Вакуумный усилитель тормозов: от определения до признаков неисправности

ВУТ Тормоза

Вакуумный усилитель тормозов – это устройство, которое повышает эффективность торможения автомобиля, используя вакуумную силу. ВУТ стал существенным компонентом для современных авто и обеспечивает более безопасное управление ими. В данном материале мы подробно рассмотрим, что он представляет собой, а также его обслуживание.

Вакуумный усилитель тормозов – это

Важнейший компонент системы тормозов на вашем авто – это ВУТ. Его предназначение заключается в том, чтобы увеличивать усилие, которое идет от педали тормоза к основному тормозному приводу. Вакуумник обеспечивает более комфортное и упрощенное управление авто, а также оперативное торможение.

вот как выглядит

Предназначение ВУТ

Узел, называемый вакуумником (или ВУТ) берет на себя много важных функций. Работа вакуумного усилителя тормозов — создать доп. усилие при помощи вакуума, которое обеспечит качественную работу тормозной системы.

Конструкция ВУТ

Конструкция

Вакуумный усилитель – представляет собой круглый герметичный корпус, находящийся в отсеке двигателя, а поверх него установлен основной тормозной цилиндр. Следует учесть, что бывает еще один тип данного механизма, под названием: гидровакуумный усилитель тормозов, он интегрирован в гидравлический узел привода.

Конструкция вакуумного усилителя тормозов

Устройство вакуумного усилителя тормозов не является чрезмерно трудным. Основополагающим его элементом является цилиндрический корпус, с объемом внутри, и парой герметичных камер. Первая камера, которая располагается рядом с главным тормозным цилиндром, называется вакуумной, а вторая, находящаяся ближе к педали — атмосферной.

Диафрагма располагается ближе к вакуумной камере и имеет связь через шток с поршнем главного тормозного цилиндра. Также в вакуумной камере находится обратный клапан. Благодаря ему камеры связываются с источником разрежения, о котором речь пойдет позднее.

ВУТ под капотом

Если посмотреть на схему вакуумного усилителя тормозов, то можно увидеть, что поверх диафрагмы в атмосферной камере установлен следящий клапан, связанный с педалью тормоза.

Для функционирования вакуумного усилителя нужно образовать вакуумное давление. Оно достигается путем сопряжения вакуумной камеры с впускным коллектором. Однако, данный метод используется только в машинах, работающих на бензине, где вакуум в коллекторе может доходить до весомых значений. Для дизелей применяется иной вакуумный накопитель — особый насос.

Схема ВУТ

Как работает вакуумный усилитель тормозов

Принцип работы вакуумного усилителя представляет собой применение разницы в давлении двух камер, отделенных диафрагмой. При стандартном положении вакуумная и атмосферная камеры связываются друг с другом, используя вакуумный канал, находящийся в диафрагме, вследствие чего в них образуется идентичное, слабое давление, что удерживает тормозной цилиндр в стандартном положении.

Как работает вакуумный усилитель тормозов

При нажатии на педаль, следящий клапан плавно закрывает вакуумный канал, протекающий между камерами, и открывает атмосферный канал в атмосферной камере. Из-за данных действий происходит повышение давления в атмосферной камере, и диафрагма передвигается к тормозному цилиндру. Передвижение диафрагмы влияет на шток цилиндра, превышая усилие, создаваемое ногой на педали. Весь этот процесс влияет на успешное усиление тормоза.

Когда педаль отжимается, следящий клапан повторно закрывает атмосферный канал и открывает вакуумный, вследствие чего давление в камерах приходит в норму. Возвращение поршня тормозного цилиндра и диафрагмы в их стандартное положение обеспечивается присутствием возвратной пружины.

Разобранный вут

Важно учесть, что усилитель тормозов не прекращает функционировать даже при заглушенном моторе, чему способствует обратный клапан.

Результативность вакуумника зависит от силы давления атмосферы, и чем она больше, тем он лучше будет функционировать. Среднее давление в вакуумной камере составляет около 0,067 МПа.

Какие датчики у ВУТ

Немаловажную работу в функционировании вакуумника выполняют датчики, находящиеся в различных местах данной конструкции. Они помогают не только улучшить действенность торможения, но и упростить управление транспортом. Первый из них — датчик хода мембраны, при помощи него электроника способна контролировать текущее состояние устройства.

Датчик вакуумного усилителя тормозов Киа Сид

Кроме того, вакуумник может быть оснащен датчиками перемещения штока и степени разрежения камер. Второй помогает определить нехватку или переизбыток вакуума в камерах устройства.

Признаки поломки

Отличительной особенностью неисправности вакуумного усилителя тормозной системы является шум, напоминающий шипение, который производит вакуумник после нажатия на педаль, ход которой может стать тяжелей. Помимо этого, одноq из типичных проявлений неисправности может быть нестабильная работа мотора. Обосновать это можно тем, что воздух попадает во впускной коллектор обедняя смесь. Также, шум иногда появляется из-за износа сальников клапана.

Ремонт вут

Иногда проблема может стать настолько серьезной, что педаль не будет возможно нажать до конца. А при работающем моторе обороты могут падать, вызывая полную остановку или наоборот, подскакивать. Также могут возникнуть проблемы со стартом двигателя, увеличиться расход, снизиться динамика, и тому подобное.

Сталкивались с неисправностью ВУТа?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

4 способа проверки вакуумного усилителя

Метод 1:

  1. Заведите машину и оставьте на пару минут.
  2. Остановите мотор.
  3. Зажмите педаль тормоза на максимум.
  4. Отожмите педаль, а затем нажмите еще раз.

Если педаль ушла, не так низко как в прошлый раз или нажатие стало трудней, то это может свидетельствовать о проблемах с вакуумником. Если повторное нажатие идентично первому, значит все работает правильно.

Схема проверки ВУТ

Метод 2:

  1. Нажимайте на педаль порядка 8 раз, задержитесь на последнем нажатии.
  2. Удерживайте последнее нажатие с большим усилием, и одновременно запускайте двигатель.

Если механизм исправен, то педаль уйдет вниз еще сильней. Если же этого не произошло, то, скорее всего, с клапаном что-то не так.

Метод 3:

  1. Заведите авто и оставьте на пару минут.
  2. Нажмите с усилием и держите педаль, заглушите машину.

Обратный клапан на шланге ВУТ

Если педаль будет создавать обратное усилие, пытаясь вернуться в стандартное расположение, то, скорее всего, есть неисправность, связанная с утечкой воздуха.
Метод 4:

  1. Открепите шланг от впускного коллектора.
  2. Пережмите штуцер (можно рукой)
  3. Заведите машину и оставьте на пару минут.
  4. Выжмите тормоз.

Если обороты как-то изменились, то, наверняка, усилитель пропускает воздух и нуждается в починке. Первоначально, следует проверить шланг на наличие трещин.

Диагностика клапана

Чтобы произвести проверку и узнать функционирует ли обратный клапан в вакуумном усилителе тормозов, следует демонтировать шланг, вытащить клапан и насадить на него резиновую грушу. Ее следует присоединять к клапану с внешней стороны, там, где обычно находится шланг. После этого необходимо надавить на грушу, а затем отпустить. Если при сжатии она изменяет форму, значит, обратный клапан функционирует правильно. Если же этого не случается лучше поставить другой клапан.

Старый и новый обратный клапан вакуумного усилителя тормозов

Еще данный метод может быть применен в случаях, когда нужно убедиться в герметичности вакуумного усилителя системы торможения, а именно ее впускного шланга. При отсутствии компрессора, данный метод поможет понять, уходит ли воздух из механизма.

Какой купить для замены

Если вы приняли решение приобрести аналоговую запчасть, то важно разобраться в компаниях, занимающихся продажей компонентов для авто на рынке. Некоторые компании изготовляют и продвигают запчасти своего производства под именами личных брендов, в то время как другие просто продают продукцию, изготавливаемую первыми.

вут TRW

Естественно, производственные компании имеют отличия друг от друга по стоимости и качеству производимых изделий. Но вакуумные усилители от вторых компаний могут быть полностью непредсказуемыми – к примеру, продукты первой партии могут сильно отличаться от продуктов из второй.

Именно поэтому автомобилистам следует покупать вакуумник от надежных немецких брендов, таких как: Bosch, ATE, TRW. Они являются признанными экспертами в области тормозных систем и поставляют свои запчасти на конвейеры большинства авто концернов в Европе. Фактически, аналог данного производства будет являться тем же оригиналом, но иметь другое название производителя.

вут Bosch

Также, в списках JP Group имеются усилители, которые отличаются привлекательной ценой, но могут быть немного хуже по качеству. В то же время, тайваньские модели Vika, несмотря на их низкую цену, не всегда являются надежными, поскольку их изготовитель специализируется на производстве дешевых копий запчастей для VAG.

Опыт показывает, что самые дешевые запчасти на рынке чаще всего оказываются самого низкого качества и имеют меньший запас эксплуатации. Такие запчасти следует приобретать только в той ситуации, когда у вас ограниченный бюджет, и вы не можете позволить себе комплектующие по дороже, но вам важно как можно скорее поставить машину на колеса.

Ремонт вакуумного усилителя тормозов

ВУТ – узел, состоящий из множества элементов. Все компоненты вакуумного усилителя тормозов не выходят из строя одновременно. Поэтому расскажем о ремонте отдельный частей.

Цены на ВУТ для Лада Веста.

ПроизводительЦена в $ за 1 штОписаниеАртикул
Оригинал300-400ВУТ с главным тормозным цилиндром8450006884
Trialli200ВУТ БЕЗ главного тормозного цилиндраVA 0101
Цена указана на март 2023

Регулировка штока

Не на всех машинах имеется возможность отрегулировать длину штока в усилителе. Обычно такой шток нормируется по выступанию за фланец усилителя в демонтированном виде. Однако подобная процедура проводится крайне редко, так усилители заранее настраивают на производстве, и регулировка длины штока в будущем не требуется.

Регулировка

Но бывают ситуации, когда регулировка длины штока может помочь снизить свободный ход педали. Чтобы выполнить данную процедуру, требуется демонтировать усилитель, а затем, при слегка открученной контргайке, изменить длину штока путем прокрутки.

Изменять длину штока усилителя следует с осторожностью, так как данное действие может привести к нежелательным последствиям.

Обратный клапан

Данная деталь расположена посреди корпуса усилителя и вакуумного шланга, и ее конструкция довольно проста. Чтобы ее проверить, необходимо продуть через нее воздух, и проверить, что он проходит только в одном направлении, а в другом блокируется. Если возникают какие-либо сомнения, то лучше заменить этот простой компонент.

Обратный клапан на корпусе вакуумного усилителя тормозов

Шланги

Самым простым случаем неисправности вакуумного усилителя тормозов может быть утечка вакуума в подводящем шланге. Замена этого шланга на новый является простым и недорогим решением. Нет необходимости искать шланг с какими-либо серьезными требованиями, главное, чтобы он был бензостойким и имел подходящий размер.

Ремонтный набор

Вместо проведения серьезного ремонта с применением ремонтного набора, легче заменить весь вакуумник сразу. Однако ремкомплекты для старых машин все еще существуют и могут использоваться.

ВУТ разобран

В ремкомплектах вакуумных усилителей тормозов обычно всегда имеется резиновая диафрагма, которая устанавливается между камерами. Бывает, что рвется только она, а все остальные компоненты остаются в порядке. Кроме того, в комплекте могут быть предоставлены гофрированные резиновые чехлы для штоков, уплотнительные кольца и, возможно, обратный клапан.

Для того чтобы поменять все перечисленные компоненты, следует демонтировать и развинтить усилитель. В данном процессе также нужно будет ослабить завальцовку, которая связывает половинки корпуса, а затем разъединить их, удерживая возвратную пружину диафрагмы.

После того как резиновые детали вакуумного усилителя тормозов были поменяны необходимо собрать корпус, применяя обратный порядок действий, и снова завальцевать половинки.

Крайне не желательно передвигаться с неисправным вакуумником тормозной системы.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий