При обнаружении неисправностей тормозной системы, а именно когда нажатие на тормоз приводит к звуку шипения воздуха, слышны также посторонние скрипы, педаль имеет слишком легкий ход или наоборот совсем тугая, требуется срочно принять меры по выявлению и устранению неполадок. В любом случае ситуация требует оперативного вмешательства, что поможет избежать аварии при движении по дорогам.
- Причины шипения при нажатии на педаль тормоза
- Шипение тормоза: что норма, а что проблема
- Проверка главного источника шипящего звука
- Не выходя из машины
- Если есть сомнения
- Диагностика обратного клапана
- Проверку рабочих характеристик вакуумного усилителя
- Замена вакуумного усилителя
- Когда причина шипения тормоза в завоздушивании
Причины шипения при нажатии на педаль тормоза
В чем причина появления звука шипения при задействовании торможения? Объяснений этому явлению только два:
- Неисправен вакуумный усилитель тормозов.
- В тормозной системе образовалось завоздушивание.
Шипение тормоза: что норма, а что проблема
У многих водителей появление постороннего звука в салоне автомобиля вызывает желание, как можно быстрее отправиться на диагностику и узнать причину этой проблемы.
В автомобиле всегда присутствует определенное количество различных шумов. Работающие механизмы создают некоторый шумовой фон, который необязательно говорит о какой-либо неисправности или поломке. Поэтому не нужно сразу же посещать автосервис для поиска и устранения несуществующей проблемы. При нажатии на тормоз достаточно часто можно услышать шипение. И это обычно некритично.
Проверка тормозов на присутствие шума производится при работающем двигателе. Желательно закрыть все двери и окна, чтобы исключить проникновение любых посторонних шумов извне. В тормозной системе присутствуют вакуумные камеры, создающие какой-то небольшой шум внутри автомобиля. Во время задействования торможения в этих камерах образуется разность давлений, что и сопровождается шипящими звуками.
Если тормоза шипят несильно громко, и притормаживание происходит в рабочем режиме, то поводов для ремонта нет.
Если нажатие на педаль в стоящем на месте автомобиле вызывает громкий прерывистый шум, сильный звук шипения, и у нее затрудненный ход, то мы имеем явную неисправность.
Первым проверке подвергается вакуумный усилитель тормозов. Просто тугой ход педали не говорит об его поломке, во время сильных морозов это случается достаточно часто, но громкое шипение требует его проверки. Так как тормозная система находится в работе постоянно, ее элементы постоянно нагружены. Независимо от стиля езды автовладельца тормоза проверять необходимо регулярно. Это вопрос общей безопасности движения.
Диафрагма вакуумного усилителя может изнашиваться, трескаться. Поэтому снижается ее функционал, она перестает подавать требуемое давление воздуха. Возможна также и поломка впускного вакуума, но чаще встречается именно первый случай.
Проверка главного источника шипящего звука
Причиной того, что начинается шипение при нажатии на педаль тормоза, почти всегда являются проблемы, связанные с вакуумным усилителем тормозов. Если система начала шипеть, то можно точно говорить о трех видах поломок:
- Разгерметизация трубопровода.
- Не работает обратный клапан.
- Камеры вакуумного усилителя негерметичны.
Загрузка ...
Не выходя из машины
Неисправности вакуумного усилителя тормозов выявляются самым легким способом прямо на месте без какого-либо специального инструмента при помощи простого контрольного теста:
- Двигатель глушится, делается 5-6 качков тормозной педали.
- После накачки вакуумного усилителя тормозов, педаль фиксируется в крайнем нижнем положении.
- Производится запуск двигателя.
При исправном вакуумном усилителе после пуска двигателя педаль немного уйдет вниз.
Если реакция педали на работу двигателя отсутствует, то система негерметична.
Если есть сомнения
Второй способ проверки делается, если при отсутствии признаков неисправности нажатие на тормоз вызывает падение частоты оборотов мотора. Соблюдаем следующую последовательность:
- Размыкаем трубопровод ВУТа от впускного коллектора.
- Штуцер глушим при помощи стяжки хомутом, или болта подходящего диаметра.
- Двигатель заводим и прогреваем.
- Надавливаем энергично пару раз на тормозную педаль.
Если манипуляции с педалью не вызвали отклика в работе двигателя, частота оборотов не изменилась, то вакуумный усилитель не герметичен.
Если наоборот у двигателя начинают дергаться обороты, то тормозная система и усилитель исправны.
Диагностика обратного клапана
Если есть подозрения, что причиной шипения является неисправность обратного клапана ВУТ, то есть два варианта его проверки. Первый требует снятия клапана, второй — несложный тест без снятия самого устройства, во время которого педаль тормоза нажимается вниз до упора при работающем двигателе.
При проверке исправности обратного клапана лучше избежать его демонтажа и воспользоваться вторым способом:
- Заводим двигатель и даем поработать на холостых оборотах пару минут.
- Выжимаем тормозную педаль «в пол» и выключаем двигатель.
Исправность обратного клапана приведет к его закрытию ввиду отсутствия разрежения от коллектора, внутри камеры будет сохраняться вакуум. Для удержания педали в нижнем положении не требуется дополнительное усилие. Поэтому при ее отпускании, она должна остаться на месте.
Но если педаль пойдет вверх, то клапан наверняка неисправен.
Решается проблема установкой нового клапана, так как он обычно бывает неразборным и ремонту не подлежит.
Проверку рабочих характеристик вакуумного усилителя
Диагностику можно провести в следующем порядке:
- Двигатель запускается и прогревается до требуемой рабочей температуры.
- Двигатель глушится.
- Производится надавливание на тормозную педаль.
- Педаль давится до упора: внутри устройства диафрагма создает разрежение.
- Педаль отпускается и выжимается еще раз.
В случае если система функционирует некорректно, то второе нажатие не будет создавать вакуумное усиление. Ход педали станет значительно меньше.
Такие признаки сигнализируют о серьезной проблеме внутри усилителя тормозов.
Замена вакуумного усилителя
Для замены ВУТа на ВАЗах сливать тормозную жидкость не понадобиться. Фотоотчет по замене вакуумного усилителя тормозов на ВАЗ 2114.
Для замены понадобится головки на 13 и 17. Также для быстрого демонтажа нужен карданчик.
Когда причина шипения тормоза в завоздушивании
Причиной шипения кроме уже обозначенной неисправности вакуумного усилителя и обратного клапана вакуумного усилителя может быть наличие воздуха в тормозной системе. Обнаруживается это на слух.
В этом случае звук очень сильно отличается звучанием. Шипеть система может очень громко, с переменным звучанием и захлебываясь.
При холодном двигателе педаль тормоза имеет очень тугой ход. Обороты начинают прыгать в обе стороны, движок может заглохнуть. Если двигатель прогрелся до рабочей температуры, а педаль все еще тугая, и шипит громко, то остается принять, как причину, негерметичность системы.
Нагрузки, которым подвергается тормозная система, постепенно могут приводить к сбоям в ее работе. А это совсем нежелательно, так как подвергает риску аварии всех участников движения. Почему происходит завоздушивание системы, как устранить причины и не допускать впредь?
Что можно отметить относительно завоздушивания системы, основной ее причиной является поломка все того же вакуумного усилителя. Неполадки в его работе являются следствием нарушения герметичности внутренних камер из-за износа его основного рабочего элемента — вакуумной диафрагмы.
По причине длительной эксплуатации она приходит в негодность, трескается, утрачивает функциональные качества и перестает выполнять работу – создавать внутреннее разрежение. По тем же причинам происходят неполадки обратного клапана.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Владею автомобилем ВАЗ Lada21099 четвертый год. Сегодня по пути домой педаль тормоза стала вдруг вести себя неадекватно: стала нажиматься всё туже, такое ощущение что «подпрыгнула» вверх, а при нажатии слышалось довольно громкое шипение. Прочла, что это вакуумный усилитель. В сервисе сразу велели купить новый, поставили. Тормоз стал срабатывать слишком сильно, по моим ощущениям))) лёгкое нажатие, и машина как вкопанная. Но шипение не прекратилось, хотя стало в разы тише. Нормально ли это???
Добрый день
То что ваши ощущения от торможения изменились именно таким образом, вполне естественно. Ведь раньше ездили с неисправным вакуумным усилителем. Он терял свою эффективность постепенно. Не замечали, что приходится давить на педаль все сильнее и сильнее. А когда он окончательно вышел из строя, педаль стала колом.
Что касается шипения, то легкое шипение при работе ВУТа допустимо. Проверить его можете одним из указанных в материале способов.
класс! Прям как отец родной все рассказал, прояснил.
Большое водительское спасибо.
Доброго дня
Рад помочь)
Приветствую. У меня Ваз 2108. Педаль тормоза стала легко нажиматся и машина тормрзит только когда педаль почти в пол вжата. Идёт шипение. Что может быть.
Доброго дня
Воспользуйтесь инструкциями из текста. С большой долей вероятности причина в ВУТе.
вечер добрый Пётр подскажи пожалуйста на баргузин е поменял новый гтц вакум новый тормоза тугие,в чём причина
Доброго времени суток.
Если все новое, то наверняка причина в завоздушивании. Надо все еще раз проверить на подсос.