Бендикс стартера – составляющий элемент пускового устройства, передающий крутящий момент на венец маховика. При поломке механизма блокируется пуск ДВС. Разберемся в конструктивных особенностях, принципе работы, признаках неисправности и порядке самостоятельной смены бендикса (обгонной муфты).
- Немного теории о бендиксе стартера
- Устройство и принцип работы
- Как работает обгонная муфта
- Признаки поломки
- Диагностика бендикса
- Причины неисправности
- Замена бендикса стартера
- Примерная цена
- Рекомендации
- Смена
- Как и стоит ли ремонтировать бендикс стартера
- Алгоритм разборки обгонной муфты
- Какой купить
- Krauf
- Стартвольт
- Bosch
Немного теории о бендиксе стартера
Бендикс стартера (в оригинале обгонная муфта или муфта свободного хода) – механизм, обеспечивающий передачу крутящего момента от пускового устройства к маховику силового агрегата. Также муфта предотвращает вращение ротора стартера на повышенных скоростях, равных оборотам ДВС.
Механизм надежен, и практически никогда не ломается. Главной причиной поломки бендикса является механическая изношенность составных элементов. Для точного определения поломки первоначально разберемся, что такое и из чего состоит бендикс на стартере.
Принцип работы обгонной муфты схож с функционированием сцепления на машинах с МКПП. В трансмиссии выполняется плавное распределение крутящего момента с коленчатого вала к колесам. Крупногабаритная схема находится в работе при движении машины.
А муфта свободного хода стартера функционирует только при запуске мотора непродолжительное время. Конструкция бендикса должна обеспечивать быстрый вывод шестерни из сцепки с маховиком после пуска ДВС.
Стоит учитывать, что от состояния обгонной муфты зависит не только успешность пуска мотора. Ее изношенность приводит к повреждению сопряжённых шестерней, доводящих вращение к коленвалу.
Устройство и принцип работы
Для изготовления муфты свободного хода используются высокопрочные виды сплавов металлов. Это необходимо для выдерживания высоких нагрузок, которым подвергается муфта. Бендикс размещен на валу ротора стартера.
Устройство бендикса:
- ведущая и ведомая обоймы
- опорные чашечки
- ролики и их пружины
- прижимная пружина
- кожух.
Механическая связь обойм выполнена роликами. Они подпружинены и загнаны в технологические, узенькие каналы. Такая конструкция обеспечивает включение муфты в работу при пуске ДВС. Отключение происходит сразу после выхода мотора на рабочие обороты.
Принцип работы бендикса пускового устройства основан на использовании инерционных сил. С их помощью изменяется положение ведущей шестерни, учитывая режим работы стартера. Муфта сглаживает нагрузки, возникающие между электрическим двигателем и силовым агрегатом.
Как работает обгонная муфта
Рассмотрим, как работает бендикс стартера, по представленному алгоритму:
- При повороте ключа в замке зажигания подается питание на электромотор пускового устройства ДВС от АКБ. Начинает вращаться ротор стартера.
- Под собственной массой и под воздействием крутящего момента, бендикс на стартере проскальзывает по шлицам до момента зацепления с венцом маховика. Скольжение ведется за счет борозд винтового типа, предусмотренных на внутренней части муфты.
- Ведущая обойма приводит в движение ведомую.
- Зубья обгонной муфты крутятся до момента жесткого вхождение в сцепку с венцом маховика.
- В бендиксе предусмотрена буферная пружина. Она обеспечивает плавный пуск ДВС, и предотвращает механическое разрушение зубьев при сцепке шестерен.
- После пуска мотора происходит увеличение скорости вращения маховика, по сравнению с крутящим моментом стартера. Муфта постепенно сползает по валу ротора или редуктора в начальное положение. Зубья шестерен размыкаются, предотвращая вращение электродвигателя на высоких оборотах. Стартер не предназначен для функционирования в таких режимах.
Признаки поломки
Несмотря на высокую надежность обгонной муфты, эксплуатация детали ограничена естественной изношенностью. Поломка не происходит мгновенно. Первоначально наблюдаются характерные признаки неисправности бендикса стартера:
- шумность при пуске силового агрегата
- не крутится коленвал ДВС.
Постепенный износ муфты свободного хода сопровождается периодическим отказом в запуске мотора. Отмечается соскальзывание зубьев бендикса с венца маховика. Что сопровождается характерным металлическим ударом или скрежетом.
Не стоит откладывать надолго ревизию или замену муфты пускового устройства ДВС. Высока вероятность механического разрушения или зализывания зубьев шестерни маховика. Замена венца маховика силового агрегата гораздо сложнее и дороже.
Диагностика бендикса
При проблемах с пуском силового агрегата, сопровождающихся посторонними шумами со стороны стартера или отсутствием вращения коленвала, следует первым делом проверить работоспособность обгонной муфты. Разберемся, как проверить бендикс самостоятельно.
Первым делом бендикс диагностируется на слух. Операцию лучше выполнять вдвоем. Если при подаче напряжения на стартер, слышится жужжание, а коленвал не крутится, то неисправна муфта. Или прослушиваются металлические стуки и скрежеты.
Для дальнейшей диагностики выполняется демонтаж и разборка стартера. На неисправность бендикса указывают следующие факторы:
- ведущая обойма муфты проворачивается в обе стороны – исправная обойма прокручивается только по направлению вращения ротора стартера;
- механические повреждения или зализывание зубьев;
- люфт на якоре;
- чрезмерная изношенность вилки муфты.
Загрузка ...
Причины неисправности
Обгонная муфта стартера выходит из строя по следующим причинам:
- Уменьшение диаметра роликов в обойме или стачивание одной из плоскостей – как правило, проблема обусловлена естественной изношенностью. Для устранения неисправности подбираются шарики соответствующего диаметра. Не стоит изготавливать ролики из подручных материалов, например, сверла.
- Механический износ поверхности ведущей или ведомой обоймы в области соприкосновения с роликами – проводить ревизию бессмысленно, следует полностью сменить муфту свободного хода.
- Изношенность зубьев муфты – шестерня бендикса стартера не ремонтируется. Возможна ее замена или установка новой муфты в сборе.
На стартер оказывают влияние и факторы окружающей среды (снег, дождь, пыль и т.д.). Что часто приводит к пробуксовке муфты из-за скопления грязи на роликах и в пазах.
В большинстве случаев гораздо эффективнее установить новый бендикс, чем пытаться отремонтировать отдельный элемент. Это связано с равномерным износом сопряженных деталей бендикса. Заменив одну деталь, через небольшой промежуток времени потребуется менять другую.
Замена бендикса стартера
Для достижения наилучшего эффекта рекомендуется полностью заменить поврежденный бендикс. При использовании оригинальной запасной части и соблюдении порядка монтажа, муфта отработает многие годы. Для замены потребуется демонтировать стартер. Далее снимается и меняется бендикс.
Примерная цена
Стоимость нового бендикса вполне приемлема. Далее представлен средний диапазон цен обгонных муфт (в американских долларах) для конкретных моделей автомобилей:
- 5-6 – ВАЗ 2101 и другие российские модели классического ряда (артикул DR001C3);
- 12-15 – ВАЗ 2108-2110 (1006-2099-23);
- 9-12 – TOYOTA Avensis и Corolla (1006-2096-95);
- 10-11 – FORD Focus, Fiesta и Fusion(1006-2098-04).
Рекомендации
Для облегчения ремонта или замены муфты свободного хода стартера своими силами, следует придерживаться рекомендаций специалистов:
- Нередко первые проблемы встречаются на этапе демонтажа стартера. Они выражаются в окислении крепежных болтов, которые за длительное время простоя успевают прикипеть к корпусу и внутренней резьбе посадочного места. Для выкручивания болтов без повреждения применяется проникающая смазка или WD-40. После обработки болтов выдерживается пауза в пятнадцать минут. Делается несколько легких, аккуратных ударов молотком по шляпкам болтов, и делается попытка выкручивания крепежных элементов.
Для борьбы с окислившимися болтами можно воспользоваться методом нагрева, используя газовую горелку. Главное не перегреть металл. Это приводит к ухудшению механических показателей.
- Контролируется и по мере необходимости меняются шайбы из пластмассы.
- Процесс разборки лучше фиксировать на видеокамеру, либо помечать снятые детали в порядке очередности. Также можно воспользоваться иллюстрированной технической инструкцией. Это позволит ускорить процесс сборки, и предотвратить ошибочные действия.
- Для демонтажа стопорного кольца обгонной муфты применяется специальная оправка. Взамен допускается использовать отвертки с тонким стержнем или круглогубцы.
- Перед монтажом нового (отремонтированного) бендикса обязательно проверяется целостность привода и работоспособность механизма в целом.
Смена
Замена бендикса на различных модификациях пусковых устройств имеет незначительные отличия. Но общий порядок идентичен. Рассмотрим процесс смены муфты на демонтированном стартере:
- Выкручиваются стяжные болты, и раскрывается корпус.
- Откручиваются крепежные элементы и снимается тяговое реле. Рекомендуется попутно прочистить внутреннюю полость.
- С вала ротора сбивается шайба и извлекается стопорное колечко. Обгонная муфта снимается с оси.
- Перед монтажом запасной детали, следует обработать посадочное место смазочным материалом, выдерживающим повышенные эксплуатационные температуры.
- При установке нового бендикса возникают сложности с посадкой на место стопорного колечка. Облегчить процесс можно распиранием кольца гаечными ключами, специализированной струбциной или раздвижными пассатижами.
- Используемой ранее смазкой, дозировано обработать остальные трущиеся элементы пускового устройства.
- Проверяется работоспособность стартера. От источника питания подключаются провода к пусковому устройству. Минус к корпусу, а плюс к управляющей клемме тягового реле. При исправном стартере должен раздаться характерный щелчок втягивающего, и выдвинуться бендикс.
Как и стоит ли ремонтировать бендикс стартера
Ремонтировать обгонную муфту практически нецелесообразно. Стоимость нового механизма вполне приемлема, даже для автомобилей иностранного производства. Но при наличии огромного желания, некоторые неисправности бендикса можно устранить путем ремонта.
Не стоит тратить время на ревизию изношенных обойм муфты. Нет смысла в попытках наращивания металла. Самостоятельно устранить повреждение роликов и их пружин, а также прижимных пружин едва ли получится. Потребуется выполнить замену поврежденных элементов.
Для смены роликов используются подходящие по диаметру металлические изделия (сверла, гвозди). При применении гвоздей потребуется дополнительная закалка для повышения прочности металла. Она сводится к увеличению поверхностной прочности и снижению внутренней хрупкости гвоздя.
Значительно ускоряет процесс подбора идентичных элементов, наличие еще одного неисправного бендикса.
Алгоритм разборки обгонной муфты
Ревизия бендикса требует съема механизма со стартера. Операция выполняется следующим образом:
- Отсоединяются провода от клемм аккумулятора.
- Выкручиваются фиксирующие болты и отключаются провода питания пускового устройства.
- Откручиваются стяжные болты стартера, и разбирается корпус.
- Демонтируется тяговое реле.
- Разбирается обгонная муфта – извлекается стопорное колечко, шайба, рассоединяется внешняя и внутренняя часть механизма.
Обратная сборка проводится после промывки в растворителе, сушки и обработки всех деталей бендикса высокотемпературной смазкой.
Какой купить
Для приобретения нового бендикса на пусковое устройство необходима следующая информация:
- VIN код автомобиля или артикул механизма – сведения используются продавцами для подбора муфты.
- Технические характеристики стартера – напряжение, потребляемая мощность и нюансы конструкции. Например, укомплектованность редуктором. Для исключения недоразумений, следует взять поломанную муфту в магазин для сравнения. Лучше отдавать предпочтение запасным деталям, изготовленным той же фирмой, что и стартер.
Последний, но немаловажный фактор, при выборе нового бендикса стартера – производитель. В продаже доступны оригинальные и аналоговые детали. Для минимизации вероятности покупки бракованной запчасти, рекомендуется приобретать муфту у надежных поставщиков. Визуально оценивается состояние упаковки и детали, на предмет отсутствия вмятин, царапин и т.д. Тщательно изучаются сведения о компании, в том числе по отзывам клиентов.
Заниженная стоимость деталей от популярных брендов — признак подделки.
Krauf
Производитель запасных частей из Германии. Для изготовления бендиксов применяется высококачественная сталь. Это гарантирует огромный ресурс детали. Преимуществом бренда является минимальное количество подделок на рынке.
Стартвольт
Российская фирма, осуществляющая выпуск продукции на мощностях в Азии. Что способствует поддержанию низкой стоимости изделий, в сочетании с приемлемым качеством. Бендиксы выпускаются для различных моделей машин, в том числе зарубежного производства. Муфта свободного хода беспроблемно отрабатывает на протяжении 3-5 лет, но не поддается ремонту.
Bosch
Немецкая компания, выпускающая бендиксы отличного качества. Продукция сертифицирована, и соответствует стандартам многих государств. Каждый отдельный элемент обгонной муфты производится с применением инновационных технологий. Ресурс изделий не ограничен. Проблема заключается в наличии большого количества фальсификата на рынке.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.
Как замкнуть стартер напрямую: 2 способа