Рама — важная часть конструкции автомобиля, но не все водители знают, из чего оно состоит, и какие типы рамы существуют. В этой статье рассмотрим понятие рамы, основные их типы, преимущества и недостатки, а также примеры современных моделей, имеющих рамную конструкцию.
Рама автомобиля — это
Это прочная основа, на которой закреплены все важные агрегаты и шасси. Она обеспечивает нужную жесткость и прочность и является неотъемлемой частью механизма. Рамная конструкция автомобиля обеспечивает прочность для перемещения больших грузов, движения в сложных условиях.
Загрузка ...
Плюсы и минусы рамной конструкции
Она имеет свои преимущества и недостатки. Давайте сначала рассмотрим положительные стороны.
Основным преимуществом является ее прочность и надежность. Рамная конструкция автомобиля — это основа, к которой крепится кузов и другие компоненты. Благодаря этому автомобиль выдерживает большие нагрузки на скручивание.
Стоит также отметить, что в случае повреждения можно заменить только поврежденную деталь, что означает, что ремонт может быть проведен быстро и легко. Это позволяет сэкономить много времени и средств.
Однако у такой системы есть и свои недостатки.
Механизм намного тяжелее других конструктивных систем, что влияет на расход топлива. Большой вес сказывается на управляемости и скорости.
Рама также занимает много места, что снижает вместимость. Она также повышает центр тяжести, что может привести к ухудшению устойчивости на дороге.
Основные виды рам
В автомобильной промышленности были созданы рамы с различными конструктивными особенностями. Один из них — лонжеронная, которая сделана из двух удлиненных деталей — стоек (лонжеронов). Другой распространенный вид — хребтовая, в которой непосредственно рама размещена ортогонально продольным деталям. Существует также пространственный тип рамы, который состоит из сложной комбинации многих элементов.
Каждый тип рам может иметь свои разновидности с дополнительными элементами и различными конструктивными особенностями. Еще у каждого свои преимущества и недостатки, которые учитываются при выборе конструкции для конкретного типа авто. Некоторые типы рам более жесткие, прочные и обеспечивают большую безопасность, но они также могут быть более тяжелыми и менее комфортными для пассажиров.
Лонжеронная
Наиболее популярным типом рамы можно назвать — лонжеронную. Она состоит из двух балок, называемых продольными элементами, которые проходят по всей длине автомобиля и соединены между собой поперечными элементами. Балки изготовлены из стали и могут иметь различную форму поперечного сечения для увеличения жесткости рамы на кручение.
В такой рамной конструкции боковые элементы могут иметь различную форму, например, в виде кривой или под определенным углом. Это улучшает ходовые качества автомобиля. Поперечные элементы, соединяющие балки, также могут иметь различную форму.
Рамная конструкция имеет множество преимуществ, таких как высокая надежность и жесткость, а также простота сборки и ремонта. Такие рамы также подходят для плохих дорожных условий и для бездорожья. Однако есть и некоторые недостатки, например, то, что лонжероны занимают больше места, ограничивают салон и затрудняют вход в автомобиль.
Периферийная
Она входит в ту же категорию, что и предыдущая разновидность, и активно использовалась в 1960-х годах в больших европейских легковых машинах и в «дредноутах» в США. В рамной конструкции такого типа элементы расположены так широко, как только позволяет кузов. Благодаря такому расположению можно значительно опустить пол, тем самым уменьшив общую высоту.
Кроме того, такое конструктивное решение значительно повышает устойчивость машины к боковым ударам. Однако следует отметить, что такая система не может выдерживать большие нагрузки. Поэтому кузов должен обладать необходимой прочностью и жесткостью, чтобы компенсировать этот недостаток.
Пространственная
Спорткары требуют особого подхода к проектированию, поэтому здесь используется особый тип рам. Эта пространственная рама — шедевр техники. Конструкция состоит из тонких трубок, которые образуют раму, чрезвычайно жесткую и прочную.
Этот тип когда-то широко использовался при строительстве гоночных авто и остается одним из самых передовых и технологически сложных. Однако в обычных массовых машинах эта конструкция была заменена более простой рамой — монокок.
Однако подобные узкотрубные механизмы используются и в других областях автомобильной промышленности. Например, в устройстве автобусов, где требуется высокая прочность и жесткость.
Хребтовая
Одной из самых популярных рамных конструкций в автомобильной промышленности является хребтовая рама, которая создает остов (позвоночник) автомобиля.
Этот тип рамы был разработан компанией Tatra и в основном используется в машинах, производимых под этим брендом. Основным несущим устройством является труба, которая соединяет двигатель в передней части с компонентами трансмиссии внутри. Коробка передач и трансмиссия размещены в одном корпусе, поэтому конструкция очень компактна и проста в обслуживании.
Преимуществами такой рамы являются высокая жесткость на кручение и защита компонентов трансмиссии от внешних воздействий. Независимая подвеска колес также позволяет совершать длительные поездки, что особенно важно для автомобилей специального назначения.
Однако ремонтные работы могут быть значительно сложнее, так как некоторые механизмы расположены внутри рамы. Тем не менее хребтовые рамы кузова продолжают использоваться в современных автомобилях благодаря своей надежности и долговечности.
Вильчато-хребтовая
Этот тип рамы также был разработан компанией Tatra. В отличие от хребтовой рамы, двигатель установлен не на трансмиссионной трубе, а на специальной спинной вилке.
Это сделано для снижения вибраций, передающихся от двигателя на раму, и уменьшения шума в салоне. Такое устройство также снижает шум, передающийся от колес. Однако раздвоенная рама в настоящее время не используется в автомобильной промышленности из-за ее сложности и высокой стоимости производства.
Х-образная
Это разновидность с двумя продольными элементами. Она названа так из-за характерной формы, напоминающей букву «X» в алфавите. Она характеризуется тем, что разнесенные на концах в середине участки рамы сближаются максимально.
Преимущество Х-образной рамы заключается в том, что она обеспечивает более высокую степень жесткости и прочности, чем обычные. Поэтому авто с такими рамами более устойчивы на дороге и лучше справляются с нагрузками.
Пол объединен с рамой
Основание машины является важным конструктивным элементом, который сочетает в себе преимущества кузова и рамной конструкции. Несущий пол обычно используется в серийном производстве, чтобы снизить центр тяжести автомобиля и тем самым обеспечить лучшую устойчивость на дороге.
В Volkswagen Beetle (Жук) кузов установлен на плоской панели пола. Такое устройство снижает передачу вибрации от двигателя к нижней части кузова, обеспечивая более комфортную езду для пассажиров. Renault 4CV имеет аналогичную конструкцию.
Несмотря на преимущества более высокой нижней части кузова, рамка остается важной для грузовиков и внедорожников. «Оправа» позволяет создавать авто с высокой грузоподъемностью и проходимостью.
Современные рамные автомобили
В настоящее время рамных авто производится не так много. В основном это рамные внедорожники, для которых экономия топлива, управляемость не самые важные характеристики.
Что такое рамный внедорожник? Авто, которое опирается на прочную и жесткую раму, чтобы выдерживать большие нагрузки в сложных условиях бездорожья. Такие машины создают для того, чтобы они могли ездить в сложных условиях, преодолевая броды, каменистые, снежные, песчаные преграды.
Рамные внедорожники
Несколько распространенных внедорожников:
- Toyota Land Cruiser — один из самых популярных внедорожников, оснащенный прочной рамой с хорошей проходимостью.
- Его младший брат — Toyota Land Cruiser Prado, в котором нет замашек на премиум, но проходимость очень высокая.
- Lexus LX – премиальный брат близнец Land Cruiser. Он большой, комфортный, агрегируется большими моторами.
- Lexus GX – более дорогой брат Prado. В нем меньше комфорта, чем в LX, но на бездорожье он уедет гораздо дальше.
- Mercedes-Benz G-класс. Его название Geländewagen с немецкого переводится как внедорожник. По-настоящему культовый автомобиль. Езда на нем в городе с практичной точки зрения – затея не самая удачная. Но статус владельца «Гелика» невероятно высок.
- УАЗ Патриот – попытка российской компании сделать относительно комфортный внедорожник.
- УАЗ Хантер – классический внедорожник с более чем 50-и летней историей. Он почти лишен комфорта, но проходимости можно только позавидовать.
- Mitsubishi Pajero – классический японский рамный внедорожник (на раме построено 1и 2 поколение).
- Mitsubishi Pajero Sport – ближайший родственник пикапов. Простой и надежный, но не очень комфортный.
- Land Rover Discovery – рамник от английского производителя. Правда начиная с 3 поколения рамная конструкция не применяется.
Jeep Wrangler — компактный внедорожник, который благодаря своей раме обеспечивает высокую мобильность и универсальность. Американский УАЗик.
Загрузка ...
Бренд и модель | Привод | Блокировки | Понижайка | Клиренс (мм) |
---|---|---|---|---|
Chevrolet Tahoe и Suburban | автоматически подключаемый полный | заднего межколесного дифференциала | да | 231 |
Great Wall Hover H3 и H5 | подключаемый полный | нет | да | 175 |
Kia Sorento 1 поколения (со 2 без рамы) | задний, подключаемый полный, автоматически подключаемый полный | нет | да | 203 |
Land Rover Discovery 2 поколения (с 3 без рамы) | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 253 |
Mitsubishi Pajero 2 поколения (с 3 без рамы) | подключаемый полный (Part-time), постоянный полный | заднего межколесного и межосевого (у версий с постоянным полным приводом) | да | 210 |
Mitsubishi Pajero Sport | подключаемый полный, постоянный полный | межосевого и заднего межколесного дифференциала | да | 215-220 |
Nissan Patrol | Y61 — подключаемый полный (Part-time), Y62 — автоматически подключаемый полный | заднего межколесного дифференциала | да | 220-274 |
Nissan Pathfinder (R51) | автоматически подключаемый полный | заднего дифференциала | да | 233 |
Toyota Land Cruiser | подключаемый (Part-time — Land Cruiser 100 STD и GX), постоянный полный | межосевого, переднего и заднего межколесных дифференциалов (Land Cruiser 100 GX) | да | 230 |
Toyota Land Cruiser Prado | постоянный полный | межосевого и заднего моста (опция) | да | 215-230 |
Toyota Hilux Surf | подключаемый полный (Part-time) | нет | да | 240 |
Toyota Fortuner | подключаемый полный | отключение переднего дифференциала (у всех), блокировка заднего дифференциала (дорогие комплектации) | да | 225 |
SsangYong Korando, ТагАЗ Tager | подключаемый полный | нет | да | 195 |
SsangYong Kyron | подключаемый полный (Part-time) | нет | да | 199 |
SsangYong Rexton | задний, подключаемый полный (Part-time), постоянный полный | нет | да (зависит от комплектации) | 206-250 |
Suzuki Jimny | подключаемый полный (Part-time) | межосевого дифференциала | да | 190 |
Suzuki Grand Vitara (1-е поколение) | подключаемый полный (Part-time) | межосевого дифференциала | да | 195 |
УАЗ Патриот | подключаемый полный (Part-time) | заднего дифференциала | да | 210 |
УАЗ 469 / 3151 / Хантер | подключаемый полный (Part-time) | заднего дифференциала | да | 210 |
Бренд и модель | Привод | Блокировки | Понижайка | Клиренс (мм) |
---|---|---|---|---|
Cadillac Escalade | постоянный полный | заднего межколесного дифференциала | нет | 235 |
Infiniti QX56 (QX80 после рестайлинга) | подключаемый полный | нет | да | 257 |
Lexus LX | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 220-225 |
Lexus GX | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 215 |
Mercedes-Benz ML 1 поколения | постоянный полный | нет | да | 215-230 |
Бренд и модель | Привод | Блокировки | Понижайка | Клиренс (мм) |
---|---|---|---|---|
Jeep Wrangler | подключаемый полный (Part-time) | переднего и заднего межколесных дифференциалов | да | 259 |
Toyota Land Cruiser 70 | подключаемый полный (Part-time) | переднего и заднего межколесных дифференциалов | да | 230 |
Nissan Terrano | подключаемый полный (Part-time) | межосевого дифференциала | да | 190-210 |
Mercedes-Benz G-Class | постоянный полный | межосевого, переднего и заднего межколесных дифференциалов | да | 205 |
Hummer H2 / H3 | постоянный полный | межосевого и заднего межколесного дифференциалов, переднего дифференциала (H3 Adventure) | да | 255 мм (H2), 231 мм (H3) |
Land Rover Defender | постоянный полный | межосевого дифференциала | да | 250 |
Lincoln Navigator | автоматически подключаемый полный | нет | да | 220 |
Пикапы
Этот класс авто еще менее распространен, но он есть.
- Toyota Hilux – по продажам последних лет – самый популярный пикап в России.
- Mitsubishi L200 – японская компания умеет делать пикапы и внедорожники, но продаются они в разы хуже тойотовских.
- Isuzu D-Max последнее поколение, которого было представлено в России в 2021.
- УАЗ Пикап – по надежности и оснащенности он не дотягивает до японских конкурентов, но и стоит в 3 раза меньше.
- Mercedes-Benz X-Class – брат близнец Nissan Navara.
- Volkswagen Amarok – один из самых крупных производителей авто не мог не выпустить пикап, и он его сделал.
- Ford F-150 — легендарный пикап, который также оснащен рамой и имеет большую грузоподъемность и проходимость. Этот пикап самый продаваемый автомобиль в США последние 40 лет, в 2023 году Ford продал 750 тыс. F-150.
- Chevrolet Silverado — еще один пикап с прочной рамой и мощным двигателем, что позволяет ему перевозить большие грузы и преодолевать сложные дороги.
Nissan Navara — еще один пикап, который, благодаря раме, может перевозить большие грузы и обеспечивает высокую проходимость в любых условиях.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Отличный материал. За таблицы отдельная благодарность.
Человек, который это писал хоть раз в жизни видел рамника на подъемнике? Полный бред.
Здравствуйте.
А что конкретно в материале не соответствует действительности?
Спасибо автору за толковое пояснение, узнала и поняла много нового и полезного.