа.
Где находится масляный насос
Корпус масляного насоса устанавливают в картере, точнее он находится между поддоном и масляным фильтром (речь про систему с одним маслонасосом, мокрый картер). Излишки масла при критическом повышении давления редукционным клапаном сбрасываются в картер.
У каждой модели мотора расположение и крепление масляного насоса свои. Но если снять поддон картера, то по маслоприемнику легко найти масляный насос.
Проверка масляного насоса
При работе двигателя неизбежно масло будет загрязняться твердыми микрочастицами, которые могут оказать абразивное воздействие на поверхности рабочих механизмов. Для предотвращения проблем и сложных поломок необходимо вовремя проводить техобслуживание.
Чтобы продлить беспроблемную работу масляного насоса и всей системы, нужно чаще менять смазку. Лучше это делать не по регламенту, а по моточасам.
В случае большого расхода и убыли из системы смазочного материала, постоянного отклонения от оптимальных величин параметров давления необходима срочная диагностика для выявления причин и принятия мер. При обнаружении неисправности масляного насоса проще произвести замену всего механизма в сборе, чем ремонтировать его элементы по отдельности. Так получается выгоднее вследствие его невысокой цены.
Не снимая
Единственное, что можно проверить без демонтажа — давление масла. На панели приборов спортивных авто бывает индикатор масла, который информирует о давлении в системе. О критической неисправности также может предупредить аварийный индикатор (масленка) красного цвета, который загорится на щитке приборов в случае возникновения проблемы.
Давление системы дополнительно измеряется при помощи подключения манометра на посадочное место датчика. У каждой модели двигателя свои параметры давления. Но в среднем на холостых оборотах прогретого мотора оно не должно быть ниже 1 атм., а при высоких оборотах не должно быть более 4,5-5 атм.
Если полученные данные говорят о проблеме, то придется проводить дополнительную диагностику насоса.
Демонтированный механизм подвергается разборке и детальной оценке. Износ может наблюдаться на роторах, шестернях, осях. Может происходить засорение и неисправность редукционного клапана. В случае обнаружения серьезной неисправности, лучше произвести его замену на новый.
Снятого
Проверка производится следующим образом:
- Крышка не должна иметь трещин и вмятин. При обнаружении таких признаков необходима замена крышки.
- Производим разборку устройства.
- Проверяется состояние шестерен, если на них есть выработка, то лучше их заменить.
- Проверяется прилегание крышки к шестерням, выявляются повреждения, увеличивающие между ними зазор.
- Проверку зазора между зубцами нужно провести щупом, норма — 0,1-0,3 мм.
- Так же проверить зазор шестерней и корпуса, норма — 0,1-0,25 мм.
- Зазор торцов шестерен и корпуса, норма — 0,14-0,25 мм.
- Зазор оси и ведомой шестерни, норма — 0,017-0,057 мм.
- Зазор вала насоса и корпуса, норма — 0,016-0,055 мм.
Если при диагностике обнаружен износ деталей или увеличенный зазор, то лучше заменить масляный насос целиком. Это будет самый простой и малозатратный способ.
Зазоры между элементами масляного насоса | |
---|---|
Место измерения | Допустимые значения* мм |
Между зубцами | 0,1-0,3 |
Между шестернями и корпусом | 0,1-0,25 |
Между торцами шестерен и корпусом | 0,14-0,25 |
Между осью и ведомой | 0,017-0,057 |
Между валом и корпусом | 0,016-0,055 |
*Приведены средние значения, для каждого насоса нормы свои |
Загрузка ...
Поломки
Обычно масляный насос двигателя имеет большой ресурс: постоянно находясь в контакте с маслом он практически не подвергается механическому износу. Простота конструкции тоже позволяет избежать частых неисправностей.
Для исправного функционирования ему требуется хорошее качественное масло и фильтр. Износ корпуса и рабочих поверхностей насоса происходит из-за абразивного воздействия твердых металлических частиц. Поэтому для защиты нужен качественный фильтр и частая замена масла.
Неисправность масляного насоса выявляется следующими проблемами:
- Напор в системе постоянно скачет как вверх, так и вниз. Об этом постоянно сообщает датчик давления и лампочки на приборной панели.
- Значительно повышается расход масла, вероятно происходит его убыль из системы.
Перечень типичных неисправностей:
- Износ любых элементов устройства – шестеренок, ротора, внутренних поверхностей корпуса маслонасоса. Изменение толщин деталей и зазоров между ними приводит к падению рабочих характеристик, утрачивается функциональность.
- Повреждение, неисправность редукционного клапана может серьезно отразиться на состояние давления в системе.
- Засорение фильтра маслозаборника (металлическая сетка). При сильном загрязнении смазки не хватает насосу. В результате он не способен создать нужное давление и сам изнашивается от недостатка масла.
- Износ прокладки насоса приводит к течи и расходу масла. Желательно иметь запасные прокладки для быстрой замены неисправных.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.