Тормозная жидкость очень важный расходник в автомобиле. Не менее важный, чем масло, хотя и меняется реже. В материале расскажем, почему важно вовремя менять ТЖ, использовать качественную, какую выбрать.
- Тормозная жидкость – это
- Почему необходимо менять и использовать качественную
- Виды тормозных жидкостей
- Спиртовые
- Гликолевые
- Силиконовые
- Какую тормозную жидкость выбрать
- DOT 3
- DOT 4/5.1
- DOT 5
- Когда менять
- Сколько тормозной жидкости нужно для замены
- Объем тормозной жидкости: ВАЗ
- Сколько должно быть тормозной жидкости в бачке
- Лучшие тормозные жидкости
- Мировые бренды
- Российские производители
Тормозная жидкость – это
Рабочий элемент системы торможения, которые передает усилие от педали на действующие тормозные механизмы. Тормозная жидкость (ТЖ) представляет собой расходник, который заполняет систему тормозов на гидравлике. Благодаря данному средству автомобиль может тормозить в любых эксплуатационных условиях. Как и все иные жидкости, например, вода, ТЖ не сжимается. Особый химический состав дает возможность ей не кипеть при значительном нагревании, не замерзать на холоде. Главное для ТЖ – всегда быть жидкой.
Во всех выпускаемых сегодня легковых авто система торможения гидравлического типа имеет одинаковую конструкцию. Она обеспечивает передачу усилия от ноги автомобилиста на исполняющие механизмы.
Почему необходимо менять и использовать качественную
Основное свойство ТЖ было упомянуто выше. Она не должна подвергаться замерзанию независимо от того, сколько градусов за бортом автомобиля. Кипеть тормозная жидкость должна при температуре не меньше 200.
Теоретически, в систему тормозов возможно налить, например, обыкновенную воду, спирт, ртуть. Подвергаться сжатию при нажимании на тормозную педаль они не станут, обеспечат передачу усилия на исполняющие механизмы. Однако уместно ли менять особый расходник на другую жидкость?
Когда авто тормозит, исполняющие механизмы (диски, колодки, а с ними и тормозные поршни, цилиндры суппортов) подвергаются сильному нагреву. Вместе с ними разогревается и жидкость. Если она закипает, то перестанет быть несжимаемой. В результате этого она не сможет обеспечить передачу нужного для снижения скорости усилия торможения. Автомобилисту начнет казаться, что тормоз стал ватным.
Меняются свойства некачественного средства и на холоде. Оно может подвергнуться замораживанию и стать ледяным. В таком случае выполнить передачу усилия точно не получится. Тормозная жидкость подвергается полному замораживанию при температуре от -60 градусов.
Предъявляются требования и другого плана. Средство должно обеспечивать смазывание элементов автомобиля без разъедания трубочек, шлангов, уплотнительных элементов из резины. Иначе говоря, это сложное в плане химии средство с большим количеством присадочных компонентов.
Если ТЖ менять редко или использовать некачественную, то существенно возрастает риск поломки тормозной системы авто. А значит возрастает риск попадания в аварию.
Виды тормозных жидкостей
За все время, сколько существуют тормозные жидкости, они много раз изменялись. Нужно знать, ТЖ какого типа оптимальна для вашего автомобиля, а также как регулярно ее нужно менять.
Спиртовые
Такие тормозные жидкости начали использоваться первыми. Они, по большей части, сделаны из сочетания касторового масла и бутилового спирта. В выпускаемых сегодня авто они уже не используются. Масляно-спиртовые жидкости в некоторых случаях используются теми, у кого старое, раритетное авто.
Масляно-спиртовые составы не вызывают разъедания шлангов, манжетных уплотнителей у старых систем торможения, где использовалась обыкновенная резина. Недостаток заключается в том, что подобные ТЖ не переносят высокотемпературного воздействия, рано кипят. На холоде они приобретают избыточную вязкость. Использование таких составов в современных тормозных системах на базе дисков почти невозможно.
Масляно-спиртовые жидкости не поглощают влагу, способны не испортиться в течение десятка лет. Попадая на краску, они не вызывают ее разъедания. При контакте масляно-спиртового состава с кожным покровом человек не получает вреда.
Гликолевые
Такие составы делают на основе полиэтиленгликолевых и полиэфирных элементов борной кислоты. Они представляют собой настоящий яд. При контакте с лакокрасочным покрытием подобные элементы буквально въедаются в краску. Они такие агрессивные, что все уплотнительные элементы для системы торможения приходится делать из особой резины, которая устойчива к химии. При этом гликолевые составы закипают при температуре от 250 градусов, однако только в том случае, если новые.
Одно из негативных качеств гликолевых ТЖ – гигроскопичность, то есть способность к впитыванию влаги из воздуха. Со временем гликолевая жидкость разбавляется водой до такой степени, что температура закипания падает примерно до 145. За сколько времени это происходит? Это происходит достаточно быстро, буквально за 24-36 мес., независимо от того, сколько используется машина. Влага в составе не просто вызывает ухудшение тормозной функции, но и деформирует систему, провоцирует коррозийные повреждения.
Если гликолевый состав оказался на кожном покрове, необходимо сразу же вымыть участок, который загрязнен, водной струей. После этого необходимо промыть его мыльным раствором. При контакте расходника с органами зрения требуется вымыть их большим объемом воды. Мыть глаза нужно хотя бы четверть часа, держа при этом веки открытыми. После этого обратитесь к медикам, чтобы они оказали квалифицированную помощь.
Силиконовые
Такие средства делаются на базе кремниевой органики. Их можно назвать лучшими. Температура закипания жидкости на базе силикона превышает 3500 градусов. Влагу подобный состав не впитывает. Даже при -100 характеристики расходника практически не изменяются.
Минус силиконовых средств заключается в том, что они практически не смазывают элементы автомобиля. Также их нельзя использовать в автомобилях с ABS. Иначе говоря, они неприменимы в большей части транспортных средств.
Загрузка ...
Какую тормозную жидкость выбрать
Выбрать тормозную жидкость не труднее, чем автомасло/охладитель. Главное – не перемешивать друг с другом составы различных видов. Игнорируя данное требование, можно спровоцировать деформацию элементов системы торможения, возникновение протечек. Выпускаемые сегодня составы классифицируют по стандарту DOT.
При выборе тормозной жидкости руководствуйтесь предписаниями производителя машины.
DOT 3
К данной категории причисляют самые простые составы на базе гликоля. Они кипят, когда новые, минимум при 205 градусах. При поглощении влаги температура кипения уменьшается до 140 градусов. Минус таких составов заключается в том, что они слабо подходят для авто с ABS.
DOT 4/5.1
Такая маркировка указывает на современный состав, сделанный на базе гликоля, с особыми присадочными элементами. Именно такие расходники льют в системы торможения большей части сегодняшних транспортных средств. Составы DOT 4 кипят при 230, а когда поглощают влагу – при 155. DOT 5.1 кипят при 260. При впитывании воды они кипят при 180. Жидкости 5.1 предназначаются для использования в спорткарах.
DOT 5
Такие составы являются силиконовыми. Это дорогие товары, которые предназначены для использования в спортивных машинах. SBBF показывает, что состав силиконовый. NSBBF указывает на то, что силиконовых элементов в жидкости нет.
Иные названия маскирующиеся под стандарты (DOT 6, 4.1, 4+, 4.5 и пр.) просто маркетинговый ход для привлечения клиентов. Но такие составы обычно отличаются от обычных ТЖ DOT 4 лучшими характеристиками.
Когда менять
Основное показание к заливке новой ТЖ – это давняя эксплуатация имеющейся жидкости. В руководстве большинства авто срок замены тормозной жидкости находится в пределах 30-60 тыс. км или 2-4 лет. Однако в некоторых ситуациях заменять жидкость нужно даже раньше обозначенных 24-36 мес. Сколько нужно ждать до замены?
Заливают новый состав, если:
- Выполняются любые процедуры с системой торможения, которые требуют последующей прокачки (смена трубок, шлангов, цилиндров).
- Тормоза стали работать менее эффективно.
- Обнаружилось значительное загрязнение в расширительном бачке.
Через сколько стареет химия? Узнать, что состав состарился, возможно по его оттенку. Новая тормозная жидкость обладает немного желтым цветом, она практически прозрачна. Старея, средство приобретает все большую желтизну. По виду оно начинает напоминать автомасло. После этого оно становится коричневатой либо темной жижей.
Сколько тормозной жидкости нужно для замены
Для замены тормозной жидкости нужен 1 литр в подавляющем большинстве авто.
Объем и класс тормозной жидкости для разных авто | ||
---|---|---|
Марка модель авто | Сколько нужно для замены, л | DOT класс |
Форд Фокус 2 | 1 | DOT4 |
Форд фокус 3 | 1 | DOT4 |
Форд Куга | 1 | DOT4 |
Шевроле Нива | 1 | DOT4 |
Шевроле Круз | 1 | DOT4 |
Шевроле Лачетти | 0,5 а с ABS и ESP 1,0 | DOT 4 |
Киа Сид | 1 | DOT4 |
Киа Рио 3 | 1 | DOT4 |
Киа Рио 2 | с ABS — 1-1,5 л без – 1 л | DOT 4 |
Киа Соренто | 1 | DOT 5.1 |
Киа Спектра | 1 | DOT3, DOT4 |
Рено Логан | с ABS – 1-1,5 л без – 0,7 л | DOT 4 |
Рено Дастер | 1 | DOT4 |
Рено Флюенс | 0,5-1 | DOT4 |
Рено Сандеро | 1 | DOT4 |
Рено Меган 2 | 1 | DOT4 |
ВАЗ 2107, 2109 | 0,55 | DOT 3 |
ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 | 1 | DOT 4 |
ВАЗ 2108, 2110, 2112 | 1 | DOT 4 |
Лада Калина | 1 | DOT 4 |
Лада Приора (ВАЗ 2170) | 1 | DOT 4 |
Лада Гранта | 1 | DOT 4 |
Лада Ларгус | 1 | DOT 4+ |
Daewoo Matiz | 1 | DOT 4 |
Митсубиси Паджеро 4 | 1 | DOT 4 |
Mitsubishi Lancer IX | 1 | DOT 3, DOT 4 |
Митсубиси Лансер 10 | 1 | DOT 4 |
Mazda Demio | 1 | DOT 3, DOT 4 |
Мазда 3 | 1 | DOT 5.1 |
Мазда сх 5 | 1 | DOT 4 |
Skoda Superb II | 1 | с ABS DOT 4 |
SKODA Octavia А5 | 1 | DOT 4 |
Тойота RAV4 | 0,5 | DOT 3, DOT 4 |
Тойота Королла | 1 | DOT 4 |
Тойота Прадо 150 | 1,5-1,6 | DOT 4, DOT 5.1 |
Фольксваген Поло седан | 1 | DOT 4 |
Дэу Нексия | 1 | DOT 4, DOT 5.1 |
Киа Рио | 1 | DOT 4 |
Киа Сид/Церато | 1 | DOT 4 |
Киа Спортейдж | 1 | DOT 4 |
Хендай Солярис | 1 | DOT 4 |
Хендай Акцент | 1-1,5 | DOT 5.1 |
Хендай Туссан | 1 | DOT 4 |
Volvo XC70 | 1 | DOT 4+ |
Ниссан Тиида | 1 | DOT 4 |
Ниссан Кашкай | 1 | DOT 4 |
Ниссан Х Трейл | 1 | DOT 3, DOT 4 |
Объем тормозной жидкости: ВАЗ
То, сколько литров лить в авто, зависит от модели. Например, в ВАЗ 2107 объем тормозной жидкости должен равняться 0.55 л. В более современные модели нужно лить 1 л. Сколько лить при смене с промыванием? Обычно хватает 1 литра. Но если хотите промыть систему, купите 2 литра.
Сколько должно быть тормозной жидкости в бачке
Нужно поддерживать объем состава между минимальной и максимальной отметками.
Если уровень ТЖ на максимуме, то при очередной смене колодок придется откачивать «тормозуху». Т.к. поршень уйдет в суппорт глубже из-за изменившейся толщины накладок. Нельзя допускать снижения объема жидкости в автомобиле. Попадание воздуха критично для эффективности работы системы.
Если объем снижен, могут наблюдаться сложности с управлением авто. Оно может плохо снижать скорость. Кроме того, расходник может закипать. Это вызывает создание опасных ситуаций при езде, все зависит от того, сколько используется средство.
Лучшие тормозные жидкости
На современном рынке представлено много разных тормозных жидкостей. Водителю стоит знать о лучших брендах подобной продукции.
Мировые бренды
Характеристики тормозных жидкостей | ||||
---|---|---|---|---|
Бренд и название | Температура кипения сухой °C | Температура кипения увлажненной °C | Вязкость кинематическая при 100 °С мм2/с | Вязкость кинематическая при –40 °С мм2/с |
Castrol React DOT4 Low Temp | 265 | 175 | - | - |
Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4 | 260 | 155 | - | - |
Mobil Brake Fluid DOT 4 ESP | 265 | 170 | - | 725 |
К топовым средствам иностранного производства причисляются:
- Castrol React DOT4 Low Temp – закипает при 265 градусах, при поглощении влаги температура падает до 175.
- Liqui Moly Bremsenflussigkeit DOT4 – кипит при 260 градусах, при впитывании влаги температура снижается до 155.
- Mobil Brake Fluid DOT 4 ESP – закипает при 263 градусах, при поглощении влаги температура снижается до 168.
Также среди автомобилистов популярна химия Hi-Gear DOT 4. Она имеет низкую гигроскопичность, закипает при 270 градусах. При «увлажнении» температура кипения уменьшается до 174. Кинематическая вязкость в холодных условиях равна 1193 кв. мм в секунду.
Российские производители
Российские производители также делают отличные тормозные жидкости.
Характеристики тормозных жидкостей | ||||
---|---|---|---|---|
Бренд и название | Температура кипения сухой °C | Температура кипения увлажненной °C | Вязкость кинематическая при 100 °С мм2/с | Вязкость кинематическая при –40 °С мм2/с |
ЛУКОЙЛ DOT 4 | 255 | 156 | 2,2 | 1570 |
ЛУКОЙЛ DOT 4 CLASS 6 | 263 | 172 | 1,7 | 751 |
Sintec Super DOT 4 Sintec Euro DOT 4 | 264 | 176 | 2,03 | 920 |
Отличные тормозные жидкости делает Лукойл. Классическая «ЛУКОЙЛ DOT 4» обладает следующими характеристиками: закипает при 255 °C в сухом виде, в увлажненном — при 156 °C. Вязкость при -40 °C — 1570.
Для тех кто не хочет лить обычную ТЖ, есть «ЛУКОЙЛ DOT 4 класс 6». Ее характеристики: сухая кипит при 263 °C, увлажненная — при 172 °C, вязкость при -40 °C — 750. Отличный вариант для районов с лютыми зимами.
Также отличной тормозной жидкостью является Sintec Euro DOT 4 и Sintec Super DOT 4. Они кипит при 264 градусах, в «увлажненном» виде показатель уменьшается до 176. При минус 40 градусах кинематическая вязкость равняется 920 кв. мм в секунду. Такой состав возможно использовать в холодных условиях, в автомобилях, оснащенных ABS.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.