Рассмотрим подробно, как проверить стартер и отдельные детали устройства. Стартер обеспечивает запуск ДВС. При неполадках с пусковым устройством, пуск мотора становится крайне проблематичным. В большинстве случаев стартер не ломается мгновенно. Отклонения в работе выявляются по характерным признакам. Но если момент упущен, то потребуется искать и решать проблему.
Загрузка ...
Коротко о работе стартера
Якорь (ротор) – это металлическая болванка, расположенная в центральной части стартера. На якоре намотана катушка возбуждения, и установлен коллектор.
Рассмотрим принцип работы стартера по представленной электрической схеме. При повороте ключа в замке, питающее напряжение подводится к контакту втягивающего реле 50. Под воздействием электромагнитного поля шток реле втягивается, перемещаясь к задней стенке тягового к контакту 30. Параллельно перемещается рычаг в виде вилки, толкающий бендикс в зацепление с маховиком ДВС.
На конце штока установлен контактный диск. При достижении штоком стенки реле сзади, перемыкаются контакты 30 («+» от АКБ) и 50. Ток протекает к обмотке ротора через щеточно-коллекторный аппарат. Якорь начинает крутиться. Вращающий момент передаётся на коленвал посредством маховика и бендикса. Происходит запуск ДВС.
По факту отпускания ключа, разрывается питающая цепь стартера. Шток реле перемещается в первоначальное состояние действием силы возвратной пружины. Рвётся цепь между 30 и 50 контактом, а также питания обмотки ротора.
Как проверить стартер, не снимая с машины
Если стартер работает плохо или не функционирует вовсе, для начала нужно проверить АКБ. Напряжение на выводах заряженного аккумулятора без нагрузки составляет 12.50-12.70 В. Если оно меньше 12,2, то данного напряжения может не хватать для хорошей работы стартера.
Для проверки пускового узла необходимы:
- отвёртка с длинным стержнем и изолированной рукоятью;
- вольтметр.
Остановимся на двух методах проверки. При реализации первого выполняются следующие операции:
- Найти на тяговом реле плюсовой контакт в виде болта, к которому подсоединен проводник большого сечения в защитной оплетке.
- К указанному контакту подключить проводник красного цвета от вольтметра.
- Черный провод вольтметра крепится к массе машины.
- Используя помощь второго человека, повернуть ключ зажигания. На приборе должно наблюдаться напряжение в 12 В, и раздаваться характерные звуки отработки стартера. При фиксации меньших значений, проверяется состояние АКБ и замка зажигания.
Второй вариант реализуется в следующем порядке:
- С контактного болта тягового скидывается клемма, протянутая от замка зажигания.
- Стержнем отвёртки замкнуть освободившийся контакт с клеммой «+» реле. Ток напрямую потечёт к обмоткам стартера.
- При успешном запуске ДВС, потребуется проверить функционирование тягового и замка зажигания.
Для исключения внезапных проблем, рекомендуется периодически проверять состояние пускового элемента.
Как проверить стартер от аккумулятора
Комплексная проверка требует предварительного демонтажа стартера с машины. Процесс съёма отличается, в зависимости от модификации машины. Главное, запомнить места подключения проводников перед их отключением. Это облегчит диагностирование и обратный монтаж стартера.
Не стоит забывать о мерах безопасности и вероятности случайного замыкания проводки. Перед началом работ необходимо обесточить бортовую сеть автомобиля, сняв минусовую клемму с АКБ.
Для сборки схемы под проверку стартера аккумулятором используется три проводника с зажимами на концах. Схема собирается следующим образом:
- Концы первого провода подключаются к вводу АКБ со знаком минус и к кожуху стартера.
- Зажимы второго проводника крепятся к выводу батареи со знаком «+» и к силовому контактному болту стартера.
- Один конец третьего проводника фиксируется к выводу АКБ со знаком «+», а второй аккуратно прислоняется к управляющему контакту на тяговом.
При исправном оборудовании наблюдается следующая картина:
- Раздаётся щелчок втягивающего, подвижная пластинка перемыкает контактные пятаки.
- Выбрасывается бендикс.
- Электромотор начинает вращаться.
При отсутствии положительного результата, понадобится проверить тяговое реле. Порядок проверки представлен отдельно. Если реле исправно, то потребуется проверить электромотор.
Нередко наблюдается ситуация, когда проверка аккумулятором успешна, но под нагрузкой (при установленном на машине) стартер не крутиться. Неполадки стоит искать в электродвигателе или бендиксе.
Как проверить стартер мультиметром
Еще один популярный метод проверки технического состояния стартера – использование мультиметра. Что обусловлено ограниченным доступом автовладельцев к специализированному оборудованию (дефектоскоп, контролька – контрольная лампочка). Щетки и обмотки контролируются на наличие короткого замыкания, а катушки реле – на незначительное сопротивление. На приборе используется опция измерения сопротивления.
Проверить стартер мультиметром возможно после разборки. Поочередный замер сопротивления ведется между следующими деталями:
- щетки и пластина;
- обмотка и корпус;
- коллекторные пластинки и сердечник ротора;
- корпус и обмотка стартера;
- отключающая клемма зажигания и постоянный «+» (контактный болт для подключения обмотки возбуждения электромотора) – замер оценивает состояние втягивающей катушки тягового реле (нормальным считается показание в диапазоне от одного до полутора Ом);
- включающая клемма зажигания и кожух втягивающего – контролируется состояние удерживающей катушки тягового реле (целостность подтвердит наличие сопротивления в пределах от двух до двух с половиной Ом).
При проверке мультиметром между четырьмя первыми парами деталей показания измерителя должны стремиться к бесконечности.
Дополнительно необходимо проверить катушку ротора на обрыв. Сопротивление между всеми ламелями коллектора должно равняться нулю. Также можно выполнить проверку падения напряжения между контактными пластинками коллектора. Значения должны быть идентичными, при замере между соседними пластинками в момент подвода постоянного тока, величиной в один Ампер.
Диагностика якоря стартера
Первичная проверка ротора проводится подачей напряжения 12 В напрямую на стартер от АКБ, исключив из цепи тяговое реле. При наблюдении вращения якоря, делается вывод о целостности устройства. Если стартер не раскручивается, потребуется проверить якорь и щетки. Диагностирование проводится осмотром и мультиметром на разобранном стартере.
К характерным неисправностям якоря относят:
- короткое замыкание обмотки на кожух – выявляется измерительным прибором в режиме замера сопротивления;
- механическое разрушение пайки выводов контактных пластин коллектора – фиксируется визуально;
- короткое замыкание между витками обмотки – определяется специализированным оборудованием.
Явные короткие замыкания удается зафиксировать визуальным осмотром:
- частички, проводящие ток (например, стружка) перемыкают коллекторные ламели между собой;
- выгорание пластин коллектора из-за повреждения электрической связи между петушком и ламелями.
Нередко неравномерность износа коллектора сопровождается преждевременной изношенностью щеток и отказом пускового устройства. Такая ситуация может наблюдаться при выступании изоляции между коллекторными пластинами. Что вызвано сдвигом коллектора относительно оси вала.
Минимальная глубина проточки между ламелями должна составлять пол миллиметра.
Проверка втягивающего реле
Чтобы проверить релейную часть стартера, проводятся следующие операции:
- К реле подводится «+» непосредственно от АКБ.
- Минусовой контакт от АКБ крепится к кожуху тягового.
- Исправность механизма подтвердит выдвижение шестерни бендикса, что сопровождается характерным щелчком.
Отсутствие движения бендикса обусловлено следующими причинами:
- подгорание контактных пятаков тягового
- подклинивание ротора
- обрыв или короткое замыкание катушек реле или обмоток стартера.
Диагностика щеток стартера
Диагностирование щеток проводится разнообразными способами. Остановимся на простых и доступных вариантах.
Для реализации первого варианта используется контрольная лампочка на двенадцать Вольт. Для проверки потребуется подключить вывода лампы к щеткодержателю и корпусу. Загорание лампочки свидетельствует о пробоях в защите. Соответственно щетки подлежат смене.
Минимальная высота щеток стартера — 10 мм.
Для использования второго метода предварительно разбирается стартер. Проверка ведется мультиметром, выбрав опцию фиксации сопротивления. Замер проводится между щеткодержателем и несущей пластиной. Если замыкания нет, прибор покажет бесконечно большое сопротивление.
Дополнительно проводится визуальное диагностирование деталей стартера: щетки, коллектор, втулки, обмотки и ротор. Наличие выработки на втулках приводит к токовым просадкам в момент запуска и перебоям в функционировании пускового элемента. Также может отмечаться перекос ротора, неравномерная изношенность щеток, что существенно повышает вероятность образования короткого замыкания между витками обмотки.
Механическое повреждение контактных пластин коллектора или их подгорание, сопровождается преждевременным износом щеток.
Проверка бендикса
Методика проверки бендикса стартера проста. Понадобится зажать корпус механизма через проставку из дерева в тисках. Делается попытка прокрутки шестерни. Прокручивание в обе стороны означает поломку обгонной муфты. Нормально, когда в одну сторону шестерня вращается, а в другую – блокируется.
Нередко бендикс не входит в сцепку с маховиком ДВС. Пусковое устройство вращается в холостом режиме. Причина неисправности зализывание зубьев или залегание муфты. Механические повреждения шестерни выявляются визуально. Для фиксации залегания бендикса, понадобится разобрать механизм, прочистить редуктор от частиц грязи и ссохшегося смазочного вещества.
Как проверить обмотки стартера
Для проверки обмоток стартера используется дефектоскоп или контрольная лампочка, напряжением 220 В и мощностью не более ста Ватт. Лампа последовательно внедряется в цепь статорной обмотки пускового устройства. Один конец крепится к кожуху стартера, а второй поочередно к выводам статорной обмотки. Свечение лампы означает пробой изоляционного слоя обмотки. При отсутствии контрольки, используется омметр. Измеренное сопротивление при целой обмотке составит приблизительно десять кОм.
Проверка обмотки ротора ведется идентично. После подачи питания в 220 В на лампу, ее вывода соединяются с ламелей коллектора и сердечником якоря. Свечение лампы указывает на необходимость перемотки или смены якоря.
Стартер проверили, а что дальше
По итогам проверки определяются дальнейшие шаги по восстановлению функционирования стартера.
После разборки тягового реле оценивается состояние контактных пятаков, замыкающихся пластинкой на предмет отсутствия ржавчины, загрязнения, окалин и окисления. По мере необходимости контакты зачищаются наждачной бумагой. Качество соприкосновения пятаков контролируется мультиметром в режиме замера сопротивления.
Проверяется свободность перемещения штока и наличие смазочного материала. Особенно актуальна проблема для китайских изделий. Производители экономят на смазке. Что приводит к заклиниванию штока. Соответственно вилка не будет выталкивать бендикс.
Отдельно понадобится проверить целостность втягивающей и удерживающей обмоток реле, используя мультиметр. В случае повреждения катушек, целесообразно произвести полную замену устройства. Самостоятельно перемотать катушки практически невозможно.
При повреждении непосредственно стартера, после разборки устройства проверяется:
- Состояние щёток. Минимально допустимая высота щёток 12 мм. Нередко щётки залегают. Необходимо определить и устранить причину. Часто помогает обработка щёток графитовой смазкой.
- Отсутствие замыкания между щётками и щеткодержателем контролируется мультиметром в режиме замера сопротивления. Нормальным считаются показания, стремящиеся к бесконечности.
- Коллектор. Пластинки коллектора не должны иметь повреждений, следов подгорания и окалин. Небольшой нагар удаляется бензином или ветошью.
- Ротор. Характерным признаком неисправности ротора является запах горелой изоляции. Он отчётливо прослеживается при разборке стартера. Повреждение уточняется прозвонкой обмотки возбуждения. Катушка не должна иметь замыкания на кожух. Контроль ведётся мультиметром. При целой обмотке, измеритель выдаст сопротивление, близкое к бесконечности. При наличии замыкания обмотки на корпус, потребуется её перемотка. Также допускается приобретение нового стартера.
В большинстве случаев неисправные детали стартера подлежат смене. Их можно найти в автомагазинах или на разборках.
Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.