Эффективность системы торможения напрямую зависит от состояния и толщины фрикционных накладок. Они требуют периодического осмотра и замены. Рассмотрим, какая минимальная толщина тормозных колодок допускается, причины, признаки износа и когда требуется их менять.
Загрузка ...
Износ тормозных колодок: признаки
Изношенность накладок торможения характеризуется двумя категориями признаков. Первая – эксплуатационная, признаки неисправности проявляются в момент движения автомобиля. К ним относятся:
- Свист, скрип со стороны колодок. Посторонние звуки от стертых колодок обусловлены следующими факторами:
отработка скрипуна, указывающего на предельный износ фрикционного слоя;
ухудшение взаимодействия фрикционного слоя с поверхностью тормозного диска;
перебои в функционировании системы торможения. - Низкий уровень тормозной жидкости. Чем сильнее изношены колодки, тем больше выдвигается поршень суппорта. Т.е. в системе становиться больше пространства. А значит уровень тормозной жидкости в бачке ниже. Но это признак косвенный.
- Изменения в реакции тормозной педали. Неожиданное проваливание педали в пол до упора без сопротивления. Проверяются накладки и сопряженные элементы (главный тормозной цилиндр и уровень жидкости в нем, суппорта).
- Повышенная вибрация при торможении. Вибрационная составляющая растет при изношенности колодок или диска торможения. Признак отчетливо ощущается при попытке резкой остановки машины на тормозной педали и на кузове. Проблема решается ревизией накладок и дисков. Иногда требуется менять детали целиком.
- Срабатывание индикации на панели приборов. На некоторых машинах используются современные технологии, позволяющие зафиксировать износ колодок электронной контролирующей системой. Сигнал на приборную доску поступает от контроллера, замыкающего контакты в момент соприкосновения колодки с диском. К недостаткам электронной индикации изношенности фрикционного слоя относят: ложное срабатывание (неисправность контроллера, влияние влаги и т.д.) и низкая информативность. Сигнал об изношенности поступает при стертости наружной или внутренней колодки, что не запрещает дальнейшую безопасную эксплуатацию автомобиля. Для определения степени износа, потребуется разобрать и замерить их толщину вручную.
- Понижение эффективности торможения. Сопровождается увеличением тормозного пути при нажатии на педаль тормоза. Но зафиксировать данный факт достаточно проблематично.
Причины неисправности | Способ устранения |
---|---|
Замасливание фрикционных накладок | Зачистите накладки металлической щеткой, используя теплую воду с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные ко. |
Износ тормозных накладок колодок | Замените тормозные колодки |
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза) | Замените диск, если его толщина меньше допустимого значения |
Вторая категория признаков износа фрикционного слоя обусловлена снижением уровня тормозной жидкости. Уменьшение жидкости обусловлено следующими причинами:
- Утечка. Потребуется приступить к выявлению и устранению места протечки жидкости.
- Изношенность накладок. Если толщина колодок значительно уменьшается, требуется больший объем жидкости для движения поршня суппорта. Чем обеспечивается перемещение накладки к диску. Доливка жидкости позволяет кратковременно решить проблему. Но если накладки будут меняться, при вдавливании поршня суппорта, тормозная жидкость в бачке будет чрезмерно подниматься.
Причины износа
Износ накладок — естественный эксплуатационный процесс. Они относятся к категории расходных материалов. Стирание рабочих поверхностей происходит при соприкосновении с диском (барабаном) в момент торможения. Что также сопровождается повышением температуры. Равномерность стертых поверхностей колодок может существенно разниться, как и скорость исчерпания ресурса. Что обусловлено разнообразными неполадками в тормозной системе.
Среди причин, влияющих на степень изношенности накладки, выделяются:
- Качество фрикционного слоя. Критерий характеризуется исключительно изготовителем деталей и применяемыми в процессе производства технологиями. Чаще приходится менять дешевые изделия. Они быстрей изнашиваются и менее эффективны при торможении.
- Стилистика езды. Эксплуатационный ресурс фрикционного слоя значительно сокращается при частых и резких торможениях. Но данный факт не должен отражаться на равномерности износа рабочих поверхностей.
- Эксплуатационные условия автомобиля. Лучшими условиями для фрикционного слоя является эксплуатация в городской черте. Передвижение на машине по плохому дорожному полотну, особенного песчаного, с грязью и водой, укорачивает период службы деталей. Вынуждая менять их раньше времени.
- Исправность системы торможения. От состояния и правильности функционирования цилиндров, поршней, направляющих суппортов, тормозных дисков и уровня жидкости в главном тормозном цилиндре зависит интенсивность и равномерность износа фрикционного слоя. Перекашивание поршней или подклинивание направляющих суппорта приводит к неравномерному износу деталей. Их приходится менять раньше времени.
- Коробка установленная на авто. На машинах с автоматической трансмиссией накладки стираются быстрее, в сравнении с механической. Что обусловлено возможностью использования для торможения машины силового агрегата на механической КПП. На машинах с автоматом для остановки используется только тормозная педаль.
- Программа ABS. Оснащение автомобиля антиблокировочной системой увеличивает ресурс фрикционного слоя. Что обеспечивается электронной программой, контролирующей и определяющей оптимальное усилие на колодки.
- Степень жесткости фрикционного слоя. Мягкая рабочая поверхность стирается быстрее, но сохраняется ресурс диска. Соответственно, твердый фрикционный слой отслужит больше, но отмечается повышенная изношенность диска. Уровень жесткости и быстрота стирания деталей закладывается изготовителем. Отмечаются три категории: классические, комфорт и спортивные.
Ускоренный износ колодок отмечается и при частой эксплуатации машины в состоянии перегруза или с прицепом без системы торможения. Идентичная ситуация складывается при езде в горах и холмистой местности.
Минимальная толщина тормозных колодок
Для большинства моделей машин критерии по смене накладок идентичны.
Менять их рекомендуется при остаточной толщине рабочей поверхности 2-3 мм. Дополнительно учитывается масса машины – больший вес приводит к утолщению минимально допустимого слоя. У малолитражных автомобилей допускается износ до толщины в два миллиметра. А у джипа и кроссовера – 3-3.5 мм.
При визуальном осмотре тормозных накладок обращайте внимание на внутренние детали, они изнашиваются быстрее.
Эксплуатационный ресурс колодок барабанных тормозов значительно выше, чем дисковых. Их хватает на пробег от ста тысяч километров. Смена барабанных накладок проводится в отношении 1 к 3 или 4 к передним. То есть на третью или четвёртую смену передних колодок, меняются задние барабанного типа. Увеличенный ресурс обусловлен следующими факторами:
- При торможении масса машины инерционно перемещается на передние колёса, увеличивая нагрузку на колодки.
- Многие современные автомобили комплектуются задними дисковыми и барабанными тормозами. Барабанные используются только в системе ручного тормоза.
Менять колодки требуется попарно, независимо от степени изношенности. Детали меняются одновременно на всей оси, спереди или сзади комплектом из четырёх штук.
Датчик износа – ненадежный помощник
Владельцам машин, укомплектованных датчиком износа накладок торможения, не стоит безоговорочно доверять электронной системе, дожидаясь момента срабатывания соответствующего индикатора на приборной панели. В большинстве случаев используется два контроллера – один на переднем, а второй на заднем колесе. Все зависит от конкретной тормозной схемы. Что не гарантирует эффективную фиксацию стёртых тормозных колодок.
Так при неполадках с суппортами, происходит неравномерная изношенность фрикционного слоя. Нередко наблюдается разница в износе наружной и внутренней накладки. Рекомендуется периодически осматривать их состояние.
Часто причиной загорания индикации становится повреждение контроллера или короткое замыкание в цепи питания. Корректность функционирования датчика зависит и от толщины тормозного диска. При длительной эксплуатации (производилась смена фрикционных накладок три и более раза) диска в разы увеличивается вероятность ложного срабатывания индикатора или полного отказа.
Не нужно использовать датчик в качестве сигнализатора необходимости смены накладок. Это вспомогательный инструмент, позволяющий подстраховаться и получить информацию о критическом износе деталей. Их необходимо менять в кратчайшие сроки.
Разберёмся на конкретном примере – Land Rover Discovery. Допустимые нормы изношенности для других моделей машин незначительно отличаются. Толщина фрикционного слоя новой колодки двенадцать миллиметров. Изготовителем допускается износ до трёх миллиметров. Сигнальный элемент контроллера расположен в 8.5 мм от края фрикционного слоя. Соответственно индикация на панели приборов загорится при остаточной толщине накладки в 3.5 мм. Что допускает дальнейшую эксплуатацию машины, оставляя время на подготовку и планирование работ по смене накладок.
Как определить износ тормозных колодок
При фиксации признаков неисправности тормозных колодок, рекомендуется визуально оценить их состояние. Главным критерием является толщина фрикционного слоя. Минимально допустимая толщина прописана в мануале к конкретному автомобилю.
Необходимо оценивать состояние наружной, внутренней накладки и тормозного диска. Наличие на диске царапин, потемнений указывает на износ. Также замеряется толщина фрикционного слоя, используя штангенциркуль или линейку. Если отмечается критический износ, требуется менять колодки.
Дисковых
Для ответа на вопрос менять или нет накладки дисковых тормозов, проводится демонтаж колеса, отвод суппорта и замер толщины фрикционного слоя. При наличии доступа поднимать суппорт не требуется. Дополнительно оценивается состояние направляющих, пыльников и расположенных под ними рабочих поршней суппорта. По мере необходимости трущиеся элементы обрабатываются смазочным веществом.
Еще один критерий для определения износа – прорезь на фрикционном слое, обеспечивающая отвод тормозной пыли. Она выполняется вдоль или по диагонали. Накладка исправна при просматривании прорези.
Барабанных
Как уже отмечалось ранее, нагрузка на колодки барабанного типа значительно ниже. И первым критерием износа накладок тормозных барабанов станет проведение 2-3 смен колодок спереди. Но окончательный вывод менять или нет, делается после осмотра.
Оценить состояние накладок барабанного типа довольно проблематично. Наиболее простой вариант – использование смотрового окошка, расположенного спереди или сзади барабана под заглушкой из резины. Потребуется загнать автомобиль на смотровую яму или подлезть под него. Метод позволяет оценить состояние одной накладки. Вторая может отличаться степенью изношенности или вообще полноценно не прижиматься. Для системы торможения барабанного типа допускается остаток фрикционного слоя в полтора миллиметра. При визуальной фиксации стирания детали на половину – фактическая изношенность составит семьдесят процентов. Такие колодки рекомендуется менять.
Более трудоемкий, но эффективный вариант оценки барабанных накладок – демонтаж и разборка барабана. Помимо четкого замера толщины фрикционного слоя, попутно удастся проверить работоспособность механизма развода накладок, поршня и изношенность внутренней полости барабана. Успешное функционирование накладок подтвердит умеренный износ и металлический блеск поверхности по окружности внутри барабана.
Когда менять
Менять накладки необходимо:
- при существенном, критическом износе;
- согласно заводским указаниям – по пробегу или определенному периоду времени.
Наиболее часто менять колодки приходится по факту критической изношенности. Но при редкой эксплуатации машины, рекомендуется менять детали по истечению 3-4 лет.
Эксплуатационный ресурс накладок по пробегу, как правило, находится в пределах от тридцати до пятидесяти тысяч километров. Если проблемы с ними отсутствуют после 50000 км пробега, то с большей долей вероятности начал стираться тормозной диск. С течением времени фрикционный слой отвердевает, либо излишняя жесткость была изначально. Что приводит к изношенности диска. Не стоит отказываться от смены колодок при большом набеге, несмотря на их приемлемое состояние. Это значительно дешевле, чем менять диск.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.