Рабочий объем цилиндра, двигателя. Калькулятор расчета

объем цилиндра Двигатель

Силовой агрегат – основной элемент автомобиля, он характеризуется разными параметрами, в том числе и объемом двигателя. Данный параметр зависит от рабочего объема цилиндров, прописывается в характеристиках любого продаваемого автомобиля.

Рабочий объем цилиндра

Рабочий объем цилиндра (V) – это пространство, которое проходит поршень при смещении от верхней мертвой точки к нижней.

Еще есть полный объем цилиндра. Он представляет собой результат сложения рабочего объема цилиндра и объема камеры сгорания в ГБЦ.

Объем камеры сгорания – это пространство, которое остается над поршнем, когда он находится в верхней мертвой точке. От объема камеры сгорания зависит уровень/степень сжатия движка.

Схема объемов цилиндра и двигателя

Калькулятор объема двигателя

π
Радиус цилиндра (R)
мм
Ход поршня (h)
мм
Количество цилиндров

Формула объема двигателя V=πR²*h*X

  • V — объем двигателя
  • π — постоянная, которая равна 3,141…
  • R — радиус поршня. В ТТХ указывают диаметр, который равен 2 радиусам.
  • h — ход поршня
  • X — количество цилиндров. Если нужно рассчитать объем 1-о, то так и указываете.

Объем двигателя

Для выражения объема двигателя используют кубические сантиметры либо литры. В Америке изредка используются кубические дюймы. От данного параметра зависит мощность, иные характеристики агрегата. Как узнать объем автомобильного двигателя? Нужно умножить рабочий объем цилиндра на количество цилиндров.

Зная, как правильно рассчитать объем двигателя, можно определить, к какому классу относится авто. Есть:

  • микролитражки – V двигателя не больше 1100 куб. см;
  • малолитражки – от 1200 до 1800 куб. см;
  • среднелитражки – от 1800 до 3500;
  • крупнолитражки – больше 3500.

У моторов на дизеле V больше из-за сниженной удельной мощности.

машины с разными объемами двигателя

Как технологии изменяют объем двигателя

Одним из интересных направлений развития конструкции моторов считается разработка движков с возможностью изменения объема двигателя. Такая возможность обеспечивается использованием системы, которая автоматически отключает несколько цилиндров, если движок только частично нагружен. Эта технология уже используется во многих современных авто. Она обеспечивает экономию примерно 20% горючего.

Еще есть особые моторы, позволяющие изменять рабочий ход поршня. Однако они еще находится на стадии тестирования. При этом движки с возможностью изменения V уже давно используются в качестве оснащения для лабораторий. К примеру, они позволяют определить октановое число бензинового топлива «моторным методом».

отключение цилиндров двигателя

Постоянное уменьшение объема моторов

При развитии моторостроения степень форсирования бензиновых и дизельных движков ежегодно увеличивалась. К примеру, незадолго до Второй Мировой войны движок на дизеле для танка Т-34 V12 обладал мощностью в 500 л. с. При этом объем танкового двигателя равнялся 38 880 куб. см. Степень форсирования едва ли была больше 12 л. с. с 1 л. Уже через 2 десятка лет дизельные моторы для грузовых авто имели мощность около 350 л. с. при объеме примерно 12-14 л.

Затем дизельные движки начали оборудовать топливным насосом высокого давления и турбонаддувом. Это позволило еще сильнее увеличить степень форсирования. Выпускаемые сегодня дизельные моторы, к примеру, двухлитровый двигатель VW, установленный в «Тигуане» и «Кодиаке», имеют мощность 240 л. с.

мощность современных и старых моторов

С агрегатами на бензине дело обстоит почти так же. Отличие заключается только в уменьшенных V и повышенной степени форсирования. Например, движок машины ВАЗ-2108 с V 1500 куб. см образца 1983 г. имеет мощность 71 л. с. Уровень форсирования меньше 50 л. с. на 1 л.

В настоящее время бензиновый мотор авто «Аурус» с V 4400 куб. см имеет мощность 600 л. с. Уровень форсирования равен приблизительно 135 л. с. на 1 л. Это далеко не максимальный показатель.

Какой объем двигателя на вашем авто?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Что об объеме двигателя говорит шильдик на багажнике

У совсем новых машин об объеме мотора шильдик на багажнике не сообщает ничего. Но говорит об уровне оснащения.

На протяжении продолжительного периода все обстояло по-другому. У баварского производителя (BMW)  известные всем цифровые маркировки серий появились с выходом Е21 в 1975 г. У «Мерседес-Бенц» такая же система была до конца сформирована в 90-х.

Формулы были несложными. Например, 1-я цифра у «БМВ» указывает на принадлежность к конкретной модели. 2 следующих цифры показывают объем установленного двигателя. К примеру, «16» означает, что он равен 1600 куб. см, «20» – 2000. «БМВ 520» – это «БМВ» 5-й серии с мотором на 2000 куб. см. Были, разумеется, и исключения, например, М5, Z8.

Шильдик на крышке багажника

У Mercedes система аналогичная. 1-я буква показывает модель, затем следует индекс из 3 знаков. Он показывает V двигателя. Например, «Мерседес-Бенц C200» – это автомобиль модели C с движком на 2000 куб. см.

Впрочем, это было достаточно давно. С 1995 г. изготовители начали работать по-другому. Обозначения с цифрами сохранились, однако их расшифровка стала гораздо более сложной задачей.

Обусловлено это тем, что автопроизводители, как и изготовители других товаров, стремятся к адаптации к сегодняшнему потребительскому обществу. Доходы людей, как и экономики, бурно растут, а научно-технический прогресс не стоит на месте. В результате этого потенциальный покупатель автомобиля на уровне подсознания ожидает того, что эксплуатационные показатели машин будут постоянно улучшаться.

шильдик

В 1995 г. у новой генерации «БМВ» 5-й серии (заводская маркировка – Е39) вариация с движком на 2500 куб. см из-за обновленных экостандартов имела меньшую мощность, чем предшественник – Е34. Ее мощность равнялась 170 л. с. вместо прежних 190. Наделять автомобиль привычной маркировкой 525i производитель не стал. Если бы производитель сделал это, люди могли бы подумать, что с каждым годом мощность 525i падает.

Тут же начали действовать маркетологи. Они приняли решение слома устоявшихся правил. Дефорсированный автомобиль 5-й серии назвали 523i. Вроде как именно такую маркировку должна была бы иметь машина с движком на 2300 куб. см, если бы она была в 5-й серии. Иначе говоря, в данном случае числа показывали не объем двигателя, а «крутизну» различных вариаций модели по сравнению с другими версиями. В дальнейшем в серию была добавлена модель, оборудованная агрегатом на 2500 куб. см и 190 л. с. Ее и назвали 525i.

Объем двигателя указан на шильдике

Необычное решение дало свободу действий инженерам. В особенности это видно сегодня, во время турбированных моторов. Сейчас идеологически абсолютно разные, например, 320i и 328i, оборудованы агрегатами с одинаковым V 2000 куб. см.

Дизельный агрегат на 3000 куб. см установлен как в X5 xDrive 30d, так и в X5 xDrive M50d. Большие числа дают возможность акцентировать внимание на мощности, статусе машины. Однако X5 xDrive 50i в действительности оборудована движком на 4400 куб. см, а не на 5000. Главное – удовлетворить покупателей, готовых заплатить за вариацию авто с повышенной мощностью.

«Ауди» никогда не привязывал V двигателя к наименованию автомобилей. На багажную крышку приклеивали шильдик с точными значениями V. Однако сегодня даже этот производитель начал делать маркировки условными. В 2011 г. автомобили с турбомотором маркировали как TFSI. Разобраться в логике немецкого автопроизводителя не так просто.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий