Гидроусилитель руля дает о себе знать обычно тогда, когда насос ГУР находится в предсмертном состоянии или уже окончательно перестал работать. Сначала он начинает издавать жужжание, переходящее в завывания, потом куда-то исчезает жидкость в бачке. Конечно, по логике вещей ее надо своевременно менять и правильно прокачать ГУР после смены масла, чтобы выгнать воздушные пробки из магистрали. Еще одна серьезная проблема возникает, когда требуется долить в систему жидкость. Что там было залито, что можно туда доливать. Давайте со всем этим разберемся.
Перед прокачкой ГУР: какую жидкость заливать
Гидравлические масла для гидроусилителей руля существуют разных видов и отличаются по цветам как у светофора: зеленый, желтый и красный. Они абсолютно не имеют между собой каких-либо общих характеристик. Цветовое разделение ошибочно, делить нужно по другому принципу: на две группы жидкостей по назначению и на две группы по составу.
По назначению
Рабочие смазочные материалы для гидравлических усилителей разделяются на специальные масла ATF и PSF.
Категория ATF – это трансмиссионные масла для АКПП (Automatic Transmission Fluid), которые великолепно справляются со своими рабочими функциями в ГУР. Вторая группа жидкостей PSF – это специально созданные для усилителей масла Power Steering Fluid.
Для обеих категорий перечень задач идентичен: обеспечение давления масла, смазывание, охлаждение и антикоррозионная защита. Кто-то самостоятельно льет в гидроусилитель моторное масло, что не рекомендуют производители. Но если подходить к вопросу утилитарно, то любой смазочный материал в ГУР выполнять функциональные задачи будет. Вопрос только как долго и как хорошо.
Так как PSF созданы исключительно для задач ГУР, то по характеристикам у них есть отличия от стандартных масел ATF. Например, в ATF добавляют присадки для улучшения характеристик трения фрикционов АКПП. Это делается для увеличения времени их износа. А в PSF любые дополнительные присадки отсутствуют. Но вроде бы прямо сильных различий между ними нет.
Есть рекомендации производителей использовать в гидравлике то же масло, которое залито в АКПП. Но есть и рекомендации других производителей заливать только PSF. Лучше следовать рекомендация производителя.
Масло PSF для ГУРа | |
---|---|
Название | Цена* за 1 л. руб. РФ |
Pentosin 11s Central hydraulic fluid | 2300 |
Motul Multi HF | 2650 |
Comma PSF MVCHF | 1450 |
Liqui Moly Zentralhydraulik-Oil | 2000 |
ZIC PSF 3 | 700 |
Примерная цена указана для марта 2023 (Москва) |
Масла ATF для ГУРа | |
---|---|
Название | Цена* за 1 л. руб. РФ |
Mobil ATF 320 premium | 700 |
Shell Spirax S6 ATF X | 1000 |
Motul Multi ATF | 1700 |
Liqui Moly Top Tec ATF 1100 | 1400 |
Zic ATF dex 3 | 950 |
Примерная цена указана для марта 2023 (Москва) |
Загрузка ...
По составу
Существующие типы масел для ГУР автомобилисты различают по цветам, и это неверная практика. Цветовая гамма не дает никакой информации о технических допусках, предусмотренных для этих смазочных материалов, среди которых:
- вязкостные характеристики
- антифрикционные свойства
- гидравлические характеристики
- адгезия и химические свойства
- термическая устойчивость.
Выбор делается не по цвету жидкости, а приоритетно по механическим, физическим и химическим характеристикам. Причем надо учесть, что смазочные материалы для гидравлики рулевого управления делятся по основе масла:
- Минеральные. Причина их применения в системах ГУР наличие в больших количествах резинотехнических изделий: сальников, уплотнителей, различных манжет. При температурных перепадах в зимний и летний периоды резина сильно теряет свои качества и требуют защиты от температурных воздействий. Вследствие своих эксплуатационных свойств минеральные масла способны обеспечить такую защиту.
- Синтетические. Именно в синтетике есть такие негативные параметры, как наличие каучуковых добавок, которые негативно влияют на резиновые изделия системы. Также препятствием их применению является наличие в резинотехнических изделиях силикона, который, вступая в реакцию с синтетическими маслами, нейтрализует их действие и ухудшает качественные характеристики. Поэтому необходимо точно знать, какое масло заливается в гидравлический усилитель. Желательно выяснить полностью перечень допусков при применении синтетических масел именно для данного устройства.
У обоих видов смазочных материалов есть свои положительные и отрицательные качества. Например, минеральные масла имеют такие плюсы:
- нейтральное воздействие на резино-технические элементы системы
- относительно низкая стоимость.
Минусы минеральных смазочных материалов:
- высокие вязкостные характеристики
- склонность к пенообразованию
- маленькие эксплуатационные сроки.
Преимущественные стороны синтетических масел:
- долговременная устойчивая эксплуатация
- термическая устойчивость при экстремальных режимах эксплуатации
- низкие вязкостные показатели
- очень эффективные смазывающие, антикоррозионные, антиокислительные свойства
- низкий уровень пенообразования.
Имеется ряд недостатков:
- ограниченный допуск для применения на разных моделях автомобилей
- более высокая стоимость.
«По цвету»
- Желтое масло чаще говорит, что мы имеем дело с PSF, специальной разработкой для гидравлики рулевого управления. В основном выпускается на минеральной основе, реже на синтетике.
- Красный цвет однозначно говорит, что это ATF. Чаще выпускается на синтетике.
- Зеленый цвет также выпускается в обоих видах исполнения. Цвет не дает никакой информации по составу и типу жидкости.
Допускать смешивание разных жидкостей категорически не рекомендуется. Главное правило: доливаем в синтетику только синтетическое масло, а минералку соответственно минеральное масло. Ориентируемся не по цвету, а по маркировке на упаковке.
Если не знаете, что какое масло было залито в ГУР, лучше его полностью сменить.
Как правильно прокачать гидроусилитель руля
Прокачать ГУР после заливки новой трансмиссионной жидкости можно по общеустановленному алгоритму. Строго последовательно выполняются следующие стандартные действия:
- Автомобиль поднимается на подъемнике или домкратом вывешиваются только его передние колеса.
- Откручивается пробка бачка ГУР. Извлекается и промывается сеточка горловины емкости.
- Шприцем откачиваются остатки старой жидкости из бачка.
- Затем если есть желание промыть бачок от осадка, отсоединяются оба шланга. Расширительная емкость моется и просушивается.
- После подсоединяется нижний (широкий), верхний (тонкий шланг) опускается в емкость. Из него при прокачке жидкости ГУР будет сливаться оставшаяся в системе отработка. Отвод нижний шланг затыкаем подручными средствами.
- Далее полностью наполняем бачок новой жидкостью.
- Теперь крутим рулевым колесом от упора до упора (мотор заглушен), вытесняя старую жидкость из системы в подготовленную тару. Пристально следим за уровнем в бачке. Чтобы не произошло завоздушивание системы, доливаем масло, когда уровень приблизится к нижней отметке.
- Жидкость из бачка постепенно уходит в систему, и попадает в банку из шланга обратки.
- Включаем мотор на пару секунд и глушим. Это разгоняет масло по магистрали системы.
- Наполняем бачок до уровня MAX и делаем 3-5 пусков двигателя с продолжительностью 2-3 секунды.
- После того как в пустую бутылку для слива перестанет поступать воздух по возвратной магистрали, а цвет жидкости будет идентичен новой, прекращаем прокачку.
- Затем возвращаем на место на бачке магистральный шланг.
- В бачок опять заливаем масло до отметки MAX, запускаем мотор.
- Финальная прокачка делается при помощи медленного поворота руля от левой крайней позиции до правой и обратно. Делаем это 5-6 раз. В конечных положениях руль задерживаем на пару секунд. Это нужно для выхода воздуха в бачок, если он все еще есть в системе. Следим за звуком насоса ГУР. Он не должен издавать лишних шумов.
- После того, как в расширительном бачке вообще перестанут появляться пузырьки, завинчиваем крышку, герметично закрывая гидравлическую систему.
Можно прокачивать вообще без запуска двигателя. Точно так же вращать рулем, остатки старого масла и воздух из системы удаляться. Но в общих рекомендациях все таки предлагается прокачку производить с запуском мотора.
Относительно выставления уровня жидкости, всегда оставляйте место для горячего расширения. Не переливайте, наливайте ровно посередине между MIN/MAX.
Загрузка ...
Как часто прокачивать ГУР
Трансмиссионное масло для гидравлического усилителя руля обычно меняют раз в три года. Межсервисный пробег достаточно большой, в пределах 60-90 тысяч километров.
На снижение ресурса и соответственно частоту замены масла могут повлиять «вредные» привычки. Например, крутить руль на стоящей машине, выворачивать руль до предельных углов, ночью на морозе оставлять вывернутые под углом колеса. В последнем случае утром при прогреве мотора ГУР будет работать с вывернутыми колесами с холодным маслом внутри. При этом велика вероятность, что насос раньше придет в нерабочее состояние. Причем гораздо раньше, чем ему отпущено регламентом.
Так что раз в 2 года поменять жидкость в ГУР и прокачать систему — самый оптимальный вариант для любого автомобиля.
Симптомы неисправности ГУР
Образование воздушных полостей в гидроусилителе руля, требующее неплановой прокачки, определяется по нескольким видимым признакам:
- Пена в бачке — признак завоздушивания.
- Шум и жужжание в районе насоса ГУР.
- Плохая поворачиваемость, увеличение усилия на рулевом колесе во время вращения, затрудненное поворачивание руля в обе стороны.
- Выдавливание через прокладки трансмиссионной жидкости из рулевой системы.
Есть один серьезный момент, который бросается в глаза и требует внимания. Присутствие постороннего воздуха сразу вызывает пенообразование в масле расширительного бачка ГУР. Также руль периодически поворачивается в ту или иную сторону без внешнего воздействия. Любое из таких проявлений требует вмешательства и прокачки гидроусилителя руля для удаления из него воздуха.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.