Самостоятельно выясняем, когда менять тормозные диски

Изношенный тормозной диск Тормоза

Самые лучшие тормозные системы после определенного пробега автомобиля нуждаются в ремонте или замене. Причиной является то, что основные компоненты, обеспечивающие торможение, относятся к расходным материалам. Из статьи можно узнать, как установить уровень износа тормозов, и когда менять тормозные диски.

Признаки критического износа

изношенный тормозной диск
Это внутренняя сторона, она изнашивается быстрее. Оценивайте состояние по внутренней стороне.

Трудно определить с большой точностью сколько ходят дисковые устройства до замены. На необходимость проверки системы указывают изменения, появившиеся в поведении автомобиля при торможении. Рекомендуется проконтролировать износ дисковых тормозов при появлении следующих признаков:

  • Замедление движения осуществляется рывками. Чаще всего такие симптомы указывают на кривизну или неоднородное изнашивание поверхности. Одновременно надо осуществить проверку колодок.
  • При нажатии педаль тормоза проваливается. Происходит это в случае изношенности дисковых тормозов или повреждении гидравлической системы усиления тормозов. В случае достижения минимальной толщины тормозного диска его надо менять.
  • Возникновение свистящих звуков в процессе уменьшения скорости. Звуки сигнализируют о стирании колодок. По мере стирания накладок повышается вероятность повреждения дисков. В такой ситуации надо менять колодки. Одновременно надо провести проверку исправности диска. При осмотре состояния колодок помните, что внутренние детали изнашиваются быстрее.
  • Вибрация руля. К этому может перевести перекос дисков тормоза или образование на нем борозд из-за изнашивания. Также биение руля возможно указывает на износ колодок.

Как часто проверяете состояние тормозных дисков?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Когда менять тормозные диски

Обычно ресурс тормозных дисков в 2-3 раза превышает срок эксплуатации накладок.

Обозначение минимально допустимой толщины

Правда существуют модели, в которых предусмотрена одновременная смена тормозных элементов. Современные передние диски надо менять через 50 000 — 90 000 километров при обычной езде. Задние элементы нагружены меньше, поэтому их меняют реже.

Опытный водитель оценивает изношенность дисков визуально или с помощью ощупывания. Конечно, надо подождать остывания металлических деталей. Поверхность не должна быть волнистой и иметь глубоких порезов. Глубину износа можно оценить по ступеньке, которая образуется между рабочей поверхностью и кромкой диска.

Обозначение минимально допустимой толщины

Изношенность дисков тормозной системы можно понять измерит их толщину. Допустимая толщина тормозных дисков задается изготовителем. Толщина современных дисков составляет 22-28 мм. Если диск стерся на 3 мм и более, его необходимо менять.

Колодки приходится менять чаще. При их смене система открыта, поэтому легко оценить изношенность других элементов. Вместе с дисками необходимо менять колодки. Иначе старые накладки нанесут им повреждения.

Виды износа тормозных дисков

На мощные автомобили иногда ставят дорогие диски из композитных материалов или керамики. Они работают гораздо эффективнее и меньше изнашиваются. Для диагностики изнашивания керамических поверхностей нужно специальное оборудование. Не редко на таких изделиях есть специальные метки, показывающие степень износа.

Иногда диски приходится менять из-за изменения геометрии поверхности. Даже при небольшом искривлении тормоза теряют эффективность. Диагностировать искривление можно по появлению вибрации или увеличению у педали тормоза свободного хода.

Толщина тормозного диска, как проверить

Легче всего измерить износ тормозных дисков микрометром. Также можно использовать штангенциркуль. Измерения производятся в разных точках на одинаковом расстоянии от центра. Толщину тормозного диска нужно проверить минимум в 8 точках. Если получаются различные значения, то мы имеем дело с неравномерным истиранием. Допустимое биение — 0,05 мм.

Различия могут быть вызваны искривлением поверхности. Обязательно надо определить причину неравномерного изнашивания.

Измерение толщины тормозного диска микрометром

Если микрометр отсутствует, а бортик мешает произвести аккуратные измерения штангенциркулем, возможно использовать обычную монету. Например, толщина рублевой монеты составляет 1,5 миллиметра. Износ с каждой стороны, как правило, не превышает 2 мм. Поэтому после прокладывания монеты с одной стороны штангенциркуль, как правило, будет упираться в монету, а не в бортик. Таким способом можно определить глубину износа, вычитая толщину монеты из измеренной толщины.

В сервисных центрах для измерения толщины используют специальные приборы, которые похожи на штангенциркуль. На измерительных губках такого прибора расположены специальные выступы. Они касаются поверхности с двух сторон, а губки не упираются в бортики дискового тормоза. Так удается измерить толщину стертой детали.

Измерение толщины

Проверку тормозных дисков следует проводить после демонтажа колес. Измерение надо проводить на каждом колесе отдельно. Результаты могут отличаться.

Прежде, чем менять диск тормоза, следует уточнить необходимую для данной модели автомобиля толщину. Если такая информация не сохранилась на старой детали, то ее можно найти в технических документах.

Минимальная толщина

Для легкового автомобиля допускается износ в 3-4 миллиметра. С обеих сторон износ не должен превосходить двух миллиметров. При определении износа измеряют толщину диска и размер буртика. Полученные величины сравнивают с толщиной новой детали. Надо оценить равномерность истирания рабочей поверхности, проверить отсутствие трещин. Не должно быть трещин размером свыше 0,01 мм.

Трещины

Следует также осмотреть структуру канавок. При большой глубине канавок рекомендуется сразу менять оба тормозных элемента. Также надо произвести замену при характерном коническом изнашивании. Надо произвести осмотр тормозного суппорта.

Частые температурные колебания приводят к изменению цвета дисковых тормозов, появлению трещин, возникновению других видов коррозии. Поврежденные детали в процессе снижения скорости издают шум, уменьшается эффективность их работы. Изношенные тормозные диски надо менять вместе с колодками.

Измерение

Минимальная толщина тормозных дисков популярных моделей авто
Модель
Минимально допустимая толщина в мм
ПереднихЗадних
Renault Logan
Лада Гранта
Приора
Калина
17,8-
Renault Duster
Лада Веста
19,8-
Hyundai Creta21,4 для диаметра 280 мм
26,4 для диаметра 300 мм
8,4
Hyundai Solaris
Kia Rio
208,6
Volkswagen Polo197
Skoda Rapid19 для диаметра 256 мм
22 для диаметра 288 мм
7
Toyota Rav 422 для диаметра 280 мм
25 для диаметра 300 мм
10,5
Volkswagen Tiguan22 для диаметра 312 мм
27 для диаметра 340 мм
10 для диаметра 300 мм
20 для диаметра 310 мм
Причины неисправностиСпособ устранения
Замасливание фрикционных накладокЗачистите накладки металлической щеткой, используя теплую воду с моющим средством. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные ко.
Износ тормозных накладок колодокЗамените тормозные колодки
Чрезмерное биение или неравномерный износ (ощущается по вибрации педали тормоза)Замените диск, если его толщина меньше допустимого значения

Что влияет на скорость износа

Скорость изнашивания дисков тормозов определяется следующими факторами:

  • Тип трансмиссии. На машинах с механической коробкой переключения скоростей изнашивание элементов системы торможения происходит медленнее. Механическая коробка допускает торможение двигателем, а машины с АКПП можно остановить только с использованием тормозов.
  • Стиль вождения. Манера езды с быстрым набором скорости и резким замедлением приводит к быстрому изнашиванию системы торможения.
  • Условия эксплуатации. Езда по пересеченной местности увеличивает нагрузку на дисковые тормоза, потому что приходится чаще использовать тормоза при движении.
  • Используемые дисковые тормоза. С помощью исследований установлено, что срок эксплуатации сплошных устройств меньше, чем перфорированных или вентилируемых.
  • Класс износостойкости. Часто производители вместо этой характеристики указывают минимальную величину пробега транспортного средства для данного типа дискового тормоза.
  • Жесткость элементов торможения. Использование мягких колодок обеспечивает плавность остановки машины и деликатное взаимодействие колодок с диском. Он меньше изнашивается с мягкими накладками. С жесткими накладками замедление движения происходит резко, что ускоряет изнашивание дискового тормоза. Лучше использовать элементы системы торможения одинакового класса жесткости. Тогда удается также продлить срок использования колодок.
  • Вес машины. При снижении скорости тяжелых автомобилей система торможения испытывает большие нагрузки, поэтому ее элементы быстрее изнашиваются.
  • Качество материала. Некачественный металл, используемый в дешевых системах, истирается быстрее. На них часто появляются трещины и возникают искривления, которые сокращают срок годности системы торможения.
  • Исправность тормозов. Изнашивание ускоряется, если отсутствует смазка у направляющих, или используется некачественная тормозная жидкость.
  • Существование АБС. Антиблокировочная система (АБС) оптимизирует силу взаимодействия тормозного диска и накладки. Использование АБС продлевает период эксплуатации элементов системы торможения.

Крайне изношенный

Тормозные детали, расположенные спереди, изнашиваются сильнее. Сила, прикладываемая к передним устройствам, гораздо больше. Допустимый предельный износ тормозных дисков спереди и сзади тоже различается.

При использовании авто в пределах города нужно контролировать состояние тормозных элементов на каждом ТО. Современные диски при использовании в обычных условиях рассчитаны на пробег в 100 000 километров.

Неравномерный износ: причины

Иногда при рассмотрении старых дисков заметно неравномерное изнашивание. С таким положением дел надо разбираться. Неравномерный износ снижает эффективность работы тормозов. Можно перечислить следующие причины, которые приводят к неравномерному стиранию:

  • Перекос дисковых тормозов. В случае ошибки при установке они постепенно будут принимать коническую форму. Если быстро обнаружить эту ошибку, то можно попробовать сделать проточку поверхности. Однако надежнее поменять и установить правильно.
  • Перекос тормозных колодок. При неправильной установке колодок будут изнашиваться неравномерно оба тормозных элемента.
  • Попадание мусора в тормозной суппорт. Налипание грязи приводит к тому, что накладка с разной силой прилегает к дисковой поверхности в различных частях. Это приводит к неравномерному стиранию.
  • Искривленная направляющая. При механических повреждениях направляющая искривляется. В результате износ будет осуществляться неравномерно.
  • Коррозия поверхности. При длительном нахождении автомобиля в условиях с высокой влажностью диск может покрыться ржавчиной. Она вызовет неравномерное изнашивание.
Попадание мусора
Результат попадания мусора между диском и колодкой

Из-за неровности поверхности возникает стук при торможении. Допускается искривление не более 0,05 мм, хотя при вдвое меньшем искривлении появляется биение. Проточкой на станке можно уменьшить неровность до 0,005 мм. Однако проще и надежнее приобрести новые диски тормозов.

Обкатка новых

Если пришло время менять элементы системы торможения, то для новых тормозов требуется притирка и обкатка. Новые детали имеют шероховатую поверхность, поэтому площадь соприкосновения составляет всего 25% от необходимой. Чтобы убрать шероховатости и обеспечить нормальную площадь сцепления, надо провести притирку. Она состоит из 20-30 торможений на скорости с 80 км/ч до 30 км/ч. Между торможениями надо выдерживать паузы, чтобы тормозные элементы успевали остывать.

Новый тормозной диск

Обкатка представляет собой более длительный процесс. Она необходима, чтобы произошло спекание внешнего слоя материала колодок. Это происходит при определенной степени нагрева накладок. При чрезмерном нагреве фрикционный слой может разрушиться. Таким образом, после смены тормозов несколько сот километров надо ездить плавно, избегая резких торможений. В этот период не рекомендуется перегружать автомобиль или осуществлять буксировку прицепа.

После правильной притирки и обкатки тормоза будут действовать эффективно и выдерживать максимальную нагрузку.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

CarPetr

Меня зовут Михаил Петрович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий