Система смазки, она же масляная система двигателя

масляная система Двигатель

В мире автомобилей и технологии двигателей система смазки является неотъемлемой частью процесса эксплуатации моторов. Без нее мотор не мог бы функционировать и прослужить достаточно долго. Смазывающая жидкость  не только снижает трение металлов, но и охлаждает мотор, защищает его от износа и улучшает его работу в целом. В этой статье мы рассмотрим схему масляной системы, и почему она является важным компонентом в автомобиле.

Система смазки: определение и назначение

Устройства смазывающие мотор является одними из ключевых в автомобиле. Главная задача  системы смазки двигателя (ССД) — обеспечить работу мотора с минимальным износом и максимальной долговечностью. Рассмотрим подробнее, что такое ССД и как она работает.

Схема устройства масляной системы двигателя
Кликните для увеличения

Система смазки мотора — это комплекс механизмов, который обеспечивает постоянное смазывание всех подвижных частей двигателя (коленчатый вал, поршни, шатуны, клапаны и т.д.), а также охлаждение нагревающихся деталей. При работе мотора в цилиндрах сгорает топливо, детали двигаются с большой скоростью, поэтому требуют смазочного покрытия, чтобы не наносить себе вред. В общем, без функционирующей ССД силовой агрегат быстро износится и выйдет из строя.

Главная задача смазывающей системы двигателя состоит в создании и поддержании между трущимися механизмами, которые нуждаются в смазке, постоянного слоя масла, масляной пленки. Постоянная циркуляция жидкости позволяет сохранять оптимальную температуру мотора, увеличивая выносливость.

масляная пленка на трущихся деталях

Также моторная смазка способствует уменьшению уровня шума, который генерируют различные механизмы, и увеличивает общую производительность устройства.

Смазка гарантирует уменьшение трения сопряженных деталей. Причем устройство ССД способно уменьшит трение, повышая ресурс ДВС и увеличивая эффективность. Если детали легко скользят, то меньше энергии уходит на преодоление трения.

Также одно из назначений смазки – отведение тепла, т.е. охлаждение деталей двигателя. В основном над этим работает система охлаждения.

Устройство масляной системы

Благодаря смазке двигатель освобождается от мусора, который образуется из остатков несгоревшего топлива, сгоревшего масла, продуктов износа самого мотора.

Благодаря ССД детали получают дополнительную защиту от коррозии. Даже самая тонкая масляная пленка не дает металлическим деталям контактировать с водой и воздухом.

Из чего состоит система смазки

Основные компонентами системы смазки:

  • рабочая (смазывающая) жидкость
  • поддон
  • маслозаборник (маслоприемник)
  • насос
  • фильтр
  • датчик давления
  • радиатор (используется нечасто)
  • редукционные клапаны, поддерживают необходимое давление
  • форсунки (также используются не во всех моторах)
  • масляные каналы.

Масляный насос

Насос отвечает за движение жидкости в ССД, а его работа чаще всего зависит от частоты вращения коленчатого вала.

Смазка, масло – главный элемент ССД. Чтобы она работала долго и эффективно смазывающая жидкость должна соответствовать требованиям производителя мотора и регулярно сменяться.

Насосы масляной системы

Масляный поддон. В большинстве обычных авто используется так называемый мокрый картер, главным элементом которого является поддон. Смазав и охладив детали ДВС, смазка стекает в него.

Еще один элемент ССД – маслозаборник. По его названию легко понять, что он делает. Часто на нем установлена крупная сетка, мешающая попасть крупному мусору к насосу, о котором поговорим подробнее. О фильтре также будет сказано отдельно.

Поддон и маслозаборник
Поддон и маслозаборник

После фильтра смазывающая жидкость по каналам масляной системы отправляется к деталям, которым оно необходимо. В современных моторах нередко используют форсунки, разбрызгивающие смазку на дно поршней. Что помогает лучшему охлаждению.

После контакта с самыми горячими элементами мотора (поршни, кольца, стенки цилиндров) масло нагревается. Для ее охлаждения в спортивных моторах могут использовать масляный радиатор необязательное устройство системы смазки. После остывания жидкость возвращается в поддон.

Фильтр и форсунки
Форсунки распыляют масло на дно поршня

Датчик давления ССД связан с блоком управления двигателя и лампочкой на щитке приборов.

Насос

Масляный насос отвечает за движение масла в ССД.

насос системы смазки

Масляные насосы могут быть шестерёнчатые и зубчатые. Шестерёнчатыми насосы являются самыми распространенными в маломощных бензиновых двигателях. Они работают на принципе двух вращающихся элементов, между которыми образуется площадка для транспортировки технической жидкости. Зубчатые насосы имеют более сложную устройство и могут работать при различных температурах и давлениях, что делает их более универсальными.

масляный насос

Кроме того, существуют еще два вида насоса – гидрокинетические и шариковые. Гидрокинетические насосы обеспечивают подачу масла на более высоких скоростях, а шариковые насосы имеют наибольшую производительность, обладают меньшим весом и занимают меньший объем.

Как часто меняете масло?

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...

Фильтр

Один из основных компонентов фильтра – это фильтрующий элемент. Он представляет собой сетку или матерчатый элемент из непроницаемых материалов, занимающий центральное место в корпусе фильтра. Он служит для задерживания всех примесей, попадающих в моторное масло.

конструкция масляного фильтра

Принцип работы

После ознакомления с элементами ССД несложно догадаться, как устройство работает. Если упрощать, то принцип работы системы смазки двигателя – перемещение масла с нужной скоростью и давлением.

Схема системы смазки

Совсем чуть-чуть углубимся в устройство системы смазки двигателя.

  1. Мотор заглушен, смазывающая жидкость в поддоне, но не вся часть ее остается на деталях в виде масляной пленки.
  2. Водитель заводит ДВС, коленчатый вал начинает двигаться, а вместе с ним и масляный насос.
  3. Из поддона по маслозаборнику масло  попадает к насосу, проходит сквозь него и направляется к фильтру.
  4. Очистившись в фильтре смазка по каналам (возможно с помощью форсунок) отправляется к теплонагруженным элементам двигателя. Где-то в каналах обычно располагается датчик давления.
  5. Поработав, смазывающая жидкость может отправиться в радиатор, который должен ее охладить.
  6. Если радиатора нет, то смазка опять стекает в поддон.

Разновидности

Неудивительно, что в процессе развития появилось множество систем смазки, классификация которых проводится на основе разных признаков.

Основное деление проводится по типу подачи масла. Она может происходить под давлением, разбрызгиванием или быть смешанной. Последняя наиболее эффективна. Если система смазки смешанная, то нагруженные детали получают смазывающую жидкость под давлением. А работающие в относительно легких условиях смазываются самотеком или парами.

По типу картера система смазки может быть с мокрым или сухим картером. Первая разновидность используется на большинстве обычных легковых машин. В ней емкостью для сбора смазывающей жидкости служит поддон картера. Авто, которые работают в условиях больших перегрузок, используют ССД с сухим картером. В ней масло аккумулируется в так называемом баке, картер остается сухим.

Мокрый и сухой

По способу вентиляции картера система смазки может быть открытой и замкнутой. При открытой газы из картера уходят в атмосферу через сапун. При более экологичной замкнутой картерные газы направляются в цилиндры для дожигания.

По типу охлаждения бывают с радиатором и без. В системах без радиатора масло охлаждается в поддоне. Для спортивных авто для этой цели используется масляный радиатор.Упрощенная схема

Некоторые поломки систем смазки

НеисправностьПричина возникновенияКак устранить
Зажигание включено, лампа давления масла не загорается
  • На приборной панели перегорел индикатор.

  • Повреждена проводка датчика давления.

  • Неисправен датчик давления масла.
  • Сменить лампочку в панели приборов.

  • Проверить проводку и фишку датчика давления.

  • Сменит датчик давления смазки.
Лампа на щитке приборов загорается при высоких оборотахРедукционный клапан вышел из строя.Проверьте уровень смазки, при необходимости скорректируйте. При сохранении симптома замените клапан.
На щитке приборов постоянно горит масленка
  • Критически низкий уровень смазки.

  • Неисправен масляный насос.

  • Критически забит масляный фильтр.

  • Забит масляный канал.
  • Долейте смазку до уровня.

  • Проверьте давление масла манометром.

  • Проверьте состояние и замените масляный фильтр.

  • Прочистите масляные каналы.
Мотор "жрет" масло.
  • Неверное подобранная вязкость смазки.

  • Залегли маслосъемные кольца на поршнях.

  • Неисправны маслосъемные колпачки клапанов.

  • Износ мотора.
  • Смените смазку, залив соответствующую требованиям производителя.

  • Сделайте раскоксовку.

  • Замените маслосъемные колпачки.

  • Проведите капитальный ремонт двигателя

Какие могут возникнуть поломки смазочной системы:

  • Самая частая проблема системы смазки – использование некачественного масла. Его характеристики могут быть изначально неподходящими для мотора. Или смазывающая жидкость из-за долгого использования теряет свойства и становится неподходящей.
  • Поломка насоса. Если насос выходит из строя, то все элементы работают неэффективно, что повлечет за собой серьезные последствия для двигателя. Наиболее распространенной причиной поломки насоса является его износ, который происходит из-за длительной эксплуатации или низкого качества масла.
  • Неисправность масляного фильтра. Если фильтр перестает работать должным образом, то мусор и грязь могут проникнуть в ДВС, что приведет к серьезной поломке. Серьезными проблемами оборачивается ситуация, когда некачественный или неверно установленный фильтр становится пробкой системы смазки. Поэтому не стоит экономить при выборе, ну и при каждой замене масла меняется и фильтр.
  • Потеря масла. Если ДВС не получает достаточного количества смазывающей жидкости, то это приведет к поломке. Потеря может быть вызвана различными причинами, такими как повреждение каналов или утечка масла из-за износа уплотнительных колец.

фильтр грубой и тонкой очистки масляной системы

Обслуживание

Первым и чаще единственным способом обслуживания является своевременная замена масла и фильтра на новые, качественные. Эта процедура необходима не реже, чем через каждые 10 тыс. километров, в зависимости от условий эксплуатации и типа двигателя. Без хорошего масла и фильтра система смазки не будет выполнять свои функции. А двигатель износится в разы быстрее.

Расчет замены моторного масла по моточасам

Средняя скорость
км/ч
Ресурс масла в моточасах
мч.

Расчет моточасов по пробегу и средней скорости

Пробег после замены масла
км.
Средняя скорость после замены масла
км/ч

При покупке смазывающей жидкости опирайтесь на допуски производителя, заливайте необходимый объем. Регулярно следите за уровнем, даже если мотор не замечен в расходе масла.

К покупке фильтра относитесь не менее скрупулезно, чем к выбору смазки.

Базовое маслоПримерный ресурс в моточасах
Минеральное170-200
Полусинтетика200-250
Гидрокрекинг250-300
Полностью синтетические300-350
Цифры приблизительные. После этих сроков масло начинает значительно терять в свойствах.

Кто хочет сильно заморачиться, может сдать слитое масло в лабораторию для анализа. Из него будет видно как работает смазка, в каком состоянии двигатель. Опираясь на эти данные, можно перейти на масло другого производителя.

Если материал был полезен, напишите комментарий. Если оказался бесполезен или неточен, тем более пишите.

Пётр Викторович

Меня зовут Пётр Викторович - я основатель и руководитель этого проекта. С автомобилями связана вся моя профессиональная жизнь. 17 лет я работал автомехаником, начинал с работ по подвеске, потом научился ремонту двигателей. Уже 13 лет  являюсь владельцем небольшого сервиса. Не так давно стал развивать несколько интернет проектов об автомобилях.

Оцените автора
Добавить комментарий