Как самостоятельно и правильно прокачать ГУР

Заливаем масло в ГУР Рулевое управление

Гидроусилитель руля дает о себе знать обычно тогда, когда насос ГУР находится в предсмертном состоянии или уже окончательно перестал работать. Сначала он начинает издавать жужжание, переходящее в завывания, потом куда-то исчезает жидкость в бачке. Конечно, по логике вещей ее надо своевременно менять и правильно прокачать ГУР после смены масла, чтобы выгнать воздушные пробки из магистрали. Еще одна серьезная проблема возникает, когда требуется долить в систему жидкость. Что там было залито, что можно туда доливать. Давайте со всем этим разберемся.

Перед прокачкой ГУР: какую жидкость заливать

Гидравлические масла для гидроусилителей руля существуют разных видов и отличаются по цветам как у светофора: зеленый, желтый и красный. Они абсолютно не имеют между собой каких-либо общих характеристик. Цветовое разделение ошибочно, делить нужно по другому принципу: на две группы жидкостей по назначению и на две группы по составу.

Элементы гидроусилителя руля

По назначению

Рабочие смазочные материалы для гидравлических усилителей разделяются на специальные масла ATF и PSF.

Категория ATF – это трансмиссионные масла для АКПП (Automatic Transmission Fluid), которые великолепно справляются со своими рабочими функциями в ГУР. Вторая группа жидкостей PSF – это специально созданные для усилителей масла Power Steering Fluid.

ATF для ГУРа

Для обеих категорий перечень задач идентичен: обеспечение давления масла, смазывание, охлаждение и антикоррозионная защита. Кто-то самостоятельно льет в гидроусилитель моторное масло, что не рекомендуют производители. Но если подходить к вопросу утилитарно, то любой смазочный материал в ГУР выполнять функциональные задачи будет. Вопрос только как долго и как хорошо.

Так как PSF созданы исключительно для задач ГУР, то по характеристикам у них есть отличия от стандартных масел ATF. Например, в ATF добавляют присадки для улучшения характеристик трения фрикционов АКПП. Это делается для увеличения времени их износа. А в PSF любые дополнительные присадки отсутствуют. Но вроде бы прямо сильных различий между ними нет.

PSF для ГУР

Есть рекомендации производителей использовать в гидравлике то же масло, которое залито в АКПП. Но есть и рекомендации других производителей заливать только PSF. Лучше следовать рекомендация производителя.

Масло PSF для ГУРа
НазваниеЦена* за 1 л.
руб. РФ
Pentosin 11s Central hydraulic fluid2300
Motul Multi HF2650
Comma PSF MVCHF1450
Liqui Moly Zentralhydraulik-Oil2000
ZIC PSF 3700
Примерная цена указана для марта 2023 (Москва)
Масла ATF для ГУРа
НазваниеЦена* за 1 л.
руб. РФ
Mobil ATF 320 premium700
Shell Spirax S6 ATF X1000
Motul Multi ATF1700
Liqui Moly Top Tec ATF 11001400
Zic ATF dex 3950
Примерная цена указана для марта 2023 (Москва)

Как часто меняете масло в ГУР?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

По составу

Существующие типы масел для ГУР автомобилисты различают по цветам, и это неверная практика. Цветовая гамма не дает никакой информации о технических допусках, предусмотренных для этих смазочных материалов, среди которых:

  • вязкостные характеристики
  • антифрикционные свойства
  • гидравлические характеристики
  • адгезия и химические свойства
  • термическая устойчивость.

Выбор делается не по цвету жидкости, а приоритетно по механическим, физическим и химическим характеристикам. Причем надо учесть, что смазочные материалы для гидравлики рулевого управления делятся по основе масла:

Жидкость в гидроусилитель руля

  • Минеральные. Причина их применения в системах ГУР наличие в больших количествах резинотехнических изделий: сальников, уплотнителей, различных манжет. При температурных перепадах в зимний и летний периоды резина сильно теряет свои качества и требуют защиты от температурных воздействий. Вследствие своих эксплуатационных свойств минеральные масла способны обеспечить такую защиту.
  • Синтетические. Именно в синтетике есть такие негативные параметры, как наличие каучуковых добавок, которые негативно влияют на резиновые изделия системы. Также препятствием их применению является наличие в резинотехнических изделиях силикона, который, вступая в реакцию с синтетическими маслами, нейтрализует их действие и ухудшает качественные характеристики. Поэтому необходимо точно знать, какое масло заливается в гидравлический усилитель. Желательно выяснить полностью перечень допусков при применении синтетических масел именно для данного устройства.
PSF
PSF

У обоих видов смазочных материалов есть свои положительные и отрицательные качества. Например, минеральные масла имеют такие плюсы:

  • нейтральное воздействие на резино-технические элементы системы
  • относительно низкая стоимость.

Минусы минеральных смазочных материалов:

  • высокие вязкостные характеристики
  • склонность к пенообразованию
  • маленькие эксплуатационные сроки.
ATF в гур
ATF

Преимущественные стороны синтетических масел:

  • долговременная устойчивая эксплуатация
  • термическая устойчивость при экстремальных режимах эксплуатации
  • низкие вязкостные показатели
  • очень эффективные смазывающие, антикоррозионные, антиокислительные свойства
  • низкий уровень пенообразования.

Имеется ряд недостатков:

  • ограниченный допуск для применения на разных моделях автомобилей
  • более высокая стоимость.

«По цвету»

Цвет масел
Слева на право PSF, масло моторное, ATF
  • Желтое масло чаще говорит, что мы имеем дело с PSF, специальной разработкой для гидравлики рулевого управления. В основном выпускается на минеральной основе, реже на синтетике.
  • Красный цвет однозначно говорит, что это ATF. Чаще выпускается на синтетике.
  • Зеленый цвет также выпускается в обоих видах исполнения. Цвет не дает никакой информации по составу и типу жидкости.

Допускать смешивание разных жидкостей категорически не рекомендуется. Главное правило: доливаем в синтетику только синтетическое масло, а минералку соответственно минеральное масло. Ориентируемся не по цвету, а по маркировке на упаковке.

Если не знаете, что какое масло было залито в ГУР, лучше его полностью сменить.

 

Как правильно прокачать гидроусилитель руля

Прокачать ГУР после заливки новой трансмиссионной жидкости можно по общеустановленному алгоритму. Строго последовательно выполняются следующие стандартные действия:

К замене с промывкой готов
К замене с промывкой готов
Жидкость уже поездила
Масло уже поездило
Подручные средства
Подручными средствами откачиваем жидкость из бачка
Чуть осталось
Чуть осталось, не хватило длины шланга
Снимаем широкий патрубок
Снимаем широкий патрубок, предварительно подставив разрезанную бутылку. Сливаем остатки.
Нижний патрубок возвращаем на место. Верхний снимаем, вывод затыкаем болтом или обструганной палкой.
Машину поднимаем
Ставим машину на упоры, чтоб легче было крутить колеса. Заполняем бачок до краев новым маслом.
Следим
Крутим руль от упора до упора. В щель следим, как из бачка уходит новая жидкость, а бутылку наполняет старая.
Бачок грязный.
После прогона в бачке много грязи.
Снимаем
Снимаем
Моем
Хорошо моем
Новая
Заполняем новой жидкостью, крутим руль из стороны в сторону, пока не перестанут в бачке появляться пузырьки.
  1. Автомобиль поднимается на подъемнике или домкратом вывешиваются только его передние колеса.
  2. Откручивается пробка бачка ГУР. Извлекается и промывается сеточка горловины емкости.
  3. Шприцем откачиваются остатки старой жидкости из бачка.Подручные средства
  4. Затем если есть желание промыть бачок от осадка, отсоединяются оба шланга. Расширительная емкость моется и просушивается.
  5. После подсоединяется нижний (широкий), верхний (тонкий шланг) опускается в емкость. Из него при прокачке жидкости ГУР будет сливаться оставшаяся в системе отработка. Отвод нижний шланг затыкаем подручными средствами.

    Чуть осталось
    От бочка отходят трубки ГУРа: тонкий обратка, толстый подача.
  6. Далее полностью наполняем бачок новой жидкостью.
  7. Теперь крутим рулевым колесом от упора до упора (мотор заглушен), вытесняя старую жидкость из системы в подготовленную тару. Пристально следим за уровнем в бачке. Чтобы не произошло завоздушивание системы, доливаем масло, когда уровень приблизится к нижней отметке.
  8. Жидкость из бачка постепенно уходит в систему, и попадает в банку из шланга обратки.

    Следим
    Следим за уровнем
  9. Включаем мотор на пару секунд и глушим. Это разгоняет масло по магистрали системы.
  10. Наполняем бачок до уровня MAX и делаем 3-5 пусков двигателя с продолжительностью 2-3 секунды.
  11. После того как в пустую бутылку для слива перестанет поступать воздух по возвратной магистрали, а цвет жидкости будет идентичен новой, прекращаем прокачку.
  12. Затем возвращаем на место на бачке магистральный шланг.
  13. В бачок опять заливаем масло до отметки MAX, запускаем мотор.Новая
  14. Финальная прокачка делается при помощи медленного поворота руля от левой крайней позиции до правой и обратно. Делаем это 5-6 раз. В конечных положениях руль задерживаем на пару секунд. Это нужно для выхода воздуха в бачок, если он все еще есть в системе. Следим за звуком насоса ГУР. Он не должен издавать лишних шумов.
  15. После того, как в расширительном бачке вообще перестанут появляться пузырьки, завинчиваем крышку, герметично закрывая гидравлическую систему.

Можно прокачивать вообще без запуска двигателя. Точно так же вращать рулем, остатки старого масла и воздух из системы удаляться. Но в общих рекомендациях все таки предлагается прокачку производить с запуском мотора.

Относительно выставления уровня жидкости, всегда оставляйте место для горячего расширения. Не переливайте, наливайте ровно посередине между MIN/MAX.

Как прокачиваете ГУР?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Как часто прокачивать ГУР

Трансмиссионное масло для гидравлического усилителя руля обычно меняют раз в три года. Межсервисный пробег достаточно большой, в пределах 60-90 тысяч километров.

Старая и новая жидкость для ГУРа
Зеленое и красное старое и новое масло ГУР

На снижение ресурса и соответственно частоту замены масла могут повлиять «вредные» привычки. Например, крутить руль на стоящей машине, выворачивать руль до предельных углов, ночью на морозе оставлять вывернутые под углом колеса. В последнем случае утром при прогреве мотора ГУР будет работать с вывернутыми колесами с холодным маслом внутри. При этом велика вероятность, что насос раньше придет в нерабочее состояние. Причем гораздо раньше, чем ему отпущено регламентом.

Так что раз в 2 года поменять жидкость в ГУР и прокачать систему — самый оптимальный вариант для любого автомобиля.

Симптомы неисправности ГУР

Образование воздушных полостей в гидроусилителе руля, требующее неплановой прокачки, определяется по нескольким видимым признакам:

Пена в бачке

  • Пена в бачке — признак завоздушивания.
  • Шум и жужжание в районе насоса ГУР.
  • Плохая поворачиваемость, увеличение усилия на рулевом колесе во время вращения, затрудненное поворачивание руля в обе стороны.
  • Выдавливание через прокладки трансмиссионной жидкости из рулевой системы.

Есть один серьезный момент, который бросается в глаза и требует внимания. Присутствие постороннего воздуха сразу вызывает пенообразование в масле расширительного бачка ГУР. Также руль периодически поворачивается в ту или иную сторону без внешнего воздействия. Любое из таких проявлений требует вмешательства и прокачки гидроусилителя руля для удаления из него воздуха.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий