Главный тормозной цилиндр – это один из важнейших компонентов тормозной системы любого авто. Его проверка может потребоваться, если у вас возникли проблемы с торможением или самой педалью. В данном материале разберем, как проверить главный тормозной цилиндр и определить, нуждается ли он в замене.
- ГТЦ что это в машине
- Где находится главный тормозной цилиндр
- Устройство ГТЦ
- Как работает главный тормозной цилиндр
- Схема функционирования
- Признаки неисправности ГТЦ
- Диагностика ГТЦ по признакам неисправности
- Как проверить главный тормозной цилиндр на перепуск тормозной жидкости
- Быстрый с помощником
- Без помощника
- Коды неисправности
- Полноценная проверка ГТЦ
- Разборка и диффектовка главного тормозного цилиндра
- Вопросы по теме
ГТЦ что это в машине
ГТЦ является важнейшей частью тормозного механизма авто. Он преобразует усилие создаваемое человеком, при надавливании на тормозной рычаг, в гидравлическое давление, передающееся на исполнительные механизмы тормозной системы. Таким образом, основной цилиндр обеспечивает надежное торможение авто.
Данный цилиндр имеет корпус из металла цилиндрической формы, в котором расположены проходы для гидравлической жидкости. Данная деталь отвечает за передачу гидравлического давления на цилиндры всех имеющихся колес. Но не следует путать ГТЦ с тормозными цилиндрами.
Где находится главный тормозной цилиндр
ГТЦ находится наверху моторного отсека, рядом со стенкой, разделяющей мотор от салона. Легче всего найти данную деталь по резервуару для тормозной жидкости (ТЖ), который обычно расположен на видном месте.
Устройство ГТЦ
ГТЦ можно обнаружить над вакуумником (ВУТ). Конструктивная схема главного тормозного цилиндра состоит из корпуса, резервуара для ТЖ, двух поршней, пружин и резиновых манжетов.
Бак с ТЖ данного цилиндра установлен прямо над ним, он присоединяется к его секциям. Наличие этого бака требуется для поддержания объема жидкости в системе на случай, если вдруг она пропадет. Сколько жидкости в баке, можно увидеть благодаря прозрачным бортам и специальным меткам.
Устройство главного тормозного цилиндра иногда включает в себя вспомогательный сенсор, позволяющий автоматически определять уровень жидкости. При опускании жидкости ниже нормального количества на приборке можно будет увидеть соответствующую лампу (далеко не на всех авто).
Внутри ГТЦ имеется пара поршней с пружинами и манжетами. Манжеты играют ключевую роль в герметичности поршней, а при помощи пружин поршни переходят в стандартное положение и удерживаются в нем.
Иногда для предотвращения неполадок цилиндр обладает датчиком давления. Этот датчик уведомляет о непредвиденной утечке жидкости, позволяет быстро выявлять неисправности, связанные с герметичностью, и принимает меры для исправления этих проблем.
Как работает главный тормозной цилиндр
Корпус детали сделан из металла, внутри него имеется пара поршней, функционирующих последовательно. Когда давят на педаль, усилие благодаря толкателю переходит на ВУТ, толкающий шток основного цилиндра. Этот шток направляется в поршень, сжимая по пути жидкость, из-за чего в первом контуре создается давление. Шток движется дальше, из-за чего благодаря второму поршню давление создается и в следующем контуре. Так как поршни сдвинулись, в появившееся место проходит ТЖ из специального резервуара. Энергия, образованная ГТЦ, переходит на колесные цилиндры, что заставляет колодки придавливаться к тормозному диску.
Когда нога сходит с рычага, шток переходит в стандартное положение. Поршни возвращаются на место благодаря пружинам. Из-за уменьшения давления в системе жидкость, которую оттеснили поршни, переходит снова в бак.
Дабы избежать протекания жидкости между поршнями или полной ее утечки, применяются резиновые манжеты.
Схема функционирования
Для обеспечения безопасности при утечках в механизме тормозов авто имеется двухконтурный тормозной механизм. Он состоит из пары независимых контуров. Чтобы обеспечить такую функциональность, нынешние тормозные цилиндры оснащаются парой поршней и имеют двухсекционную конструкцию. Если первый контур не способен образовать нужное давление, последующий сможет обеспечить правильное затормаживание благодаря поршням.
Существуют разные варианты схем функционирования контуров, отличающихся изготовителем и типом привода авто. Наиболее распространенными являются следующие:
- Параллель 4+2, где первый контур действует на все колеса, а второй – лишь на те, что спереди. Такая схема обеспечивает дополнительную безопасность, так как второй контур может подстраховывать первый.
- Параллель 2+2, где каждая ось обладает своим контуром. Такой вариант распространен для заднеприводных авто.
- Диагональ 2+2, где каждый контур действует на противоположные колеса. Эта схема обеспечивает безопасность в момент отказа некоторого контура, потому что последующий сможет затормозить обе стороны авто.
Признаки неисправности ГТЦ
Рассмотрим признаки неисправности главного тормозного цилиндра, на которые важно обратить внимание:
- Транспорт слегка отходит в бок при затормаживании.
- Происходит перегрев колодки на каком-то колесе.
- Наблюдаются скрипы при активном торможении.
- Пропадает тяжесть педали. Что происходит при разгерметизации системы, когда не случается сжатие жидкости.
- Ход педали укорачивается.
- Педаль проваливается.
- Педаль подклинивает. Это случается при загрязнении компенсационного прохода в ГТЦ.
- Педаль заедает. Это может произойти из-за застревания поршней в цилиндре, что обычно бывает из-за загрязненной жидкости. Поэтому необходимо периодически менять данную жидкость.
- Педаль остается в нажатом положении. Это случается, если возвратные пружины становятся неисправными. Однако неполадка также бывает связана с повреждением самой педали.
- Колеса удерживаются колодками после отпускания педали.
- Обнаружение потеков ТЖ, особенно на вакуумнике. Данная неполадка обычно возникает из-за износа манжет.
Основные неполадки проявляются при надавливании педали и могут перекрываться иными проблемами. Исходя из этого, перед проверкой исправности данного механизма рекомендуется удостовериться в достаточном объеме ТЖ, а также осмотреть состояние дисков, колодок и других компонентов.
Диагностика ГТЦ по признакам неисправности
Загрузка ...
Диагностика главного тормозного цилиндра (ГТЦ) по признакам неисправности | ||
---|---|---|
Признак | Причина, связанная с ГТЦ | Причина,в других элементах тормозной системы |
Вялое затормаживание | Потеря свойств манжетами ГТЦ, растрескивание, износ резины. | 1. Износ исполнительных механизмов: колодок, дисков, барабанов. 2. Завоздушивание и/или потеря герметичности контуром. 3. Подклинивание цилиндров в суппортах. |
Тугая педаль тормоза | Манжеты ГТЦ разбухли и мешают движению поршней. Подклинивание поршней ГТЦ из-за дефекта на поверхностях поршней или стенках цилиндра. Отверстия ГТЦ на контуры тормозной системы забиты. | Мусор в трубках тормозной системы. Заклинивание цилиндров в суппортах. Поломка ВУТ. |
Короткий ход педали | ||
Педаль движется неравномерно | ||
Педаль проваливается к концу хода | Изношенность манжет или пружины 2-ого поршня. | Потеря герметичности магистралей. Износ цилиндров в суппортах. |
Колодки продолжают удерживать диски после отпускания педали. | Забиты компенсационные иди отверстия на тормозные контуры. Подклинивает поршень ГТЦ из-за неисправности уплотнений. | Заклинивание направляющих скобы суппорта. Засорение трубок тормозной системы. Заклинивание цилиндров в суппортах. |
Греются исполнительные механизмы на одном колесе | Давление в одном из контуров ГТЦ не создается. | |
Машину уводит в сторону при торможении | ||
Посторонние звуки при торможении (писк/скрип). | Давления создаваемого ГТЦ не достаточно для плотного прижатия колодок к диску. | Износ колодок. Износ дисков или барабанов. |
Педаль не возвращается или возвращается медленно в исходное положение. | Неисправны пружины ГТЦ. Неисправны перепускные клапаны. | Неисправности механизма педали. |
Как проверить главный тормозной цилиндр на перепуск тормозной жидкости
Когда происходит износ поршневых уплотнений в цилиндре, ТЖ может начать перепускаться через просветы стенок корпуса поршней, перетекая снова в бак. Как итог, контуры не будут обладать нужным давлением.
Анализ неисправности ГТЦ на наличие перепускания жидкости может быт выполнен следующими методами.
Быстрый с помощником
Первая манипуляция осуществляется только вдвоем:
- Нужно снять крышку расширительного бака, находящегося под капотом.
- Затем ассистент давит на тормоз, а вы следите за объемом жидкости.
- Если объем пропадает при нажатии и остается на этом уровне до того момента, как ассистент отпустит педаль, то главный цилиндр в норме.
- Если же жидкость возрастает при надавливании на педаль или образуются пузырьки в ТЖ, значит, жидкость перепускается.
Без помощника
Второй способ можно выполнить самому, для этого требуется проделать следующие шаги:
- Демонтируйте тормозные трубки цилиндра.
- Заглушите штуцеры болтами с соответствующей резьбой.
- Надавите на тормозной рычаг.
- Если в момент надавливания педаль слегка уходит, но затем останавливается и подает сопротивление, то это говорит об адекватном давлении.
- Если же при надавливании педаль плавно уходит в пол, это указывает на слабое перепускание, а если уходит в скором темпе, то ГТЦ требуется срочно менять.
Коды неисправности
Авто, в которых используются датчики давления (ДД), могут предоставить информацию об отказах главного цилиндра через лампочки на приборке и ошибки, сохраненные в компьютере машины. К примеру, ошибка P0557 указывает на слабый уровень сигнала сенсора давления тормозной жидкости, а ошибка C1301 свидетельствует о несоответствии давления положению концевика педали тормоза.
Производители автомобилей обычно используют собственную систему нумерации таких ошибок. Например, у VAG коды ошибок, связанных с ГТЦ, включают:
- 01435 – неполадка с ДД 1;
- 00813 – неполадка с ДД 2;
- 02847 – неполадки с ДД переднего колеса слева;
- 02848 – неполадки с ДД переднего колеса справа;
- 18108 – неправильный сигнал от ДД тормозов.
Но единственным способом на 100% установить, что ГТЦ перепускает, является измерение давления на всех его выводах.
Полноценная проверка ГТЦ
Чтобы полностью убедиться в том, что ГТЦ работоспособен, требуется использовать манометр высокого давления (от 0 до 250 атмосфер). Чтобы подключить манометр, соединительные штуцеры устанавливаются вместо тормозных трубок ГТЦ.
Если главный ТЦ правильно функционирует, при придавливании педали будет создаваться давление в пределах 180-200 атмосфер (бар). Если прибор показывает более низкое давление, то это означает, что главный ТЦ не в порядке.
Без использования манометра можно провести диагностику ГТЦ по побочным симптомам. Для этой процедуры необходимо следующее:
- ключ размером 10, 11, 12 или 13
- тормозная жидкость
- болты с соответствующей резьбой для штуцеров трубок.
По ходу диагностики необходимо нажимать педаль, поэтому для проведения проверки нужно позвать помощника.
- До начала процесса важно обследовать все остальные тормозные механизмы, дабы удостовериться в неисправности именно цилиндра. Далее требуется осмотреть сам ГТЦ. Если объем ТЖ в бачке недостаточен или имеются ее подтеки, то это несомненный показатель разгерметизации.
- Если жидкости мало, но подтеков не обнаружено, то следует долить ТЖ и посмотреть, как работают тормоза, так как иногда утечка происходит где-то на магистрали.
- Если имеются утечки ГТЦ, то необходимо определить их местоположение. Следует удалить остатки ТЖ на корпусе цилиндра, используя бензин. Затем ассистент должен надавливать на тормоз, пока вы будете смотреть на место появления подтеков.
- Заведите мотор и сжимайте шланг ВУТ. Если обороты меняются в момент сжатия шланга, то неисправность не связана с ГТЦ. Виновник — вакуумник.
- Выжмите педаль до упора на запущенном моторе. Если она не уходит, а остается на месте, то ГТЦ в порядке и удерживает давление. Если же она медленно опускается, то, вероятно, цилиндр пропускает ТЖ в бак.
- Пронаблюдайте за тем, как ведет себя жидкость в бачке в момент работы мотора. Если неслышно никаких посторонних звуков при надавливании педали и объем жидкости немного падает, то он работает исправно. Если же количество жидкости не меняется, слышны шумы или видны пузыри в жидкости, это говорит о неполадках.
- Выключите выходные каналы ГТЦ и посмотрите, какое у него давление. Для этого требуется демонтировать тормозные трубки от цилиндра и вкрутить вместо них болты. Затем нужно залить нормальный объем ТЖ и начать надавливать на педаль. Если у педали есть сопротивление и она не уходит, то все в порядке. Если же она плавно уходит или падает, то поршень перепускает ТЖ.
Если после выполнения этих действий стало очевидным, что главный ТЦ не функционирует как нужно, то его следует снять и произвести дефектовку для выяснения причин неисправности.
Разборка и диффектовка главного тормозного цилиндра
Чтобы произвести разбор и осмотр главного цилиндра, потребуются такие инструменты:
- ключ для снятия патрубков
- большой шприц (объемом от 10 кубов), чтобы откачать ТЖ
- ключи размерами 13-17 для снятия главного ТЦ и другие инструменты.
Затем необходимо выполнить следующие шаги:
- Удалить ТЖ из бачка.
- Демонтировать тормозные трубки от главного ТЦ.
- Отсоединить ГТЦ от вакуумника.
- Вытащить главный цилиндр с авто.
- Если в главном ТЦ есть болт-пробка или стопор, необходимо открутить/снять их.
- Обследуйте ГТЦ на подтеки. Если они есть, то цилиндр, скорее всего, не в порядке.
- Извлеките поршни из ГТЦ, заранее демонтировав фиксаторы.
- Очистите поршни, и проверьте их состояние.
- Очистите цилиндр и обследуйте зеркало внутри него на различные дефекты.
- Произведите замеры зазоров поршней и их стенок. Затем следует сравнить полученные измерения с заводскими значениями.
- Проверьте, не засорились ли перепускные окна и выходы.
Вопросы по теме
В этом разделе мы рассмотрим некоторые вопросы, связанные с ГТЦ.
Если износились только резиновые прокладки, то можно установить ремкомплект. Однако если поршень сильно изношен или корпус деформирован, то рекомендуется заменить весь ГТЦ, дабы обеспечить его надежную работу.
Меняющийся объем ТЖ в бачке не всегда является симптомом неполадки главного тормозного цилиндра. Проблемы с подклиниванием исполнительных цилиндров, кипением в момент перегрева колодок и завоздушивания тоже приводят к колебаниям количества ТЖ.
Плавное опускание педали тормоза — популярный симптом того, что уплотнители ГТЦ не герметичны. В этой ситуации ГТЦ можно отремонтировать путем замены манжет с помощью нового ремкомплекта.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.