Выясним, как устроена конструкция рулевого управления, какие признаки неисправности рулевой рейки бывают, и когда требуется выполнить её замену. Благодаря рулевой рейке машина может совершать манёвры. По важности этот элемент не уступает тормозной системе автомобиля. Соответственно необходимо уделять пристальное внимание техсостоянию руля.
Загрузка ...
Как устроена рулевая рейка
Представьте 2 шестерни: разрезанную и круглую. Первую, развёрнутую в ленту с зубьями шестерню, присоединили к тягам, сочленённым с поворотными колёсными кулаками, а вторую, круглую, — к валу с рулевым колесом.
Рулевые тяги покрывают пыльники со смазкой внутри с целью минимизации последствий трения. Комбинация «рейка-шестерня» помещается в корпус в форме цилиндра. Тяги соединяются с рейкой посредством шарниров для обеспечения мобильности и уменьшения ударных нагрузок. Весь механизм закрепляется на подрамник передней подвески либо поперечину кузова в моторном отсеке.
На тягу накручивается наконечник, позволяющий регулировать схождение передних управляемых колёс. Он представляет собой шарнир со штоком, фиксируемый на рулевой тяге стопорной гайкой. Также есть механизм с разрезной гайкой на наконечнике, стягиваемой болтом после накручивания (по типу хомута).
Гидроусилитель
Конструктивно он схож с рулевой рейкой, но для поворота требуется прикладывать меньший объём усилий. Это обеспечивается за счёт:
- Поршня, установленного на валу.
- Нагнетающей давление пластинчатой помпы.
- Регулирующего подачу рабочей жидкости распределителя.
Как только водитель повернул руль, распределитель приступает к контролированию давления масляной жидкости, осуществляя её подачу в систему поршней с требующейся в каждой конкретной ситуации стороны. То есть при повороте направо масло будет подаваться в правую сторону, налево — левую.
Главная задача гидроусилителя — сделать управление авто более комфортным и безопасным. Правда нужно заметить, что это снижается чувствительность управления. И усложняется езда при образовании течи. Кроме того, применяемая в данном механизме ременная передача забирает у двигателя часть мощности. Но даже несмотря на все эти минусы, работоспособный гидроусилитель значительно увеличивает маневренность и придаёт рулю лёгкость.
Электроусилитель
На сегодняшний день это наиболее совершенный вариант, обеспечивающий комфортное управление авто. Также электроусилитель позволяет реализовать работу электронных помощников водителя. Место гидравлики занял электрический усилитель. Сигнал с датчиков, находящихся на руле, направляется на ЭБУ, а от него — на электроусилитель. Минус только один — электронное устройство может внезапно сломаться.
Здесь нет поршней и помп, а лишь валы (руля и основной), которые соединены между собой червячной передачей. На вале руля имеется вращаемая электрическим мотором шестерёнка. В комплекс входят и датчики, сообщающие ЭБУ уровень отклонения руля при повороте. После чего электронное устройство передаёт сигнал на электроусилитель, и управлять рулём становится существенно легче.
Система отличается компактностью и почти не забирает у двигателя мощность. Функционировать электрический усилитель может в различных режимах: городская езда, высокоскоростная дорога, пересеченная местность. К минусам можно отнести неустойчивость к влажности.
Признаки неисправности рулевой рейки
Неисправность рейки может вызвать неудобства при управлении автотранспортным средством, более значительные неисправности даже стать причиной дорожной аварии. При этом признаки поломки часто увязаны с гидравликой — помпой и смазкой.
Симптомы неисправности рейки с ГУРом
При поломанной рейке с ГУРом можно наблюдать:
- Периодическое уменьшение в расширительном баке уровня смазки ГУР. О чём сообщит определённая лампочка на панели (есть далеко не на всех авто). Также на это укажут подтёки масла под автотранспортным средством либо на деталях подкапотного пространства.
- Повышенное усилие при повороте руля.
- После поворота руля он долго либо совсем не возвращается в изначальное положение.
- Сильный гул при поворачивании руля. И чем больше люфт в рулевой рейке, или износ насоса тем этот звук громче. Часто он сопровождает небольшое вибрирование руля.
- Постукивания при передвижении авто. Особенно чётко стук можно слышать при езде по дорожному полотну с неровной поверхностью.
- При прямой езде транспортное средство “ёрзает”, поскольку элементы изношены и люфтят.
Симптомы, причины и способы устранения неисправностей рулевого управления | |
---|---|
Причины неисправности | Способы устранения |
Увеличенный свободный ход рулевого колеса и стук в рулевом управлении | |
Ослабление затяжки болтов крепления рулевого управления | Затянуть болты |
Износ шаровых шарниров рулевых тяг | Подтянуть или заменить шаровые шарниры |
Износ карданного шарнира рулевого вала | Заменить промежуточный вал |
Тугое вращение рулевого колеса - недостаточное усиление | |
Проскальзывание ремня навесного оборудования | Заменить ремень или натяжитель |
Повреждение ремня навесного оборудования | Замена ремня |
Недостаточный уровень жидкости ГУР | Восстановите уровень жидкости ГУР |
Попадание воздуха в ГУР | Прокачайте ГУР |
Перекручивание или повреждение шлангов | Устраните залом или замените шланги |
Недостаточное давление насоса ГУР | Замените или отремонтируйте насос |
Повышенные внутренние утечки в насосе | |
Утечка жидкости из рулевого механизма | Замена деталей |
Перекос или повреждение уплотнений рулевого механизма | Замена уплотнителей |
Нечеткий возврат руля в нулевое положение | |
Затрудненное проворачивание рулевых тяг | Замена рулевых тяг |
Износ карданного шарнира рулевого вала | Замена вала |
Деформация рейки | Замена рейки |
Повреждение подшипника шестерни | |
Перекручивание или повреждение шлангов ГУР | Устранить перекручивание или заменить шланги |
Шум, стук в рулевом управлении | |
Соприкосновение шлангов рулевого управления с кузовом | Правильная проклакда и надежная фиксация шлангов |
Ослабление затяжки болтов крепления рулевого управления | Затянуть болты |
Ослабление крепления рулевых тяг и/или шаровых шарниров наконечников тяг | Затянуть крепления |
Износ рулевых тяг и/или наконечников | Замена тяг и/или наконечников |
Повышенная шумность насоса гидроусилителя | |
Недостаточный уровень жидкости ГУР | Восстановите уровень жидкости ГУР |
Попадание воздуха в ГУР | Прокачайте ГУР |
Ослабление затяжки болтов крепления насоса | Затянуть болты |
Признаки поломки рейки с ЭУРом
Неисправности рейки с ЭУРом аналогичны поломкам механизма с ГУРом, за исключением подтёков масла. Так, при неполадках с электрической рейкой зачастую наблюдается:
- стучащий звук при повороте руля
- неравномерность усилия на руле
- на панели загорается иконка руля
- закусывание руля
- непроизвольное вращение руля.
Но при этом вызываются признаки иными причинами, нежели у рейки с ГУРом. Основная проблема — жидкость, попадающая на шток либо в БУ рейкой.
Причины неисправности рулевой рейки
Есть 3 главные причины неисправности рейки:
- Изношенная червячная пара (распределитель).
- Выработка вала.
- Изнашивание зубчатой области вала.
Наиболее загружаемый элемент в конструкции рулевой рейки — сцепление между зубчатой частью и шестернёй. Следовательно, постепенно могут разрушаться зубья. О чём будет свидетельствовать стучащий звук при удерживании руля при передвижении машины по дорожному полотну с неровностями. Если выработки на зубцах не обнаружено, но имеется небольшой люфт на штоке, проблему возможно устранить посредством регулировочной гайки. Подтяните её, и установите оптимальное расстояние между зубьями шестерни и рейки. Если же зубцы сломаны полностью, рейку придётся сменить (иногда хватит смены шестерни).
Из-за попадания воды, ржавчины во втулке формируется выработка. Неисправность ликвидируется заменой (из ремонтного спецкомплекта).
Наконечник тяги (либо вся тяга) изнашивается из-за порвавшегося пыльника, смывания смазочной жидкости. В этом случае элементы заменяют. Также поступают и с шаровым наконечником.
Если наблюдается “ёрзание” автомобиля по трассе либо руль долго не может вернуться в изначальное положение, — проблема в настройке рейки (но возможна и иная причина, поэтому проводят добавочную проверку).
Расскажем о главных причинах неисправности рейки с гидравликой и электроникой.
С ГУРом
Причины неисправности рейки с ГУРом:
- Изнашивание резиновых уплотнителей гидроусилителя. Это относится как к уплотнителям и сальникам в рейке, так и к присутствующих в прочих областях системы соединениям, допустим, в зоне расширительного бака.
- Поржавевший вал. Обычно коррозия появляется после долгой стоянки авто (часто в зимний и осенний период).
- Поломка клапанов распределителя.
- Плохо работающая помпа ГУР.
- Оборвавшийся либо ослабленный приводной ремешок помпы. Обрыв приведёт к тому, что насос работать просто не сможет.
- Повреждение поршневой системы гидроцилиндра.
- Ржавление рейки.
- Редкая или замена на неподходящую жидкость ГУР.
Также поломка может случиться из-за выработки корпуса (образуются канавки) вследствие нерегулярной смены смазки. Эта причина может возникать исключительно на рулевой рейке с ГУРом. Потребуется заменить рейку. Проблема не критична, но водителю будет мешать непрекращающийся стук в руле.
С ЭУРом
Неисправность рейки с ЭУРом может вызываться проблемами в конкретных узлах системы:
- ЭБУ (редко). Самостоятельный ремонт недопустим, понадобится обращаться в сервис.
- Реверсивный электрический двигатель с червячным приводом. Обычно мотор поддаётся починке, но придётся отправиться в сервис.
- Червячный привод. В частности, шестерня в нём. Обычно заменяют узел.
- Шлейф и датчики поворота.
- Подшипники и втулки.
Нужно отметить сложность диагностики электроусилителя руля. Зачастую для этого используют дополнительные сканеры ошибок, либо обращаются в сервис. Как правило, машины, оснащённые ЭУР, имеют на панели сигнальную лампочку, загорающуюся при возникновении проблемы в его работе.
Как проверить рулевую рейку
При диагностировании неисправности рейки опираются на проявляемые при эксплуатации авто признаки.
С ГУРом
Если повернув руль в крайнее (или почти такое) положение, слышите гул, проверьте состояние ГУР и компоненты его механизма.
При этом такой звук может возникать, даже при нормальном уровне смазки. Проверьте натяжение приводного ремешка, лопасти помпы и её подшипники. Нормальным считается легкое шипение в крайнем положении, которое едва слышно при закрытых окнах авто.
Также важным симптомом является периодическая утечка смазки ГУР.
Тогда требуется долив жидкости в расширительный бак системы. При этом сопутствует такой неисправности утечка смазки из магистрали. Потёки можно наблюдать на пыльниках тяг, либо жидкость может скапливаться непосредственно под машиной (как правило, под расширительным бачком).
Нередко при утечке смазки в систему проникает воздушная масса. На это укажет бурление жидкости в расширительном баке. Напомним, что утечка может вызываться и ржавлением рейки.
Стук в передней части авто
Если рассматривать стучащий звук в передней оси при езде машины, то необходимо отметить, что он может сообщать и о проблеме с ходовой, тогда потребуется провести добавочную диагностику. Стук можно слышать как с левой, правой стороны, так и в центральной части. Он может сообщать о разрыве пыльника, о неполадках с рычажками, тягами либо прочими компонентами.
Чтобы точно выяснить, почему возникла неисправность, целесообразно демонтировать и разобрать рейку. Нужно проверить пыльники, тяги и наконечники. Если пыльник разорван, его потребуется сменить; добавить смазочной жидкости, перед этим удалив с конструкции мусор, воду и грязевые отложения.
С ЭУРом
Обычно гул и (либо) вибрирование руля при повороте (и даже без него) вызываются повреждёнными втулками. Можно воспользоваться 2 методами — заменить ЭУР вместе с рейкой либо же сами втулки. Для чего нужно будет приобрести ремкомплект.
Поломка червячной передачи (шестерни) происходит не часто, но, если пробег авто большой, — этот элемент также необходимо проверить.
В редких случаях причина поломки рейки с ЭУРом — датчики поворота. Их диагностика проводится способом компьютерной диагностики. Целесообразно прибегнуть к услугам автосервиса.
При большом пробеге в электрическом приводе руля также могут возникнуть неисправности. Это можно ощущать по повышенному усилию на руле. Поэтому рекомендуется проверять подшипники, обмотки, щётки электромотора.
Как и при диагностике рейки с гидравликой, проверяйте тяги, наконечники и пыльник.
Люфт рулевой рейки, а ездить можно
Первое, чем угрожает неисправная рейка, — нарушенная управляемость авто. Если рейка лишь начала скрипеть и (либо) гудеть, она ещё некоторое время будет частично рабочей, но когда механизм полностью станет нефункциональным, контролировать движение транспортного средства будет невозможно!
При обнаружении поломки рейки не откладывайте диагностику и ремонтные работы!
Ремонт или замена
Самый затратный с финансовой точки зрения, но надёжный метод починки рейки — замена на заводскую запасную часть. Конечно, не все могут воспользоваться этой возможностью. Если рассматривать рейки с ГУРом, то из-за дороговизны замены зачастую автолюбители приобретают нефабричные либо “контрактные” рейки.
Самый популярный способ — применение ремонтного комплекта, содержащего втулки, пыльники и сальники. Лучшее решение — покупка качественного ремкомплекта и обращение в пользующийся доверием сервис. Но потребуйте гарантийный документ на работы. И берегите гарантию на приобретённый комплект для ремонта либо купленную рейку.
Если же дело в рейке с ЭУР, то тут, как правило, прибегают к ремонту. Ведь шлифовальные работы при механической проблеме совершенно недопустимы, а неполадки в электронике потребуют большого профессионализма на всех этапах работ.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.