Существует немало причин отказа запуска силового агрегата. Одной из наиболее распространенных является неисправность стартера. Рассмотрим конструктивные особенности пускового устройства, признаки неисправности, проявляющиеся при включении зажигания, и методы устранения повреждений.
- Диагностика: причина точно в стартере
- Теория: стартер – это
- Причины, почему не крутит
- Аккумуляторная батарея
- Масло замерзло
- Контакты окислились или подгорели
- Слабый или нет контакта в замке зажигания
- Цепь управления нарушена
- Втягивающее реле неисправно
- Неисправны втулки или подшипники
- Изношены щетки
- Статор или ротор замкнуло
- Обгонная муфта неисправна
- Зубья бендикса или венец маховика стерты или обломаны
- Магниты отвалились
- Привод
- Щелкает реле стартера, но не крутит
- Проблема только на горячую
- Запуск мотора «без» стартера
- Замкнуть напрямую
- Крутим «руками»
Диагностика: причина точно в стартере
Все неисправности стартера условно группируются на механические и электрические. К механическим относится изношенность и поломка деталей, а к электрическим – нарушение контакта, короткое замыкание, обрыв проводов, разряженная АКБ, отказ реле.
Характер неисправности уточняется по сопутствующим факторам, проявляющимися при неуспешной попытке запуска силового агрегата.
После включения зажигания отрабатывает топливный насос, и загорается подсветка приборной панели. Дальнейшая попытка прокрутки стартера может сопровождаться следующими вариантами развития событий:
- Не заводится машина, из-под капота не слышно щелканья втягивающего реле, стартер не крутит, индикаторы панели приборов кратковременно тускнеют – нарушена питающая цепь на участке от аккумуляторной батареи до плюсовой клеммы стартера, нет контакта в цепи управления, изношен щеточно-коллекторный аппарат или повреждено тяговое реле.
- Отчетливо прослушиваются щелчки, но пусковое устройство не крутится. Периодически меняется уровень яркости подсветки панели приборов – межвитковое замыкание или плохой контакт в управляющей обмотке, на контактных пятаках реле. Изношенность и перекошенность втулок, что препятствует прокрутке бендикса электрической машиной.
- Стартер медленно, натужными рывками с характерным воем проворачивает маховик ДВС. Реле щелкает, а подсветка угасает – разряжена аккумуляторная батарея, плохой контакт массы, или неполадки силового агрегата (заклинил генератор, загустевшее масло при отрицательных температурах и т.д.).
- Кратковременное вращение маховика силового агрегата сопровождается щелчком втягивающего реле, скрежетом и появлением запаха гари – механическое повреждение щеток, подшипника игольчатого типа или магнитов.
- Маховик ДВС не прокручивается, но пусковое устройство отрабатывает с посторонними шумами (треск, жужжание, скрежет) – неисправность бендикса или зубьев планетарного редуктора.
Теория: стартер – это
Коллекторная электромашина постоянного тока, преобразующая электрическую энергию в механическую – это стартер. Вал машины укомплектован шестерней, идентичной по профилю зубцам маховика.
Сверху стартера установлено втягивающее реле (соленоид), обеспечивающее подвод напряжения на обмотки и введение шестерни в сцепку с маховиком за счет перемещения штока. Конец штока укомплектован вилочным рычажком. Вращающийся момент ротора передается на маховик через понижающий редуктор, запуская ДВС.
После пуска силового агрегата, когда скорость вращения маховика превысит скорость шестерни, последняя выводится из зацепления. Для этого предусмотрена обгонная муфта.
Питание на обмотку возбуждения стартера подается при удерживании ключа в замке в положение II (III, IV, START). Конкретное обозначение зависит от модели автомобиля. После пуска мотора и отпускания ключа, он перемещается в предыдущее положение. Контактная пластина соленоида разрывает цепь питания обмоток возбуждения.
Загрузка ...
Причины, почему не крутит
Базовые причины, по которым стартер не реагирует на поворот ключа зажигания, механические и электрические повреждения.
Для определения механической поломки понадобится демонтировать и разобрать стартер. Электрическое повреждение в управляющей и силовой цепях возможно устранить без съема пускового устройства.
Убедиться в работоспособности стартера без съема можно следующим образом:
- Проверить и по мере надобности полностью зарядить АКБ.
- Убедиться в прохождении плюса от аккумулятора к верхнему контакту соленоида.
- Включить зажигание.
- Снять пластиковую клемму с втягивающего реле (цепь питания от замка зажигания – тонкий проводник).
- Изолированным продолговатым предметом из металла (например, отвертка) замыкается силовой и пусковой контакт соленоида.
- При исправном стартере мотор запустится.
Видео как запустить стартер напрямую.
Аккумуляторная батарея
Если при повороте ключа стартер не крутит и не щелкает тяговое, следует проверить заряженность батареи.
Пусковое устройство потребляет большой ток. Несколько неудачных попыток пуска ДВС, могут полностью разрядить АКБ. Минимальный уровень напряжения батареи для прокрутки бендиксом маховика ДВС должен составлять 10.8 В. Нередко нехватка заряда приводит к ошибке бортовой сети, блокирующей запуск силового агрегата.
Отдельное внимание уделяется состоянию клемм АКБ – отсутствие окисла и затяжка контактов.
Масло замерзло
Вязкость масла для мотора должна подбираться в соответствии с климатическими условиями. Неправильно подобранная смазка густеет при отрицательных температурах, затрудняя вращение коленвала. При пуске тяговое реле щелкает, а стартер не крутит маховик ДВС. Для устранения проблемы достаточно заменить смазочный материал на подходящий по вязкости.
Контакты окислились или подгорели
Для пуска стартера требуется ток от 150 до 300 А. Ток последовательно протекает по контуру: АКБ, проводник, контактная пластина соленоида и щетки. Элементы контура греются, в особенности контактная пластина. Контакты постепенно подгорают, оплавляются и разрушаются. Ток перестает течь, стартер не крутит и не срабатывает соленоид.
Проверка контактов соленоида проводится мультиметром следующим образом:
- Демонтируется втягивающееся реле.
- Щупы мультиметра устанавливаются на контактные болты, выбрав режим замера сопротивления.
- Рукой зажимается шток соленоида, замыкая контактную пластину.
- Нулевые показания прибора свидетельствует об исправности контактов, а цифры – об окислении, оплавлении или разрушении.
Слабый или нет контакта в замке зажигания
Изношенность контактов внутри замка сопровождается перебоями функционирования стартера. Он срабатывает через раз или вообще не крутит.
Неисправность определяется по косвенным факторам:
- стартер крутит при сильном нажатии ключа в крайнее положение;
- отсутствует световая индикация на приборной панели;
- индикаторы доски приборов горят, но слышатся щелчки разгрузочного релейного механизма в области бардачка.
Цепь управления нарушена
Если пусковой электромотор не крутит, а машина никак не реагирует на поворот ключа в замке зажигания, проверяется цепь управления ДВС. Она включает в себя:
- замок зажигания
- проводники, разъемы – для подключения приборов и датчиков
- предохранитель – для защиты цепи от токов перегрузки и короткого замыкания
- разгрузочное реле (предусмотрено не на всех автомобилях) – передающее или блокирующее импульс на пуск мотора от замка
- датчик положения рычага коробки передач (на машинах с автоматической трансмиссией)
- датчик прерыватель (предусмотрен не на всех машинах) – контролирует положение педали сцепления.
Повреждения и обрывы в перечисленных элементах цепи приводят к отсутствию тока на плюсовой клемме тягового реле.
Часто в цепь управления ДВС подключается противоугонная система. Нередко происходят перебои в работе иммобилайзера. Что, также приводит к отсутствию питания на стартере.
Рекомендуется попробовать прокрутить пусковое устройство, подав напряжение напрямую. При исправности стартера, последовательно проверить целостность элементов цепи управления ДВС.
Втягивающее реле неисправно
Характерным признаком срабатывания соленоида является щелчок, возникающий после подвода напряжения к стартеру. Щелчок образуется из-за передвижения штока. Если звук слышен, а стартер не крутит, то проблема в контактной планке или отсутствии «+» от АКБ. При пропадании щелчка, пусковое устройство перестает работать.
Для проверки втягивающего, первоначально необходимо убедиться, что на пусковое устройство приходит напряжение. Питание подводится напрямую от батареи. Минус АКБ подводится к нижнему силовому болту, а «+» кратковременно к пусковой клемме реле. Если щелчок прослушивается, но стартер не крутит, то ток не протекает к щеткам. Повреждена контактная пластина тягового. Проблема актуальна при больших пробегах автомобиля.
Фиксация частых щелчков свидетельствует о повреждении удерживающей обмотки. Бендикс выталкивается, но не удерживается в сцепке с маховиком, откидываясь в начальное положение. Дальнейшая проверка требует демонтажа устройства.
Проверяется целостность втягивающей и удерживающей обмоток мультиметром в режиме замера сопротивления. Втягивающая обмотка проверяется установкой щупов измерителя к управляющему и силовому плюсу, передающего питание на обмотку стартера. Удерживающая обмотка проверяется установкой щупов измерителя на управляющий «+» и корпус реле. Нормальным считаются нулевые показания прибора.
Неисправны втулки или подшипники
Втулки и подшипники пускового оборудования не выходят из строя бессимптомно. Их постепенная изношенность приводит к тому, что стартер периодически не работает с первого раза, вращается с меньшей скоростью. При условии, что к заряду батареи нареканий нет.
Как правило, проблема наблюдается при пуске силового агрегата из горячего состояния. Из холодного состояния мотор легко запускается.
Для определения степени изношенности, перекоса втулок и подшипников необходима разборка стартера. Попутно рекомендуется проверить состояние щеток, ламелей и пайки.
Изношены щетки
Проблема обусловлена выработкой ресурса щеток. Он находится в диапазоне от ста до двухсот тысяч километров пробега. К поломке щеток приводят следующие факторы:
- заклинивание в держателе
- разрушение подпружиненного устройства
- засорение графитовой пылью
- перегрев.
Изношенность щеток сопровождается тем, что стартер не крутит маховик двигателя с первого раза. На запуск мотора может потребоваться несколько попыток. Для дестабилизации функционирования пускового оборудования достаточно выхода из строя одной щетки.
Статор или ротор замкнуло
Если стартер не крутит ДВС, а из корпуса ощущается запах гари, то практически наверняка сгорела обмотка статора или ротора из-за короткого замыкания. К нему приводит значительный перегрев стартера. Что сопровождается постепенным разрушением лакового, изоляционного покрытия обмоток.
О наличии межвиткового или замыкания на корпус свидетельствует снижение интенсивности вращения стартера. Проверка состояния обмоток статора и ротора производится после демонтажа стартера. Явные повреждения в виде обрывов, оплавленных проводов можно выявить визуально. В остальных случаях используется мультиметр или нагрузочные клещи.
Обгонная муфта неисправна
Неисправность обгонной муфты (бендикс) определяется после снятия пускового устройства. Первичный признак поломки – это наличие звуков со стороны стартера в момент пуска, но отсутствие вращения маховика силового агрегата.
Проверка муфты ведется путем проворачивания шестерни рукой в разные стороны. Если она легко крутится в обе стороны, то требуется смена.
Основная причина поломки обгонной муфты грязь, которая проникает из-за конструктивного исполнения устройства. Она полуоткрытая и расположена в нижней части. Для предотвращения повреждений рекомендуется периодически очищать муфту. Запрещается использовать смазки и промывать механизм с распылителя. Иначе муфта быстро заклинит от прилипающих частиц пыли и грязи.
Зубья бендикса или венец маховика стерты или обломаны
Проблема актуальна для машин со значительным пробегом, а также после смены маховика ДВС или ремонта пускового устройства.
При запуске мотора отмечается натяжное вращение, часто с визгом и щелканьем, стартера. Причина кроется в плохом зацеплении.
Зубцы маховика ДВС обладают скосом, обеспечивающим плавное вхождение в зацепление шестерни бендикса. Изношенность и подклинивание зубьев шестерни, заедание вилки соленоида приводит к недостаточности соприкосновения зубьев бендикса с маховиком. Что сопровождается пробуксовкой, и дальнейшим износом, вплоть до обламывания зубьев.
Устранить проблему можно только заменой шестерни бендикса или венца маховика.
Магниты отвалились
Для возбуждения стартера используется обмотка или постоянные магниты, в количестве четырех штук. Их фиксируют клеем к корпусу статора электрической машины.
Нередко в результате перегрева или воздействия отрицательных температур, магниты отклеиваются и заклинивают ротор. Проблему не решает, даже использование специальных прижимных пластин. В результате не щелкает соленоид, стартер перестает крутить. Повреждение устраняется ремонтом или сменой пускового устройства.
Привод
Еще одна причина, по которой стартер не крутит ДВС – привод туго ходит по резьбе вала. Чтобы избавиться от неисправности, следует прочистить и промазать резьбу. Для смазки допускается использовать моторное масло. Работы выполняются с предварительной разборкой стартера.
Щелкает реле стартера, но не крутит
При включении зажигания со стороны стартера раздается характерный щелчок. Звук издается не от электрического двигателя, а от его тягового реле. Довольно часто он не крутит именно из-за неисправности релейного механизма.
Среди причин, по которым щелкает реле стартера, но не крутится маховик ДВС:
- обрыв проводника между обмоткой статора и контактом соленоида
- изношенность втулок, щеток стартера
- короткое замыкание, разрыв в обмотке ротора или статора
- поломка или деформирование вилки в бендиксе.
Для устранения неисправностей потребуется сменить поврежденный элемент стартера.
Проблема только на горячую
В редких случаях наблюдаются проблемы со стартером при пуске прогретого ДВС. При этом они пропадают на остывшем силовом агрегате.
Причина неисправности, как правило, обусловлена применением втулок несоответствующих по диаметру. Меньше, чем требуется. Воздействие повышенных температур приводит к расширению втулок. В результате вал стартера подклинивает и не крутит. Обязательно используйте запасные детали (втулки, подшипники), указанные в технической документации к машине.
Высокая температура негативно отражается на качестве электрических контактов бортовой сети, в т.ч. стартера. Периодически необходимо проводить ревизию контактных поверхностей.
Запуск мотора «без» стартера
Трудности с пуском ДВС по причине неисправного стартера нередко застает врасплох. Нет возможности или времени для выявления и устранения проблемы. Рассмотрим варианты аварийного запуска силового агрегата «без» стартера.
Замкнуть напрямую
Рассмотрим вариант срочного пуска ДВС, когда стартер не крутит или не щелкает соленоид, напрямую на примере ВАЗ-2110. Запуск осуществляется следующим образом:
- Ручка КПП ставится в нейтральное положение, и натягивается ручник.
- Включается зажигание, поднимается крышка капота.
- Выводится из зацепления и отводится в сторону воздушный фильтрующий элемент. Это открывает доступ к пусковому устройству.
- Отключается питающая фишка от стартера.
- Длинным предметом из металла (проводник, отвертка) перемыкаются контакты пускового устройства.
- После запуска ДВС подсоединяется питающая фишка, и устанавливается на место воздушный фильтрующий элемент.
Крутим «руками»
Данная методика запуска ДВС, когда стартер не крутит, используется на машинах с механической трансмиссией и передним приводом.
Смысл идентичен использованию кривого стартера на старых машинах с задним приводом, где применялась заводная рукоять.
Порядок запуска силового агрегата:
- Установить на домкрат любую переднюю сторону машины.
- Колесо в подвешенном состоянии выворачивается до упора в наружную сторону.
- Обмотать 3-4 раза по окружности колесо тросом для буксирования или тканевой лентой, веревкой из прочной материи. Длина свободного конца троса (веревки) должна составлять пару метров.
- На МКПП включается третья передача.
- Включается зажигание.
- Дергается свободный конец троса (веревки), чтобы колесо раскрутилось. Для большего усилия, рекомендуется выполнять процедуру с разбега.
- После запуска ДВС, селектор МКПП устанавливается в нейтральное положение. Выжимать сцепление при этом необязательно.
- Дождавшись остановки колеса, автомобиль снимается с домкрата.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Возможные неисправности стартера
Причины неисправности | Способы устранения |
---|---|
При включении стартера якорь не вращается, тяговое реле не срабатывает | |
Межвитковое замыкание во втягивающей обмотке тягового реле, замыкание ее на "массу" или обрыв | Замените тяговое реле |
Обрыв в цепи питания тягового реле стартера | Проверьте провода и их соединения между управляющим контактом тягового реле стартера и замком зажигания |
Неисправна контактная часть замка зажигания | Замените контактную часть замка зажигания |
Заедание якоря тягового реле | Снимите реле, проверьте проверьте легкость перемещения якоря |
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ | Зачистите коллектор, замените щетки |
При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает | |
Ослабленно крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом | Подтяните крепление наконечников провода |
Окислены контактные болты тягового реле или ослаблены гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах | Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов |
Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ | Зачистите коллектор, замените щетки |
Обрыв или замыкание в обмотке якоря | Замените якорь |
При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается | |
Разряжена АКБ | Зарядите аккумулятор |
Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле | Замените тяговое реле |
Значительное падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов | Проверьте провода и их соединения в цепи от АКБ до управляющего контакта тягового реле стартера |
При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается | |
Пробуксовка муфты свободного хода | Замените муфту |
Шестерня привода не входит в зацепление | Замените муфту или маховик |
Шум стартера при вращении якоря | |
Чрезмерный износ подшипников или втулок вала якоря | Замените подшипники или крышки стартера |
Ослабленно крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода | Подтяните гайки крепления или замените крышку |
Повреждены зубья шестерни муфты или венца маховика | Замените муфту или маховик |
Шестерня не выходит из зацепления с маховиком | |
Заедание муфты на шлицах вала ротора | Очистите шлицы и смажьте их маслом |
Заедание якоря тягового реле | Замените тяговое реле или устраните заедание |