3 способа проверки втягивающего реле

втягивающее реле Стартер

Втягивающее реле – это составной элемент стартера, обеспечивающий плавный пуск электрической машины. Сбои в работе механизма сопровождаются трудностями при пуске мотора. При поломке втягивающего, ДВС не запустится. Рассмотрим из чего состоит реле, как выявить и устранить неисправность.

Немного теории о втягивающем реле

Расположение реле

Втягивающее реле стартера – электромагнитная катушка, выполняющая следующие опции в системе зажигания:

  • подвод шестеренки бендикса к зубьям маховика;
  • откидывание шестерни в первоначальное состояние по факту пуска ДВС.

Конструкция втягивающего проста, но неисправность любой детали блокирует пуск мотора.

Втягивающее реле

Функции

Втягивающее устройство выполняет следующие функции:

  1. Перемещение шестерни бендикса к зубьям венца маховика – движение шестерни обеспечивается перемещением якоря внутри реле. Якорь представляет собой цилиндр из металла, на конце которого установлена вилка. Она соединена с бендиксом. Цилиндр двигается под воздействием электромагнитного поля, создаваемого втягивающей обмоткой.
  2. Подвод «+» от аккумулятора к обмотке стартера – плюсовой знак в цепи стартера имеет разрыв на втягивающем устройстве. Замыкание цепи обеспечивается контактной пластиной, расположенной внутри механизма. Она замыкается при втягивании сердечника. Что сопровождается вращением стартера, и отключением втягивающей катушки, подключенной к массе.

Как работает

Разберем подробнее конструкцию и как работает втягивающее реле стартера. Оно состоит из:

  • электромагнита – втягивающая и удерживающая катушка;
  • электрической цепи – проводники, контакты, обеспечивающие подачу питания от АКБ к пусковому устройству;
  • сердечник с возвратной пружиной.

Подвод напряжения на тяговое происходит при повороте ключа в замке зажигания. В обмотках наводится электромагнитное поле, приводящее в движение сердечник внутри реле. Одновременно сжимается возвратная пружина.

Втягивающее реле стартера

На конце сердечника установлена специальная вилка, которая выводит шестерню бендикса в сцепку с маховиком. По факту сцепки замыкаются контакты (так называемые пятаки) внутри тягового. Через них напряжение подводится к стартеру. Одновременно снимается питание со втягивающей обмотки, а сердечник фиксируется удерживающей катушкой.

При возвращении ключа зажигания в предыдущее положение, цепь питания тягового разрывается, и стартер прекращает крутиться. Сердечник возвращается в исходное состояние вместе с вилкой. Последняя утягивает за собой бендикс, выводя его шестерню из зацепления с маховиком.

Схемы

Схема втягивающего
Схема втягивающего
Схема работы
Схема работы

Признаки выхода из строя

Поврежденное тяговое реле определяется по характерным признакам:

  1. Силовой агрегат заводится не с первого раза, либо вообще не реагирует на поворот ключа в замке зажигания.
  2. Скорость вращения пускового устройства не снижается, несмотря на успешный запуск ДВС – слышно сильное жужжание стартера.

Причины неисправности втягивающего реле

К основным причинам неисправности втягивающего реле относятся:

  • механическое разрушение, подгорание, уменьшение площади соприкосновения или прилипание пятаков;
  • короткое замыкание, обрыв в удерживающей или втягивающей катушке;
  • деформирование, снижение упругости возвратной пружинки.

На каком пробеге столкнулись с неисправностью втягивающего реле?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Как проверить втягивающее

При перебоях в функционировании стартера, не стоит спешить со съемом устройства с автомобиля. Первоначально рекомендуется проверить работоспособность тягового. Рассмотрим доступные и эффективные методы, как проверить втягивающее на установленном стартере и после демонтажа.

При запуске двигателя

Для проверки тягового при пуске ДВС, следует прислушаться к стартеру. Если слышен щелчок, то механизм исправен. Щелчок раздается после подачи питания на пусковое устройство из-за быстрого перемещения сердечника внутри реле. Отсутствие характерного звука указывает на поломку.

При наличии щелканья, но отсутствии вращения стартера, проверяется состояние контактных поверхностей пятаков.

Мультиметром

Проверка удерживающей катушки втягивающего реле мультиметром состоит из следующих операций:

  1. На мультиметре выбирается режим измерения сопротивления.
  2. Одна контактная ножка измерительного прибора присоединяется к управляющей клемме тягового, а вторая к металлической части корпуса. При фиксации сопротивления, делается вывод об исправности удерживающей обмотки.
  3. Далее ножка мультиметра с корпуса переносится на нижний контактный болт. Предварительно отключается проводник, идущий на обмотку стартера. Целостность катушки подтвердит наличие сопротивления.

Проверка втягивающего мультимтером

Фиксация прибором нулевого значения сопротивления свидетельствует об обрыве или коротком замыкании обмотки на корпус.

Стоит учитывать, что при межвитковом замыкании в обмотке, мультиметр будет показывать сопротивление. Но тяговое отрабатывать не будет. Вместе замыкания нарушается изоляция проводников. При подаче напряжения, протекающий ток через воздушный промежуток, где повреждена изоляция, замыкается на корпус. Магнитный поток не создается, и стартер не крутит. Диагностика межвиткового замыкания требует дополнительного оборудования. Либо используется методика проверки аккумулятором.

Аккумулятором

Перед диагностикой тягового аккумулятором, следует снять механизм с пускового устройства.

Для подготовки схемы понадобится АКБ, проводники и два выключателя для разрыва цепи (ВК1 и ВК2). ВК1 выполняет роль замка зажигания. ВК2 – имитатор смены полюсов.

Схема

Сборка схемы ведется на верстаке. От минусовой клеммы батареи провод через выключатель ВК2 подключается к нижнему контактному болту втягивающего. С данного контакта подается питание на обмотку стартера. Также минус подсоединяется к корпусу реле.

Проводник от плюсовой клеммы АКБ подключается через выключатель ВК1 к управляющему контакту тягового.

Схема проверки

Исправность обмоток проверяется следующим образом:

  1. Поочередно включается ВК2 и ВК1 – сердечник должен втянуться, что подтверждает работу втягивающей и удерживающей катушек.
  2. Отключается ВК2 – снимается питание с втягивающей обмотки. Сердечник остается втянутым за счет работы удерживающей катушки.
  3. Отключается ВК1 – якорь отпадает в первоначальное состояние.

Схема

При фиксации отклонений в работе втягивающего, делается вывод о повреждении обмоток.

Ремонт своими руками

Большинство современных машин комплектуются неразборным втягивающим стартера. Что обусловлено следующими нюансами:

  • Надежность и повышение ресурса – неразборная конструкция механически лучше защищена от воздействия внешних факторов.
  • Дополнительная прибыль для поставщиков запасных частей – сборная конструкция гораздо дороже, чем замена одной неисправной детали.

Крепление

При комплектации автомобиля неразборной модификацией, наилучший выход из ситуации один – смена целиком. Для подбора замены неисправного втягивающего реле стартера используется марка и технические характеристики устройства. Более надежный способ – взять с собой поломавшийся механизм в магазин автомобильных запчастей.

Разборные модификации втягивающего возможно отремонтировать самостоятельно. Некоторые умельцы ремонтируют и неразборные конструкции. Но для ревизии доступна только контактная часть. Также нет смыла в восстановлении перегоревших обмоток втягивающего устройства.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ремонт тягового начинается с демонтажа.

Перед отсоединением клемм и проводов обязательно запомните их расположение, а лучше сделайте фотографию. Это исключит ошибки при обратной установке.

Все контактные поверхности тягового и стартера очищаются и обезжириваются. Разборка и ремонт втягивающего механизма пускового устройства выполняется с применением плоской отвертки, паяльника, канифоли и олова. Работы ведутся в следующем порядке (на примере неразборной модификации):

  1. Выкручиваются стяжные болты корпуса реле. В зависимости от модификации втягивающего может использоваться два или три болта.
  2. На крышке реле, где размещены контактные болты, отпаиваются вывода катушек. Для получения доступа к пятакам, хватает отпайки одного вывода.
  3. С контактных болтов скручиваются гайки.
  4. Приподнимается крышка с одной стороны и вытягиваются пятаки. Проводится ревизия контактной части (зачистка наждачной бумагой и обезжиривание). Удаляется грязь с технологических отверстий.
  5. Аналогично проводится ревизия контактной пластины.
  6. Выполняется сборка, соблюдая обратную последовательность действий.

В разборных модификациях реле паяльник не потребуется. В них вывода обмоток фиксируются гайками.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий