Гидроусилитель помогает водителю управлять автомобилем. Его неисправность снижает комфорт, и увеличивает риск попадания в аварию. Расскажем, что делать, если гудит ГУР, перечислим основные неисправности и методы их устранения.
Звуки ГУРа: что норма, а что проблема
Работа ГУРа может сопровождаться специфическими звуками – писк, вой, скрип, стук и так далее. Рассмотрим причины их образования. Определимся, какие звуки опасны при эксплуатации гидроусилителя, а какие допустимы.
Единственным безопасным звуком со стороны гидроусилителя считается шипение. Оно появляется при выворачивании руля в крайнее положение. Шипит перепускной клапан насоса, которому больше некуда качать масло.
Такой режим крайне опасен для гидроусилителя, так как возрастает нагрузка на насос, повышается давление в контуре. В результате все элементы греются, и изнашивается быстрее.
Именно поэтому при шипении, рекомендуется, немного отвести руль из крайнего положения, приблизительно на десять градусов. Это сохранит ресурс гидроусилителя и предотвратит возможную разгерметизации системы.
Писк, свист или визг в крайнем положении руля вызваны износом или ослаблением натяжки ремня гидравлического усилителя руля.
Перечисленные звуки сложно перепутать с ситуацией, когда гудит насос. Для устранения натяните или замените поликлиновый ремень.
Воет ГУР исключительно из-за неполадок насоса. Не всегда отмечается механическая неисправность устройства. Довольно часто, причиной из-за чего гудит гидроусилитель, является проникновение воздуха в контур.
Загрузка ...
Почему гудит ГУР
Поломки ГУРа провоцируются разными факторами. Рассмотрим основные причины, почему гудит гидроусилитель руля:
- Низкий уровень гидравлической жидкости. Неполадка обусловлена протеканием масла. Для устранения необходимо проверить места соединения шлангов и штуцеров. Контроль уровня ведется по расширительному баку. На нем нанесены риски с минимально и максимально допустимым уровнем. Уровень рекомендуется держать в среднем положении между рисками.
- Недостаточное натяжение ремня. Оно должно соответствовать требованиям технической документации. Признаком ослабления являются свист, писк и повышенный нагрев ремня из-за проскальзывания по шкиву насоса.
Быстро проверить натяжение можно, надавив на ремень в месте максимального отдаления от роликов, он не должен прогибаться более чем на 1,5 см.
Сильно изношенный ремень, как его не натягивай, хорошо работать не будет. О том, что ремень следует заменить, скажут поперечные трещины чаще 1,5-2 см, разрушение борозд и краев.
Меняйте ремешок гидроусилителя каждые 60-90 тыс. км.
- Применение неподходящей жидкости для ГУРа. В результате гидроусилитель не только начинает гудеть, но со временем полностью выходит из строя. Отдельное внимание стоит уделять температурным характеристикам масла. Нередко ГУР гудит зимой из-за несоответствия характеристик смазки.
- Плохое качество или постепенное загрязнение гидравлического масла. Использование в контуре гидроусилителя некачественной, потерявшей свойства жидкости приводит к ухудшению работы и значительному снижению ресурса ГУРа. В результате насос гудит, руль вращается тяжелее.
Проконтролировать состояние масла в гидроусилителе можно визуально. Оно должно быть светлое и почти прозрачное.
Для точной проверки оттенка, следует набрать шприцем небольшое количество масла из расширительного бака. Далее выдавить на белый лист (салфетку). В зависимости от используемой смазки, нормальным цветом будет желтый, красный, розовый или зеленый. Если она черно-серого или коричневого оттенка, содержит комочки, замените ее.
Также жидкость не должно отдавать гарью.
Обязательно соблюдайте периодичность смены гидравлического масла согласно мануалу. Как правило, оно меняется раз в 2 года или по пробегу, раз в 40-80 тысяч километров.
- Повреждение внешнего подшипника насоса. Для замены не потребуется полностью разбирать помпу. Но найти подходящую делать бывает непросто.
- Проникновение в контур ГУРа воздуха. Завоздушивание системы негативно сказывается на работе гидроусилителя. О попадании воздуха скажет пена в расширительном бачке. Будет слышно, что гудит механизм прокачки гидроусилителя. Для устранения проблемы надо найти место попадания воздуха, проверив или затянув соединения элементов системы.
- Неполадки с рулевой рейкой. Проявляются посторонними шумами со стороны рейки или передних колес. К базовым причинам неисправности рейки относятся: разрушение прокладок, втулок, пыльников рулевых тяг. Они проявят себя подтеками, постоянным снижением уровня жидкости в бачке ГУРа.
- Неисправность насоса. Она проявит себя тяжелым рулем (из-за постепенности увеличения может остаться без внимания водителя), гулом, шумом, хрустом. Выход насоса из строя может быть спровоцирован разрушением подшипников, крыльчатки, сальников. Их ресурс зависит от масла гидроусилителя.
- Ослабление затяжки болтов крепления насоса. Крепление насоса гидроусилителя ослабевает крайне редко, но проверить его стоит.
Загрузка ...
Гул в разных условиях
Водители должны понимать, что ГУР шипит не только при неисправностях. При этом нужно уметь выявлять аварийные признаки.
Не стоит паниковать, если при повороте руля слышен гул со стороны гидроусилителя. В различных эксплуатационных условиях можно услышать, что ремень гидроусилителя руля свистит. Разберемся, что делать и почему гудит ГУР в разных условиях.
В крайнем положении руля
При повороте руля до упора влево или вправо насос ГУРа работает под максимальной нагрузкой. При этом издаваемые звуки не указывает на поломку. О чем часто пишут в руководстве пользователя авто.
Если посторонние звуки (прочие признаки неисправности) появляются при повороте руля только в одну из сторон, стоит проверить рейку.
Если в крайнем положении рулевого колеса гидроусилитель гудит, свистит или трещит. Нужно устранить описанные выше причины: проверить уровень и состояние масла, натяжение и износ ремня, состояние насоса.
Также необходимо учитывать особенность работы помпы ГУРа, чтобы предотвратить преждевременную поломку. В крайнем положении руля насос остается без охлаждения, так как масло гонится по «малому контуру». Это происходит из-за закрытия перепускных клапанов, расположенных в коробке управления клапанов на верхней крышке редуктора.
Не стоит удерживать руль в крайнем положении дольше 5 секунд, особенно при низкой температуре. Повышенная вязкость масла значительно увеличивает нагрузку на насос, что приводит к поломкам.
На горячую
Рассмотрим базовые причины и методы их устранения, по которым ГУР гудит после прогрева. К ним относятся:
- Если руль вибрирует, требуется ревизия или смена насоса.
- Посторонние шумы при повороте руля на пониженных оборотах (при повышении оборотов шумы исчезают). Изношенность насоса ГУРа, который необходимо заменить или отремонтировать. Отложить замену можно, используя более густую гидравлическую жидкость.
- Использование неподходящей или потерявшей ресурс жидкости. Как следствие снижение ее вязкости ниже допустимого. В результате насос не сможет создать нужное давление. Для решения проблемы понадобится промыть контур и залить хорошее масло.
- Разрушение сальников рулевой рейки. При нагреве масла, текучесть увеличивается, что сопровождается протечкой через разрушенные сальники. Выход – смена сальников рулевой рейки.
На холодную
Разберемся, почему гудит гидроусилитель руля в холодном состоянии. Основная причина – это подсасывание воздуха в контуре низкого давления. Для устранения потребуется проверить состояние, а при необходимости подтянуть, поменять хомуты в местах.
Для лучшей герметизации можно замазать места соединения маслостойким герметиком.
Еще одна нечастая причина, из-за которой гудит ГУР, — плохая прокачка масла в системе во время замены. Это приводит к скоплению воздуха в нижней части бачка. Воздушный пузырь удаляется шприцем, а причина его появления:
- Дополнительной прокачкой системы гидроусилителя. Она выполняется при заглушенном моторе проворачиванием руля до упора из стороны в сторону. Воздушные пузырьки постепенно скапливаются на поверхности жидкости в расширительном бачке. Необходимо дождаться, когда они прекратят появляться.
- Сменой кольца уплотнения на напорном штуцере расширительного бака.
- Заменой патрубка между механизмом перекачки и бачком.
- Ревизией или заменой насоса ГУРа, рулевой рейки, соединительных патрубков и хомутов.
Часто завоздушивание системы ГУРа вызвано потерей эластичности шлангами, прокладками, уплотнительным кольцом на всасывающем патрубке насоса. Их необходимо заменить. Для этого предусмотрены специальные ремонтные комплекты. При их отсутствии, следует подобрать комплектующие по исходным размерам.
После замены масла
Смена смазки усилителя руля нередко приводит к гулу насоса. Рассмотрим, почему гудит ГУР после замены жидкости при повороте руля:
- Применение масла меньшей вязкости. При работе насоса ГУРа происходит естественный износ трущихся поверхностей. В результате увеличивается зазор между статорным кольцом и роторными пластинами, повышается вибрация пластин ротора. Неподходящее масло существенно ускоряет процесс износа. Насос сильно гудит. Поэтому рекомендуется использовать жидкость, указанную в мануале.
- Использование некачественного шланга высокого давления. В случае смены шланга высокого давления ГУРа необходимо использовать деталь с нужными характеристиками. Обычные гидравлические шланги не подходят для работы в контуре ГУРа. Их применение приводит к завоздушиванию системы. В результате гудит усилитель руля.
Использование присадок для устранения гула
Для ГУРа есть множество присадок разных производителей. Их применение снижает нагрузку на систему. Что помогает устранить гул, если он вызван зарождающимися неисправностями.
Название | Действия | Цена* |
---|---|---|
Супротек ГУР | устраняет шумы и вибрации при работе агрегата; облегчает вращение рулевого колеса; продлевает ресурс усилителя. | 1450 |
Power Steering Ps2 | восстановить линейные размеры деталей до номинальных; снизить уровень шума и вибрации; уменьшить зазоры | 1350 |
Хадо EX120 | устраняется вой насоса, вызванный износом; снижается усилие на руле; повышается четкость работы гидроусилителя руля уже через 50-100 км пробега после применения; снижаются уровень шума и вибрации насоса гидросистемы; защита деталей от износа при пониженном уровне масла. | 110 |
Примерная цена указана на февраль 2023 для Москвы |
Дополнительные составы не могут отремонтировать неисправные узлы. Если хотите увеличить ресурс ГУРа, избежать гула, лучше меняйте масло чаще регламента.
Использовали присадки в гидроусилитель? Как они себя проявили, что использовали? Пишите в комментариях.
Как увеличить ресурс гидроусилителя
Для поддержания рабочего состояния и увеличения ресурса ГУРа, следует придерживаться простых рекомендаций:
- Не удерживать руль в крайнем левом или правом положении более 5 секунд. Лучше не доводить рулевое колесо до ограничителя, хотя бы на десять градусов.
- Не оставляйте машину на парковке с вывернутыми колесами, особенно при низкой температуре. Это приводит к увеличению объема прокачиваемого масла после пуска силового агрегата. Что сопровождается повышением нагрузки на насос гидроусилителя.
- Не стоит крутить рулем в статичном положении. Рекомендуется выполнять операции быстро, но при медленном движении.
- Контролировать уровень и состояние масла ГУРа. Избегать проникновения воздуха и грязи в систему. Своевременно менять жидкость. Также рекомендуется заменять/промывать фильтрующую сеточку.
- Использовать для замены оригинальную или, как минимум, высококачественную жидкость гидроусилителя.
- Проводить осмотр рулевой рейки. Менять элементы при первых признаках поломки.
Помните – эксплуатировать машину, когда сильно гудит гидроусилитель может быть небезопасно.
Если материал был полезен, пишите. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите комментарии.